Обобщающий урок по теме гидросфера
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Обобщающий урок для 6 класса по теме "Гидросфера" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_gidrosfera.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.
Уже несколько уроков Мы с вами изучаем эту необыкновенную, загадочную, такую необходимую всему живому и легко ранимую оболочку земли. Которая называется ….гидросфера.
А с чем у каждого из вас ассоциируется слова вода?
И я хочу вас пригласить в морское путешествие. Я знаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое, же путешествие может быть в середине учебного год? И вот я вспомнила слова А.Т.Твардовского.
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места в даль.
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на четырёх кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь!
Узнали капитана? А как у него называлась яхта? А какая фраза этого капитана стала крылатой?
Сейчас мы узнаем названия наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля, например, «Бесстрашный», «Неустрашимый», «Неуловимый» и «Непобедимый»).
На палубе нашего корабля четыре каюты, располагайтесь удобнее. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий и сигнализировать мне в случае затруднений и вести бортовой журнал. Ещё нужны два шифровальщика, шкипер, боцман
Какими чертами характера должен обладать каждый юнга на корабле?
На бортовом журнале изображен флаг. Что это за флаг? (Андреевский флаг)
Давайте вспомним правила работы в команде
Правила работы в команде
- Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
- Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются.
- Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха.
- Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.
- Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.
- Если возникает какой-то вопрос - разберемся в нем.
Считай, ты потерял день,
В который ты не улыбнулся.
А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.
В командах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
А теперь, в путь по океану знаний к Острову успеха.
Как сказал адмирал Нахимов: «У русского моряка не может быть ни легкого, ни трудного пути, у него один – славный путь!»
я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка.
Время на выполнение- 6 минут.
Задание «Тест моряка»
Квалификационный тест юного моряка.
1.Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане:
а) приливы и отливы; б) постоянные ветры; в) рельеф морского дна.
2. Главная река со всеми притоками образует:
а) водораздел б) речную систему в) бассейн реки г) речную долину
3.Цунами – это:
а) волны, вызванные морскими приливами;
б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясений;
в) волны, вызванные ветром.
4. Как называется место впадения реки в другой водоем?
а) исток б) устье в) приток г) водораздел
5. Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:
а) весной; б) летом; в) осенью.
6. На каком материке расположено озеро Байкал?
а) Евразия б) Австралия в) Северная Америка г) Африка
7. Какие виды вод суши не встречаются в вашей местности:
а) реки; б) озёра; в) ледники; г) болота; д) водохранилища.
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ответ | б | б | б | б | а | а | в |
Взаимоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы ключа). Время выполнения 6 минут.
Что должен знать каждый мореплаватель. Карту…. Старая карта. От времени стёрлись все объекты. Давайте восстановим карту
Задание карта. Нанести объекты гидросферы…
Перед нами архипелаг Литературный.
Задание «Литературные загадки»
Ребята, задают друг другу вопросы в стихотворной форме.
Какой процесс происходящий в гидросфере, описал поэт?
«Чтобы не быть с географией в споре.Волга впадает в Каспийское море.Хоть в это поверить не очень легко.Но в Волге вода есть реки Лимпопо.И, путешествуя облаком пара,Воды из Волги текут в Ниагару.Волги вода и в Байкале и в Ниле.И в Танганьике, и в нашей квартире.Значит, должны понимать это все мы:Реки – часть водной единой системы.Но, чтобы не быть с географией в споре.Волга впадает в Каспийское море. .Якимов.
2). Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении? Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам …….весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Некрасов. Дед Мазай и зайцы
3).Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»? (26 слайд)
Байкал как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали: «Чаша вод»,
Да. Но какая «Чаша»!
-------------------------------------
Как море чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла напиться. И.Ландо.
Физминутка
Географическая разминка:
Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки в «замок»:
«Все вместе! Повторяйте за мной».
«Полный штиль!» - руки без движения;
«Волны!» - лёгкое волнообразное движение сцеплёнными руками;
«Волны сильнее!» - движение более сильное;
«Шторм!» - волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту.
Комментарий учителя: «А как движутся цунами? Покажем вместе!»: совсем другое движение – руки движутся от себя, «набегают на берег» (1 раз).
Географические координаты
Бутылочная почта
В океане плывёт.
Назовите почтальона,
Который её к берегу несёт? (Ответы детей: волна, течение)
Помогите ! Наш корабль терпит бедствие . Наши координаты 20 градусов южной широты, 47 градусов восточной долготы (остров Мадагаскар)
- « Рекорды гидросферы» :
В книге рекордов Гиннеса,
Рекорды морские есть.
Давай – те мы с вами рекорды побьём!
И самое – самое,
Сейчас назовём.
– самое соленое замкнутое – Мертвое
– самый большой океан – Тихий
– самый маленький океан – Северный Ледовитый
– самое глубокое место в Мировом океане – Марианский желоб, 11.022 м
– самое глубокое озеро– Байкал
- cамое большое озеро – Каспий
Практическая работа «Морские волшебники».
На парте стоят стеклянные банки, содержащие литр водопроводной воды, соль и мерные стаканчики для относительно точного дозирования сыпучих веществ.
Приглашаются шкиперы, которые играют роль волшебников. Им предлагается по указанной инструкции попробовать совершить «чудо» - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.
Первому «волшебнику» необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря (11), а второму – Красного моря(42), третьему- Черного моря (17), четвёртому –океаническую (35).
- Молодцы, юнги, вы настоящие волшебники и мы продолжаем с вами путешествие.
В это время работают шифровальщики, матросы ищут ошибки в текстах
- «Небылицы»
Учащиеся получают карточки с записанными на них небольшими рассказами капитана
Врунгеля, в которых допущены географические ошибки. Задача – за минимальное время найти и исправить ошибки.
Текст содержит 5 ошибок.
Рассказ №1.
“История о черепашках”.
Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания
морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.
Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.
Рассказ № 2
“История о черепашках”.
Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших гор, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.
Ошибки в тексте № 1:
1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;
2) Куросио – не название черепах, а течение;
3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;
4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;
5) воды Красного моря – самые солёные среди вод Мирового океана
Ошибки в тексте № 2:
1) Иссык Куль не море, а озеро;
2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;
3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;
4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;
5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.
Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу: составить кластер «Значение воды»
Какую роль для человека играют объекты гидросферы?
1) источник питьевой воды;
2) моря, реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение);
3) на многих реках строятся ГЭС, которые дают электроэнергию;
4) моря, реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение;
5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине;
6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.);
7) Реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота;
8) Побережья морей, рек, озер, водохранилищ – прекрасные места для отдыха людей.
Человек ежедневно имеет дело с водой даже не задумываясь, что в нем самом содержится 45—50 литров жидкости! Кровь на 83 процента состоит из воды, ее доля в костях, мышцах и органах тоже довольно велика.
Значение воды для здоровья трудно оценить, ведь стоит ее уровню в организме человека понизиться на 2 процента, и он сразу же ощутит недомогание. Для прекрасного пола водный дисбаланс вообще грозит потерей привлекательности: кожа, волосы и тело постоянно нуждаются в силе живительной влаги!
В чистой питьевой воде нет калорий, так что проблемы с весом никому не грозят. Взрослый человек должен выпивать за день не меньше двух литров воды так как она способствует доставке кислорода в клетки, транспортирует полезные вещества, вымывает токсины и ускоряет процессы регенерации. На вопрос, какую воду нужно пить, как правило, врачи отвечают: любую и как можно больше. Это не совсем так. Чай, кофе, пиво, алкоголь, искусственные напитки помимо того, что содержат воду, содержат и обезвоживающие вещества, такие как кофеин, а также различные химические компоненты.
Доказано, что если вы потребляете указанные напитки, то из вас выходит большее количество жидкости, чем вы приняли.
В жаркую летнюю погоду дозу выпиваемой воды нужно увеличить, поскольку организм активно теряет влагу.
Всего лишь пять стаканов воды в день снижают риск инфаркта, а еще вода — естественная смазка для суставов.
Учитель подводит к тому, что человек обязан очень бережно относиться к этому компоненту природы, Гидросфера находится в тесном взаимодействии с другими оболочками Земли, образует единый комплекс, частью которого и является человек.
Заполняем лист самооценки
Рефлексия:
А теперь продолжите высказывания:
- Я вспомнил о такой оболочке Земли, как ….
- Мне сегодня на уроке было интересно узнать …
- Какое задание было трудно выполнять? Почему?
- Я сегодня хорошо …
- Я это повторял для того, чтобы …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)
Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный...
Обобщающий урок по теме "Гидросфера" 6 класс
Цель урока:закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Гидросфера»...
Презентация к обобщающему уроку по теме "ГИДРОСФЕРА" 6 класс
Данная интерактивная презентация содержит материал для проведения игрового урока по теме "Гидросфера"...
Обобщающий урок по теме "Гидросфера"
Обобщающий урок по теме "Гидросфера" представлен в виде урока-КВН. Учащимся предлагается для закрепления изученного материала разнообразные задания, которые также способствуют развитию кругозора по пр...
Обобщающий урок по теме "Гидросфера"
Обобщающий урок по теме "Гидросфера" представлен в виде урока-КВН. Учащимся предлагается для закрепления изученного материала разнообразные задания, которые также способствуют развитию кругозора по пр...
Обобщающий урок по теме "Гидросфера"
Урок содержит разнообразные задания для систематизации и обобщения знаний учащихся по разделу "Гидросфера"...
Обобщающий урок по теме "Гидросфера".
Обобщающий урок по теме "Гидросфера", где в игровой форме закрепляются основные положения данного раздела. Проводится проверка как теоретических, так и практических знаний обучающихся....