Развитие мыслительных операций на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему
Развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myslitelnykh_operatsiy_na_urokakh_biologii.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Одна из важнейших методических задач образования - развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека.
Поэтому развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы. (Слайд 2) Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Хорошее мышление, способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что- то с чем-то сопоставить, и кого-то с кем-то рассудить.
Развитие мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
(Слайд 3)Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
(Слайд 4) Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
(Слайд 5) Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
(Слайд 6) Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.
(Слайд 7) Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
(Слайд 8) Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
(Слайд 9) Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
При помощи заданий не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета.
Для активации познавательной деятельности учащихся используется проблемное обучение, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая работа учащихся с усвоением готовых выводов науки, устойчивые мотивы учения и мыслительные способности в ходе усвоения ими материала. Именно проблемная ситуация побуждает ученика логически мыслить, а проблемная задача направляет мышление в определенное русло.
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемная ситуация возникает тогда когда возникает затруднение, порождающее несоответствие, несогласованность, недостаточность между имеющимися знаниями и теми которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.
И эта недостаточность должна быть осознана учащимися. В свою очередь, чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе. Учащиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности. В противном случае это будет способствовать не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.
Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной. Нередко учебной проблемой при изучении школьного курса служит задача, которая когда- то возникла, как научная проблема. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель.
Например: (Слайд 10)
Второй пример - при изучении темы «Насекомые » (7 класс Биология). (Слайд 11)
Таким образом, подобная деятельность способствует повышению адаптивных возможностей ребят за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки.
Можно предложить творческие задачи, для решения которых, зачастую не достаточно урока, необходимо использование дополнительной литературы, справочников. Например, при изучении темы «Млекопитающие» (7 класс Биология).
(Слайд 12,Слайд 13)
Учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета.
Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации, который сегодня обрел лавинообразный характер: научно-популярная литература, различные средства массовой информации, Интернет. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Развитие мышления происходит посредством образов. Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. Одним из способов повышения интереса к биологии, углубления знаний является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных на различных стадиях учебного процесса. В отличие от обычных технических средств обучение информационным технологиям, позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информаций развивая мышление.
Структура знаний включает факты, представления, понятия, законы, идеи, теории.
Факты могут быть получены в результате эксперимента, наблюдения или восприятия со слов учителя, учебника, так, на уроке биологии в 6 классе ученики наблюдают факт прорастания семян и выводят знания условий необходимых для прорастания.
Важную роль имеют и понятия, которые образуют в результате мыслительной деятельности с помощью логических методов обработки информации (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). В школьном обучении понятия не появляется в готовом виде, а развиваются и формируются. Например, понятие «вид» в курсе биологии вначале появляется в сознании детей в 6 классе и включает в себя группу особей, сходных по строению. Далее в старших классах оно «обрастает» признаками: сходные морфологические и физиологические признаки, единое происхождение и плодовитое потомство.
Особую роль в формировании мышления играют законы и закономерности, которые позволяют связать факты, представления и понятия в единую систему. Например, закон зародышевого развития, биогенетический закон, законы Г.Менделя при изучении биологии. Важное внимание в процессе обучения нужно уделять выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся.
Для формирования умения работать с книгой важную роль играют вопросы для самоконтроля. Они включают содержание только отдельных абзацев текста, наиболее сложных для усвоения, или имеют обобщающий характер. Если тест учебника насыщен фактическим материалом, то учащимся предлагается обобщающие вопросы по содержанию всего параграфа в целом. Такие вопросы помогают ученикам научиться вычленять главное в тексте. Вопросы для самоконтроля требуют проявления самостоятельности мышления, умения обобщать факты и на их основе делать выводы.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются такие средства обучения как: сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, таблицы и схемы.
Повышение мыслительной активности учащихся способствует использование сравнительных схем. Их построение дает возможность уточнить черты сходства и различия, что содействует развитию мыслительной деятельности учащихся – анализу и синтезу. С целью закрепления, уточнения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для развития умений использовать знания на практике можно предложить смонтировать сравнительные схемы. Например, для закрепления знаний по морфологии клетки можно дать задание составить сравнительную схему строения растительной и животной клеток.
Таблица 1
Органоиды | Растительная клетка | Животная клетка |
1 Ядро | ||
2.Плазматическая мембрана | ||
3. Цитоплазма | ||
5. Митохондрии | ||
6. Рибосомы | ||
7. Пластиды | ||
8.Вакуоль | ||
9.Эндоплазматическая сеть | ||
10. Комплекс Гольджи |
Для систематизации результатов наблюдений в природе целесообразно использовать следующие таблицы:
Таблица 2
Приспособленность позвоночных животных к образу жизни
Вид | Приспособления | ||
К климатическим условиям | к характеру пищи | к добыванию пищи | |
Травяная лягушка | |||
Прыткая ящерица | |||
Деревенская ласточка | |||
Дельфин -белобочка |
Таблица 3
Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания
Экологическая группа птиц | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Птицы леса | ||
Птицы открытых пространств | ||
Водоплавающие птицы | ||
Птицы побережий, водоемов и болот |
Сравнительные текстовые таблицы используются почти во всех темах курса биологии. Они включают объекты, с которыми учащиеся уже знакомы, если это целесообразно для изучения текущего материала.
Таблица 4
Особенности внешнего строения пресмыкающихся и млекопитающих
Сравниваемый признак | Пресмыкающиеся | Млекопитающие |
Форма тела | ||
Покровы тела | ||
Отделы тела | ||
Расположение конечностей |
Обобщающие таблицы можно заполнять в процессе изучения материала всей темы. Они несут смысловую и дидактическую нагрузку в зависимости от поставленных целей обучения. Такие текстовые таблицы позволяют раскрыть логику обобщения.
Процесс мышления не возможен и без сравнения. (Слайд 14) Мы часто слышим: «Все познается в сравнении», «Без сравнения нет обучения». В биологии прием сравнения очень важен, так как он позволяет увидеть и понять процесс эволюции живого мира. Давайте и мы с вами попробуем: (Слайд 15, Слайд 16)
Мыслительные операции - выделение главного и сравнение непременно должны заканчиваться выводом, обобщением. Дидактическая суть обобщения – выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик.
В 7 классе при изучении многообразия живого мира на уроках биологии большое значение имеет выделение общих признаков, характерных для царства, типа, отдела, класса, как систематических категорий.
Необходимо научить работать с текстом, рисунками, вопросами, учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал, логически мыслить.
Одним из способов развития мышления является игра. Психологи доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечить психологическую разрядку, способствует активизации мышления, помогает преодолеть скованность, неуверенность, порой страх в душе ребенка. Именно в игре он активно мыслит и творит свободно. На своих уроках применяю различные виды игр. (Слайд 17) Через игру дети узнают об удивительном мире природы, учатся делать выводы, лучше запоминают.
(Слайд 18)
(Слайд 19)
(Слайд 20)
(Слайд 21)
(Слайд 22)
Любой развитой человек должен обладать разумным мышлением. И нужно, чтобы учитель способствовал этому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Развитие мыслительных операций у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях посредством комплекса компьютерных игр.
Данная программа направлена на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., её можно с успехом ...
Диагностика уровня развития основных мыслительных операций на уроках химии
Материал о том, как помочь "научить ученика мыслить". предложены варианты заданий на развитие мыслительных операций....
«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»
Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....
Развитие мыслительных операций на уроках английского языка
В статье рассматриваются способы развития мыслительных операций на уроках английского языка....
"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)
Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышл...
Развитие мыслительных операций. Анализ и синтез на уроках русского языка в 5 классе
Данная презентация была использована на уроке русского языка в 5 классе, а затем взята за основу для выступления на педсовете "Особенности ФГОС ООО: теория и практика"...
Коррекционная работа по развитию мыслительных операций учащихся с недостатком интеллекта на уроках слесарного дела
Цель данной работы – развитие операций мышления у подростков с интеллектуальной недостаточностью на уроках слесарного дела.Задача – подобрать и апробировать систему упражнений на развитие ...