Пояснительная записка к планированию
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Пояснительная записка к планированию уроков географии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к планированию уроков географии в 5 классе | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013)
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).
Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»
- Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Общая характеристика предмета
“География. Начальный курс” – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Цели обучения
Курс “ География. Начальный курс “ призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно- следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
- Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
- Знакомство с географической картой;
- Пробуждение интереса к естественным наукам;
- Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения
- Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
- Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание программы
Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на земле.
Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально – экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно – географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты - гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э.Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин.
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат, Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувств ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы ( выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и корректировать план );
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критики оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.п.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ит.п.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты(гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- объяснить, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической
информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений ( в том числен инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- строить простые планы местности;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентаций;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с дорогими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- адаптации к условиям проживания на определённой территории;
- самостоятельному оцениванию уровня безопасной окружающей среды как сфера жизнедеятельности.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно- коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
- печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);
- информационно – коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
- экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);
- технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстрации учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);
- натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).
Тематическое планирование учебного материала
№ пара- графа | Тема | Коли- чество часов |
Раздел I. Что изучает география (5 ч) | ||
1 | Мир, в котором мы живём | 1 |
2 | Науки о природе | 1 |
3 | География – наука о Земле | 1 |
4 | Методы географических исследований | 1 |
5 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | 1 |
Раздел II. Как люди открывали Землю(5 ч) | ||
5 | Географические открытия древности и Средневековья | 1 |
6 | Важнейшие географические открытия | 1 |
7 | Открытия русских путешественников | 2 |
8 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу “Как люди открывали Землю” | 1 |
Раздел III. Земля во Вселенной (9ч) | ||
8 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 |
9 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 |
10 | Соседи солнца | 1 |
11 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 |
12 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 |
13 | Мир звезд | 1 |
14 | Уникальная планета – Земля | 1 |
15 | Современные исследования космоса | 1 |
16 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу « Земля во Вселенной» | 1 |
Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | ||
17 | Стороны горизонта | 1 |
18 | Ориентирование | 1 |
19 | План местности и географическая карта | 1 |
20 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 |
Раздел V. Природа Земли (12 ч) | ||
21 | Как возникла Земля | 1 |
22 | Внутреннее строение Земли | 1 |
23 | Землетрясения и вулканы | 1 |
24 | Путешествие по материкам | 1 |
25 | Вода на Земле | 2 |
26 | Воздушная одежда Земли | 1 |
27 | Живая оболочка Земли | 1 |
28 | Почва – особое природное тело | 1 |
29 | Человек и природа | 1 |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» | 1 | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и планирование кружка "Кисточка и К"(компания)
Моя разработка по планированию кружка ИЗО, 1 час в неделю. Для начальной школы....
пояснительная записка к планированию (3 класс)
пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...
Пояснительная записка к планированию по русскому языку для 10 класса
Пояснительная записка к календарно-темактическому планированию по учебнику Грекова, Крючкова, Чешко...
Пояснительная записка к планированию уроков МХК.
Пояснительная записка к планированию уроков МХК....
Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Бе...
Пояснительная записка к планированию по русскому языку 5 класс ФГОС
Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....
Пояснительная записка к планированию по литературе 5 класс ФГОС (программа Г. Меркина)
Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....