"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)
методическая разработка по теме
Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особое важное место при этом занимает анализ и синтез, они неразрывно связаны друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мыслительных операций на уроках географии (на примере анализа и синтеза) | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мыслительных операций на уроках географии
(опыт работы учителя географии МБОУ СОШ № 7 г. Конаково
Калиновской Натальи Сергеевны)
Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особое важное место при этом занимает анализ и синтез, они неразрывно связаны друг с другом.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Можно выделить следующие виды анализа:
- Расчленение целого на части;
- Переход от конкретного к абстрактному;
- Переход от следствий к причинам.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Можно выделить следующие виды синтеза:
- Элементарный синтез – составление целого из его частей;
- Обобщенный синтез – переход от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков;
- Синтез, устанавливающий связь причин и следствий.
Приведем несколько примеров использования анализа и синтеза на уроках географии, способствующие развитию мышления учащихся.
Например, в 8 классе при изучении темы «Природные зоны России», необходимо уметь анализировать особенности природных зон и на основе анализа обобщать материал. Так как на момент изучения данной темы учащиеся уже имеют представления о растительном и животном мире России, то очень быстро анализируют особенности каждой природной зоны и делают вывод.
Пример: Дается текст с перечнем животных.
Здесь обитают медведи и лисы, волки и лоси, северные олени, тетерева и глухари, дятлы и кедровки, клесты и другие животные.
Задание: найдите лишнее животное из этого перечня и объясните, почему выбрано именно это животное.
Учащиеся отмечают, что лишнее животное – северный олень, так как в тексте перечислены животные, характерные для одной природной зоны – тайги, а северный олень является ярким представителем зоны тундры. Таким образом, учащиеся, проанализировав текст, смогли сделать правильный вывод, т.е. перейти от конкретного к абстрактному.
Или приведем пример обратного задания. Учащимся необходимо от абстрактного перейти к конкретному. Дается текст, где указывается характеристика природной зоны.
Здесь суровые природные условия. Короткое прохладное лето с внезапными похолоданиями, обилие болот и гнуса. Длинная, холодная, малоснежная зима с сильными ветрами. Леса нет. Но летом здесь можно получить удовольствие от сбора грибов, ягод, рыбалки.
Задание: определите, о какой природной зоне идет речь. И опять учащиеся начинают анализировать текст. Речь идет о суровых природных условиях, следовательно, данная природная зона расположена на севере. В этой природной зоне отсутствует лес, поэтому речь идет о северных безлесных зонах. Учащиеся вспоминают, что к северным безлесным зонам относятся: зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры. Опять движемся путем предположения. В арктической пустыне болот не может быть, ягоды не растут, поэтому дается описание не этой природной зоны. Если в тексте указано, что в данной природной зоне отсутствует лес, значит, это не лесотундра, так как в зоне лесотундры местами встречаются деревья или группы деревьев. На момент изучения природных зон, учащиеся знают особенности климата, растительного и животного мира, поэтому, проанализировав главные признаки, учащиеся подходят к выводу, что дается описание тундры. Это пример обобщенного синтеза, когда учащиеся переходят от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков.
К видам анализа можно отнести расчленение целого на части. Так, в 6 классе, при изучении «Мирового океана», учащиеся знают, что такое Мировой океан – это все океаны вместе взятые на планете. Работая с картой, анализируют существующие океаны, т.е. целое расчленяют на части, и устанавливают океаны в порядке уменьшения их площади, т. е. на основе анализа делают вывод, что Тихий океан – самый большой по площади, а Северный Ледовитый океан – самый маленький по площади океан. Обобщают свои суждения в виде диаграммы.
1 – Тихий океан; 2 – Атлантический океан; 3 – Индийский океан; 4 – Северный Ледовитый океан.
География – предмет, где необходимо уметь «читать карту», т. е. анализировать информацию и делать выводы. Поэтому, работа с картой является одним из главных методов изучения географии, так как карта – это «язык географии». Так, в 7 классе при изучении темы «Природные зоны Австралии», учащиеся проводят анализ карты, выявляя, какие природные зоны имеются на материке. Далее опираясь на текст учебника и презентацию, подготовленную учителем, заполняют таблицу «Природные зоны Австралии», где указывают ярких представителей растительного и животного мира. После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод о том, что органический мир Австралии уникален и своеобразен.
В 6 классе, тема «Рельеф», учащиеся должны понимать, в чем отличие между горой и холмом. Учащиеся анализируют картинки с изображением горы и холма, а далее обобщают материал, находя черты сходства и различия.
Изыскать возможности для формирования и совершенствования операций анализа и синтеза можно при работе с любым учебным материалом. Особенно этому способствует работа с учебной литературой как источником новых знаний. Объектами анализа и синтеза могут быть текст, описанные явления, графики, таблицы, модели и т. д. Наиболее важным при работе с учебником является понимание текста. В основе понимания лежат: знания слов, понимание смысла предложения, установление связи между смысловыми частями текста. Так, в 8 классе изучаются крупные природные районы (а в 9 классе - экономические районы) по определенному плану. Учащиеся, работая с текстом учебника, учатся разбивать текст на смысловые части, соединять части текста и формулировать главную мысль, самостоятельно получать знания, т. е. целое делят на составные части. Изучив отдельно каждый пункт плана, учащиеся обобщают материал, делают вывод, таким образом, объединяют отдельные звенья в одно целое.
Учащиеся на уроках устанавливают причинно-следственные связи. Анализируя карту, например, при изучении Австралии в 7 классе, учащиеся, опираясь на особенности географического положения, делают вывод о климате материка. Или, наоборот, переходят от следствий к причинам. При изучении рельефа Африки в 7 классе, учащимся задается вопрос: Почему на западе Африки расположена пустыня Намиб? Опираясь на изученный материал и анализируя карту, учащиеся могут сделать вывод о причинах расположения пустыни Намиб на западе материка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ и синтез способствуют развитию творческого мышления учащихся. Мыслительные операции анализ и синтез в этом помогают, они неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительных способностей на уроках географии с помощью проблемного обучения
Изменившееся качество жизни требует от выпускника решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;более полно принимает себя и свои чувства;станови...
Диагностика уровня развития основных мыслительных операций на уроках химии
Материал о том, как помочь "научить ученика мыслить". предложены варианты заданий на развитие мыслительных операций....
«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»
Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....
Развитие мыслительных операций на уроках английского языка
В статье рассматриваются способы развития мыслительных операций на уроках английского языка....
Развитие мыслительных операций на уроках биологии
Развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы...
Развитие мыслительных операций. Анализ и синтез на уроках русского языка в 5 классе
Данная презентация была использована на уроке русского языка в 5 классе, а затем взята за основу для выступления на педсовете "Особенности ФГОС ООО: теория и практика"...
«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»
Темой моего научного исследования является «Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания», то есть выбранным лично...