Семантико-семиотическая технология на уроках географии.
статья по географии (7 класс) на тему

Хазарова Наиля Фаритовна

Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии-является семантико-семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково-символическое кодирование). Данная технология включает в себя различные варианты знаково-символического кодирования: сигнальные загадки, символы, схемы, логические цепочки и др. Благодаря подходу и разнообразию приемов открывается неистощимый запас творческой энергии личности и осуществляется его самореализация. Выражается это в огромном интересе к предмету, желании познавать новое и получении эмоционального удовлетворения от результата, что создает условия для самого качественного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМАНТИКО - СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

                                                                                          Хазарова Н.Ф.,учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирский лицей № 48 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

 Введение ФГОС второго поколения предполагает  создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

Формируется личность школьника, способная к самореализации, самостоятельному решению проблем, формированию знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание учиться. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от них к содержанию.

Внутренняя побудительная сила заставляет человека переходить к действию. В учебной деятельности  - это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы. Учиться, должно быть интересно, что играет большую роль в деятельности ребенка. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро, с удовольствием и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость и удовлетворение, что является одним из условий ФГОС.

В познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена:

1. понимание ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта деятельности;

2. сознательное отношение к усвоению материала;

3. эмоциональное состояние и подъем;

4. формирование познавательных интересов;

5. ожидаемый результат.

Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. Усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса на положительное отношение к изучению географии. Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вам предстоит узнать…», «Докажите…», «Дайте обоснование…», «Защитите свою точку зрения…», «Как вы думаете, что произойдет, если…» - и т.д. В учебниках излагаются научные гипотезы, образные описания ландшафтов, отдельных объектов, стран, городов, народов, промышленных районов.

Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии – является семантико – семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково – символическое кодирование). В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова такое толкование слов: семантика – значение, смысл (языковой единицы), семиотика – наука о знаковых системах (языковых знаков)(1). Данная технология включает в себя различные варианты знаково – символического кодирования: сигнальные загадки, символы, схемы, логические цепочки и др. Благодаря подходу и разнообразию приемов открывается неистощимый запас творческой энергии личности и осуществляется его самореализация. Выражается это в огромном интересе к предмету, желании познавать новое и получении эмоционального удовлетворения от результата, что создает условия для самого качественного обучения.

Технология знаково – символического кодирования (семантико – семиотическая интерпретация) учебных текстов является моделью, которая отвечает естественным основаниям восприятия, хранения, воспроизведения информации, активно изменяющейся в процессе ее приема.

Данная технология подразумевает выражение смыслового содержания текстов посредством знаково – символических средств.  Основная суть интерпретации учебных текстов может быть представлена следующим образом:

-любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) и в рамках определенного алгоритма трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек);

-в последующем они активно используются учащимися учителем в процессе изучения конкретного материала.

Технология семантико – семиотической интепретации учебных текстов базируется:

- на современных философских представлениях о структуре информационного потока, его составляющих;

- универсальных принципах и закономерностях усвоения, хранения и воспроизведения информации человеком на физиологическом, нейросекреторном и психологическом уровнях;

- базовых составляющих личностно – ориентированного обучения.

Участками в рамках интерпретации учебных текстов являются сигналы и отдельные сигнальные загадки. Повторяемость часто не играет особой роли, если сигнал оказывается значимым, порой достаточно и один раз запечатлеть сигнальную запись. Кроме сигнальных загадок, в качестве одновременно инструмента обучения и самообучения, а также продукта интерпретации учебного текста применяются так называемые логические цепочки. Они наряду с сигнальными загадками также могут выступать в качестве участков хранения информации.

Кодирование как способ структурирования сигнала позволяет сделать вывод, что работа по составлению сигнальных загадок и логических цепочек обращена, в первую очередь, к переходу от внешнего к внутреннему структурированию информации. В результате более осознанной работе с информационными составляющими материала, углублению восприятия, улучшению запоминания, воспроизведения и оперирования полученными данными.

Возможности адресата в получении информации ограничены тем запасом текстов, которые допустимы знаковыми системами, имеющимися в его распоряжении, то увеличение  количества текстов (сигнальных загадок, отдельных сигналов, логических цепочек) в ходе семантико – семиотической интепретации приведет к расширению этих возможностей.

При передаче по информационному каналу кодовых сигналов слов и фраз из памяти извлекаются соответствующие этим сигналам объемы информации. Можно сделать вывод, что сигнальные загадки или отдельные сигналы, являющиеся, по сути, кодовыми элементами, декодируются и высвобождают объемы информации при восприятии их человеком не только произвольно, но и неосознанно, что приводит к росту частоты повторения и активации долговременной памяти.

Результатом полной обработки текста с помощью семантико – семиотической интерпретации учебных текстов является серия сигнальных загадок, расположенных в логической последовательности и вопринимаемых как единый текст. Суммирование таких кодированных фрагментов происходит непроизвольно в результате наличия связей между ними, обусловленных внутренней целостностью учебного текста.

Таким образом, процесс интерпретации соответствует физическим процессам приема, анализа, фрагментации, кодирования, декодирования и осмысления информации.

Психологический аспект сигнальной загадки обращен к личностно – ориентированному подходу в обучении, при котором человек самостоятельно осуществляет выбор наиболее оптимальных средств и способов (сигналов)  трансформации учебного текста в соответствии с личным уровнем готовности и адаптивным потенциалом.

Сигнальные загадки можно разделить на группы. Первая группа (излагающие, вопрошающие, парадоксальные, иллюстративные) относятся к контекст зависимым загадкам, поскольку их расшифровка требует ориентации интерпретатора в контексте.

Во второй группе инвариантные (универсальные, контекст независимые) сигнальные загадки могут соотноситься с контекстом любого из интерпретируемых текстов и опираются на универсальные понятия или общие закономерности в развитии процессов.

Контекст независимые сигнальные загадки могут быть названы универсальными: их оформление направляет мысль к верному декодированию вне зависимости от того, в каком контексте мы их рассматриваем. Связанное с этим развитие логико – аналитического  и абстрактного мышления, философский подход к проблемам помогают учащимся видеть единство мира через сходство или аналогию законов разных его частей. Эти загадки легко отгадываются без называния темы (ключа).

Повторные сигналы приводят к укреплению или совершенствованию ранее осуществленных изменений в системе, воспринимающей информационный поток. Информационные изменения в системе приводят к творчеству. Но, как известно, творчество в учебном процессе означает умение самостоятельно решать новые задачи новыми для человека способами. Творческий аспект работы над составлением сигнальных загадок свидетельствует о том, что данная технология направлена на развитие и активизацию личностных моментов. Каждый человек, составляя сигнальные загадки, будет пользоваться теми сигналами, которые близки его мировосприятию и соответствуют информационной зрелости.

Учащиеся, работая с текстом и выстраивая его интерпретацию, не только структурируют текстуальный информационный объем, но и синхронно производят операции по выстраиванию собственной личности, поскольку через создание личного текста осуществляется творческое самовыражение, ведущее к активизации мыслительных процессов разного уровня на фоне личной заинтересованности.

В ходе занятий возможны обмен сигнальными загадками между учениками, работа над ними в качестве поддерживающего материала.

Кроме того, в процессе взаимодействия педагога и обучающегося активную работу по составлению сигнальных загадок приходится осуществлять обеим сторонам. На фоне этого неизбежен обмен мнениями, результатами работы, сотрудничество на уровне поиска и взаимной поддержки. Очевидно, что благодаря технологии семантико-семиотической интерпретации учебных текстов субъектом образования становится не только пришедший за знаниями, но и знания дающий, что влечет за собой развитие равноличностных отношений, основанных на взаимном уважений.

Именно этот аспект работы с сигнальными загадками наиболее важен, поскольку создание атмосферы сотрудничества лежит в основе качественного обучения и позволяет наглядно реализовать одну из важнейших функций культуры – коммуникативную.

При составлении сигнальных загадок и логических цепочек не только осуществляются работа по образцу, аналитическая работа, абстрагирование, развитие речи, за которые отвечает левое полушарие, также происходит активная работа с образами, творческим самовыражением, эмоциональной сферой личности, что стимулирует правое полушарие.

Таким образом, технология семантико- семиотической интерпретации текста развивает не однобоко, а способствует гармонизации работы обоих полушарий формируя системно – интегративный тип мышления.

Овладение этой технологией позволяет:

-эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

-мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, собственное обучение, развитие и многих других. Подобные технологии применяются сейчас при составлении интеллект – карт.

География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивации учебной деятельности школьников

Список использованной литературы

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944стр.
  2. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988
  3. Вешнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Минск, 1995
  4. Назарова Л.Д. Актуализация знаний с помощью сигнальных загадок на уроках географии. М., 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Семантико-семиотическая технология на уроках географии.

Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии-является семантико-семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково-символическое коди...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...