Дидактический материал для проведения практических работ по географии в 7 классе.
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему
Дидактический материал для проведения практических работ по географии в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_7_klass.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
для проведения практических работ
по географии в 7классе.
Материал подготовлен
учителем географии
МКООУ «ШИООО»
д. Харампур
Сухарь Л.А.
При подготовке материала использована литература:
1.Душина И.В. . География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. 2008, Дрофа.
2.Климанова О.А.. География. Страноведение, 2009, Дрофа.
3.Коринская В. А. . География материков и океанов, 2009, Дрофа.
4.Крылова О.В. Материки и океаны, 2008, Просвещение.
6. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы М., П. 2006
Практическая работа №1
Обучение простейшим приемам работы с географическими источниками информации.
Составление школьниками «летописей» наиболее важных путешествий разных
исторических эпох.
Работа с к/к «Маршруты экспедиций».
Практическая работа №2
Определение по картам расстояния м/д точками в градусной мере и км.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||||
Определить расстояние | В 0° | В км | Определить расстояние | В 0° | В км |
А) От С.Петербурга до Магадана 1° по 60 пар=55,8км | 12*10°=120° | 55,8км*120°=6696км | А) От Киева до Караганды 1° по 50 пар=71,7км | 71,7км*44°=3154,8км | |
Б) От экватора до М.Челюскин 1°=111км | 7,7*10°=77° | 111км*77°=8547км | Б) От М.Нордкин до г. Александрии 1°=111 | 4*10°=40° | 111км*40°=4440км |
Вывод: сравнить полученные результаты и сделать вывод.
Практическая работа №3
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через млн.лет.
Средиземное м. Красное м. Тихий океан Атлантический океан
Вывод: сделать вывод о распределении суши и моря в будущем.
Практическая работа №4
Объяснение примеров приспособления человека к особенностями того или иного типа климата.
Вариант 1
Тип климата | Приспособление человека к климату | |||
жильё | одежда | еда | Образ жизни, занятия | |
1.Экваториальный | Дома на сваях | Мин.одежды | Раст.еда кругл.год | Охота,рыб. ловля.,сбор латекса |
2.Умеренный к.п. | Утепл.жилище | Летом легк.од. ;зимой утепл. | Запасы на зиму | с/х земледелие (зерно), скотоводство |
3.Субтропический к.п. | Не треб.утепл. жилья | Не нужно тепл.вещей | Цитрус, финики | С/х цитрусовые, абрикос, персик, вино |
Вариант 2
Тип климата | Приспособление человека к климату | |||
жилье | одежда | еда | Образ жизни, занятия | |
1.Тропич.сухой | Шатры переносные | Бел.одежда защита от песка и солнца | Верб.молоко, мясо, фин. | Кочевой образ, оазисы, животнов. Коз.,овец, верб. |
2.Умеренный | Утепл.жил. | Летом легк.од.;зимой утепл. | Запасы на зиму | с/х землед., скотоводство |
3.Тропич.влажный | Дома на св.бунгало, курорт.гост. | легкая | Разнообр. Тропич. фрукты | Курортн.зоны отдыха,с/х растениев. |
Вывод: Связь образа жизни человека с климатом.
Практическая работа №5
Схема побережий и шельфа Тихого океана как особых территориально-аквальных П.К. (стр.71)
Евразия
Австралия
Вывод: Где в океане больше жизни.
ПК океана
Компоненты
Практическая работа №6
Анализ схем круговорота веществ и энергии
Круговороты | ||
Круговороты | Причины | Значение |
1.Воздуха | Разница атм .давления | Равномерн. распред. возд. |
2.Воды | Движение воздушных масс | Круговорот воды |
3.Биологический | Действ. солн. эн. | Изменение состава и св-в Г. о. |
4.Вещества в земной коре | Действие солнечной эн. и внутр. эн. Земли | Обмен вещ-в м/д оболоч.лит,гидр,атм. |
Вывод: Значение круговоротов.
Практическая работа №7
Обозначение на карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и настоящем. (см. Гладкий, Коринская стр.63)
Время | Территория | Причины миграции |
Прошлое | ||
Настоящее |
Вывод: причины миграций в прошлом и в настоящем.
Практическая работа №8
Определение координат крайних точек, протяженности материка с сев. на юг в град. и км. Обучение опред. ГП материка Африки.
Крайние точки | координаты | ||||
С: м. Рас-Энгела Ю: м. Игольный З: м. Альмади В: м. Рас-хафун | широта: долгота: 37°с.ш. 10°в.д. 35°ю.ш. 20°в.д. 5°с.ш. 17°з.д. 12°с.ш. 52°в.д. | ||||
Протяженность Африки | С-ю 0° 20°в.д. | С-ю км | з-в. 0° 10° с.ш. | з-в км | |
Определить протяженность Африки | С-ю по 20°в.д. | З-в по 10°с.ш. | |||
0° | км | 0° | км | ||
67° | 111км*67°=7437км | 65° | 109,6км*65=7124км |
Практическая работа №9
Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений п/и.
Практическая работа №10
Вариант 1
народ | Клим. пояс | Срt.января | Срt.июля | осадки |
Туареги эфиопы | Тропическ.пуст. Субэкватор. | Г.Джанет +16° Г.Адис-Абеба +16° | +32° +24° | Менее 100мм 500-2000мм |
Вариант 2
народ | Клим. пояс | Срt.января | Срt.июля | осадки |
бушмены африканеры | Тропич. Сухой(пуст) а)средиземн. б)с равн.увл. | +24° +24° | +8° +8° | 100-500мм 100-2000мм |
Вывод: Объясните, какой из народов имеет наиболее благоприятные условия проживания и почему?
Практическая работа №11
Определение причин разнообразия природных зон материка.
Сопоставить карты ПЗ и климат. поясов, (выявить) установить связь м/д климатическими
поясами и размещением ПЗ. Вывод об установленных взаимосвязях записать
Практическая работа №12
Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских
стран.
Название страны; | Описание |
| |
| |
| |
| |
|
Практическая работа №13
Сравнение ГП Австралии и Африки, определение сходства и различия основных компонентов природы.
План для сравнения:
- ГП (относ. Экватора и 0° мерид., др. мат. Океана);
- Рельеф (преобл. Ф-мы рельефа);
- Климат (клим.пояса и к- во их);
- ПЗ прир.зоны и жив.мир.
Сделать выводы о причинах сходства и различия в прир. условиях материков.
План сравнения | Различия | Сходство | |
Австралия | Африка | ||
1.ГП а) полож. относ.экватора; б) 0° мерид.; в)тропиков; г)близлежащ.материки; д)омыв.океан; 2.Рельеф а)преобл.ф-мы рельефа б)располож.гор (по стор.горизонта) в)стр.3.К. 3.Климатич.пояса 4.Природные зоны и особенность раст. и жив. мира | южнее экватора; восточнее 0°м.; Юж.тропик; Евразия; Тихим преобл.равнины восток Б.в хребет; Австралийский; нет экв.лес; уникальн.органич.мир. | пересекает экватор; пересекает 0°м; Юж. и Сев. троп; Атлантическим преобл.плоског. С-З,Ю,Ю-В; Африкано-арав.; Экваториальн. 2субэкв. 2тропич.2субтропич. есть экв.леса; | Юж.тропик; Евразия; Индийским; платформа; субтропич.; тропич.; субэкватор.; в области ю.тропика-пустыни; есть саванны и вл.тропич.леса;все ПЗ низких широт;нет зон ум.пояса. |
Причины сходства – части древнего материка Гондваны.
Природа зависит от климата: одинаковые к.п. и одинаковые (животные) П.З.
Различие: Австралия раньше отделилась от Африки и ее открыли позже, поэтому здесь сохранился уникальный органич.мир.
Практическая работа №14
Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнений Природных условий и хоз. дея-ти насел.
Разделить Австралию: Восточную, Северную, Западную, Центральную.
Сравнить карты: климатическую, природных зон и карту народ. и плотности населения.
Сделать вывод об условиях, в которых проживает коренное население – аборигены и чем оно занимается.
Практическая работа №15
Определение черт сходства и различия ГП Африки и Ю.Америки, сделать вывод.
План сравнения:
- Полож.относ.экватора;
- Относительно. 0° меридиана;
- Относительно тропиков;
- Близлежащие материки;
- Омывающие океаны.
Вывод: Природа материка зависит от ГП, если пересек. экв., то будет жаркий вл. клим. От ГП зависит кол-во получаемого солнечного тепла и осадков и их распределение по временам года.
и Африка и Ю.Америка вытянуты в субмеридианальном направлении, очертания их похожи на , будет сказыв.увлажняющее влияние на них океанов: Индийского; Атлантического- на Ю.Америку.
факторы опред. ФГП м-ка | название | Сходство и различие | |
Ю.Америка | Африка | ||
|
Практическая работа №16
Описание крупных речных систем Ю.Америки и Африки. Оценить хозяйственное освоение бассейнов этих рек.
В-т 1, 2
План сравнения | Амазонка | Нигер |
1.ГП реки: а)в какой части м-ка находится; б)исток, напрвл. течения, устье, длина реки; в) к бассейну какого океана относ. 2.Зависимость течения от рельефа. 3.Питание реки. 4.Режим реки. 5.Хоз.использование. | Конго | Ориноко |
Вывод о различиях, связанных с географическим положением сравниваемых рек.
Практическая работа №17
Оценивание по картам (ареалов) районов наибольшего атропогенного воздействия на природу Ю.Америки. Выбор мест для создания охранных территорий.
1.Выделить районы: Амазонская низм-ть, Ла-Платская низм-ть, Оринокская низм-ть, Бразильское плоскогорье, Анды.
2.Заполнить таблицу использ. атлас 10 класс стр.48
Антропогенное воздействие | Районы |
1.Промышленно-городское загрязнение атмосферы. 2.Сведение лесов. 3.Комплексное нарушение земель. 4.Районы возможной деградации окр.среды р-те дея-ти ч-ка. | С.Анд; в. Амазонии, в. Браз. плоск. Ю. Ла-Платск.низм.,зап.Оринокск.низм. Амазония;с Анд, у Ла-Платы Анды, в Браз.плоск. Амазония,з. Анды,ю-в часть Ю.Америки |
Вывод: Охрана: Амазония; Андские страны, Ла-Платские страны – Аргентина.
Практическая работа №18
Продолжить и описать маршрут по территории Атлантического океана рекреационной экспедицией.
На контурной карте отметить данные точки и соединить их маршрутом.Подготовить доклад о достопримечательностях этих объектов.
- Россия (С.Петербург) 13. Намибия (нац. парки)
- Исландия (Рейкьявик) 14. Кот-де-Вуар (Ямусукро) Берег сл.кости
- Канада (Монреаль) 15. о-ва Канарские
- США (Нью-Йорк) 16. о-ва Мадейра
- США (Вашингтон) 17. Гибралтар
- Мексика (Мехико) 18. Португалия (Лиссабон)
- Куба (Гавана) 19. Испания (мадрид)
- Панама 20. Франция (Париж)
- Венесуэла (Каракас) 21. Англия (Лондон)
- Бразилия (Рио-де-Жанейро) 22. Голландия (Амстердам)
- Аргентина (Буэнос-Айрес) 23. Дания (Копенгаген)
- ЮАР (Кейптаун)
Практическая работа №19
Сравнить природу Арктики и Антарктики, защита проекта практического использования С-Л.о. в различных областях человеческой деятельности.
План | Антарктида | Арктика | Общее | Различное |
- климат. -ср.tянв.; -ср. t июля; -осадки; В.М.;
| распол. за ю.п.к. Антарктич. -64°-16° 0°-32° 50-200мм Ант.ВМ Антаркт. пуст. в оазисах мхи, водоросли, лишайники, грибы, бакт. | распол. за с.п.к. Арктич. -24°-32° 0°-8° 50-500мм Арк.ВМ Арктич. пуст. мхи, лишайн., водоросли | в холод.широт. холодные стоковые ветры, обл. ВД. холодн.пустын | в Аркт. более разнооб.раст. и жив.мир |
Вывод: указать общее и различие,, причину различия
Практическая работа №20
Сравнить климат п-ва Флориды и п-ва Калифорнии. Указать причины различия. Дать оценку клим. услов. для хозяйственной жизни населения.
Назв. обл. | ср.t янв. | ср.t июля | к-во осадк. | клим. пояс | клим.обл. |
| +16° +16° | +24° +24° | 1000-2000мм 100-500мм | тропич. тропич. | тр. влажн. тр.пуст. |
Причина отличия климата: разное кол-во осадков. Влияние течений Гольфстрима и Калифорнийского.
Оценка условий для жизни и хоз. дея-ти населения: Флорида-курорт, отдых и рекреация, выращивание тропич. культ., Калифорния – рыболовство; (пустыня)- нет с/х.
Практическая работа №21
Проект путешествия по странам. Описание ландшафтов С.Америки картосхемой маршрута и описанием ПЗ.
В-1 по 100°з.д. В-2 по 90°з.д.
стр | ПЗ. | особ-сти органич. мира | стр | ПЗ. | особ-ти органич. м. | |
Канада | Аркитч.пустыни Тундра и лесотун. Тайга прерии | Жив. хол.клим: овцебык, бел.медв. олень полярн., сова, лемминги, бел.куроп., песец, морошко, карлик.березы, мхи, лиш. Веймутовая сосна, черная и бел. ель, бальзамич.пихта, америк.листв., гризли, рысь, скунс, олени вапити , лось, лесные бизоны. | Канада | Аркит. пустыни Тундра и лесотун. Тайга. | ||
США | прерии степи | бородач, бизон, трава, типчак, кайоты лисицы | США | Смеш. и широк. леса Прерии степи Муссонные леса | Дуб, бук, липа, клен, магнолия, каштан, орех, дикие яблоки, груши, вишни, енот, скунс, бурундук. рододендорог, магнолии, пальмы(юг). | |
Мексика | Пустыни саван | черная полынь, лебеда, кактусы, пресмыкающиеся. |
Практическая работа №22
Определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хоз. дея-ти ч-ка
- Рассмотреть карту климатических поясов С.Америки и Евразии. Выделить сходство и различия.
- По вариантам работа по климатограммам Евразии.
- Указать тип климата и характерную хозяйственную деятельность человека в том климате.
Указать № карточки.
- Ср. t янв.
- Ср. t июля
- Годов. кол-во осадков.
- Распределение осадков по сезонам года.
Сделать вывод: Связать климат с хозяйственной деят-ю ч-ка.
Практическая работа №23
Сравнить ПЗ по 40й параллели в Евразии и С.Америке, выявить черты сходства и различия в чередовании зон, в степи их антропогенного изменения. (Отметить знаком «+» или «-« наличие перечисл. ПЗ в Евразии и С.Америке).
ПЗ (40° с.ш.) | Евразия | С.Америка | Сходство и различ. распр. пр.зон. Причины различия. |
| + + + + + | + + + - - | Причины сходства:
|
Вывод: (см. сходство и различие).
Практическая работа №24
Классификация стран Евразии по географическому положению .
Северная Европа: Южная Европа: Зап.Европа: Вост.Европа:
- Исландия 1. Португалия 1. Ирландия 1. Эстония
- Норвегия 2. Испания 2. Англия 2. Латвия
- Швеция 3. Андорра 3. Франция 3. Литва
- Финляндия 4. Италия 4. Германия 4. Польша
- Дания 5. Монако 5. БениЛюкс 5. Чехия
6.Сан-Марино 6. Швейцария 6. Словакия
7.Греция 7. Австрия 7. Венгрия
8. Румыния
9. Болгария
10.Албания
11.Югославия
Г.П. стран Евразии
Ю-З Азия:
- Турция
- Каир
- Ливан Ю.Азия: Ю-В Азия: В. и Ц. Азия:
- Израиль 1. Пакистан 1.Мьянма 1. Китай
- Палестина 2. Индия 2. Таиланд 2. Монголия
- Иордан 3. Непал 3. Лаос 3. Корея Сев.
- Кувейт 4. Бутан 4. Вьетнам 4. Корея Юж.
- Бахрейн 5. Бангладеш 5. Камбоджа 5. Япония
- Катар 6. Шри-Ланка 6. Малайзия 6.
- ОАЭ 7. Индонезия 7.
- Йемен 8. Филиппины 8.
- Оман 9. Сингапур 9.
- С.Аравия 10.Бруней 10.
- Ирак
- Иран
- Афганистан
Вывод: Причина деления на регионы (разные пр. условия).
Практическая работа №25
Описание одной из стран Зарубежной Азии. (см. опорные конспекты учебн. с. 254-256).
В-1 Китай В-2 Япония
Практическая работа №26
Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Зарубежной Евразии.
Города | Культурно-исторические достопримечательности |
Европа
| Тауэр, биг-Бэн. Версаль, Лувр, Эйф.башня Колизей Пизанская башня Город на воде Акрополь |
Азия
| Мечеть Айя-София главн. Мусульманская мечеть с Каабой Стена плача – евреи. Храм правосл. Великая кит. стена Тадж-Махал Изумрудный Будда, храмы буддийские Фудзияма, Золотой Будда (медный) Город-государство храм Неба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для проведения контрольной работы по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения"
Индивидаульные карточки разного уровня сложности позволяют проверить степень усвоения материала по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения", а также умение распознавать основные ор...
дидактический материал для проведения самостоятельной работы по теме "Предложения с прямой речью"
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы. Материал взят из книги Богдановой Г.А. Русский язык. Диктанты для 5-9 классов" и Нефедова Е.А., Узорова О.В. "500 правил и упражнений по русскому яз...
Презентация "Использование местного материала при проведении практических работ"
С данной презентацией я выступала на на Межрайонном методическом семинаре «Современные формы и методы преподавания географии с использованием регионального компонента» по теме «Использование мес...
"Методика проведения практических работ по географии"
Материал содержит рекомендации по построению графиков, оформлению контурных карт....
Материал для проведения практической работы по математике на 1 курсе НПО и СПО
Предлагаю материал для проведения практической работы по математике для преподавателей колледжей.Работа вызывает интерес у обучающихся,так как нетрудна в выполнении....
Дидактический материал для проведения тестовой работы по немецкому языку 9 класс
Дидактический материал по немецкому языку 9 класс для проведения теста по теме "Berufswahl"...
Дидактический материал для проведения самостоятельной работы "Отражение света.Тень"
Работа выполнена на 2 варианта...................................................................