Урок географии в 7 классе по теме "Человек на Африканском пространстве"
методическая разработка (география, 7 класс) на тему
Урок по УМК "Сферы". Форма урока- виртуальная экспедиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_7_klasse_chelovek_na_afrikanskom_prostranstve.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе.
Учитель: Хлюпина Татьяна Леонидовна,
МОУ «Гимназия» города Кизела.
Тема урока: Человек на африканском пространстве.
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления информации о населении Африки средствами технологии группового самостоятельного обучения с использованием информационных технологий и ресурсов УМК «Сферы» издательства «Просвещение», применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Форма урока: урок-экспедиция.
Задачи:
- Помочь учащимся в получении знаний об особенностях населения Африки и выявлении закономерностей размещения.
- Способствовать дальнейшему освоению методов географического исследования (исторического, картографического, сравнительного) и совершенствованию умений работать с различными источниками информации.
- Воспитывать уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов мира.
- Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового самостоятельного обучения учащихся.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: фронтальная, групповая с элементами исследования, индивидуальная.
Средства обучения:
- УМК «Сферы» по географии для 7 класса:
- Учебник «Земля и люди» (Кузнецов А.П. и др.)
- Атлас по географии для 7 класса
- Тетрадь – тренажер
- Электронное приложение к учебнику
- Презентация «Население Африки». Презентации для групповой работы «Народы Африки», «Пигмеи», материалы для представления результатов работы групп.
- Настенные карты: «Политическая карта Африки», «Физическая карта Африки».
- Персональные компьютеры.
Содержательные блоки урока:
- Численность населения и причины ее изменения. Демографическая политика.
- Размещение и плотность населения. Урбанизация.
- Состав населения Африки (расовый, этнический, половой, возрастной, религиозный).
- Страны Африки. Динамичность политической карты. Хозяйственная деятельность.
Интеграционное пространство урока (направления междисциплинарных связей)
История | Мировая культура |
|
|
Жизнь и творения людей | Информатика |
|
|
Дидактическая структура занятия:
Этап занятия, время в мин. | Методы и приемы обучения | Средства обучения | ||||||||
Организаци-онный момент (1 мин.) | 1. Добрый день, юные исследователи! Надеюсь, вы готовы к дальнейшему знакомству с Африкой. (Наличие компонентов УМК «Сферы»). Тема нашего занятия …: «Человек на Африканском пространстве». (По развороту учебника) | a) У. с.74-75А. с. 48, 51-52 b)ПК, ЭП | ||||||||
Вступитель-ная часть. Актуализация знаний. (3 мин.) | Учитель: Не ходите, дети, в Африку гулять заклинают родители Танечку и Ванечку в сказке К. И. Чуковского. Но ребята, конечно же, не послушались и убежали в Африку. Ведь этот континент манит жителей северных широт, как никакой другой (Вопрос: чем же так манит этот материк?), — а также, вероятно, потому, что на его необъятных просторах остались места, куда ещё не ступала нога человека. Предполагают даже, что среди болот и лесов бассейна реки Конго до сих пор могут жить... динозавры. А в эпоху, когда люди побывали уже практически везде, так хочется оказаться первопроходцем! Сегодня мы продолжим путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки. Мы узнаем ………(с.74) Историческая справка: Африка – это колыбель человечества его прародина. Работать вы будете в группах, а итогом вашего сотрудничества будет рабочий листок, который представит нам начальник экспедиции. Соблюдайте правила работы за компьютером! Итак, в путь! | a) Презентация. Слайды 1.б)Презентация. Слайды 2-7 в) Слайд 8 | ||||||||
Изучение нового материала ( 10-12 мин.) ( 12-15 мин.) |
Учащимся раздаются листы заданий: - Подбор ресурсов УМК «Сферы», характеризующих население и страны Африки; - план действий экспедиции. Уважаемые члены африканской виртуальной экспедиции! Перед вами стоит сложная, но актуальная задача детального исследования населения Африки. Члены каждой экспедиционной партии будут заниматься определенной проблемой, и решать поставленные задачи. Результат исследования вы должны оформить в виде рабочего листка, который прокомментирует начальник экспедиции. Залог успешной работы – равноправное сотрудничество в процессе работы!
2.Представление результатов. (Защита рабочего листка. Уточнение и конкретизация материала учащимися и учителем.) Учитель: Представление рабочих листков мне хочется начать со слов Аяльнэха Мулату, современного эфиопского поэта: Не так названье важно для страны И очертания не так важны, Как важно то, кто в том краю живет, Зачем живет и чем живет народ. Узнать любой страны особый нрав Мы сможем, лишь людей её узнав. «Чья Африка?»- спросите у меня, И я отвечу вам: «Она моя, До смерти, до скончания времен- Родная мать для всех, кто здесь рожден!» Итак, что же вы узнали о наших далеких предках. Представьте нам результаты своих исследований. (Время выступления 3 мин.) | a) У. с.74-75А. с. 48, 51-52 b)ПК, ЭП в) Листы заданий г) Рабочие листки д)Презентация | ||||||||
Обобщение изученного материала. Мотивация на более глубокое изучение темы. (5мин.) |
Учитель: Характеристика народов будет неполной, если мы не поговорим хотя бы чуть-чуть об их культуре. С чем у вас ассоциируется понятие «Культура народов Африки?» (Африканские чудеса света) "Вначале создатель сделал барабанщика, охотника и кузнеца …", - гласит народное предание одного западноафриканского племени. Барабанщик является важной персоной на Африканском континенте. Он, как правило, не имеет иных обязанностей в племени, однако если он не справится со своим основным делом, то может лишиться уха. В руках африканцев барабаны научились разговаривать. Барабаны разносили вести по всему континенту. Европейские миссионеры называли общение барабанов "лесным телеграфом". Барабанный бой вовсе не африканская азбука Морзе. Барабан воспроизводит гласные и согласные звуки, ударения и паузы. Это по сути дела музыкальный язык. Обычные фразы превращаются в музыкальные такты. По сравнению с языком барабанов азбука Морзе совсем примитивна. Человек любого народа или племени имеет жилище, которое как зеркало отражает природные особенности и его образ жизни. По рисунку и описанию вы должны определить жителю, какой природной зоны оно принадлежит, и какой народ там проживает. №1. Рис. №1. Расчетливые строители сконструировали свое жилище из листьев, травы и веток. Такую хижину ставит жен щина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветки. Сначала строительницы чертят палкой круг и вгоняют в землю длинные гибкие ветви. За тем побег сгибают и вгоняют в землю на противоположной стороне. Получившиеся куполообразные или полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Если листья запачкались и начинают привлекать надоедливых насекомых, то их снимают и промывают в реке — таким об разом хозяева «стирают» крышу и стены своего жилища. (Влажные экваториальные леса, пигмеи) №2. Рис №2 «Крыша нашего постоянного дома — небо, наше временное пристанище — фелидж»,— говорят жители. Сборка шатра занимает не более двух часов. Сверху его покрывают верблюжьими, козьими или овечьими шкурами— кошмами, а пол застилают циновками. Днем все стороны фелиджа открыты, ночью шатер не имеет ни окон, ни две рей. (Пустыни,берберы) №3. Рис №3 Приступая к делу, строитель чертит на земле круг по размеру будущей хижины, потом замешивает глину и лепит круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Когда глина высохнет и затвердеет, приступают к новому слою. Как только стены готовы, отмечают ново селье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: «Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра. Ведь всег да есть какие-то более спешные дела». Впрочем, потом хи жину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы. Через низкий на небольшой высоте от земли вход могут войти, не согнувшись, лишь 8—10-летние дети. Собст венно дверью служит плетеная соломенная циновка, стоя щая у стены хижины. ( Саванна,…..) | а)Презентация Слайды 22-24 б) Музыкальная запись «Африканские барабаны»в)Презентация Слайд 25 | ||||||||
Домашнее задание ( 2 мин) | Обязательное: У. с.74-75; Тр. с. 40 №2, с. 42 №4, с.44 №9, с.46 №5-7. Контурная карта: с.28 №1-5 Для удовольствия:
Сроки выполнения – 2 недели; обязательно указание источников информации. | a) Слайд 26 | ||||||||
Заключитель-ная часть (2 мин) | Ответьте на вопросы:
полное исследование | a) Слайд 27 |
Источники, используемые при подготовке урока:
- География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 класс. Под общей редакцией В.П. Дронова. М.: Просвещение, 2008.
- География. Земля и люди. Поурочное тематическое планирование. 7класс. Под редакцией В.П. Дронова. М.: Просвещение, 2009.
- Крылова О.В. Современный урок географии. М.: Школьная пресса. 2005.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. М.: ВАКО, 2005.
- Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением./ И.А. Когут, Л.И. Елисеева. М.: Глобус,2008.
- Интернет - ресурсы:
- hppt// www.festival 1september.ru
- hppt// www. spheres.ru
- hppt// www. geometodist.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Разработка урока в 11 классе по теме "Углы в пространстве"
Был проведен открытый урок...
Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".
Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...
Рабочие листы к урокам географии 8 класса по разделу: «Географическое пространство России».
На уроках географии для обучающихся с ОВЗ, я использую рабочие листы. Они помогают детям ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно....
презентация к уроку географии 9 класс. Пространство Европейского севера. (визитная карточка)
презентация в начале урока поможет учащимся получить полное представление о природе, традициях, промыслах Европейского Севера...