Тема урока: Тихий океан.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
1. | Ермакова Татьяна Олеговна |
2. | Место работы МБОУ «СОШ № 61» г.Чебоксары |
3. | Должность учитель |
4. | Предмет география |
5. | Класс 7 Б |
6. | Тема и номер урока в теме ΙΙ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНОВ |
7. | Базовый учебник И.В.Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л.Смоктунович. География. Учебник для 7 класса. (Земля – планета людей) – М.: Баласс, 2011 |
8. Цель урока: Сформировать у учащих представления об особенностях природы Тихого океана
9. Задачи:
- обучающие
-Расширить знания о природных комплексах на примере океанов.
-Дать понятие об океанах как больших своеобразных ПК, отличающихся не только размерами и природой, но и влиянием на них людей.
-Продолжить формировать умения работать с различными картами.
- Учить использовать в процессе урока презентации
-развивающие
-Продолжить формирование у учащихся логического мышления; грамотных устных формулировок; литературной речи;
-развивать дух исследования (себя, мира);
-развивать эмоциональную сферу ребенка.
-воспитательные
-Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.
-Продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание.
-Продолжить формирование у учащихся чувства доброжелательного отношения друг к другу, чувство ответственности каждого за всех.
-Воспитывать любовь к природе.
-Воспитывать чувство ответственности за природные богатства.
10. Тип урока Урок изучения новых знаний.
11. Формы работы учащихся Урок-исследование с использованием презентаций
12. Необходимое техническое оборудование Компьютер, мультимедиаприставка, индивидуальные карточки с заданием, атласы, карта океанов, «карта настроения» по итогам урока.
13. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный
|
| Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку. | подготовка к уроку | 3 |
2 | Изучение нового материала | Презентация «Тихий океан в картинках и звуках»
Презентация: «Географическое положение и история открытия Т.О.
| Недаром храню я, житель земли, Морскую волну в артериях С тех пор, как предки мои взошли Ящерами на берег, А те из вас, кто возникли не так Илья Сельвинский. «Великий океан» 1932г Включить шум океана Актуализация знаний: Чем океаны отличаются от морей? Влияют ли океаны на жизнедеятельность человека и как? С каких точек зрения можно изучать океан? Вопросы интересные? А получилось ли у вас дать исчерпывающие ответы на них? Проблемный вопрос: Для чего надо изучать Тихий океан? . Следующий проблемный вопрос: Как изучать?
Итак ребята сегодня мы с вами станем группой экспертов климатологов, геологов, биологов и экологов. Те ребята что в начале урока получили синие карточки- группа климатологов; зеленые-геологи; красные-биологи; желтые-экологи. В каждой экспертной группе нам необходимо определить руководителя. Для этого вам нужно будет выполнить задания. (Экспертным группам раздаются задания).
Записываем тему урока в тетради (дневники исследований). И в дальнейшем делаем записи в свои дневники исследований. Демонстрация презентации: «Географическое положение и история открытия Т.О. Руководители каждой группы подходят за заданием.
| Просмотр презентации
Ребята формулируют цель и задачи урока.
Работа индивидуальная. 1 группа (Климатологи): Определите название острова, который протянулся от 1 ˚ ю.ш. до 10° ю.ш. и от 130° в.д. до 150° в.д. (о.Новая Гвинея) 2 группа (Геологи): Определите по картам атласа, как называется географический объект с координатами: ≈ 53° с.ш., 180° в.д. (Алеутский желоб) 3 группа (Биологи): Определите название пролива, имеющего координаты: 8° с.ш., 79° з.д. (Панамский канал) 4 группа (Экологи): Определите название моря, расположенного между 160° в.д. и 160° з.д. протянувшегося вдоль 70° ю.ш.
Работа по группам с раздаточным материалом.
1 группа (Геологи): Исследуйте рельеф дна по плану: 1. Пользуясь физической картой, определите среднюю глубину, максимальные и минимальные глубины исследуемого океана. 2. Какое геологическое образование лежит в основании, океана определите его возраст. С какими геологическими образованиями оно граничит? 3. Полезные ископаемые Т.О. 4. Какими причинами обусловлено разнообразие форм рельефа дна океана.
2 группа (Климатологов): 1. Используя климатическую карту мира, карту климатических поясов и природных зон мира, дайте характеристику климату по плану: 2. В каком климатическом поясе, и в какой области расположена территория. 3. Средняя температура января и июля. В каком направлении они изменяются и почему. 4. Господствующие воздушные массы по сезонам. 5. Какие течения образуются в океане. Перечислите их.
3 группа (Биологи): 1.Прочитайте текст (приложение №1) и проанализируйте его. Выберите из текста ключевые предложения, которые помогут вам рассказать о биологических ресурсах океана. 2.Выделите район океана наиболее богатый биологическими ресурсами.
4 группа (Экологи): 1. Почему в опасности природа океана? В каких районах океана активно проявляются эти процессы? 2. Человек - друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан (приложение №2). 3. Какие районы океана наиболее загрязнены и почему? 4. Предложите мероприятия по охране океана.
| 28 |
3 | Закрепление темы |
| Что же вы узнали о Тихом океане, выполняя свои задания. Давайте послушаем руководителей экспертных групп и их помощников
Вот мы и на финишной прямой.
Мы с вами исследовали Тихий океан. Могучие воды океана издавна завораживали людей. Тихий океан исследовали многие ученые. Океан определяет вид планеты, влияет на природу, всех ее частей.
|
(Руководители озвучивают свои задания). Экспертные группы оценивают друг друга.
| 10 |
4 | Домашнее задание |
| Сегодня мы проводили исследование по заданному мной заданию | дома составьте план описания Тихого океана по карте § 16, к/к
| 2 |
5 | Рефлексия |
| Вот и закончилось наше исследование, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Вы прекрасные дети. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. А с каким настроением пойдете вы с этого урока? У вас на столах лежат карточки настроения в виде парусов.
| Если вам было интересно на уроке поднимите красный парус, если вы иногда скучали- зеленый, если вам было совсем безразлично что происходит в классе поднимите синий парус | 2 |
6 |
|
|
|
| 45мин.
|
Приложение №1
Задание группе биологов.
Флора и фауна Тихого океана.
На долю Тихого океана приходится более 50 % всей биомассы Мирового океана. Жизнь в океане представлена обильно и разнообразно, особенно в тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии, где огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями.
Животный мир Тихого океана по видовому составу в 3—4 раза богаче, чем в других океанах, особенно в тропических водах. В индонезийских морях известно более 2 тысяч видов рыб, в северных морях их насчитывается лишь около 300. В тропической зоне океана насчитывается более 6 тысяч видов моллюсков, а в Беринговом море их около 200. Для фауны Тихого океана характерными особенностями являются древность многих систематических групп и эндемизм. Здесь обитают большое количество древних видов морских ежей, примитивные роды мечехвостов, некоторые очень древние рыбы, не сохранившиеся в других океанах (например, иордания, гильбертидия); 95 % всех видов лососевых обитают в Тихом океане. Эндемичные виды млекопитающих: дюгонь, морской котик, сивуч, морской бобр. Для многих видов фауны Тихого океана свойствен гигантизм. В северной части океана известны гигантские мидии и устрицы, в экваториальной зоне обитает самый крупный двухстворчатый моллюск тридакна, масса которого достигает 300 кг. В Тихом океане наиболее ярко представлена ультраабиссальная фауна. В условиях огромного давления, низкой температуры воды на глубине более 8,5 км обитает около 45 видов, из которых более 70 % эндемики. Среди этих видов преобладают голотурии, ведущие очень малоподвижный образ жизни и способные пропускать через пищеварительный тракт огромное количество грунта, единственного источника питания на этих глубинах.
Приложение №2
Задание группе экологов.
Экология Тихого океана.
Над морскими обитателями северной части Тихого океана нависла серьезная опасность. Течения, проходящие у берегов Азии и Америки, нагнали громадное количество пластикового мусора.
В результате на поверхности образовалась скопление антропогенных отходов площадью в половину Техаса и весом свыше 300 млн тонн. Оно получило наименование Большого тихоокеанского мусорного пятна, или «Мусороворота».
Это явление было описано в публикации американского Национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA) еще 20 с лишним лет назад. За это время океанская свалка разрослась, и если против дрейфующего пластика не будут приняты экстренные меры, он грозит удушить морские организмы, предупреждают биологи.
Небольшая группа экологов и предпринимателей из стран бассейна Тихого океана, объединившихся в рамках «Проекта Кайсей», предлагает экономичное решение - массовую переработку пластика в дизельное топливо.
«Проблема с пластиковыми упаковками в том, что большая часть их не подвергается биоразложению, - говорит руководитель «Проекта Кайсей» калифорниец Даг Вудринг. – Под действием света пластик лишь распадается на мелкие частицы, сохраняя при этом полимерную структуру. Его начинают заглатывать, путая с планктоном, рыбы, морские птицы, черепахи и другие существа. Это ведет к их гибели, поскольку пластик токсичен. Но проблемы гораздо шире».
Пластиковые отбросы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду.
“Мусорный Остров” быстро растет примерно с 1950-х годов за счет особенностей Северо-Тихоокеанской системы течений, центр которой, куда и попадает весь мусор, относительно стационарен. По оценкам ученых, в настоящее время масса мусорного острова составляет более трех с половиной миллионов тонн, а площадь — более миллиона квадратных километров. “Остров” имеет ряд неофициальных названий: “Великий тихоокеанский мусорный остров” (Great Pacific Garbage Patch), “Восточный мусорный остров” (Eastern Garbage Patch), “Тихоокеанский мусороворот” (Pacific Trash Vortex) и пр. По-русски его иногда называют также “мусорным айсбергом”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тихий океан.
Ермакова Татьяна Олеговна | |
Место работы МБОУ «СОШ № 61» г.Чебоксары | |
Должность учитель | |
Предмет география | |
Класс 7 Б | |
Тема и номер урока в теме ΙΙ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНОВ | |
Базовый учебник И.В.Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л.Смоктунович. География. Учебник для 7 класса. (Земля – планета людей) – М.: Баласс, 2011 |
- Цель урока: Сформировать у учащих представления об особенностях природы Тихого океана
9. Задачи:
- обучающие
-Расширить знания о природных комплексах на примере океанов.
-Дать понятие об океанах как больших своеобразных ПК, отличающихся не только размерами и природой, но и влиянием на них людей.
-Продолжить формировать умения работать с различными картами.
- Учить использовать в процессе урока презентации
-развивающие
-Продолжить формирование у учащихся логического мышления; грамотных устных формулировок; литературной речи;
-развивать дух исследования (себя, мира);
-развивать эмоциональную сферу ребенка.
-воспитательные
-Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.
-Продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание.
-Продолжить формирование у учащихся чувства доброжелательного отношения друг к другу, чувство ответственности каждого за всех.
-Воспитывать любовь к природе.
-Воспитывать чувство ответственности за природные богатства.
- Тип урока Урок изучения новых знаний.
- Формы работы учащихся Урок-исследование с использованием презентаций
- Необходимое техническое оборудование Компьютер, мультимедиаприставка, индивидуальные карточки с заданием, атласы, карта океанов, «карта настроения» по итогам урока.
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный | Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку. | подготовка к уроку | 3 | |
2 | Изучение нового материала | Презентация «Тихий океан в картинках и звуках» Презентация: «Географическое положение и история открытия Т.О. | Недаром храню я, житель земли, Морскую волну в артериях С тех пор, как предки мои взошли Ящерами на берег, А те из вас, кто возникли не так Илья Сельвинский. «Великий океан» 1932г Включить шум океана Актуализация знаний: Чем океаны отличаются от морей? Влияют ли океаны на жизнедеятельность человека и как? С каких точек зрения можно изучать океан? Вопросы интересные? А получилось ли у вас дать исчерпывающие ответы на них? Проблемный вопрос: Для чего надо изучать Тихий океан? . Следующий проблемный вопрос: Как изучать? Итак ребята сегодня мы с вами станем группой экспертов климатологов, геологов, биологов и экологов. Те ребята что в начале урока получили синие карточки- группа климатологов; зеленые-геологи; красные-биологи; желтые-экологи. В каждой экспертной группе нам необходимо определить руководителя. Для этого вам нужно будет выполнить задания. (Экспертным группам раздаются задания). Записываем тему урока в тетради (дневники исследований). И в дальнейшем делаем записи в свои дневники исследований. Демонстрация презентации: «Географическое положение и история открытия Т.О. Руководители каждой группы подходят за заданием. | Просмотр презентации
Ребята формулируют цель и задачи урока. Работа индивидуальная. 1 группа (Климатологи): Определите название острова, который протянулся от 1 ˚ ю.ш. до 10° ю.ш. и от 130° в.д. до 150° в.д. (о.Новая Гвинея) 2 группа (Геологи): Определите по картам атласа, как называется географический объект с координатами: ≈ 53° с.ш., 180° в.д. (Алеутский желоб) 3 группа (Биологи): Определите название пролива, имеющего координаты: 8° с.ш., 79° з.д. (Панамский канал) 4 группа (Экологи): Определите название моря, расположенного между 160° в.д. и 160° з.д. протянувшегося вдоль 70° ю.ш. Работа по группам с раздаточным материалом. 1 группа (Геологи): Исследуйте рельеф дна по плану: 1. Пользуясь физической картой, определите среднюю глубину, максимальные и минимальные глубины исследуемого океана. 2. Какое геологическое образование лежит в основании, океана определите его возраст. С какими геологическими образованиями оно граничит? 3. Полезные ископаемые Т.О. 4. Какими причинами обусловлено разнообразие форм рельефа дна океана. 2 группа (Климатологов): 1. Используя климатическую карту мира, карту климатических поясов и природных зон мира, дайте характеристику климату по плану: 2. В каком климатическом поясе, и в какой области расположена территория. 3. Средняя температура января и июля. В каком направлении они изменяются и почему. 4. Господствующие воздушные массы по сезонам. 5. Какие течения образуются в океане. Перечислите их. 3 группа (Биологи): 1.Прочитайте текст (приложение №1) и проанализируйте его. Выберите из текста ключевые предложения, которые помогут вам рассказать о биологических ресурсах океана. 2.Выделите район океана наиболее богатый биологическими ресурсами. 4 группа (Экологи): 1. Почему в опасности природа океана? В каких районах океана активно проявляются эти процессы? 2. Человек - друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан (приложение №2). 3. Какие районы океана наиболее загрязнены и почему? 4. Предложите мероприятия по охране океана. | 28 |
3 | Закрепление темы | Что же вы узнали о Тихом океане, выполняя свои задания. Давайте послушаем руководителей экспертных групп и их помощников Вот мы и на финишной прямой. Мы с вами исследовали Тихий океан. Могучие воды океана издавна завораживали людей. Тихий океан исследовали многие ученые. Океан определяет вид планеты, влияет на природу, всех ее частей. | (Руководители озвучивают свои задания). Экспертные группы оценивают друг друга. | 10 | |
4 | Домашнее задание | Сегодня мы проводили исследование по заданному мной заданию | дома составьте план описания Тихого океана по карте § 16, к/к | 2 | |
5 | Рефлексия | Вот и закончилось наше исследование, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Вы прекрасные дети. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. А с каким настроением пойдете вы с этого урока? У вас на столах лежат карточки настроения в виде парусов. | Если вам было интересно на уроке поднимите красный парус, если вы иногда скучали- зеленый, если вам было совсем безразлично что происходит в классе поднимите синий парус | 2 | |
6 | 45мин. |
Приложение №1
Задание группе биологов.
Флора и фауна Тихого океана.
На долю Тихого океана приходится более 50 % всей биомассы Мирового океана. Жизнь в океане представлена обильно и разнообразно, особенно в тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии, где огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями.
Животный мир Тихого океана по видовому составу в 3—4 раза богаче, чем в других океанах, особенно в тропических водах. В индонезийских морях известно более 2 тысяч видов рыб, в северных морях их насчитывается лишь около 300. В тропической зоне океана насчитывается более 6 тысяч видов моллюсков, а в Беринговом море их около 200. Для фауны Тихого океана характерными особенностями являются древность многих систематических групп и эндемизм. Здесь обитают большое количество древних видов морских ежей, примитивные роды мечехвостов, некоторые очень древние рыбы, не сохранившиеся в других океанах (например, иордания, гильбертидия); 95 % всех видов лососевых обитают в Тихом океане. Эндемичные виды млекопитающих: дюгонь, морской котик, сивуч, морской бобр. Для многих видов фауны Тихого океана свойствен гигантизм. В северной части океана известны гигантские мидии и устрицы, в экваториальной зоне обитает самый крупный двухстворчатый моллюск тридакна, масса которого достигает 300 кг. В Тихом океане наиболее ярко представлена ультраабиссальная фауна. В условиях огромного давления, низкой температуры воды на глубине более 8,5 км обитает около 45 видов, из которых более 70 % эндемики. Среди этих видов преобладают голотурии, ведущие очень малоподвижный образ жизни и способные пропускать через пищеварительный тракт огромное количество грунта, единственного источника питания на этих глубинах.
Приложение №2
Задание группе экологов.
Экология Тихого океана.
Над морскими обитателями северной части Тихого океана нависла серьезная опасность. Течения, проходящие у берегов Азии и Америки, нагнали громадное количество пластикового мусора.
В результате на поверхности образовалась скопление антропогенных отходов площадью в половину Техаса и весом свыше 300 млн тонн. Оно получило наименование Большого тихоокеанского мусорного пятна, или «Мусороворота».
Это явление было описано в публикации американского Национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA) еще 20 с лишним лет назад. За это время океанская свалка разрослась, и если против дрейфующего пластика не будут приняты экстренные меры, он грозит удушить морские организмы, предупреждают биологи.
Небольшая группа экологов и предпринимателей из стран бассейна Тихого океана, объединившихся в рамках «Проекта Кайсей», предлагает экономичное решение - массовую переработку пластика в дизельное топливо.
«Проблема с пластиковыми упаковками в том, что большая часть их не подвергается биоразложению, - говорит руководитель «Проекта Кайсей» калифорниец Даг Вудринг. – Под действием света пластик лишь распадается на мелкие частицы, сохраняя при этом полимерную структуру. Его начинают заглатывать, путая с планктоном, рыбы, морские птицы, черепахи и другие существа. Это ведет к их гибели, поскольку пластик токсичен. Но проблемы гораздо шире».
Пластиковые отбросы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду.
“Мусорный Остров” быстро растет примерно с 1950-х годов за счет особенностей Северо-Тихоокеанской системы течений, центр которой, куда и попадает весь мусор, относительно стационарен. По оценкам ученых, в настоящее время масса мусорного острова составляет более трех с половиной миллионов тонн, а площадь — более миллиона квадратных километров. “Остров” имеет ряд неофициальных названий: “Великий тихоокеанский мусорный остров” (Great Pacific Garbage Patch), “Восточный мусорный остров” (Eastern Garbage Patch), “Тихоокеанский мусороворот” (Pacific Trash Vortex) и пр. По-русски его иногда называют также “мусорным айсбергом”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Тихий океан"
Технологическая карта урока по теме "Тихий океан" 7 класс...
Конспект урока "Тихий океан" 7 класс
Конспект открытого урока в 7 классе по теме "Тихий океан"...
конспект урока "Тихий океан"
технологическая карта урока...
Методическая разработка урока "Тихий океан"
для 7 класса...
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).
Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....
Урок географии в 5 классе. Тема урока "Мировой океан"
Урок с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок направлен на организацию самостоятельной деятельности учащихся с применение источников географической информации....