Урок географии в 7 классе Тема: Климат Африки
план-конспект урока по географии (7 класс)

Герстнер Инга Викторовна

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе

Тема: Климат Африки

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.

Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка.

Задачи.

Образовательные.

  1. Дать характеристику климата Африки.
  2. Выявить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
  3. Охарактеризовать климатические пояса Африки.
  4. Продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами.
  5. Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.

Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки.

Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.

Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

  • Здравствуйте ребята, гости.

 Прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Все друг к другу повернитесь, 
А теперь вы улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям! 
И садитесь по местам. 

 Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте познакомимся – меня зовут ГИВ, я работаю в Серебропольской школе учителем географии.

Сегодня нам предстоит показать, на что мы способны, а чтобы у нас все прошло удачно, нам необходимо настроиться

Теперь сядьте удобно и повторяйте за мной: 
Я в школе на уроке. 
Сейчас я начну учиться. 
Я радуюсь этому. 
Внимание моё растет. 
Память моя крепка. 
Голова мыслит ясно. 
Я готов к работе. Работаю. 
Теперь мы готовы плодотворно работать.

II. Целеполагание и мотивация

Учитель читает: 

Самое первое знакомство с этим материком у многих из вас произошло ещё в раннем детстве:

«Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-попо

По широкой Лимпопо»

- О каком материке идет речь? – Африка.

- Из какого литературного произведения эти строки? – Корней Иванович Чуковский «Айболит».

 «На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

Вот уже 3-й урок мы посвящаем изучению этого удивительного материка.

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте мой рассказ.

Для Африки характерны контрасты: громадные пустынные пространства и непроходимые экваториальные леса. Изнуряющая жара и сверкающие снежными шапками горы. Сильные ливни и горячие песчаные смерчи. Это самый жаркий материк на земле. Даже в его названии слышится «хрип человека, задыхающегося от жажды и зноя».

- О чем идет речь?

Тема урока: «Климат  Африки». Запись в тетрадь

– Что вы уже знаете о данной теме? (Ответы ребят)

- А что вы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы ребят)

Таким образом цель нашего урока

- Узнать в каких климатических поясах лежит Африка.

- Изучить особенности климата Африки.

-Определить  факторы, формирующие климат материка.

- Научиться работать с климатическими диаграммами.

III. Актуализация знаний

Работать  мы  будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Сейчас мы должны распределить обязанности в группе, у вас на столах лежат карточки, выберите наиболее подходящую для вас роль.

Капитан будет с помощью карточки сигнализировать о готовности команды отвечать. Карточки со знаками + и – вам понадобятся, если я спрошу ваше мнение.

Метеорологи будут изучать материал учебника, работать с картой.

Фотокорреспонденты будут делать зарисовки, отвечать за оформление работы.

Телеведущие будут представлять работы.

Климатологи должны оценивать работу каждого участника в группе, для этого на столах у вас лежит лист самооценки. Вы проставляете баллы за проделанную работу, а в конце урока вы должны будете высчитать средний балл, который и определит вашу оценку на сегодняшнем уроке. Так, что вам предстоит сегодня поработать еще и математиками. Самых активных ребят, я могу отметить и добавить балл.

№ задания

Фамилия

Имя учащегося

Задания на уроке

Баллы от 0 до 5

№1

Работа с картой

№2

Постер

№3

Работа с диаграммой

№4 Синквейн

Средний балл за 4 задания

Баллы, за

тест

Оценка за урок

IV. Объяснение нового материала.

Для описания климата нам необходимо использовать  тематическую карту – какую? климатическую. Откроем карту атласа стр. 15 .

Как работать с климатической картой?

Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?

Давайте с помощью карты, ответим на вопросы представленные на слайде: (Капитаны не забывают поднимать сигнальные карточки)

Абсолютный максимум t? (У г.Триполи +58°С) Ребята, вы согласны с ответом команды? Если да поднимите карточку со знаком «+», если нет – «-»

Абсолютный минимум t? (У г.Маунг -4°С)

Больше всего осадков выпадает? (На побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)

Менее всего осадков выпадает? (В северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)

Мы вспомнили, как работать с климатической картой и познакомились с основными особенностями климата.

(отметить работу групп)

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите их.

Подробно на них мы останавливаться не будем, так как вы их изучали на предыдущих уроках.

Слайд 5.

 климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

Мы вспомнили основные климатообразующие факторы, подробно вы их изучали на предыдущих уроках, поэтому подробно останавливаться на них мы не будем.

Не забываем проставлять баллы в листах оценивания

– А сейчас давайте выясним, в каких климатических поясах лежит материк?

 Работая с картой атласа стр. 15, ребята называют климатические пояса Африки.

 И подписывают их в рабочих тетрадях стр. 41.

-что означает приставка суб? (над, под, между)

-чем отличаются переходные пояса от основных?

Слайд 6.

Мы должны более подробно изучить каждый климатический пояс.

Дать описание климатическим поясам и характерным для них погодам. Используется текст учебника и данные климатических карт.

1-я группа- описание экваториального

2-я группа – субэкваториального пояса

3-я группа -  описание  тропического пояса

4-я - субтропического поясов

Результаты работы вы должны оформить в виде постера (художественно оформленный плакат), а также заполнить данные таблицы вашего климатического пояса  и готовится к защите (работа в группе: 1-рисуют, 2- изучают текст учебника, 3- делают записи, 4-выступает).

Защита постеров. Во время защиты каждой группы остальные ребята должны делать соответствующие записи в таблице «Климатические пояса Африки».                                                 На работу вам дается 5 минут. (Выключить проектор)

Сравним полученные данные, если кто-то не успел дописать их, сделайте это.

Клим-й

пояс

Возд-ая

масса

     t       летом

      t            зимой

Количест-во осадков в мм

Режим выпадения

осадков

Экваториальный

ЭВМ

+24

+24

1000-2000

Весь год

Субэкваториальный

Л:ЭВМ

З:ТВМ

+24

+24

500-1000

Летом

Тропический

ТВМ

+32

+16

0-250

Редко

Субтропический

Л:ТВМ

З:УВМ

+24

+8

500-1000

Зимой

- Посмотрите внимательно на таблицу. Какой вывод можно сделать?  

Вывод:

  • Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;
  • большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;
  • в Африке нет холодных климатических поясов.

Эту таблицу дома подклейте в тетрадь 

Не забываем проставлять баллы в листах оценивания

– Особенности климата любой территории характеризуют климатические диаграммы, с которыми мы сейчас и познакомимся. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работа со слайдами 8, 9, 10.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал):                                                                                                                                                 Средняя температура января.                                                                                                                 Средняя температура июля.                                                                                                                Годовое количество осадков.                                                                                                                           Режим выпадения осадков.                                                                                                Господствующие ветры в январе, июле.                                                                                      Климатический пояс и область:№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный № 3 – тропический, №4 – субтропический

 - Мы с вами проанализировали каждую климатическую диаграмму и узнали, что она отражает основные характеристики данного климатического пояса, в дальнейшем вы закрепите полученные знания, когда будете изучать климат других материков.

(Отметить работу групп)

V. Итог урока.

В начале урока я вам задала вопрос, что вы знаете по данной теме, что должны узнать?

А сейчас я хочу узнать, что вы узнали нового на уроке?

 прошу представить, что все мысли в вашей голове – это лучи света, пусть свет всех ваших мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ, и поможет выполнить вам синквейн, с которым вы наверняка встречались на других предметах, заодно и проверим ваши знания литературы и русского языка.

Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет, тему на основе изученного материала,  выполненное по определенным правилам.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

У вас есть 2 минуты.

Молодцы, я вижу, вы усвоили новый материал, оперируете основными характеристиками  и теперь с легкостью сможете охарактеризовать климат Африки.

VI. Проверка уровня усвоения материала.

 Тест для проверки

А) экваториальный

3,5

Б) субэкваториальный

1

В) тропический

2,6,7

Г) субтропический

4

Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Весь год мало осадков.

Рефлексия: если вам урок понравился, было интересно и все понятно, приклейте на карту Африки солнышко, а если вам было скучно на уроке, осталось много вопросов, то приклейте тучку.

Домашнее задание:

Практическая работа № 10 
Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по географии 8 класс тема "Климат России"

В данной работе приведены 2 варианта итоговых заданий по теме "Климат России" 8 класс....

Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"

Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок раработан в соответствии с ФГОС...

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок разработан в соответствии с ФГОС...

открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.

Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...

Конспект урока и презентация по географии 6 класса . Тема " Климат"

Конспект урока по теме Климат содержит проверку домашнего задания по теме " Атмосфера" в виде схем бриза и муссона. Фронтальный опрос по ключевым понятиям темы:атмосферное давление, ветер, п...