ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Айнуллова Гульчачак Ниязовна, Гилязова Альфия Камиловна, город Казань, лицей №131, учителя татарского языка и литературы
Каждый ребенок талантлив и неповторим. Задача педагога – вовремя заметить, пробудить этот талант и дать толчок в его дальнейшем развитии. Поэтому всю свою деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время я стараюсь направить на то, чтобы создавать ученикам условия для повышения их познавательной активности, развития творческих способностей.
Реализации поставленных педагогических задач мне способствует следующее:
- обучение через всю жизнь;
- постоянное повышение профессиональной компетентности;
- изучение опыта своих коллег;
- создание комфортной среды взаимодействия для учеников;
- внедрение инновационных технологий в образовательном процессе;
- изучение, использование в своей работе технологию проблемного обучения.
Моя методическая система выстраивается исходя из образовательной концепции. Сегодня она нацелена на подготовку нравственно зрелой, самостоятельно мыслящей личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, наделенной лучшими чертами гражданина и патриота. Вот почему приоритетной для меня стала идея развития личности учащегося, его интеллектуально-творческих способностей.
Учитывая современные условия, профиль лицея, аспекты развивающего обучения, требования стандартов нового поколения, определила ряд задач:
- создание условий для личностного развития учащихся и их самореализации;
- создание оптимальной образовательной среды;
- обеспечение условий продуктивной деятельности учащихся на уроке;
- обеспечение широты и прочности метапредметных знаний, умений и навыков;
- развитие речемыслительной деятельности учащихся;
- развитие инициативно - творческого мышления в процессе учебной и внеурочной лингвистической деятельности с целью обеспечения осознанного, незатрудненного, целенаправленного общения в различных сферах деятельности;
- воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободу личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
- развитие культуры межэтнических отношений.
Включение в процесс работы этих компонентов способствует успешному решению поставленных задач на разных уровнях обучения.
Интенсификация речевого и интеллектуального развития учащихся обеспечивается сочетанием различных технологий. Направленность процесса обучения и воспитания на личность требует постепенного переноса акцентов с традиционных методов обучения, предполагающих большой вес репродуктивных форм, на творческие, развивающие.
Я работаю учителем татарского языка и литературы и твердо убеждена в непреходящей ценности и значимости школьного образования для успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся. По мнению Махмутова М.И., проблемное обучение – это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский. Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников.[3,c.368];
Развитию творческих способностей учащихся способствуют:
- опыт исследовательской деятельности в рамках работы научно-практических конференций;
- участие в образовательных и интеллектуально-развивающих проектах;
- участие в творческих конкурсах различного уровня;
Моей основной задачей являются активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность; стимулирование достижений учащихся; выявление талантливых, одарённых учащихся, включение одарённой молодёжи в исследование актуальных научных, технических, эстетических и духовно-нравственных проблем.
Внеурочная деятельность, с моей точки зрения, является важнейшим элементом образовательного процесса. Общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное. Через постижение малой Родины формируется отношение к себе, к другим и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к подлинным ценностям культуры.
Я предложила детям поближе познакомиться с творчеством местных писателей, поэтов. В процессе занятий мы стараемся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для писателя, узнать его взгляды, мировоззрение, понять, как они претворяются в литературную ткань.
Моя задача – привить чувство ответственности перед обществом, потребность в постоянном саморазвитии, сформировать активную гражданскую позицию, высокую культуру межнационального общения, ответственность, способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышения благосостояния страны, народа и своей семьи. «Бала чакта алган тәрбияне соңыннан бөтендөнья халкы да үзгәртә алмас», эти слова великого татарского просветителя Р.Фахреддина являются полным подтверждением, сказанного мною выше.
Считаю, что сформированная в школе способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни, инициативность – слагаемые успешной социализации выпускников в динамичном, развивающемся мире.
Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников.
Список литературы
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. - М: Просвещение,1985,-144с
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. –
М: Педагогика.1987.-156с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории-М, 1975 – 368с.
- Махмутов М.И. теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
- С.Шарипов.Ради любви. Бугульма: 2003, с.71
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".
Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
Формирование положительной мотивации обучения через развитие творческих способностей учащихся
Презентация к обобщению опыта...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии
статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...
Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся.
Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся....