"Методика проведения практических работ по географии"
учебно-методический материал по географии по теме
Материал содержит рекомендации по построению графиков, оформлению контурных карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_prakticheskikh_rabot_po_geografii.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова Антонина Федоровна
учитель географии МБОУСОШ №19 г.Тулы
Методика проведения практических работ по географии.
Неотъемлемой частью выполнения программы по географии является проведение практических работ. В обучении они играют двоякую роль: с одной стороны, они помогают полнее раскрыть и закрепить те и другие понятия, а с другой – учащиеся приобретают элементарные навыки, как работать с книгой, картой, как анализировать материал.
С целью формирования универсальных учебных действий необходима системная, целенаправленная работа выполнения практической части.
Практические работы представляют собой усложняющуюся систему: в 6 классе большинство практических работ способствуют формированию умений в определении, измерении и фиксировании объектов; в 7 классе – в знании номенклатуры, определении, измерении и сравнении географических объектов по разным параметрам; в 8 классе – в объяснении и установлении причинно – следственных связей; в 9 классе – сравнительно – аналитического характера; в 10 и 11 классах – в формировании умений анализировать экономические карты, статистические материалы и составлять экономические характеристики. Увеличивается и уровень требований. Однако существуют общие рекомендации на протяжении всех курсов географии.
Общие рекомендации к построению графиков.
- Все чертежные работы выполняются простым карандашом.
- Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- Каждый график должен иметь четкое название (в верхней части чертежа), сопровождаются легендой и масштабом (обычно располагают внизу).
- В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- По необходимости делают пояснения в условных обозначениях.
- Все надписи делают простым карандашом.
Инструкция по оформлению контурных карт.
- Название работы подписывается в верхней части карты печатным шрифтом черной пастой.
- Работа на контурной карте выполняется печатным шрифтом. Гидрологические объекты подписываются синей пастой, другие физико – географические объекты – черной.
- Варианты нанесения объектов на контурной карте:
а) на контурной карте на месте расположения объекта ставится цифра, а в условных обозначениях ставится цифра и записывается пояснение;
б) объект подписывается на контурной карте на месте его географического положения;
в) комплексное оформление (сочетание первого (а) и второго (б) варианта);
г) вводится определенный условный знак для объекта на контурной карте на месте географического положения и подписывается в условных обозначениях вместе со знаком.
Задания по работе с контурной картой трудоемки по времени, а дидактическая ценность их ограничена закреплением пространственных представлений и целью обучить учащихся элементарному картографированию природных и хозяйственных объектов и явлений на уже готовой основе карты.
Виды работы с контурной картой:
1.Географический диктант. (Учитель называет географический объект, а учащиеся подписывают его наизусть при закрытом атласе).
2. Цифровое оформление. (Все необходимые географические объекты записаны на доске с указанием порядкового номера. Учащиеся расставляют в контурной карте цифры, характеризующие географическое положение объектов).
3. Работа с заготовленным контуром. (На контурной карте расставлены цифры. Учащимся необходимо записать географические объекты, соответствующие этим цифрам).
4. Проверка знаний номенклатуры устно по контурной карте:
а) Учитель называет объект, а ученик показывает район его размещения.
б) Учитель показывает определенный район, а ученик называет объект.
Инструкция анализа тематической карты.
1.Название карты.
2.Условные обозначения и масштаб.
3.Закономерности изменения величины параметра по широтам:
а) величина параметра на основных широтах (экваториальные, тропические, умеренные, полярные);
б) тенденция в изменении величины параметра по широтам (увеличение, постоянно, уменьшение);
в) причины, обуславливающие изменение величины параметра (солнечная энергия и угол падения солнечных лучей, характер подстилающей поверхности; господствующие ветры и воздушные массы);
г) смена параметра (зонально, регонально, зонально – регонально).
(Зонально – сменяемость природных компонентов от экватора к полюсам, по географической широте.
Регионально – сменяемость природных компонентов с запада на восток, по географическим меридианам.)
4.Закономерности изменения параметра на одной широте (выбирается географическая широта, где прослеживается четкая разница в величине параметра):
а) разница величины параметра над океаном и сушей; отдельными районами суши; отдельными районами океана;
б) тенденция в изменении величины параметра;
в) причины, обуславливающие изменения величины параметра;
г) вывод.
5. Максимальное и минимальное значение параметра (количество и географический район).
6. Общий вывод. Как сменяется данный параметр на территории земного шара?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по географии. Тема: География Населения Мира
Контрольная работа по географии.Тема: География Населения Мира...
Методика создания на уроках географии каркаса географического образа стран
Данная методика позволяет учителю сделать урок географии более ярким, а процесс обучения более продуктивным....
Контрольная работа по географии для учащихся 10 класса по теме: "География мирового хозяйства"
Данная контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 10 класса по теме:" География мирового хозяйства"....
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). ...
Методика проведения тестирования по географии
Дает возможность подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, а также позволяет быстро проверить степень усвоения материала...
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....