Урок географии по теме "Климат Владимирской области", 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок географии в курсе "Физическая география Владимирской области". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с тестами и материалами к уроку. Урок с использованием современных технологий, практикоориентированный, с использованием дополнительного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 51.5 КБ |
prilozheniya___k_uroku.doc | 45.5 КБ |
urok_klimat_vo.ppt | 853 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии , 8 класс
Учитель- Филимонова И.А.
МБОУ Ставровская СОШ Собинского района
Тема: « Климат Владимирской области»
Цели урока: Выявить особенности климата ВО, закономерности формирования
и распределения его элементов по территории.
Развивать умение самостоятельно добывать знания, пользуясь
различными источниками информации.
Воспитание чувства толерантности, умение работать
индивидуально и в группе, любви к родной природе
Оборудование: Физическая карта ВО, климатическая карта Владимирской
области, Климатическая карта России, тесты по темам «Рельеф
и ПИ», «Климат», тексты для характеристики сезонов года с
пропусками(задания для групп) ,презентация к уроку, фрагмент
презентации «Циклоны и антициклоны», Учебное пособие по
географии Владимирской области, учебник «География
Владимирской области» И.А. Карлович, В.В. Кузнецов и др.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний : Вопрос учащимся: Какие компоненты природы Владимирской области мы изучили на прошлых уроках? (ГП, рельеф, ПИ)
3. Проверка д/з
- Общая характеристика рельефа ВО (ответ у доски)
- Характеристика объектов рельефа на территории области. (по карте)
- Тестирование учащихся
- Изучение новой темы
? Какой компонент природы изучаем после рельефа?
Следовательно тема нашего урока – КЛИМАТ ВО. (слайд 1)
Целеполагание:
Перед Вами на парте листы с тесовыми вопросами по данной теме. Просмотрите их и ответьте на вопрос: Что Вы уже знаете о климате ВО (знаком «+»), в чем сомневаетесь (знаком «?»), чего не знаете (знаком « - »)
- Озвучить цель урока: конкретизировать знания о климате ВО
объяснить особенности формирования климата ВО,
влияние климата на жизнь и деятельность человека.
К вопросам теста вернемся в конце урока.
Изучение темы:
? Что называют климатом?
Чтобы характеризовать климат на территории области уже в течение 90 лет ведутся систематические наблюдения за погодой на метеостанции. Данные таких наблюдений за много лет позволяет характеризовать климат.
? Давайте вспомним: От чего зависит климат любой территории?
Слайд 2 Климатообразующие факторы
Циркуляция ВМ
Подстилающая
пов-ть
ГШ
Рассмотрим их влияние на климат ВО: слайд 3,4,5
- Солнечная радиация, умеренные широты
- Равнинность территории (Восточно-Европейская равнина)
- ВМ- тип погод: мУВМ- осадки, зимой потепление, летом похолодание
кУВМ- сухо, зимой похолодание, летом потепление
АВМ- холодную и сухую погоду
ТВМ- теплую и сухую погоду.
Смена ВМ– атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Вспомним, какую погоду они приносят?
(Фрагмент презентации «Циклоны и антициклоны»)
Вывод: т.о. формируется умеренно- континентальный климат
ЗАДАНИЕ : по рис. 12,14 и справочным материалам дайте характеристику умеренно-континентального климата ВО. (Т января- - 11 С, умеренно-холодная, Т июля -+16 С, лето умеренно-теплое, осадков -610 мм, преимущественно летом, зимой-снег, преобладающие ветры – Ю-З, Ю, С-З, С направлений). Слайд 6,7
ЗАДАНИЕ: Используя рисунок 15 на с.12. выясним различия в климате по территории области. Для этого заполним таблицу – Слайд 8
Заполняем подходя к компьютеру и впечатывая ответ..
Александров | Владимир | Муром | |
Годовое кол-во осадков | 600 мм | 600 мм | 550 мм |
Средняя температура января | -11 | -11 | -11,5 |
Средняя температура июля | +17,5 | +18 | +18,5 |
Делаем вывод: Различия в климате невелики, но климат изменяется с севера запада на юго-восток, увеличивается его континентальность - холоднее зимой, теплее летом, осадков меньше.
Ребята, нам с вами повезло. Живя в умеренно-континентальном климате, мы имеем четко выраженные 4 сезона года, поэтому можем радоваться и снегу и теплу. Сейчас вам предстоит охарактеризовать сезоны года, работая в группах. Для работы вам понадобится учебник (с. 30-31), заполните пропуски в тексте . Время работы -5 минут. Работа в группах .
См. Приложение
Ответы групп, слайд 9,10,11, 12
Одной группе было дано секретное задание. Они определяли влияние природных условий области на жизнь и хоз. деятельность человека. Ответ группы.
- Закрепление. Обратимся к тестам. Какие вопросы еще остались ?. Подведение итогов
- Выводы –слайд13.
- Д-З: с.11, выпишите климатические рекорды ВО.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тест: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Владимирской области.
1. Территория Владимирской земли располагается на: а) платформе, б) щите,
в) складчатой области.
2. Поверхность нашего края представляет собой равнину: а)всхолмленную, б) плоскую.
3. На формирование рельефа области оказали влияние: а) тектоника, б) деятельность ледника,
в) реки.
4. Наиболее высокая часть области расположена на: а) Окско - Цнинском валу,
б) Клинско - Дмитровской гряде,
в) Ковровском поднятии.
5. Самая низкая точка Владимирской области имеет высоту над уровнем моря:
А) 100 м, б) 164 м, в) 68 м, г) 35 м.
6. Закончите фразу: «Низменная, сложенная ледниковыми образованиями равнина с широким распространением сосновых боров, кустарников, лугов и болот это ……»
7. Город Владимир расположен: а) Евразийской литосферной плите, б) на платформе,
в) на щите, г) на плите,
д) на Среднерусской возвышенности, е) на моренной равнине,
ж) в пойме реки Клязьма..
8. Правильны ли утверждения: а) да, б) нет.
1-на территории Владимирской области никогда не было складчатых горообразовательных
процессов;
2- в области есть ледниковые формы рельефа;
3- Владимирская область находится в зоне активной вулканической деятельности.
9. Область располагает следующими топливными ресурсами: а) нефть, б) уголь, в) торф, г) газ.
10. Какими полезными ископаемыми не богат Собинский район?
а) глины, б) торф, в) минеральные краски, г) известняки.
Приложение 2
Справочные материалы:
Месяц | Температура, в градусах С | Количество осадков |
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Cр. Год. | -11,4 -10,6 -5,1 3,8 11,6 15,8 18,1 16,2 10,4 3,4 -3,1 -8,8 3,4 | 38 30 33 37 46 70 81 67 60 56 47 45 610 |
Направления ветров в течении года : С =14, С - В=9, В=5, Ю-В=9,
Ю = 16, Ю - З = 22, З=11, С-З=14, штиль = 7.
Приложение 3
Сезоны года (задания для групп)
Зима
Самый длительный и ……… период года. Н а нашей территории зима длится ……. месяцев. Обычно зимой стоит …………погода с температурой ….. градусов. Сильные морозы бывают нечасто. Температура воздуха ниже 30 градусов наблюдается при вторжении ………… а также при восточных антициклонах. В годы, когда циклоны повторяются часто, бывают ………..зимы. Теплый влажный воздух приносят циклоны с …… . Самые холодные месяцы года - ……… Почва зимой промерзает на глубину ….м.
Весна.
Это переходный от зимы к ……. период с неустойчивой погодой. Снег сходит с полей в первой декаде ….. ., начинают журчать ручьи, вскрываются и освобождаются ото льда реки, начинается -………. Средняя температура воздуха весной от …… до ….. градусов. Нагретый воздух поднимается вверх, образует ……………облака, идут первые после зимы дожди и ………..
Иногда вторжение холодных ВМ с севера приводит к возврату холодов - ……….
Лето.
За начало лета можно принять дату перехода средней суточной температуры воздуха через … градусов к более высоким температурам, которая приходится на конец мая - начало июня. Летом преобладает …………..погода. температура воздуха ночью - …., днем - …… Летом наблюдается ……… количество осадков. Отдельные годы часто приходят циклоны, что делает лето ………..и …………….. В годы со слабой циклонической деятельностью лето отличается
……..и………… погодой.
Осень.
Осенью часто происходит смена ВМ, что вызывает ……………..погоду. Увеличивается число пасмурных дней с …………… и туманами.
В конце августа - начале сентября начинается -………… В некоторые годы в начале осени устанавливается солнечные ,теплые дни, так называемое -………….лето., что связано с приходом -………………..ВМ умеренных широт. Средняя дата выпадения первого снега приходится на начало ……….. . Устойчивый снежный покров устанавливается в …….. Начинается зима.
Спец задание.
Выясните, какое влияние («+» и «-») оказывает климат нашей области на хозяйственную деятельность человека.
Приложение 4.
Тест по теме «Климат Владимирской области»
- Климат – это…..
А) многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности
Б) состояние тропосферы в данном месте и в данное время
В) погода
2. В каком климатическом поясе располагается Владимирская область?
А) Арктическом
Б) Умеренном
В) Субарктическом
3. Средняя температура самого теплого месяца?
А) +25◦ С Б) +18◦С В) +16◦ С
4. Средняя температура самого холодного месяца?
А) -20◦ С Б) -11◦ С В) -15◦С
5. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат ВО?
А) Тихий Б) Атлантический В) Северный-Ледовитый
6. Сколько осадков, в среднем, выпадает в области за год?
А) 610мм Б) 780 мм В) 500мм
7. В каком направлении усиливается континентальность климата на
территории области?
А) с севера на юг
Б) с северо-запада на юго-восток
В) с востока на запад
8. Напишите положительные (4) и отрицательные (4) черты климата области.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Климатообразующие факторы Солнечная радиация Циркуляция атмосферы Характер Подстилающей поверхности
Солнечная радиация ЗАВИСИТ ОТ: Высоты Солнца над горизонтом Продолжительности дня Облачности ГШ◦
Характер подстилающей поверхности Равнинность рельефа
Циркуляция воздушных масс ТИПЫ ВМ УВМ Мор. и Конт. АВМ ТВМ
Задание Используя рисунок 12, 14 учебника и справочные материалы из практической работы №3 выпишите в тетрадь: Ср. температура июля -? Ср. температура января -? Годовая амплитуда температуры-? Годовое количество осадков -? Режим выпадения осадков-? Преобладающие направления ветров-?
Показатели климата Ср. температура июля = + 18,1 ◦ Ср. температура января =-11,4 ◦ Годовая амплитуда температуры =+6,7 ◦ Годовое количество осадков 610 мм, летний максимум Ветры - Ю-З, Ю, С, С-З направления
Задание: используя рисунок 15 заполните таблицу: город Кл. показатель Александров Владимир Муром Ср. Т января Ср. Т июля Годовое кол-во осадков
Зима
Весна
Лето
Осень
ВЫВОДЫ: Климат умеренно-континентальный, благоприятный для жизни и хозяйственной деятельности человека. Неблагоприятные погодные условия осложняют ведение сельского хозяйства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс
Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Урок биологии "Лекарственные растения Владимирской области"
Работа будет интересной не только учителям биологии, но и обучающимся. материал может использоваться не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности...
Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...
Интегрированный урок географии и экономики в 8 классе. Тема урока: "Интеллектуальный бизнес".
Интегрированный урок по географии и экономике в 8 классе. Тема урока: Интеллектуальный бизнес.Цель: Выявление интеллектуального потенциала, уровня знаний по осно...