Экология города и здоровье человека
учебно-методический материал по географии (9 класс) по теме
Деловая игра, посвященная Дню Земли, в рамках экологического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 57.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок – игра «Экология Санкт-Петербурга и здоровье человека», посвящается Дню Земли.
Н.Г.Барышева, методист МО естественно научного цикла, учитель географии, высшей категории
ГБОУ гимназия №49 Приморского района,
г. Санк-Петербург
В современной школе особое место занимают такие формы обучения, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результат учебного труда. Эти задачи можно успешно решать, используя технологию игровых форм обучения. Через игру решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Каждый участник игры обычно имеет одну из частей информации, которая необходима для заполнения анкеты или решения проблемы. Основная задача собрать всю имеющуюся информацию. Таким образом, каждый играющий является одновременно информантом и собирателем информации.
Задачи урока:
- Продолжить экологическое воспитание учащихся.
- Формирование навыков самостоятельной работы, умений работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, формулировать и выдвигать проблемы.
- Приобщить учащихся к исследовательской работе.
- Умение коллективно обсуждать выдвинутые проблемы, обосновывать свою точку зрения.
Формы работы учащихся - индивидуальная и групповая.
Литература и УНК:
1.Книга о Санкт-Петербурге (под ред. О.Е. Лебедева и В.С. Ягья) для учащихся 10-11 классов. Санкт-Петербург, Специальная литература, 1997 год.
2. http://gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/demogr/ Официальный сайт администрации СПБ
3. http://www.bankgorodov.ru/ Известные люди СПБ.
4. https://ru.wikipedia.org/ Приморский район (Санкт-Петербург)
5. Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга /Отв. ред. В. Н. Храмцов, Т. В. Ковалева, Н. Ю. Нацваладзе. – СПб. 2013. 176 с.
6. http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii Демографическая ситуация РФ.
7.“ Приморский район “ к 60 - летию района.
8. “Санкт-Петербург - социально- экономические аспекты здоровья”. ВМА Санкт- Петербург 2010 год.
9. Статистика по частоте острых заболеваний и количества хронических болезней среди учащихся школы.
10. Видеофильм об экологии города, авторы учащиеся 9-го класса.
11. Слайды о наследственных заболеваниях.
12. “Гимн великому городу” из балета “ Медный всадник”, П. Чайковский “ Времена года”- “Март”.
13. стихи Я.Аким «Наша планета»
14. http://school49spb.ru,
педагогический коллектив, сайт учителя Барышевой Н.Г.
План урока.
Звучит “Гимн Великому городу”. Ребята входят в класс и занимают места согласно ролям.
1. Во вступительном слове учитель знакомит с задачами урока, обращая внимание на необходимость заполнения тестового опросника.
Начинается игра - суд после слов: “ Встать! Суд идет”.
Входят судья и секретарь, все садятся.
- Судья: “В арбитражный суд города поступило заявление от общественных организаций - экологов, демографов и врачей. Они обвиняют предприятия в том, что нарушено экологическое равновесие. Прошу объявить обвинение”.
Секретарь: “Приглашаются свидетели преступления”.
Выходят экологи с фото - и видеоматериалами. Предъявляют доказательства и передают их судье. Затем выходят демографы и врачи, приводят доказательства ухудшения экологической ситуации, в городе называя причины:
- предприятия > ухудшение материального положения населения > социальные проблемы > неправильный образ жизни каждого.
- Подведение итогов учителем по первой части с демонстрацией видеофрагмента “Наследственные заболевания”.
Игра продолжается.
- Секретарь: “Слово предоставляется защите”.
Выходит группа, представляющая промышленность города. Знакомит с уникальной структурой и специализацией экономики. Свои предложения в решении экологических проблем передают судье (см. приложение)
- Судья провозглашает решение суда. “В этом деле нет правых и виноватых. Будущее планеты - дело общее”.
Проект решений.
Не закрывать, а проводить конверсию.
Не закрывать, а проводить техническую реконструкцию.
Не закрывать, а строить новые, с учетом новейших технологий и экологической направленности.
Озеленять и не ломать.
Начни с себя - экологическое воспитание каждого.
Урок заканчивается музыкой П.И. Чайковского Времена года “ Март” ( фон).
Звучат стихи:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Листы с заданием можно собрать в конце урока, можно оставить на дом для более полного осмысления.
http://school49spb.ru,
педагогический коллектив, сайт учителя
Приложение
Подготовительный этап.
Для проведения урока - игры учащиеся делятся на группы по интересам:
- группа обвинения представлена экологами, демографами, врачами педиатрами и терапевтами:
- группу защиты представляют промышленники;
Ведущими являются судья с секретарем.
Группа экологов и демографов.
Санкт-Петербург - это город сложных комплексных экологических проблем. Доказательства должны быть представлены наглядно:
- видеофильм
- фоторепортаж “ С места событий”
- графики - мониторинги
Предприятия являются наиболее важной частью экономики и потребляют для своих нужд огромное количество воды, электроэнергии и других ресурсов. По уровню загрязнения Санкт-Петербург занимает 7-ю строчку после Магнитогорска, Новокузнецка, Челябинска, Уфы, Москвы, Красноярска. Основными загрязнителями воздуха на 44% от общей массы выбросов является автотранспорт.
Качество воды Невы определяется “чистотой” Ладожского озера. Еще 25 лет назад вода Ладоги характеризовалась I классом качества, в настоящее время - III классом и качество воды продолжает ухудшаться. Из общего объема загрязнений более 70 % поступает от объектов Ленинградской области.
В Санкт-Петербурге образуется значительное количество отходов. Они вывозились на три обустроенных полигона и завод по переработке бытовых отходов. На полигонах захораниваются 78% бытовых и строительных отходов. На территории Санкт-Петербурга и пригородов продолжают существовать свыше 200 самовольных свалок общей площадью 500 гектар и ориентировочным объемом свалочных масс в 5 млн. куб. м.
ВЫВОД:
- приоритетное решение природоохранных вопросов, новые инвестиции должны учитывать возможные экологические последствия.
- разделение промышленных и сточных вод
- контроль над сбросами отходов в систему водоснабжения, и такие воды должны быть полностью очищены
- рассмотреть возможность утилизации отходов при помощи высокотемпературного сжигания.
Демографическая ситуация.
Численность населения города по данным Росстата составляет 5 131 942 чел. (2014). На протяжении 1990-х годов демографическая ситуация в Санкт-Петербурге изменилась: уменьшились суммарный коэффициент рождаемости и ожидаемая продолжительность жизни при рождении, миграционный прирост минимизировался. Максимальная численность населения города за последние 20 лет содержится в прогнозе, рассчитанном на материалах о демографической ситуации в Санкт-Петербурге в 1987 году. В этом году наблюдалось повышение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни. Если бы в населении города сохранились тенденции демографического развития 1987 года, то численность его населения составила бы в 2000 году 5179 тысяч человек, а если бы были неизменны тенденции неблагоприятного 1993 года, то всего 4413 тысяч человек. В действительности население Санкт-Петербурга составляло в 2000 году 4661 тысячу человек. Ухудшение демографической ситуации можно связать с социально- экономическими и экологическими изменениями в жизни страны в последнее время. В 2012 г., впервые за многие годы, число рождений превысило число смертей, и по данным Петростата на 1 ноября 2012 г. коэффициент естественного прироста населения составил
Группа врачей.
Задачи этой группы показать наиболее типичные для Санкт- Петербурга заболевания, их динамику, используя местный материал:
- в структуре заболеваемости на первом месте находятся болезни органов дыхания;
- на втором - инфекционные и паразитные болезни;
- болезни нервной системы, болезни кожи, травмы и отравления;
- болезни органов пищеварения;
Показатели заболеваемости детей Санкт-Петербурга превышает на 50% и более средние статистические показатели по России. Дети нашей школы не являются исключением. Чем же и как часто они болеют? В среднем каждый ученик школы дважды переболел ОРЗ за учебный год 2012-2013. В школе нет практически здоровых детей, 174 (19,7%) человек имеют хронические заболевания. На диспансерном учете состоят 8 человек в том числе:
- болезни глаза и его придатков 65 человек
- сахарный диабет 1
- болезни костно-мышечной системы 30
- болезни органов пищеварения 20
- бронхиальная астма 25
- заболевание почек 11
- тугоухость 1
а также болезни эндокринной системы, крови и кроветворных органов, невротические расстройства непсихического характера, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца.
Детская инфекционная заболеваемость существенно выросла в последние годы. В 2013- 2014 учебном году классы были на карантине по следующим заболеваниям:
- микроспории (1)
- гепатиту В (2)
- педикулезу (5)
- ветряной оспе (8)
- гастроэнтериту (5)
- коклюшу (1)
Ухудшилось эпидемиологическая ситуация по гепатиту, кишечным инфекциям, коклюшу и туберкулезу. Возникает вопрос, может ли нездоровое поколение дать здоровых взрослых?
Наш город один из старых городов мира. Доля лиц старше пенсионного возраста составляет 25,6%. Возросла и продолжительность жизни, на сегодня средняя продолжительность жизни составляет 73,1 лет, у женщин - 77,7лет, у мужчин - 67,8лет.
Причинами смерти после 45 лет на 57% являются болезни сердца и сосудистой системы. На 16% - онкологические, на 15% - травмы. Особое место занимает смертность от отравления алкоголем. 2012 году это было причиной смерти 1871 мужчин и 543 женщин, 80% которых были в возрасте от 15 до 29 лет.
На здоровье взрослого населения оказывает воздействие ухудшения питания, медицинского обслуживания, социальной напряженности и, конечно же, экологические факторы.
Необходимо улучшение многих факторов способствующих увеличению продолжительности и качества жизни.
Группа, представляющая промышленность Санкт-Петербурга.
Их роль - защита предприятий нашего города. Поэтому важно чтобы группа сделала основной упор на уникальность предприятий и значение города в экономике России.
Санкт-Петербург по праву считается самым европейским городом России. Архитектура, улицы и площади, набережные и скверы, величавая гладь Невы — все это создает особую, ни с чем несравнимую ауру. Но Петербург и крупный экономический центр России, где сконцентрирован мощный научно-технический потенциал, уникальные производственные мощности, на которых создается нужная всей России продукция.
Экономика Петербурга зарождалась во времена Северной войны и поэтому с самого начала имела внушительную оборонную составляющую. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — это не продукт советской системы, а детище самого Петра I. Уже в первой трети XVIII века в городе функционировали четыре верфи, литейный двор, арсенал, пороховые мельницы, оружейный завод и другие предприятия, обеспечивающие
нужды армии и флота.
На протяжении трех веков истории города оборонная промышленность играла важную роль, развиваясь и совершенствуясь. Более того, оборонная промышленность являлась наиболее технически и технологически оснащенной, положительно влияла на развитие других отраслей промышленности.
Учитывая приморское положение города, наличие порта и водных коммуникаций, связывающих Петербург с центральной Россией, судостроение на протяжении всей истории города являлось отраслью преимущественной специализации. Особенно мощный импульс судостроение получило после Крымской войны, когда начался переход от деревянного парусного флота к паровому, броненосному. Две трети новейших линейных кораблей России были построены на верфях города. Во второй половине XX века весь атомный ледокольный флот также был создан в Ленинграде. В XX веке промышленность города стала флагманом отечественного энергомашиностроения. Особую роль в этом сыграла реализация плана ГОЭЛРО. В 70-е годы более половины турбин и генераторов на электростанциях СССР были изготовлены на ленинградских предприятиях.
Как известно, экономика города зарождалась во времена мануфактурного производства, а ее расцвет пришелся на индустриальную стадию развития. На вызовы XIX и XX веков промышленность города достойно отвечала.
Экономика Петербурга — это не только промышленность, хотя последняя играет ключевую роль. Социально-культурная среда, транспорт, строительство и другие отрасли и производства представлены в хозяйственном комплексе города. Особое значение, учитывая приморское положение, имеет портовая функция города. Морской порт Санкт- Петербурга — один из крупнейших в России. Его оборот превышает 50 млн. тонн в год, а с распадом СССР порт в Петербурге стал играть еще более значительную роль. Порт на Балтике - важное конкурентное преимущество Петербурга, которое должно работать на пополнение городского бюджета и иные цели. Однако возможности роста порта на прежнем месте исчерпаны. В XXI веке портовые терминалы будут построены в Горской и Бронке (у дамбы), Ломоносове и Кронштадте. Параллельно набирает обороты порт в Усть-Луге. Стабильно работает крупнейший нефтеналивной порт в Приморске. Социально-культурная сфера (СКС) — равноправный экономический блок наряду с промышленностью и другими отраслями материального производства. Учреждения образования, здравоохранения, культуры являются экономическими единицами, участвуют в создании ВНП (ВРП). Однако осознание этого пришло относительно недавно. До 1988 г. отечественная статистика делила области занятости на материальное производство и непроизводственную сферу, полагая, что вторая существует за счет перераспределения прибавочного продукта, созданного в материальном производстве. Таким образом, экономика Петербурга — многоотраслевой комплекс. Вклад Петербурга в экономику России существенен и бесспорен. Особенно значительной была лепта города в развитие передовых для своего времени отраслей экономики и оснащение народного хозяйства страны высокотехнологичной продукцией, а также в подготовке высококвалифицированных кадров. Более 90% промышленности Петербурга — это обрабатывающие производства (по России в целом около 67%). Таким образом, Петербург, с промышленной точки зрения — это, прежде всего, центр обрабатывающих производств, которые в свою очередь требуют более квалифицированной рабочей силы, нежели добывающие отрасли. А точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение и ряд других отраслей относятся к высокотехнологичным и наукоемким. Это еще раз подтверждает тот факт, что личный фактор производства в Петербурге обладает высокой квалификацией и мастерством.
Вывод: необходимо возрождение петербургской промышленности. Большинство предприятий города нуждаются в реконструкции и новых технологиях. Для этого необходимы инвестиции - крупные капиталовложения.
Город - антропогенный комплекс. Связи должны поддерживаться человеком. Мы не можем лишить город его функции - город - промышленный центр. Наш город имеет все возможности для обновления структуры. Развивать наукоемкие отрасли с использованием достижений науки. Еще один выход - вынос производства за границы города, используя особенности климата, господствующих ветров. Здоровье города должно быть делом каждого из нас.
Приложения к уроку:
- изречения великих людей о природе и человеке;
- графики и статистика по заболеваниям, средней продолжительности жизни;
- полово-возрастная пирамида Санкт-Петербурга;
- проект решений экологического суда
- картосхемы “Хронические неспецифические заболевания легких (на 10000 человек) в Санкт-Петербурге”, “Интегральная оценка степени благополучия районов города по основным экологически ориентированным показателям заболеваемости и смертности населения С-Петербурга.
Тестовый опросник:
Задание к уроку “Город и его экология”
1. Подтвердите величие и уникальность города Санкт-Петербурга
2. Наиболее острые проблемы нашего города?
3. Перечислите причины возникновения проблем.
4. Как решаются эти проблемы в нашем городе?
Класс
5. Твой вклад в решение экологических проблем.
Фамилия, Имя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПРОЕКТ по экологии человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».
Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы среды на городского жителя. Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...
"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе
Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...
Влияние загрязнения воздуха городов на здоровье человека (на примере г.Тольятти)
В данной работе изучается на основе печатных источников и источников сети Интернет уровень загрязненности воздуха городов Самарской области, а также устанавливается зависимость здоровья студенто...
Влияние экологии города на здоровье человека
О критически важных моментах влияния экологии окружающей среды,в том числе жилища ,на здоровье человека,о проекте "Экополис"программы "Соликамск -соляная столица"....
Программа элективного курса по экологии для учащихся 5-6 х классов по теме: «Здоровье планеты - здоровье человека».
Систематизирование экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. ...
конспект урока экологии "Шум и здоровье человека"
конспект урока экологии "Шум и здоровье человека" (11 класс)...