Конспект урока по географии "Способы наглядного представления статистической информации".
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Способы наглядного представления статистической информации на примере темы:
Население России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_v_8_klasse.docx | 179.23 КБ |
prilozhenie_1.doc | 381.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Подготовили и провели: учитель географии первой квалификационной категории Федорова М.В., учитель математики высшей квалификационной категории Емельянова М.В. |
Владимир 2014 год
Интегрированный урок (математика + география) по теме "Способы наглядного представления статистической информации". 8-й класс
Цель: демонстрация взаимосвязи математики и географии.
Задачи:
- Развивать интерес к предметам географии и математики, показывая дополнительные возможности в изучении данных предметов.
- Обобщить материал тем, изученных в курсе алгебры и географии 8 класса.
- Добавить региональный компонент в курс алгебры 8 класса
- Способствовать развитию навыков самостоятельной работы и работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, статистические данные о численности населения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Презентация к уроку в приложении 1. Первый слайд – тема урока. (Приложение 1)
II. Актуализация знаний.
Учитель географии: Современному человеку, чтобы стать полноценным членом общества и постоянно повышать свой уровень образования не достаточно просто читать и конспектировать материал, нужно уметь применять полученные знания в различных областях.
Сегодня на уроке мы научимся применять математические знания при обобщении темы « Население России».
Давайте сначала вспомним, что мы знаем о населении России:
– Какова численность населения России?(143 млн. чел в 2010).
– Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения? (7)
– Как можно получить сведения о численности и составе населения? (перепись)
– Как изменяется численность населения России? (уменьшается).
– Что такое естественное движение населения? (соотношение численности родившихся и умерших жителей страны).
– Какая наука занимается сбором, измерением и анализом количественных или качественных данных (в том числе и о населении)? (статистика).
– В каком виде предоставляется информация ? (диаграммы, графики)
Учитель математики: Давайте вспомним способы наглядного представления статистических данных, с которыми мы знакомы из курса математики? (слайды 2-4 )
Дети с места называют круговую диаграмму, столбчатую диаграмму и полигон.
III. Самостоятельная работа с последующей фронтальной самопроверкой
Учитель математики: Сегодня мы будем использовать не просто цифры, а данные статистики по населению России.
Проверим ваше умение читать графики и диаграммы. Каждый ученик получает карточку с диаграммой или полигоном и заданием к ним. Нужно в тетради ответить на вопросы карточки и быть готовым прокомментировать свои ответы у доски.
Карточек 3 вида – каждому ряду свой, экземпляры для распечатки в Приложении 2.
1 ряд – круговая диаграмма «Соотношение населения России по возрастам».
2 ряд – полигон «Соотношение городского и сельского населения России».
3 ряд – столбчатая диаграмма «Уровень образования населения России».
Через 5-8 минут желающие от каждого ряда у доски отвечают на вопросы карточек, используя диаграммы на слайдах 5, 6, 7. С мест дети уточняют, дополняют, исправляют ошибки.
IV. Выполнение проектов в группах
Учитель математики: Итак, мы вспомнили как анализировать готовую графическую информацию. Следующее задание посложнее. Но тем оно и интереснее. Теперь вам предстоит самим наглядно изобразить ту или иную информацию в виде диаграммы или полигона. Работать будете в группах по 4 человека. Каждая группа получает карточки с данными, которые они должны представить в необходимом виде. Экземпляры для распечатки в Приложении 3.
Озаглавьте свою работу, подойдите к ее выполнению творчески.
Также у группы в наличии лист формата А4 в клетку, фломастеры, цветные карандаши, циркуль, транспортир, линейка.
Назначаются старшие в группах, они по окончании работы поставят оценки всем членам группы.
Групп получилось 6, а заданий 3. Каждое задание выполняет 2 группы, но ученики пока этого не знают. Когда проекты будут готовы, их крепят магнитами на доске. Можно сравнить 2 проекта по одинаковому заданию, а также сравнить их с образцами на слайдах 8, 9, 10.
1) Круговая диаграмма «Национальный состав населения России»
2) Столбчатая диаграмма «Занятость населения России в отраслях промышленности»
3) Полигон «Естественный прирост населения России»
За выполнение проекта уч-ся получают оценки по математике.
V. Проверка индивидуального опережающего домашнего задания
Учитель географии: Вы сейчас занимались некоторыми вопросами , касающимися населения России. Но не менее интересно и отражение их в нашем регионе. Несколько уч-ся заранее получили задание подготовить информацию о населении Владимирской области. И вот что они нам расскажут…
Звучат короткие выступления трех ребят по темам:
- Национальный состав населения Владимирской области
- Естественный прирост населения Владимирской области
- Уровень образования населения Владимирской области
- Возрастной состав населения Владимирской области
Итак, наши исследования показали, что демографическая ситуация в России подтверждается показателями по Владимирской области : рождаемость уменьшается, смертность увеличивается и естественный прирост заменяется естественной убылью населения. Происходит старение населения. Увеличивается приток мигрантов из стран СНГ.
Учитель географии: А теперь проверьте свои географические знания о населении вообще. Я диктую вопросы, вы записываете в тетрадь ответы.
Диктант.
а) Разница между рождаемостью и смертностью
б) Сокращение численности населения
в) Механическое движение населения
г) Количество родившихся на 1000 жителей за год
д) Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни
е) Количество умерших на 1000 жителей за год
ж) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения
з) Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности
По окончании работы ответы проверяем, ставим себе оценку в соответствии с критериями:
«5» – 8 правильных ответов
«4» – 6,7 правильных ответов
«3» – 4,5 правильных ответов
«2» – менее 4 правильных ответов
VI. Итог урока
Пробуем вместе с учениками сделать вывод, возможно ли объединить два предмета в одном уроке, зачем это может быть нужно, интересно ли это.
Пофантазируем, какие еще предметы можно было бы связать в интегрированном уроке.
VII. Домашнее задание – слайд 11
Творческое задание «Мой край в судьбе России».
- По материалам СМИ и службы занятости выяснить, какие специальности востребованы в нашем крае.
- Какие вакансии имеются на данный момент?
- Какие вакансии ожидаются через 3 - 5 лет?
- Представить результаты исследования в виде диаграммы.
VIII. Литература.
- Учебник «Алгебра – 8», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва «Просвещение» 2013 год.
- «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», «Интеллект-Центр», Москва 2008 год.
- Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003 г..
Предварительный просмотр:
- Каков процент нетрудоспособных граждан России?
- Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
- Как построить круговую диаграмму?
- Каков процент нетрудоспособных граждан России?
- Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
- Как построить круговую диаграмму?
- Каков процент нетрудоспособных граждан России?
- Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
- Как построить круговую диаграмму?
- Каков процент нетрудоспособных граждан России?
- Трудоспособных или нетрудоспособных граждан в России больше и на сколько?
- Как построить круговую диаграмму?
Соотношение городского и сельского населения России
- В каком году сельское население России достигло макси-мального значения?
- С какого года городское население стало превышать сельское?
- На сколько млн.чел. уменьшилось сельское население с 1897 по 1989 год?
Соотношение городского и сельского населения России
- В каком году сельское население России достигло максимального значения?
- С какого года городское население стало превышать сельское?
- На сколько млн.чел. уменьшилось сельское население с 1897 по 1989 год?
Уровень образования населения России
- Какое образование преобладало в России в 1960 году?
- Сколько тысяч человек имело высшее образование в 2002 году?
- В каком году количество граждан с основным общим образованием превысило 250 тыс.чел.?
Уровень образования населения России
- Какое образование преобладало в России в 1960 году?
- Сколько тысяч человек имело высшее образование в 2002 году?
- В каком году количество граждан с основным общим образованием превысило 250 тыс.чел.?
Предварительный просмотр:
Проект № 1
Составьте круговую диаграмму, демонстрирующую национальный состав населения России, используя следующие данные.
В России проживают:
- Русские – 62 %
- Украинцы – 14 %
- Татары – 6 %
- Белорусы – 2 %
- Чеченцы – 1 %
- Армяне – 1 %
- Коренные народы Севера – 5 %
- Другие национальности – 9 %
Проект № 2
Составьте столбчатую диаграмму, демонстрирующую структуру занятости населения в отраслях промышленности, используя следующие данные. Количество человек (в процентах), работающих в отраслях:
- Энергетика – 13 %
- Металлургия – 10 %
- Химико-лесная промышленность – 15 %
- Машиностроение – 35 %
- Промышленность строительных материалов - 5 %
- Легкая промышленность – 6 %
- Пищевая промышленность – 11 %
- Прочие отрасли – 5 %
Проект № 3
Составьте полигон, демонстрирующий динамику естественного прироста населения России с 1991 по 2008 год, используя следующие данные.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Естественный прирост (тыс.чел.) | 350 | 70 | -290 | 130 | -210 | -380 | -300 | -380 | -900 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
-800 | -900 | -950 | -1100 | -980 | -1000 | -750 | -210 | -190 |
Проект № 1
Составьте круговую диаграмму, демонстрирующую национальный состав населения России, используя следующие данные.
В России проживают:
• Русские – 62 %
• Украинцы – 14 %
• Татары – 6 %
• Белорусы – 2 %
• Чеченцы – 1 %
• Армяне – 1 %
• Коренные народы Севера – 5 %
• Другие национальности – 9 %
Проект № 2
Составьте столбчатую диаграмму, демонстрирующую структуру занятости населения в отраслях промышленности, используя следующие данные. Количество человек (в процентах), работающих в отраслях:
• Энергетика – 13 %
• Металлургия – 10 %
• Химико-лесная промышленность – 15 %
• Машиностроение – 35 %
• Промышленность строительных материалов - 5 %
• Легкая промышленность – 6 %
• Пищевая промышленность – 11 %
• Прочие отрасли – 5 %
Проект № 3
Составьте полигон, демонстрирующий динамику естественного прироста населения России с 1991 по 2008 год, используя следующие данные.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Естественный прирост (тыс.чел.) | 350 | 70 | -290 | 130 | -210 | -380 | -300 | -380 | -900 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
-800 | -900 | -950 | -1100 | -980 | -1000 | -750 | -210 | -190 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"
В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания" и "полиго...
Математика 8 класс. Конспект урока "Наглядное представление статистической информации"
При изучении данной темы на уроке математики используются ИКТ....
Наглядное представление статистической информации
Урок алгебры в 8 классе по разделу "Теория вероятности и комбинаторика", тема "Наглядное представление статистической информации"....
Урок по теме: "Наглядное представление статистической информации"
Знакомство с различными формами представления информации, их недостатки и преимущества. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Реальная математика....
Урок по теме «Наглядное представление статистической информации»
Конспект урока по теме "Наглядное представление статистической информации"Учебная дисциплина: алгебра ...
Открытый урок по алгебре в 8 классе "Наглядное представление статистической информации".
Открытый урок по алгебре в 8 классе "Наглядное представление статистической информации"....
Урок " Наглядное представление статистической информации"
Данный урок предназначен для учащихся 8 классов.Стандарты второго поколения по математике для обучающихся 7-9 классов включают раздел по изучению элементов статистики. Элементы статистики становятся о...