Воды суши.Реки.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок разработан дляучащихся 5 класса, из раздела "Водная оболочка Земли",УМК А.А.Летягин. Цель урока: создатьтворческую атмосферу для изучения и формирования знаний о водах суши.их происхождении и значении в хозяйственной жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по географии 5 класс
Тема: Воды суши. Реки.
ФИО Петровская Надежда Николаевна
Место работы МКОУ ЗАТО СОШ № 232 г. Знаменск
Должность Учитель
Предмет География
Класс 5
Базовый учебник География. А.А. Летягин, издательство «Вентана – Граф», 2012.
Раздел Геосферы Земли
Глава Водная оболочка Земли
Урок Воды суши. Реки.
Тип урока «открытия» нового знания
Цель урока создать творческую атмосферу для изучения и формирования знаний о водах суши, их происхождении, и значении в хозяйственной жизни человека.
Планируемые образовательные результаты:
- Личностные – осознать ответственное отношение к обучению, сформировать интеллектуальные умения, задуматься о ценности водных ресурсов, о сохранении их чистоты
- Метапредметные – уметь работать с географическими картами, использовать адекватно речевые средства для дискуссии, ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос, анализировать информацию, составлять определение понятиям, создавать обобщения, уметь работать в коллективе.
- Предметные – познакомиться с разнообразием водами суши, характеризовать реки по плану, объяснять зависимость характера течения рек от рельефа, расширить представление на вопрос: «Какое значение имеют воды суши в хозяйственной деятельности человека?»
Решаемые учебные проблемы:
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. Нужно ли изучать воды суши? Их разнообразие? Какую цель мы можем поставить в связи с темой урока? На какие вопросы необходимо ответить? Что мы будем делать, чтобы ответить на этот вопрос? Какое значение имеют воды суши в хозяйственной деятельности человека? Нужны ли вам те знания и умения, которые вы приобрели на уроке и для чего они нужны?
Задачи урока:
- Образовательные – сформировать у учащихся представление о географических особенностях рек. Способствовать усвоению новых понятий: исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, горная река, равнинная река, порог, водопад.
- Развивающие – развивать логическое и абстрактное мышление
- Воспитательные – воспитывать устойчивый интерес к получению знаний, рациональность в учебно-познавательной деятельности
Формы организации работы: индивидуальные, парные, групповые
Оборудование: проектор, компьютер, видеофрагменты, раздаточный материал, контурные карты, географическая карта.
Интернет-ресурсы:
Учебник стр.102-103
Структура урока
- Организационный блок - 7 мин
Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь… На прошлом уроке мы с вами путешествовали по водам Мирового океана. Сегодня мы продолжим с вами путешествие, но для начала проверим, как вы знаете Мировой океан. Задание1. Работа по карте ( назвать и показать океаны, внутренние окраины и моря, заливы, проливы) Задание 2 защитить презентации. | 1.выступление ребят, работают с картой по плану 2. защита презентаций, темы: Атлантический океан, Индийский океан, Южный океан |
- Мотивационный блок – 7 мин
Цель: вызвать у учащихся элемент удивления, изумления.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Антуан де Сент-Экзюпери - демонстрация видеофрагмента (реки ) 2.Что, вы увидели, смотря видеофрагмент? 3. как вы думаете, что мы с вами будем сегодня изучать? 4.какие методы и способы будем использовать для усвоения темы | 1. смотрят видеофрагмент 2. высказывают свое мнение, вступают в диалог 3 называют – реки, дают определение 4высказывают предположения, называют ресурсы, где можно найти информацию |
3 Информационный блок – 13 мин
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 раздает рисунки каждому ученику произвольно(родник, водопад, водохранилище, глобус), формирует группы, раздает карточки с инструкцией. | 1 занимают места в группах, выбирают командира, изучают задания, составляют алгоритм действия, распределяют роли. |
Группа «Родник»
- Используя учебник, дайте определения терминам: река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел.
- Зайдите по ссылке (с.102 образование источника, ручья, реки). Ознакомьтесь с информацией.
- Нарисуйте схему речной системы и назовите ее основные части. Покажите на карте речную систему реки Лена.
- Разгадать кроссворд:
1.Р | ||||||
2. | Е | |||||
3. | К | |||||
4. | А |
1 – углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно. 2 – местность, с которой река со своими притоками собирает воду. 3 – река, впадающая в более крупную реку. 4 – пониженная часть речной долины
Группа «Водопад»
- Прочитайте материал в учебнике, ответьте на вопросы: что является истоком горных рек, как рельеф влияет на скорость течения, почему на горных реках образуются пороги и водопады.
- На карте найдите водопады: Виктория, Ниагарский, Анхель.
- Используя компьютер, создайте презентацию (3 слайда) с изображением этих водопадов.
Группа «Водохранилище»
- Прочитайте материал в учебнике, ответьте на вопросы: что является истоком равнинных рек, как рельеф влияет на скорость течения, почему на равнинах реках строят ГЭС.
- На карте России найдите реку Волга и расположенные водохранилища
- Составить презентацию (3-5 слайдов) о реке Волге.
Группа «Гидрологи»
- Изучите материал стр.100-102 учебника, заполните таблицу:
особенности | Терек | Волга |
| ||
| ||
| ||
| ||
5.природные богатства реки |
4 Открытие нового знания – 8 мин
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.заслушивает командиров и членов групп с результатами работы. 2. просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения 3. обсуждает с учащимися, что узнали нового, структурирует материал | 1. выступление командиров, членов групп 2. обмен мнениями, обсуждение, дополнение. |
- Применение нового знания – 8 мин
Цель: применение знаний в новой ситуации
Задание 1 . «Узнай меня»
Учитель называет реки(Волга,Урал,Обь,Енисей,Амур,Нил,Конго,Амазонка), ученик показывает на карте.
Задание 2. Работа в парах: «Найди вторую половинку». Классифицируй реки по рельефу.
Волга, Ниагара, Замбези, Кама | Вдп: Виктория, Ниагарский; вдх : рыбинское и нижнекамское. |
Задание 3 . работа с учебником стр.102 № 2,3,4.
- Учитель подводит итог, отмечает наиболее правильные и удачные решения учащихся, выставляет оценки.
6. Рефлексия – 2 мин
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Ставит перед учащимися задачу:
Продолжите эти предложения:
1.Сегодня я узнал…….
2. Было интересно……
3. Было нелегко………
4. Я понял, что………..
5.Мне понравились задания……………….
6. Я научился…………
7. Меня удивило………
1.составьте фотоколлаж «Водопады мира», или «Реки мира»
2.выучите термины
3 . дайте характеристику реки нашей местности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Воды суши. Реки"
Презентация по теме "Воды суши. Реки" демонстрирует крупнейшье реки мира, России, части рек,речную систему, горные и равнинные реки, пороги и водопады....
Презентация по географии "Воды суши. Реки"
Презентация по географии 6 класс "Воды суши. Реки"...
Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»
Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...
6 класс. Гидросфера 8 урок. «Воды суши. Реки.»
Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...
Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".
Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...
Презентация "Воды суши: реки и озёра".
К уроку географии 6 класса по теме: Воды суши: реки и озёра....
Технологическая карта "Воды суши-реки"
УМК: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский , Физическая география. 6 класс,М., «Русское слово», 2011.Тема урока: Воды суши – реки.Тип урока: открытие нового знания...