Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя образовательная школа №31
с углубленным изучением предметов ХЭП
Учитель изобразительного искусства
Краковская Валентина Ивановна
Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.
Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности
Тема года: «Природа и человек в искусстве»
(5 класс)
Тема четверти: «Лад народной жизни и образы его в искусстве»
(3 четверть)
Тема блока: «Польза и красота в образах деревянного русского зодчества»
Тема урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» (время – 45 минут)
Вид творческой работы: создание архитектурных объемов деревянного зодчества в технике бумажного моделирования. (Исследование конструкции самцовой крыши)
Задачи урока:
Воспитывающие | Обучающие | Развивающие |
Воспитывать интерес к культуре, к традиционному наследию деревянного зодчества. Воспитание любви к Родине, родному дому | Ознакомление с конструктивными особенностями избы и самцовой крыши. С проявлением искусства и научного открытия русских мастеров-древоделов Освоение приемов художественного конструирования из бумаги деревянных построек с опорой на план проектируемого объекта. Совершенствование навыков конструирования | Развивать аналитические способности, коммуникативные качества, эстетическую мотивацию при создании коллективного проекта |
Оборудование:
Для учителя | Для ученика |
Учебник, методическое пособие, деревянные макеты венца, сруба, дома с прорубленными окнами, дома с дверью, окнами, наличниками, причелинами Образец макета из бумаги Диск с музыкой «Русский сувенир» (оркестр народных инструментов) Слайды: виды угловых связей венцов, конструкция крыши, последовательность изготовления макета постройки | Учебник, тетрадь, заготовки «бревен»,, картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, макет сруба, выполненный на предыдущем уроке. |
П Л А Н У Р О К А
1. Организационная часть – 3 минуты. 4. Практическая работа – 20 минут.
2. Вводное слово учителя – 4 минуты. 5. .Итоги урока – 8 минут
3. Исследовательская работа - 10 минут.
№ | Структурные части урока | Вре мя | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационная часть | 3 мин. | Подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание. | Сегодня на уроке нам будут необходимы : Учебник, тетрадь, ножницы, клей, карандаш, линейка, макеты срубов, заготовки «бревен», Класс разделён на плотницкие артели. (звучит музыка «Русский сувенир» (оркестр народных инструментов)) Организуйте рабочее место и начнем наш урок: | Рассаживаются по подгруппам(плотницкие артели) | |
Вводное слово учителя | 2 мин. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся | Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна. Гвозди крепко забивали Песни громко запевали Ставенки узорные, тонкая резьба. До чего просторная русская изба Максим Пляцковский Сегодня мы исследуем конструкцию безгвоздевой (самцовой) крыши и определим, в чем проявилось искусство и в чем заключается научное открытие русских мастеров-древоделов (по ходу урока делайте себе заметки по данной исследовательской работе) Ребята, скажите, как строилась русская изба и как назывался мастер, который выполнял эту работу? Какой самый главный инструмент у плотника? Как собирался сруб деревянного дома? Посмотрите на слайд (на слайде показано два способа связи венцов по углам с небольшими выпусками – рубка «в обло», без выпусков рубка «в лапу») и на макет (на деревянном макете -рубка «в обло») и ответьте: угловые соединения ваших срубов к какому приему можно отнести . | Ответ ученика: Русская изба делалась срубной, из бревен. Бревна между собой сопрягали плотно (отсюда слово плотник) Самым главным инструментом был топор, который в руках народных мастеров становился резцом художника. Сруб собирали из горизонтально положенных бревен – венцов У нас соединения похожи на рубку «в обло» | |
3 | Изложение нового материала | 10 мин. | Совместное исследование конструкции безгвоздевой «самцовой» крыши | А сейчас с помощью учебника (стр.102) и слайда исследуем конструкцию безгвоздевой «самцовой» крыши. В бревна врублены продольные горизонтальные бревна – слеги, образующие подкровельную конструкцию. Поперек них кладутся кокоры, или курицы, - срубленные с с одним из ответвлений корня молодые ели. На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком – поток, в который упираются нижние концы кровельного теса. Доски для крыши не пиленные, а тесанные топором. Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое на Севере называют охлупень или шелом. «Самцы» - концы продольных слег. Врубленные в поперчные стены сруба. | Находят на схеме необходимую деталь |
Диалог об искусстве. Добиваться от учащихся осознанного восприятия новых знаний. | Рубрика: «Прими участие в диалоге об искусстве» (стр.104) -Каковы конструктивные элементы безгвоздевой (самцовой) крыши? - Как отразилось мировосприятие природы крестьянином в названиях деталей самцовой крыши - Почему в народе говорят: «Топор острее, так и дело скорее»; «Топор-кормилец» - Какими плотницкими и столярными инструментами ты умеешь работать сам, какие названия инструментов знаешь? | Устные ответы на вопросы из учебника | |||
4 | Практичес- кая работа | 20 мин. | Введение в практическую деятельность | А сейчас предстоит очень ответственная работа плотницких артелей – сконструировать крышу дома По ходу работы не забывайте отмечать где научный подход в конструкции крыши и в чем проявляется искусство На стр.105 учебника есть советы мастера, которые подскажут последовательность выполнения работы(- установи слеги, курицы (для поддержки потока-водотечника); - установи поток, крышу, охлупень (шелом). Подсказка для изготовления потоков и шелома -разрезаем ножницами уже готовые бумажные «бревна» вдоль на две части; -проведи монтаж дверей, красных окон; -выполни резьбу на причелинах, полотенце, оконных наличниках. Укрепи резной узор на фасаде дома ). О распределении объема работы внутри каждой артели договариваемся самостоятельно. | Учащиеся распределяют объем работы внутри артели и приступают к работе |
Организовать формирование навыков конструирования | Приступаем к работе (тихо звучит музыка) Учитель делает целевые обходы:
| Самостоятельная работа учащихся | |||
6 | Подведение итогов. | Критерии оценки: (написаны на доске с начала урока):
| |||
Организовать осознанное понимание учащимися их результативнос-ти работы на уроке | Перед тем, как представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы в чем по их мнению, проявлялось искусство, а в чем заключается научное открытие русских мастеров - древоделов – прослушаем стихотворение Л. Мартынова Имена мастеров Гении Старого зодчества – Люди неясной судьбы! Как твоё имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета её С бревен состругано, стесано Славное имя твоё! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы; Вот вам изба, божий рай – и все! Что вам до наших имен, Сруба творец пятистенного, Окон его слюдяных, Ты предваривший Баженова, Братьев его Веснинных! А сейчас представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы в чем по их мнению, проявлялось искусство, а в чем заключается научное открытие русских мастеров - древоделов . Итак подводим итог нашего урока: - Что нового для себя вы узнали на этом уроке? - Что было легко и понятно? - В чем испытывали затруднения? -Что вам больше всего понравилось? -Понравился ли вам урок? | Ученик читает стихотворение Представители артелей презентуют работу своей артели и делают вывод о проявлении искусства и научности -научность в конструкции крыши, креплении слег и самцов, крепление потоков с помощью кокор. Две функции потоков – удерживают крышу и служат для стока вод. Охлупень скрепляет верхние части крыши и защищает от попадания осадков внутрь (научность). Охлупень заканчивается резным изображением лошади или птицы – как украшение дома и несет смысловую нагрузку – добрых пожеланий. Причелины , полотенца, наличники выполняют функцию защиты от попадания осадков в щели,от разрушения деревянных конструкций(научность). Эти же элементы являются домовой резьбой – произведением ДПИ. Несут и смысловую нагрузку – как народный орнамент защищающий дом от зла Отвечают полными ответами |
Литература: Программа Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская. 5 – 9 классы. Москва. «Просвещение» 2007
Методическое пособие. Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс. Москва. «Просвещение» 2008
Учебник . Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс Москва. «Просвещение» 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной
Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"
В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....
Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.
Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»
Внеклассное занятие "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...