Урок географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Бак Маргарита Львовна

Урок  географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bak_m.l._urok_geografii_v_8_klasse_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"

Учитель: Бак М.Л.

Цели урока:

Дидактические:   создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата; формирование представления о влиянии литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Развивающие: развитие познавательной активности,  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  формирование навыков самостоятельной работы с различными  источниками информации: географическими текстами, учебником, схемами, умения делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,  развитие коммуникативных умений; интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты

Личностные: сформировать основы экологической культуры, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.                                                          

Предметные: умения:

 - давать определение понятий:  «полезные ископаемые»,  «месторождения», «бассейны», «антропогенный рельеф»;  

 - понимать особенности хозяйственной деятельности в горах, влияние равнинности территории России на деятельность человека, воздействие антропогенного рельефа на различные природные процессы

 

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и закрепление знаний).

Оборудование для учителя:

  • презентация к уроку;
  • компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: - компьютер и файловые папки с заданиями на партах; учебник; ЭОР

Технологическая карта урока

Этапы урока

 (цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Организационный

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы
успеха, доверия.

II Актуализация знаний

Приветствие учащихся. Организация  деятельности на уроке.

Есть у нас в России прекрасные равнины

Там чистейший воздух, там цветут люпины

У моей России горы величавы,

Выросли грядами, гордые, как лавы

Вот седой Урал, порос травою

А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.

У моей России бескрайние просторы

Не окинешь взглядом , не объедешь скоро

Отправляйся в горы, отдохни в низине, -

Все, что ты увидишь –Родина, Россия.

Эпиграфы урока:

        «Не то, что мните вы, природа,

        Не слепок, не воздушный лик, -

        В ней есть душа, в ней есть свобода,

        В ней есть любовь, в ней есть язык»

                                Ф.И. Тютчев, русский поэт

        «Человек – величайшая геологическая сила»

                                В.И. Вернадский, русский учёный

        «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой.

        За каждую такую победу нам она мстит»

                                Ф. Энгельс, экономист, философ

Давайте вспомним, что вы уже знаете о литосфере и процессах, происходящих в ней?

Учащиеся эмоционально – положительно настраиваются на урок.  

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Личностные УУД (самоопределение)

Регулятивные УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)

III. Создание проблемной ситуации

основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме,  формулирование задач  на данный урок

Просмотр видеофрагмента. По итогам увиденного учитель  побуждает учащихся к формулированию проблемы: Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Докажите свои предположения.

Объяснение учителя: Поверхность земной коры – это место для расселения человека  и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение людей  и жизнь людей влияют абсолютные высоты. Учитель предлагает проанализировать таблицу 7 учебника и ответить на вопрос: Приведите другие примеры расселения людей преимущественно на равнинах. 

4.«Лента новостей» - опережающее задание ученицы: Информация на тему «Жизнь и хозяйствование в горах»: экстремальные условия жизни в горах; барьерная роль гор, нарушения литосферы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Учитель создает проблемную ситуацию.  Воздействуют ли антропогенные формы рельефа на различные природные процессы? Приведите примеры, докажите.

Приведите примеры антропогенного рельефа своей местности.

Учащиеся формулируют учебную проблему. Доказывают предположения.

 

Учащиеся анализируют таблицу, приводят свои примеры  на основе анализа.

Учащиеся решают проблемную задачу. Доказывают свои предположения.

Познавательные УУД. Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

IY. Открытие новых знаний

познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с крупнейшими угольными бассейнвми и нефтяными месторождениями России, особенностями хозяйственной деятельности в горах.

1. Работа со словарем.

2.Работа с картой. Задание. По карте атласа найдите крупнейшие угольные бассейны России, месторождения нефти и газа. Затем (по желанию), просит учащихся выйти по одному к доске и на карте интерактивной доски отметить флажками найденные бассейны и месторождения.

Проблемный вопрос: как вы думаете, от чего зависит размещение полезных ископаемых? Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся записывают новые термины в словарик:

  • Полезные ископаемые
  • Месторождения
  • Бассейны.

Учащиеся выполняют задания учителя. Отвечают на проблемный вопрос, используя полученные на предыдущих уроках знания и применяя знания, полученные в начале урока, используя атласы и карты интерактивной доски, настенные карты.

V. Подведение итога.

Какую проблему мы решали на уроке? Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод.

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразова-ние

VI. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям (карточки для каждого – в файловой папке).
А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.
Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
Есть в классе такие, кто не понял материал? 

Учащиеся отвечают на вопросы  учителя

VII. Д/З

  1. Параграф, знать основные термины.

Выполнить практическую работу: «Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно–Сибирской равнин по плану (стр. 79 учебника).

Записывают домашнее задание

Личностные УУД (смыслообразование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме "Человек и экономика"

Контрольная работа содержит тесты и задания по теме "Человек и экономика"...

Урок географии в 7 классе по теме "Человек на Африканском пространстве"

Урок по УМК "Сферы". Форма урока- виртуальная экспедиция....

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень).

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень). Один вариант. Ответы....

Урок-игра по информатике для 8 класса на тему "Человек. Информация. Компьютер."

Обобщающий урок по информатике для 8 класса, который можно провести после изучения тем: Человек и информация. Первое знакомство с компьютером....

Мастер-класс на тему «Человеку для счастья надо…»

    Добрый день, уважаемое жюри, коллеги!  Сегодня я хочу поговорить с вами о счастье.        Школа не дает готовых уроков счастья, ...

Презентация коррекционно-развивающего занятия в 5"Б" классе на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

С помощью потешек, веселых стихов и песенок-потешек учащиеся знакомятся с частями тела человека....