План-конспект урока «Чрезвычайные ситуации природного характера. Происхождение землетрясений»
учебно-методический материал по обж (7 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Чрезвычайные ситуации природного характера. Происхождение землетрясений»
Цель урока:
- познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
- сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;
- продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.
Методическое сопровождение урока:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2005.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008.
3. Конспект урока.
4. Презентация «Происхождение землетрясений».
5. Сообщения учащихся по теме «Землетрясения в нашем мире».
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, история.
Вопросы урока:
1. Землетрясения в нашем мире.
2. Строение земной коры и тектонические процессы на нашей планете.
3. Причины возникновения землетрясения.
4. Прогноз землетрясений
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Однако не каждое природное явление и не во всех случаях приводит к трагическим последствиям – определенная роль в этом принадлежит и человеку. Поэтому знание причин и возможных последствий природных явлений необходимо для того, чтобы заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб.
Проверка домашнего задания по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера»:
- Учащиеся первого ряда отвечают на вопрос «Что такое опасное природное явление»?
- Учащиеся второго ряда отвечают на вопрос «Что такое стихийное бедствие»?
- Учащиеся третьего ряда отвечают на вопрос «В чем разница между понятиями стихийное бедствие и ЧС природного характера»?
Ознакомление учащихся с темой и вопросами урока
- Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Происхождение землетрясений». Слайд 1. Как вы считаете, что такое землетрясение?
Ответы учащихся.
- Запишем в тетрадь это определение. Слайд 2.
Землетрясения известны людям с древних времен и многие считали, что это явление – наказание от богов. Что вам известно из истории землетрясений?
Выступления учащихся с сообщениями о землетрясениях сопровождаются показом слайдов 3- 7.
- А теперь давайте вспомним из курса географии о процессах происходящих в недрах земной коры.
Правильные ответы учащихся сопровождаются показом слайда 8 «Карта литосферных плит».
- Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают только в определенных районах, которые называют сейсмическими поясами. Слайды 9-10.
- При движении тектонических плит возможны следующие типы разломов: сдвиг, взброс и сброс. Слайд 11.
- Как вы думаете, что происходит с земным рельефом?
Ответы учащихся (в земле образуются трещины, происходят процессы горообразования, появляются впадины, низины).
Показ слайда 12. Знакомство учащихся с понятиями «Очаг землетрясения» и «Эпицентр землетрясения»
- Используя материал учебника & 2.1, заполните таблицу «Виды и причины возникновения землетрясения». Слайд 13.
Проверка правильности заполнения таблицы. Ответы учащихся. Просмотр слайда 14.
- Предсказывать землетрясения люди хотели научиться с самого их появления. Уже много веков подряд человечество бьется над этой проблемой. Первую попытку предприняли, как говорится, всем миром. Организовывались целые группы исследователей, которые изучали не только последствия землетрясений, но и следили за изменениями, которые происходили непосредственно перед ними.
Сегодня различают несколько видов прогнозов, которые можно давать относительно землетрясений: долгосрочный прогноз, среднесрочный прогноз и краткосрочный прогноз.
В 2008 году в рамках Международной программы была создана Глобальная сеть прогнозирования землетрясений (GNFE). Основной целью GNFE является краткосрочное прогнозирование землетрясений и оперативное оповещение стран входящих в состав Глобальной Сети о прогнозируемых сильных толчках (Россия в их число не входит).
В России действуют сейсмологические станции, они в своей работе используют специальные приборы – сейсмографы, которые улавливают колебания земной коры. Слайд 15.
Закрепление изученного материала
- Ребята! У вас на столе лежит карточка с кроссвордом. При выполнении этого задания разрешена парная работа. Приступайте, и мы все узнаем, кто лучше всех усвоил материал.
Приложение 1.
К | Р | О | С | С | В | О | Р | Д | |||||||
6 | |||||||||||||||
2 | 4 | 5 |
| 7 | |||||||||||
| 3 |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
1. Колебания Земли, приводящие к катастрофическим разрушениям | |||||||||||||||
2. Наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях | |||||||||||||||
3. Металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из | |||||||||||||||
межпланетного пространства | |||||||||||||||
4. Это и наука, и школьный предмет, изучающая оболочку нашей планеты | |||||||||||||||
5. Твёрдая оболочка Земли | |||||||||||||||
6. Геологическое образование на поверхности земной коры, извергающее | |||||||||||||||
на поверхность лаву | |||||||||||||||
7. Перпендикулярная проекция центра подземного события на поверхность земли |
Ответы на кроссворд: землетрясение, сейсмология, метеорит, география, литосфера, вулкан, эпицентр.
Домашнее задание.
- Запишите в дневники домашнее задание. Слайд 16
- Прочитать & 2.1.,
- Ответить на вопрос: Возможно ли в нашей местности землетрясение, и какой силы?
- Подготовить сообщение о природных предвестниках землетрясений
Рефлексия учащихся.
- В завершении нашего урока прошу ответить на вопросы анкеты:
Приложение 2.
1.Сегодня на уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
- В классе есть желающие высказать свое мнение?
Ответы учащихся
- Спасибо за урок! Все свободны.
Использованная литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2005.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»
Разработка урока по ОБЖ«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера» Мирзоев Вагиф Самедович,учитель гимназия №2 Г. БалаковоЦели урока: -познакомить учащихся с ви...
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок проводится с использованием презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...
Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...
Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...
Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера".
Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"....
Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Вулканы»
7 кл Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Вулканы» Краткое содержание :Вулкан.Вулканическая активность.Основные типы вулканических построек.Вулканические продукты....