Урок географии в 7 классе Тема: Климат Африки
план-конспект урока по географии (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimat.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе
Тема: Климат Африки
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.
Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка.
Задачи.
Образовательные.
- Дать характеристику климата Африки.
- Выявить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
- Охарактеризовать климатические пояса Африки.
- Продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами.
- Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки.
Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.
Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, гости.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь вы улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте познакомимся – меня зовут ГИВ, я работаю в Серебропольской школе учителем географии.
Сегодня нам предстоит показать, на что мы способны, а чтобы у нас все прошло удачно, нам необходимо настроиться
Теперь сядьте удобно и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе. Работаю.
Теперь мы готовы плодотворно работать.
II. Целеполагание и мотивация
Учитель читает:
Самое первое знакомство с этим материком у многих из вас произошло ещё в раннем детстве:
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-попо
По широкой Лимпопо»
- О каком материке идет речь? – Африка.
- Из какого литературного произведения эти строки? – Корней Иванович Чуковский «Айболит».
«На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
Вот уже 3-й урок мы посвящаем изучению этого удивительного материка.
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте мой рассказ.
Для Африки характерны контрасты: громадные пустынные пространства и непроходимые экваториальные леса. Изнуряющая жара и сверкающие снежными шапками горы. Сильные ливни и горячие песчаные смерчи. Это самый жаркий материк на земле. Даже в его названии слышится «хрип человека, задыхающегося от жажды и зноя».
- О чем идет речь?
Тема урока: «Климат Африки». Запись в тетрадь
– Что вы уже знаете о данной теме? (Ответы ребят)
- А что вы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы ребят)
Таким образом цель нашего урока
- Узнать в каких климатических поясах лежит Африка.
- Изучить особенности климата Африки.
-Определить факторы, формирующие климат материка.
- Научиться работать с климатическими диаграммами.
III. Актуализация знаний
Работать мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Сейчас мы должны распределить обязанности в группе, у вас на столах лежат карточки, выберите наиболее подходящую для вас роль.
Капитан будет с помощью карточки сигнализировать о готовности команды отвечать. Карточки со знаками + и – вам понадобятся, если я спрошу ваше мнение.
Метеорологи будут изучать материал учебника, работать с картой.
Фотокорреспонденты будут делать зарисовки, отвечать за оформление работы.
Телеведущие будут представлять работы.
Климатологи должны оценивать работу каждого участника в группе, для этого на столах у вас лежит лист самооценки. Вы проставляете баллы за проделанную работу, а в конце урока вы должны будете высчитать средний балл, который и определит вашу оценку на сегодняшнем уроке. Так, что вам предстоит сегодня поработать еще и математиками. Самых активных ребят, я могу отметить и добавить балл.
№ задания | Фамилия Имя учащегося | Задания на уроке Баллы от 0 до 5 | ||||||
№1 Работа с картой | №2 Постер | №3 Работа с диаграммой | №4 Синквейн | Средний балл за 4 задания | Баллы, за тест | Оценка за урок |
IV. Объяснение нового материала.
Для описания климата нам необходимо использовать тематическую карту – какую? климатическую. Откроем карту атласа стр. 15 .
Как работать с климатической картой?
Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?
Давайте с помощью карты, ответим на вопросы представленные на слайде: (Капитаны не забывают поднимать сигнальные карточки)
Абсолютный максимум t? (У г.Триполи +58°С) Ребята, вы согласны с ответом команды? Если да поднимите карточку со знаком «+», если нет – «-»
Абсолютный минимум t? (У г.Маунг -4°С)
Больше всего осадков выпадает? (На побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)
Менее всего осадков выпадает? (В северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)
Мы вспомнили, как работать с климатической картой и познакомились с основными особенностями климата.
(отметить работу групп)
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите их.
Подробно на них мы останавливаться не будем, так как вы их изучали на предыдущих уроках.
Слайд 5.
климатообразующий фактор | Какова роль фактора | Влияние на климат Африки |
Географическая широта | Чем дальше от экватора, тем … | Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки |
Высота над уровнем моря | Чем выше, тем … | Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег |
Господствующие ветры | Пассаты с океана приносят весь год … | Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает |
Направление горных хребтов | Осадки выпадают на наветренных склонах | Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари |
Течения | Если у берега проходит теплое течение, то | Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим. Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана. |
Мы вспомнили основные климатообразующие факторы, подробно вы их изучали на предыдущих уроках, поэтому подробно останавливаться на них мы не будем.
Не забываем проставлять баллы в листах оценивания
– А сейчас давайте выясним, в каких климатических поясах лежит материк?
Работая с картой атласа стр. 15, ребята называют климатические пояса Африки.
И подписывают их в рабочих тетрадях стр. 41.
-что означает приставка суб? (над, под, между)
-чем отличаются переходные пояса от основных?
Слайд 6.
Мы должны более подробно изучить каждый климатический пояс.
Дать описание климатическим поясам и характерным для них погодам. Используется текст учебника и данные климатических карт.
1-я группа- описание экваториального
2-я группа – субэкваториального пояса
3-я группа - описание тропического пояса
4-я - субтропического поясов
Результаты работы вы должны оформить в виде постера (художественно оформленный плакат), а также заполнить данные таблицы вашего климатического пояса и готовится к защите (работа в группе: 1-рисуют, 2- изучают текст учебника, 3- делают записи, 4-выступает).
Защита постеров. Во время защиты каждой группы остальные ребята должны делать соответствующие записи в таблице «Климатические пояса Африки». На работу вам дается 5 минут. (Выключить проектор)
Сравним полученные данные, если кто-то не успел дописать их, сделайте это.
Клим-й пояс | Возд-ая масса | t летом | t зимой | Количест-во осадков в мм | Режим выпадения осадков |
Экваториальный | ЭВМ | +24 | +24 | 1000-2000 | Весь год |
Субэкваториальный | Л:ЭВМ З:ТВМ | +24 | +24 | 500-1000 | Летом |
Тропический | ТВМ | +32 | +16 | 0-250 | Редко |
Субтропический | Л:ТВМ З:УВМ | +24 | +8 | 500-1000 | Зимой |
- Посмотрите внимательно на таблицу. Какой вывод можно сделать?
Вывод:
- Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;
- большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;
- в Африке нет холодных климатических поясов.
Эту таблицу дома подклейте в тетрадь
Не забываем проставлять баллы в листах оценивания
– Особенности климата любой территории характеризуют климатические диаграммы, с которыми мы сейчас и познакомимся. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работа со слайдами 8, 9, 10.
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал): Средняя температура января. Средняя температура июля. Годовое количество осадков. Режим выпадения осадков. Господствующие ветры в январе, июле. Климатический пояс и область:№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный № 3 – тропический, №4 – субтропический
- Мы с вами проанализировали каждую климатическую диаграмму и узнали, что она отражает основные характеристики данного климатического пояса, в дальнейшем вы закрепите полученные знания, когда будете изучать климат других материков.
(Отметить работу групп)
V. Итог урока.
В начале урока я вам задала вопрос, что вы знаете по данной теме, что должны узнать?
А сейчас я хочу узнать, что вы узнали нового на уроке?
прошу представить, что все мысли в вашей голове – это лучи света, пусть свет всех ваших мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ, и поможет выполнить вам синквейн, с которым вы наверняка встречались на других предметах, заодно и проверим ваши знания литературы и русского языка.
Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет, тему на основе изученного материала, выполненное по определенным правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
У вас есть 2 минуты.
Молодцы, я вижу, вы усвоили новый материал, оперируете основными характеристиками и теперь с легкостью сможете охарактеризовать климат Африки.
VI. Проверка уровня усвоения материала.
Тест для проверки
А) экваториальный | 3,5 |
Б) субэкваториальный | 1 |
В) тропический | 2,6,7 |
Г) субтропический | 4 |
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Весь год мало осадков.
Рефлексия: если вам урок понравился, было интересно и все понятно, приклейте на карту Африки солнышко, а если вам было скучно на уроке, осталось много вопросов, то приклейте тучку.
Домашнее задание:
Практическая работа № 10
Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по географии 8 класс тема "Климат России"
В данной работе приведены 2 варианта итоговых заданий по теме "Климат России" 8 класс....
Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"
Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....
Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"
Урок раработан в соответствии с ФГОС...
Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
урок географии 8 кл. Тема « Климат Саратовской области ».
урок географии 8 кл....
открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.
Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...
Конспект урока и презентация по географии 6 класса . Тема " Климат"
Конспект урока по теме Климат содержит проверку домашнего задания по теме " Атмосфера" в виде схем бриза и муссона. Фронтальный опрос по ключевым понятиям темы:атмосферное давление, ветер, п...