Учебные программы по географии 6-9 классы
рабочая программа по географии на тему
Программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов, допущенной Министерством образования Российской Федерации (под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Изд. М. Просвещение 2010 г. 2е издание). Программа содержит базовый уровень изучения учебного материала.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам:
6кл. – Начальный курс физической географии.
7кл. – География России.
8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.
9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Цели и задачи предмета:
· Образовательная - расширять кругозор об окружающем мире
· Коррекционная – корригировать память, речь, мышление
· Воспитательная – формировать любовь: к Родному краю, к прекрасному, к природе.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по географии 6,7,8 классов, изучение родного края опирается на литературу краеведческого характера. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и др. предметами.
Требования к уровню подготовки учащихся включены в разделы: «Пояснительная записка» каждого предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_2014.docx | 96.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида № 67 г. Кирова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МС(К)ОУ школы №67 г.Кирова Д.А.Суслопаров
Приказ № 35 от 20.06.2014г.
Рабочая программа по предмету:
- География
в 6 - 9классах
на 2014 -2015 уч. год
Автор-составитель:
Вологдина А.Б., учитель
1квалификационной
категории
г. Киров 2014
География
Пояснительная записка
Программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов, допущенной Министерством образования Российской Федерации (под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Изд. М. Просвещение 2010 г. 2е издание). Программа содержит базовый уровень изучения учебного материала.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам:
6кл. – Начальный курс физической географии.
7кл. – География России.
8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.
9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Цели и задачи предмета:
- Образовательная - расширять кругозор об окружающем мире
- Коррекционная – корригировать память, речь, мышление
- Воспитательная – формировать любовь: к Родному краю, к прекрасному, к природе.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по географии 6,7,8 классов, изучение родного края опирается на литературу краеведческого характера. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и др. предметами.
Требования к уровню подготовки учащихся включены в разделы: «Пояснительная записка» каждого предмета.
6 класс. Начальный курс физической географии.
Пояснительная записка.
Этот раздел предполагает формирование у детей более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, водоемами, формами земной поверхности.
Основными задачами курса являются:
- Научить детей ориентироваться на местности;
- Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности;
- Формировать у школьников более точные географические представления о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- что изучает география;
- горизонт, линию и стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- виды водоемов, их различия;
- меры по охране воды от загрязнения;
- правила поведения в природе;
- отличие плана от рисунка и географической карты;
- масштаб, его обозначение;
- основные направления на плане, геогр. карте;
- условные цвета и знаки географической карты;
- распределение суши и воды на Земле;
- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
- значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
- основные типы климатов;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- ориентироваться на географической карте, глобусе;
- читать географическую карту ( условные цвета и основные знаки);
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
Содержание изучаемого курса
№ | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 4ч. |
2 | Ориентирование на местности | 5ч. |
3 | План и карта | 9ч. |
4 | Формы поверхности Земли | 4ч. |
5 | Вода на Земле | 10ч. |
6 | Земной шар | 14ч. |
7 | Карта России | 20ч. |
8 | Годовая контрольная работа | 1ч. |
9 | Занимательный урок по теме: «Земной шар». | 1ч. |
Всего 68часов, 2часа в неделю.
Календарно - тематический план
География 6кл.
№ | Тема и последовательность уроков. | Формируемые понятия и словарь | Содержание учебного материала. | Знания, умения, навыки. |
1 триместр | ||||
1. |
Введение – 4ч. География как наука. Пр.р. Знакомство с новым учебником. | география географ природа | Наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. | Иметь представление о том, что изучает география |
2. | Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Пр.р. Чтение и обобщение календарей природы и труда. | полдень закат восход метеостанция земная ось | Признаки времен года. | Знать об изменениях погоды в зависимости от высоты Солнца |
3. | Явления природы. | ветер, гроза, шторм, ураган, молния, гром. | Меры предосторожности в грозу. | Знать основные виды явлений природы и правила поведения в грозу |
4. | Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений. | поверхность, климат, увалы, овраги, возвышенность. календарь погоды, приметы | Проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1-5классах. Географические сведения о своей местности и труде населения. | Знать некоторые географические сведения о своей местности и занятиях населения. Знать признаки хорошей и плохой погоды |
5. | Ориентирование на местности – 5ч. Горизонт. Линия горизонта. Пр.р. Зарисовка линии, сторон горизонта. | Горизонт | Знать что такое горизонт и линия горизонта. | |
6. | Стороны горизонта. | Стороны горизонта | Север, юг, запад, восток. | Знать стороны горизонта и промежуточные стороны горизонта. |
7. | Компас и правила пользования им. Пр.р. Схематическая зарисовка компаса. | Компас | Уметь пользоваться компасом. | |
8. | Ориентирование. Пр.р. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу, компасу, а так же по местным признакам. | Ориентирование | Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. | Уметь определять основные направления по компасу, местным признакам и природным объектам. |
9. | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. | Уметь определять стороны горизонта, ориентироваться на местности. | ||
10. | План и карта – 9ч. Рисунок и план предмета. | План, аэрофотосъемка, рисунок | Уметь различать план предметов и рисунок. | |
11. | Масштаб. Пр.р. Измерение расстояний на местности и изображение их на плане. | Масштаб | Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. | Уметь использовать масштаб при построении плана предмета |
12. | План класса. Пр.р. Вычерчивание плана класса. | Использование плана в практической деятельности человека. | Уметь вычерчивать план помещения, класса. | |
13. | План школьного участка. Пр.р. Вычерчивание плана школьного участка в тетради. | Условные обозначения | Уметь чертить план школьного участка, используя условные знаки в масштабе. | |
14. | Условные знаки плана местности. Пр.р. Зарисовка в тетради условных знаков. | Условный знак | Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). | Знать условные знаки плана местности. |
15. | План и географическая карта. Масштаб карты. | Картографы Карта географическая | Основные направления на карте. | Иметь представление о географической карте, ее основных направлениях. |
16. 17. | Условные цвета физической карты. Пр.р. «Прикрепление на магнитной доске к цвету или знаку соответствующих иллюстраций». Условные знаки физической карты. Пр.р. «Зарисовка в тетрадях условных знаков физической карты». | Физическая карта Знак | Границы, города, моря, реки, каналы и т. д.. | Знать условные цвета физической карты, что они обозначают. Знать, отличать некоторые условные знаки физической карты. |
18. | Физическая карта России. | Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | Иметь представление о физической карте России, о значении географической карты. | |
19. | Формы поверхности Земли – 4ч. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | Ознакомится с формами рельефа своей местности. | ||
20. | Рельеф местности, его основные формы. Пр.р. «Зарисовка различных форм поверхности Земли». | Рельеф, холм Равнина Возвышенность Плоскогорье | Равнины (плоские и холмистые), холмы. | Иметь представление об основных формах рельефа, видеть отличие равнины от холма. |
2 триместр | ||||
21. | Овраги, их образование. Пр.р. «Зарисовка оврага». | Овраг, дно, склон, вершина. | Иметь представление об овраге, уметь называть части оврага, знать причины образования. | |
22. | Горы. Понятие о землетрясениях. Пр.р. «Зарисовка гор». | Гора | Извержение вулканов. | Знать внешнее строение горы, иметь представление о формах земной поверхности. |
23. | Вода на Земле - 10часов. Вода в природе. Родник, его образование. | -суша, ливень -источник, ключ, родник | Иметь представление о значении воды на Земле. Знать о распределении суши и воды на Земле. Иметь представление об образовании родника, различать водопроницаемый и водонепроницаемый слой. | |
24. | Колодец. Водопровод. Пр.р. «Зарисовка схемы колодца». | Водопровод Колодец | Иметь представление о строении колодца и водопроводе, называть их отличия. | |
25. |
Река, ее части. Пр.р. «Зарисовка схемы реки». | Русло, исток, устье, приток, половодье, водопад | Горные и равнинные реки. Использование рек. | Иметь представление о строении реки и ее использовании. |
26. | Озера, водохранилища, пруды. Пр.р. «Показ на физической карте России различных водоемов». «Зарисовка схемы озера». | Сточное, бессточное Орошение | Пр.р. «Зарисовка схемы озера». | Знать отличия озера от водохранилища и пруда. Уметь показать на карте различные водоемы. |
27. | Разведение рыб, птиц. | Иметь представление о разведении рыб и птиц, знать значение разведения. | ||
28. | Болота, их осушение. | Болото | Знать о пользе болот. | |
29. | Океаны и моря. Пр.р. Растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой. | Океан, море, окраинное, внутреннее | Знать определение океана и моря, иметь представление о шторме как природном явлении, уметь показывать на карте. | |
30. | Острова и полуострова. Пр.р. Зарисовка схемы острова и полуострова. Показ на карте. | Остров, полуостров, залив, пролив, материк | Иметь представление об островах, полуостровах, знать сходство и отличия, уметь находить на карте. | |
31. | Водоемы в нашей местности. | Экология | Знать некоторые водоемы нашей местности. | |
32. |
Охрана водоемов от загрязнения. Пр.р. «Очистка воды фильтрованием».
| Фильтрование | Знать экологические проблемы местных водоемов. | |
33. | Земной шар- 14ч. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | Атмосфера, звезда, Спутник, астрономия небесные тела. | Иметь представление о Солнечной системе, Земле, Солнце. | |
34. 35. | Планеты. Пр.р. «Зарисовка схемы Солнечной системы». Земля - планета. | Планета | Доказательство шарообразности Земли. | Иметь представление о планетах нашей Солнечной системы. Уметь доказывать шарообразность Земли. |
36. | Освоение космоса. | Космонавт, космический полет | Ю.А.Гагарин, 12.04.61г. | Иметь представление об освоении космоса, о значении полетов в космос. |
37. | Глобус - модель земного шара. Пр.р. Зарисовка модели Земли. | Земная ось, экватор, полюс | Особенности изображения суши и воды на глобусе. | Иметь представление о глобусе, как модели Земли, уметь находить «земную ось», экватор, полюса. |
38. | Физическая карта полушарий. | Полушария | Иметь представление о карте полушарий, уметь отличать от плана и глобуса. | |
39. | Распределение воды и суши на Земле. | Соотношение воды и суши на Земле. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | Знать условные цвета. . | |
40. 41. | Океаны на глобусе и карте полушарий. Пр.р. Обозначить океаны в контурных картах и подписать названия. Материки на глобусе и карте полушарий Пр.р. Обозначить материки в контурных картах и подписать названия. | Океан Материк | Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. | Иметь представление о Мировом океане, знать значение океанов. Иметь представление о материках, знать названия и уметь находить на карте. |
42. | Первые кругосветные путешествия. Пр.р. Нанести в контурных картах первые кругосветные путешествия. | Ф. Магеллан И. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский | Иметь представление о первых кругосветных путешествиях и их значении для науки. | |
3 триместр | ||||
43. | Значение солнца для жизни на Земле. Пр.р. «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре». | Лучи: Отвесные Наклонные Скользящие | Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Пояса освещенности. | Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле. Иметь представление о поясах освещенности, о расположении данных поясов на глобусе и карте. |
44. | Понятие о климате.
| Климат, погода, тропический,морской, умерен-й, полярный, континентальный | Отличие климата от погоды. Основные типы климата. | Иметь представление о климате, знать основные типы климата. |
45. | Природа тропического пояса. Пр.р. «Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности». | Тропики Тропический лес, саванна, пустыня | Иметь представление о природе тропических поясов и климатических условиях. | |
46. | Природа умеренных и полярных поясов. | Хвойный лес, лиственный лес, буран | Иметь представление о природе умеренных и полярных поясов, знать их особенности. | |
47. | Карта России -20ч. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.
| Столица России - Москва. | Знать географическое положение России на карте мира. Иметь представление о географическом положении России. | |
48. | Границы России. Пр.р. «Работа в контурных картах: Обозначить сухопутные границы России и соседние государства». | Сухопутные границы России на западе и юге. | Знать соседние государства, уметь находить на карте. | |
49. | Морские границы. | Океаны и моря, омывающие берега России. | Иметь представление о морских границах. | |
50. | Моря Северного Ледовитого океана. | Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно–Сибирское, Чукотское. | Иметь представление о морях Северного Ледовитого океана. | |
51. | Моря Тихого и Атлантического океанов. Пр.р. «Работа в контурных картах: Обозначить моря морской границы России». | Тихий океан: Берингово, Охотское, Японское. Атлантический океан: Азовское, Черное, Балтийское. | Иметь представление о морях Тихого и Атлантического океанов, уметь находить их на карте. | |
52. | Острова России. | Новая Земля, Сев. Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. | Знать названия и уметь находить острова России на карте. | |
53. | Полуострова России. Пр.р. «Работа в контурных картах: Обозначить острова и полуострова России». | Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. | Знать отличия острова от полуострова, уметь находить на карте полуострова России. | |
54. | Поверхность нашей страны. Пр.р. «Работа в контурных картах: Обозначить равнины, возвышенности, низменности, плоскогорья». | Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины, Валдайская и Среднерусская возвышенность. Прикаспийская низменность, Среднесибирское плоскогорье. | Иметь представление о разнообразии поверхности нашей страны, уметь находить на карте. | |
55. | Горы: Урал, Кавказ.
| Старые, молодые горы. Строение горы. | Знать название гор и название вершины. Уметь находить их на карте России. | |
56. | Алтай, Саяны. Пр.р. Работа в контурных картах: Обозначить горы России и их вершины. | Уметь находить и показывать на карте. | ||
57. | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Пр.р. «Работа в контурных картах: Обозначить крупнейшие месторождения полезных ископаемых» | Каменный уголь, нефть, железная руда, медная руда Природный газ. | Знать крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Уметь показывать на карте. | |
58. | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища. | ГЭС. Каналы: Волго-Донской. | Уметь находить на карте реки и их притоки, знать названия водохранилищ. Знать значение гидроэлектростанций. | |
59. | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища. Пр.р. «Нанести на контурной карте реки Европейской части России». | ГЭС: Красноярская, Каспий Саяно-Шушенская, Усть-Илимская. | ||
60. | Реки Сибири: Обь с Иртышом. | ГЭС. | Знать названия рек, уметь находить их на карте. | |
61. | Енисей с Ангарой. | ГЭС. | Знать о значении рек Сибири, их названия, уметь находить на карте. | |
62. | Реки: Лена, Амур. Пр.р. «Нанести на контурной карте реки Сибири и подписать названия». | |||
63. | Озера: Ладожское, Онежское. | Каспий. | Знать крупные озера России, уметь находить их на карте. | |
64. | Озеро Байкал. Пр.р. «Работа в контурных картах: Обозначить каналы и озера России». | Уметь работать в контурных картах. | ||
65. | Наш край на карте России. | Иметь представление о месте Кировской области на карте России, уметь находить ее на карте. | ||
66. | Повторение обобщение начального курса физической географии. | Обобщение и систематизация знаний по изученным темам. | ||
67. | Годовая контрольная работа – 1ч. | По изученным темам года. | ||
68. | Занимательный урок по теме: «Земной шар». |
7 класс
Пояснительная записка.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Природа изучается, как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Вопросы физической, экономической и социальной географии своей страны изучается в тесной взаимосвязи.
Основными задачами курса являются:
- Ознакомление учащихся с природой и хозяйством России;
- Демонстрация тесной взаимосвязи между вопросами физической, элементов экономической и социальной географии своей страны;
- Формирование у школьников специальных и общеучебных умений и навыков;
- Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными экологическими проблемами.
В содержании учебного материала выделены два основных блока:
- Особенности природы и хозяйства России
(общая характеристика) – 16ч.
- Природные зоны России – 51ч.
Целесообразно при изучении 1-го блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Так же нужно учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр-Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр-Санкт-Петербург), Северо - Кавказский федеральный округ (центр-Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр-Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр-Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр-Хабаровск).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население и его занятия, и крупные города в каждой природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
- показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Содержание изучаемого курса
№ | Темы | Кол-во часов. |
1. | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика). | 16ч. |
2. | Природные зоны России. | 51ч. |
3. | Годовая контрольная работа. | 1ч. |
Всего 68ч., 2часа в неделю.
Календарно- тематический план 7кл. | ||||
№ | Темы и последовательность уроков | Словарь | Содержание | Знания, умения, навыки. |
1 триместр | ||||
1. | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).-16ч. Повторение карты России. | Администра- тивный округ | Физическая и политико-административная карты. | Знать отличия физической карты от административной, уметь пользоваться. |
2. | Географическое положение России на карте мира. Пр.р. В контурных картах: Нанести соседние государства России. | Граница | Морские и сухопутные границы. | Знать отличие сухопутных границ от морских. |
3. | Европейская и азиатская части России. Острова и полуострова России. Пр.р. В контурных картах: Обозначить острова и полуострова России. | Остров Полуостров | Уметь находить на карте острова и полуострова России, работать в контурных картах. | |
4. | Разнообразие рельефа. Пр.р. В контурных картах: Обозначить основные части поверхности России. | Рельеф Равнина Низменность Плоскогорье | Знать название равнин, низменностей, плоскогорий, их определения. Уметь находить их на карте. | |
5. 6. | Административное деление России. Полезные ископаемые. Пр.р. В контурных картах: Нанести основные месторождения полезных ископаемых, их знаки. | Область, Край, Район Федеральный округ Полезные ископаемые | -Центральный (Москва) -Северо-Западный(Санкт-Петербург) -Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону) -Приволжский (Н-Новгород) -Уральский (Екатеринбург) -Сибирский (Новосибирск) -Дальневосточный (Хабаровск) Основные месторождения, пути рационального использования. | Знать основные территориальные единицы. Уметь находить на карте. Знать основные крупные месторождения полезных ископаемых, уметь их показывать на карте, наносить на конт. карты. |
7. | Типы климата. | Климат | Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России. | Иметь представление о разнообразии климата в разных частях России. |
8. | Водные (гидроэнергетические) ресурсы России. Пр.р. В контурных картах: Подписать крупные реки, озера России. | Ресурсы Экология | Их использование, экологические проблемы. | Иметь представление о водных ресурсах России. Знать названия и уметь находить крупные реки и озера России. |
9. | Численность населения России. | Плотность населения | Размещение населения по территории России. Различия по плотности населения. | Иметь представление о плотности населения России и ее неравномерном распределении по территории страны. |
10. | Народы России. | Нация, национальность | Национальные различия народов России. | Знать определение национальность и какие народы проживают на территории России. |
11. | Промышленность, ее отрасли. | Отрасль | Промышленность-основа хозяйства. | Иметь представление о промышленности страны. |
12. | Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. | Магистраль | Транспорт и экологические проблемы. | Иметь представление о развитии сельского хозяйства и транспорта. Знать некоторые экологические проблемы в развитии с/х. и транспорта. |
13. | Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России. | Экономика | Пути решения экологических проблем. | Иметь представление об экономическом развитии двух частей России. |
14. | Природные зоны России. | Природная Зона | Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, высотная поясность в горах. | Знать названия природных зон их особенности. |
15. | Карта природных зон России. Пр.р. В контурных картах: Нанести и раскрасить природные зоны. | Уметь находить их границы и показывать на карте. | ||
16. | Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. | специализация | Иметь представление о зональности территории и ее значении для специализации сельского хозяйства и жизни людей. | |
17. | Природные зоны России – 51ч. Зона арктических пустынь(4ч.) Положение на карте. Пр.р. «Нанести на контурную карту моря и острова зоны арктических пустынь». | Арктика | Моря и острова. | Знать острова и моря зоны арктических пустынь. |
18. | Климат. | Особенности природы. | Знать особенности климата зоны арктических пустынь. | |
19. | Растительный и животный мир. | Охрана природы. | Иметь представление о скудности растительного и животного мира зоны арктических пустынь. | |
20. | Население и его основные занятия. | Северный морской путь. | Иметь представление о занятиях населения зоны арктических пустынь. | |
2 триместр | ||||
21. | Тундра(7ч.) Положение на карте. Пр.р. «Обозначить острова и полуострова зоны тундры». | Особенности природы. | Уметь находить на карте зону тундры, называть острова и полуострова зоны тундры. | |
22. | Климат. Водоемы тундры. | Особенности природы. | Иметь представление об особенностях природы тундры. | |
23. | Растения тундры. | Знать некоторые виды растений характерных для зоны тундры. | ||
24. | Животный мир тундры. | Знать некоторых представителей животного мира тундры. | ||
25. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | Оленеводство | Иметь представление об основных занятиях населения тундры. | |
26. | Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | Иметь представление о городах севера. | ||
27. | Экологические проблемы Севера. | Охрана природы тундры. | Знать экологические проблемы Севера. | |
28. | Лесная зона(18ч.) Положение на карте.Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные рельефные образования». | Поверхность. | Иметь представление о положении и поверхности лесной зоны. | |
29. | Полезные ископаемые. Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные месторождения полезных ископаемых». | Экологические проблемы. | Знать некоторые крупные месторождения полезных ископаемых лесной зоны. | |
30. | Климат. Особенности природы. | Знать особенности природы и климата лесной зоны. | ||
31. | Реки, озера, каналы. Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные реки и озера Лесной зоны» | Экологические проблемы водных ресурсов. | Знать главные реки, озера, каналы лесной зоны и их экологические проблемы | |
32. | Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. | Иметь представление о богатствах лесной зоны. Знать некоторые виды растений хвойного леса. | ||
33. | Смешанные леса. | Знать некоторые виды растений смешанного леса. | ||
34. 35. | Лиственные леса Животный мир лесной зоны. | Знать некоторые виды растений лиственного леса. Знать некоторых представителей животного мира лесной зоны. | ||
36. | Пушные звери. | Пушнина | Знать особенности пушных зверей и их значение. | |
37. | Значение леса. Лесной промысел, охота. | Лесной промысел, охота. | Знать о значении леса. | |
38. | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | Иметь представление о промышленности и сельском хозяйстве Центральной России. | ||
39. | Города Центральной России. Пр.р. «Заполнение таблицы: города России». | Знать особенности некоторых городов Центральной России. | ||
40. | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Пр.р. «Заполнение таблицы: города Северо-Западной России». | Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | Знать особенности некоторых городов Северо-Западной России. | |
41. | Западная Сибирь. | Иметь представление об особенностях Западной Сибири. | ||
42. | Восточная Сибирь. | Иметь представление об особенностях Восточной Сибири. | ||
3 триместр | ||||
43. | Дальний Восток. | Иметь представление об особенностях Дальнего Востока. | ||
44. | Заповедники и заказники лесной зоны. | Охрана леса. Правила поведения в лесу. | Знать некоторые правила поведения в лесу, а также некоторые мероприятия по охране леса. | |
45. 46. | Обобщающий урок по теме: Лесная зона. Степи(8ч.) Положение на карте. | Поверхность и полезные ископаемые. | Уметь делать обобщения. Знать положение зоны степей на карте и полезные ископаемые. | |
47. | Климат. Реки. | Проблема водоснабжения. | Иметь представление о климате зоны степей и о проблемах водоснабжения. | |
48. | Растительный мир степей. | Иметь представление о растительном мире степей. | ||
49. | Животные степей. | Знать особенности жизни животных степей. | ||
50. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | Иметь представление об основных занятиях населения степей. | ||
51. | Города степной зоны: Волгоград и др. | Саратов, Ростов-на-Дону. | Иметь представление о разнообразии городов зоны степей. | |
52. | Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. | |||
53. | Охрана природы степей. | Иметь представление об охране природы зоны степей. | ||
54. | Полупустыни и пустыни(6ч.) Положение на карте. | Поверхность.Полезные ископаемые. | Иметь представление о поверхности полупустынь и пустынь. | |
55. | Климат. Реки. Охрана природы. | Иметь представление о климате и охране природы в зоне полупустынь и пустынь. | ||
56. | Растительный мир и его охрана. | Иметь представление об особенностях растений пустынь. | ||
57. | Животный мир. Охрана животных. | Иметь представление о животном мире зоны пустынь. | ||
58. 59. | Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь: Астрахань, Элиста и др. | Иметь представление об основных занятиях населения пустынь. Знать особенности городов зоны пустынь. | ||
60. | Субтропики (2ч.) Положение на карте. | Поверхность, климат, растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. | Иметь представление о климате, растительном и животном мире зоны субтропиков. | |
61. | Курортное хозяйство. | Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. | Иметь представление о занятиях населения зоны субтропиков. | |
62. | Высотная поясность в горах(6ч.) Положение на карте. Пр.р. «Нанести на карту горы России, подписать». | Поверхность, климат, полезные ископаемые. | Иметь представление о поверхности гор и высотной поясности в горах. | |
63. | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | Иметь представление об особенностях природы и хозяйства Северного Кавказа. | ||
64. | Хозяйство, города, экологические проблемы Урала. | Екатеринбург, Челябинск и др. | Иметь представление об экологических проблемах Урала. | |
65. | Алтайские горы. | Население, хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др. | Иметь представление о горах Алтая. | |
66. | Восточная Сибирь. Саяны. | Хозяйство Восточной Сибири, население, города, охрана природы. | Иметь представление о Восточной Сибири, о горах Саянах. | |
67. | Обобщающий урок по географии России. | Уметь делать несложные обобщения. | ||
68. | Годовая контрольная работа-1ч. | По изученным темам. |
8 класс
География материков и океанов.
Пояснительная записка
Изучение курса «География материков и океанов» позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
Из 8 класса в 9 класс перенесено изучение государств Ближнего зарубежья – бывших союзных
республик.
При изучении «Географии материков и океанов» следует больше внимания уделить той части света, в которой расположена школа.
Основные задачи курса:
- Сообщить учащимся элементарных знаний по географии материков и океанов, их географического положения, основного населения и государств;
- Формировать более четких представлений о природных объектах и явлениях, многих географических знаний, тесной связи географии с жизнью;
- Затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Включать учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.
- Учить культуре поведения в природе, быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океан и их хозяйственное значение;
-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
-государства, их положение на материке, основное население и столицы.
Учащиеся должны уметь :
-определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
-находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
Содержание изучаемого курса
№ | Тема. | Количество часов. |
1. | Введение. | 1ч. |
2. | Мировой океан | 5ч. |
3. | Африка. | 6ч. |
4. | Австралия. | 4ч. |
5. | Антарктида. | 3ч. |
6. | Северная Америка. | 4ч. |
7. | Южная Америка. | 4ч. |
8. | Евразия. | 39ч. |
9. | Годовая контрольная работа. | 1ч. |
10. | Занимательный урок по теме: «Государства Евразии». | 1ч. |
Всего 68 часов, 2 часа в неделю.
Календарно-тематический план 8кл. | ||||
№ | Тема и последовательность | словарь | содержание | Знания, умения, навыки |
1 триместр | ||||
1. |
Введение – 1ч. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. | Что изучают в курсе географии. | Иметь представление, что изучает география материков и океанов. | |
2. | Мировой океан – 5ч. Мировой океан. Пр.р. «Составление схемы хозяйственного использования океанов». | Океан | Современное изучение мирового океана. Исследование мирового океана. | Иметь представление о том, что такое мировой океан, его значение. |
3. | Атлантический океан. | План: 1.Название. 2.Величина. 3.Географическое положение. 4.Моря, острова и полуострова. 5.Реки, впадающие в океан. 6.Наибольшая глубина. 7.Климат. 8.Растения и животные. 9.Использование: полезные ископаемые и др. | ||
4. | Северный Ледовитый океан. | Знать названия океанов, их | ||
5. | Тихий океан. | значение, отличие друг от друга, | ||
6. | Индийский океан. Пр.р. «Обозначение океанов на контурной карте полушарий». | уметь показывать на карте. | ||
7. 8. | Африка – 6ч. Географическое положение. Пр.р. «Обозначить на контурной карте: острова, полуострова». Разнообразие рельефа. Пр.р. «Обозначить на контурной карте особенности рельефа». | Материк Рельеф | Очертание берегов, острова Мадагаскар, полуострова Сомали. Климат и природные условия Африки. Рельеф: пустыня Сахара, реки (Нил, Нигер, Замбези и др.); горы (Атласские, Капские, Драконовы) Суэцкий канал. | Иметь представление о географическом положении Африки. Уметь показывать на карте, знать названия островов и полуостровов. Иметь представление о разнообразии рельефа, климата и природных условиях Африки. |
9. | Растительность и животные тропических лесов. | Тропики | Иметь представление о растительном и животном мире тропического леса. | |
10. | Растительность и животные саванн и пустынь. Пр.р. «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных».
| Саванна Пустыня | Иметь представление о растительном и животном мире саванн и пустынь. | |
11. | Население Африки. | Негры Эфиопы | Иметь представление о населении Африки. | |
12. | Государства Африки. Пр.р. «Обозначить на контурной карте изученные государства Африки и их столицы» | Египет Эфиопия Танзания Конго Нигерия, ЮАР | По плану: 1.Название, столица, язык. 2.Климат, природные зоны. 3.Население, занятия. 4.Полезные ископаемые. | Уметь рассказывать о государстве по плану, показывать на карте. |
13. | Австралия – 4ч. Географическое положение. Пр.р. «Обозначить на контурной карте острова, реки, города». | Очертание берегов, острова, особенности рельефа и климата. Остров Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра. | Иметь представление о географическом положении Австралии, особенностях рельефа и климата. | |
14. 15. | Растительность и животные Австралии. Пр.р. «Записать названия и зарисовать в тетради наиболее типичных растений и животных». Население Австралии. Океания. | Сумчатые | Охрана природы. Коренное и пришлое. Города: Канберра, Сидней, Мельбурн. | Иметь представление об особенном растительном и животном мире Австралии. Иметь представление о населении Австралии. |
16. | Путешествие в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая. | Путешествие | Знать о путешествии в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая. | |
17. | Антарктида – 3ч. Географическое положение. Пр.р. «Обозначить на контурной карте Антарктиду». | Полюс | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | Иметь представление о географическом положении Антарктиды. |
18. | Особенности природы Антарктиды. Пр.р. Составление альбома иллюстраций на тему: «Антарктида ». | Иметь представление об особенностях природы Австралии. | ||
19. | Современные исследования Антарктиды. | Иметь представление о современных исследованиях Антарктиды». | ||
20. | Северная Америка – 4ч. Географическое положение. Пр.р. «Обозначить на контурной карте: моря, острова и полуострова». | Открытие Америки. Карибское море, Гудзонов и Мексиканский заливы, острова Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния. | Иметь представление о географическом положении Северной Америки и ее открытии. | |
2 триместр | ||||
21. | Рельеф. Климат. Пр.р. «Обозначить на контурной карте: горы, реки, Великие озера». | Горы Кордильеры, реки Миссисипи, Миссури и озера, природа Северной Америки. | Иметь представление о рельефе и климате Северной Америки. | |
22. | Растения и животные Северной Америки. | Иметь представление о разнообразии растительного и животного мира. | ||
23. | Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба. Пр.р. «Нанести на контурную карту изученные государства и их столицы». | Географическое положение, столица, население, основные занятия населения государств. | Иметь представление о населении и государствах Северной Америки. | |
24. | Южная Америка – 4ч. Географическое положение Южной Америки. Пр.р. «Обозначить на контурной карте острова, моря». | Остров Огненная Земля. | Иметь представление о географическом положении Южной Америки. | |
25. | Рельеф. Климат. Пр.р. «Обозначить реки, равнины, горы, проливы». | Реки Южной Америки, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, Магелланов пролив. | Иметь представление об особенностях рельефа и климата Южной Америки. | |
26. | Природа Южной Америки. Пр.р. «Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных». | Растения и животные тропических лесов, саванн, пустынь Южной Америки. | Иметь представление о природе Южной Америки. | |
27. | Население и государства. | Бразилия, Аргентина, Перу и их столицы. | Иметь представление о населении и государствах Южной Америки. | |
28. | Евразия – 39ч. Географическое положение. Пр.р. «Проведение на конт. карте условной границы между Европой и Азией». | Евразия | Условная граница между Европой и Азией. | Иметь представление о географическом положении Евразии. |
29. | Очертание берегов Евразии. Пр.р. «Обозначить океаны и моря материка». | Моря ( Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливы (Финский, Бенгальский, Персидский). | Уметь показывать на карте: океаны, моря. | |
30. | Крупнейшие острова и полуострова. Пр.р. «Обозначить острова и полуострова Евразии». | Острова (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские); полуострова (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский). | Уметь показывать на карте острова и полуострова Евразии. | |
31. | Рельеф. Пр.р. «Обозначить крупные рельефные образования Евразии». | Разнообразный | Горы (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ); пустыни (Гоби, Каракум, Кызылкум). | Знать и уметь показывать на карте крупнейшие рельефные образования на территории Евразии. |
32. | Полезные ископаемые. Пр.р. «Нанести на контурные карты месторождения полезных ископаемых и их условные обозначения». | Знать крупные месторождения полезных ископаемых, уметь показывать их на карте. | ||
33. | Климат Евразии. | Климат | Иметь представление о климате Евразии. | |
34. | Реки и озера Евразии. Пр.р. « Обозначить на контурной карте реки и озера Евразии». | Реки (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхе, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья); озеро Балхаш. | Знать крупные реки и озера Евразии, уметь показывать их на карте. | |
35. | Растительность и животные Евразии. Пр.р. «Запись в тетрадь названий растений ». | Знать и уметь рассказывать о типичных представителях растений и животных Евразии. | ||
36. | Животные Евразии. Пр.р. «Запись в тетрадь названий животных». | Заповедник | Международное сотрудничество в охране природы. | Иметь представление о мерах , принятых между народами Евразии по охране природы. |
37. | Население Евразии. | Иметь представление о разнообразии населения Евразии. | ||
38. | Европейские государства. Пр.р. «Нанести на контурные карты государства Евразии, подписать их названия и столицы». | Изучение государств по плану: 1.Название. 2.Географическое положение. 3.Соседние государства. 4.Природные условия. 5.Ресурсы. 6.Хозяйство. 7.Население. 8.Столица. 9.Крупные города. 10.Промышленность. 11.Обычаи. | Знать некоторые Европейские государства, их столицы, уметь показывать их на карте. | |
39. | Западная Европа. Великобритания. | Уметь рассказывать по плану про изученное государство и уметь показывать его на политической карте, называть его соседние государства и столицу. | ||
40. | Франция. | |||
41. | Германия. | |||
42. | Южная Европа. Испания. | |||
3 триместр | ||||
43. | Италия. | |||
44. | Греция. | |||
45. | Восточная Европа. Республика Сербия и Черногория. | По плану. | Уметь рассказывать по плану. | |
46. | Албания. | |||
47. | Польша. | |||
48. | Чехия. | |||
49. | Словакия. | |||
50. | Венгрия. | Уметь рассказывать по плану. | ||
51. | Румыния. | |||
52. | Болгария.
| |||
53. | Северная Европа. Норвегия. | |||
54. | Швеция. | |||
55. | Финляндия. | |||
56. | Государства Азии. Юго-Западная Азия . Турция. | По плану. | ||
57. | Иран. | |||
58. | Ирак. | |||
59. | Афганистан. | |||
60. | Восточная Азия. Монголия. | |||
61. | Китай. | |||
62. | Северная Южная Корея. | |||
63. | Япония. | |||
64. | Южная Азия. Индия. | По плану. | ||
65. | Юго-Восточная Азия. Вьетнам. | |||
66. | Лаос, Таиланд. | |||
67. | Годовая контрольная работа – 1ч. | По изученным темам. | ||
68. | Занимательный урок по теме: «Государства Евразии». |
9 класс
Наш край.
Пояснительная записка.
В данной программе тема «Наш край» завершает весь географический цикл. На краеведческом материале изучаются социальные, экологические и культурологические аспекты.
Рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальные и региональные культурные традиции, поскольку выпускники специальных (коррекционных) школ 8 вида чаще остаются жить и работать в местности, в которой учились.
Часы для изучения государств Ближнего зарубежья перенесены в начало учебного года для того, чтобы разгрузить учебный материал в 8 классе, за счет часов Астрономии, которые в этом же объеме изучаются в 5 и 6 классах в темах: «Солнечная система» и «Земной шар». Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы.
Цели и задачи предмета:
- Образовательные – расширять кругозор, формировать более четкие представления о природных объектах и явлениях;
- Коррекционные - корригировать память, речь, мышление;
- Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и повышать интерес к изучаемому предмету.
Учащиеся должны знать:
-названия государств, ближнего зарубежья и их столицы;
-особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
-медицинские учреждения и отделы социальной защиты в своей местности.
Учащиеся должны уметь:
-находить свою местность на карте России (политико–административной, физической и карте природных зон);
-давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;
-давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
-называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
-правильно вести себя в природе.
Содержание изучаемого курса.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Государства ближнего зарубежья. | 18ч. |
2. | Наш край. | 48ч. |
3. | Годовая контрольная работа. | 1ч. |
4. | Занимательный урок по теме: «Наш край». | 1ч. |
Всего 68ч., 2ч. в неделю.
Календарно-тематический план 9кл. | ||||
№ | Тема и последовательность уроков. | Словарь | Содержание | Знания, умения, навыки. |
1 триместр | ||||
1. | Государства ближнего зарубежья – 18ч. Восточная Европа. Государства Балтии-3ч. Эстония. | По плану* По плану* По плану* Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Крупные города. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Крупные города. По плану:* 1.Название. 2.Географическое положение. 3.Соседние государства. 4.Природные условия. 5.Ресурсы. 6.Хозяйство. 7.Население. 8.Столица. 9.Крупные города. 10.Промышленность. 11.Обычаи. | Знать о государствах ближнего зарубежья. Уметь рассказывать по плану. | |
2. | Латвия. | |||
3. | Литва. | |||
4. | Белоруссия. | |||
5. | Хозяйство. Население. Столица. | |||
6. | Украина. | |||
7. | Хозяйство. Население. Столица. | |||
8. | Молдавия. | |||
9. | Закавказье-3ч. Грузия. | |||
10. | Азербайджан. | |||
11. | Армения. | |||
12. | Казахстан. | |||
13. | Средняя Азия-4ч. Узбекистан. | |||
14. | Туркмения. | |||
15. | Таджикистан. | |||
16. | Киргизия. | |||
17. | Обобщающий урок: Государства ближнего зарубежья. | |||
18. | Контрольная работа по теме: государства ближнего зарубежья. | |||
19. | Наш край – 48ч. Положение на карте. Пр.р. «Обозначить на контурной карте границы области и соседей. | Границы области, соседние области, республики, края. | Знать соседей Кировской области. | |
20. | Районы области. Пр.р. «Обозначить на контурной карте некоторые районы области». | |||
2 триместр | ||||
21. | Поверхность. Пр.р. «Обозначить на контурной карте рельеф области»
| Знать особенности рельефа области. | ||
22. 23. | Климат. Пр.р. «Записать в тетрадь некоторые народные приметы». Полезные ископаемые нашего края. Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные месторождения полезных ископаемых». | Ископаемые Фосфориты | Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. | Знать местные признаки погоды и некоторые народные приметы. Знать крупные месторождения полезных ископаемых области. |
24. | Почвы нашей местности. | Подзолистые | Знать особенности почв области. | |
25. | Реки нашей местности. Пр.р. «Заполнение таблицы: Крупные реки». | План
| Знать крупные реки области. | |
26. | Экскурсия к реке Вятка. | |||
27. | Пруды, озера, каналы. Пр.р. «Обозначить на контурной карте реки, озера области. | Знать крупные озера, пруды, каналы области. | ||
28. | Водоснабжение нашего края питьевой водой. | Охрана водоемов. | Знать об охране водоемов области. | |
29. | Растительный мир нашего края. | Деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения. | Знать о растительном мире нашего края. | |
30. | Охрана растительного мира. Пр.р. «Зарисовать некоторые охраняемые растения, занесенные в Красную книгу». | Купальница | Красная книга. | Знать некоторые растения нашей области, занесенные в Красную книгу. |
31. | Экскурсия в парк для расширения представлений о растительном мире. | Закрепление правил поведения в природе. | Знать элементарные правила поведения в природе. | |
32. | Животный мир нашего края. | Выхухоль Хищные | Дикие, хищные и травоядные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. | Знать ярких представителей животного мира нашего края. |
33. | Сельскохозяйственные животные. Пр.р. «Отметить на контурной карте центры разведения с/х животных области» | Знать каких сельскохозяйственных животных разводят в области. | ||
34. | Охрана животных. | Стерлядь | Помощь зимующим птицам. Красная книга. Вред природе, наносимый браконьерами. | Знать о вреде, наносимом браконьерами. |
35. | Заповедники, заказники. Пр.р. «Нанести границы и подписать заповедник и заказники области» | |||
36. | Экскурсия в парк для расширения знаний о животном мире и наблюдении за зимующими птицами. | Подкармливание зимующих птиц. | Уметь делать простые кормушки из подручных материалов. | |
37. | Население нашего края. | Его состав. | Знать состав населения и численность области. | |
38. | Общая характеристика хозяйства. Пр.р. «Схема общей характеристики хозяйства». | Уметь рассказывать по схеме об общей характеристике хозяйства. | ||
39. | Промышленность нашей местности. Пр.р. «Нанести на контурную карту крупные предприятия области». | Металлургия | Тяжелая и легкая промышленность. | Иметь представление о промышленности нашей местности. |
40. | Легкая промышленность. | |||
41. | Лесопромышленный комплекс. | Лесозаготовка | Деревообработка. | |
42. | Ближайшее промышленное предприятие. | Предприятия, где могут работать выпускники школы. | Знать о ближайших предприятиях, где могут работать выпускники школы. | |
3 триместр | ||||
43. | Специализация сельского хозяйства. | Животноводство Растениеводство | Иметь представление об отраслях сельского хозяйства. | |
44. | Экскурсия на ближайшее промышленное предприятие. | |||
45. | Транспорт нашего края. | Автомобиль | Наземный, железнодорожный, авиационный, речной. | Иметь представление о видах и значении транспорта в области. |
46. | Перспективы развития хозяйства области. | Иметь представление о перспективах развития хозяйства области. | ||
47. | Большие и малые города. | Киров Санчурск Котельнич | Знать некоторые города Кировской области. | |
48. | Из истории нашего края. | Поселенцы | История возникновения. Первые поселенцы. Откуда произошло название. | Иметь представление о первых поселенцах на вятке. |
49. | Основные этапы развития. | Как жили вятские крестьяне. | Иметь представление о том как жили вятские крестьяне. | |
50. | Центр области г. Киров | Из истории образования и развития. | Знать этапы развития центра области. | |
51. | Экскурсия заочная «Архитектурно-исторические памятники». | |||
52. | Улицы и площади областного центра. | Парки и скверы. | Знать названия некоторых улиц и площадей города. | |
53. | Церкви, монастыри, мечети. | Иметь представление религиозных направлениях. | ||
54. | Экскурсия «К культурным и историческим памятникам». | Уметь составлять рассказы по плану. | ||
55. | Известные люди нашего края. | Ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры, спортсмены. | Знать некоторых известных людей нашего края. | |
56. | Театры, кинотеатры, клубы, музеи. | Драмтеатр, ТЮЗ, театр кукол, музей Васнецовых, краеведческий музей. | Иметь представление о культурной жизни в областном центре. | |
57. | Экскурсия в краеведческий музей. | |||
58. | Библиотеки. | Иметь представление о крупных библиотеках города. | ||
59. | Спортивные сооружения. | Спортивный комплекс | Иметь представление о спортивной жизни города. | |
60. | Местные издания: газеты и журналы. | Газета | Знать некоторые периодические издания города и области. | |
61. | Больницы. | Медицинский центр | Иметь представление о поликлиниках и больницах города. | |
62. | Магазины. Продуктовые рынки. | Торговый центр | Иметь представление о торговле в городе. | |
63. | Сфера бытового обслуживания. | Обувная, прачечная, химчистка. Парикмахерская, ателье, почта. | Иметь представление о сфере услуг в городе Кирове. | |
64. | Национальные обычаи, традиции. | Костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. | Иметь представление о национальных обычаях. | |
65. | Наш город. | |||
66. | Обобщающий урок «Моя малая Родина». | Уметь делать обобщения по изученным темам. | ||
67. | Годовая контрольная работа – 1ч. | |||
68. | Занимательный урок по теме: «Наш край». |
Литература:
- Начальный курс физической географии. 6 класс Т.М.Лифанова,
Е.Н.Соломина Изд. М. Просвещение. 2006г.
2. География России. 7 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина
Изд. М. Просвещение. 2006.
Рабочая тетрадь по физической географии. 7класс Т.М.Лифанова Изд. М. Просвещение. 2002г.
3. География материков и океанов. 8 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.
Изд. М. Просвещение. 2006г.
4. География материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Изд. М. Просвещение. 2007г.
5. География Государства Евразии. 9 класс А.Ю. Украинцева,
Н.Т.Козлова. Изд. М. Классик Стиль. 2005г.
6. Страны, хозяйство, люди. Книга для чтения 10 класс
А.П.Кузнецов. Изд. М. Просвещение. 1988г.
7. Природа Кировской области. Учебное пособие для 8 класса
Е.М. Исупова, В.А.Колчанов, М.А. Кузницин, В.А. Копысов и др.
Изд. Киров. 1999г.
8. Вятка. Краеведческий сборник. 6 выпуск, составитель М.О.Френкель.
Киров Волго-Вятское книжное издательство, Кировское отделение.1983г.
9. Сокровища Вятской природы. А.Н.Соловьев. Киров. Волго-Вятское
Книжное издательство Кировское отделение. 1986г.
10. Редкие животные и растения Кировской области. Б.Д.Злобин,
Т.С. Носкова. Изд. Киров. Волго-Вятское книжное изд. Кировское отделение. 1988г.
11. Красная книга Кировской области.
12. Лекарственные растения Кировской области. Составители:
Г.Н.Луппова, И.Я.Новоселов. Волго-Вятское изд. Горький. 1984г.
13. Родной Край. Книга для внеклассного чтения. В.М.Мансуров,
А.И. Лахман. Киров. В-Вятское книжное издательство,
Кировский отдел. 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по географии для 6 класса общеобразовательной школы
Рабочая учебная программа для 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе авторской программы Т.П.Герасимовой "География. Начальный курс"....
Рабочая учебная программа по географии 5-9 классы ФГОС
В основе разработки программы лежит авторская программа «География: программа: 5–9 классы / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя]. — М. : Вентана-Граф, 2012....
учебная программа по географии 5-6 класс 2016-2017 уч.г
Рабочая программа составлена по учебнику под редакцией А.И. Алексеева линия "Полярная звезда"...
Учебная программа по географии для 7 класса по учебнику Алексеева А.И.
Данная программа по географии за 7 класс по учебнику Алексеева А.И помогает организовать учебный процесс и организацию урока...
Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса «За страницами учебника географии»
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии для 7 класса на 2021 -2022 учебный год учителя географии Бирюковой Олеси Михайловны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо географии для 7 классана 2021 -2022 учебный годучителя географииБирюковой Олеси Михайловны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии для 9 класса на 2021 -2022 учебный год учителя географии Бирюковой Олеси Михайловны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо географии для 9 классана 2021 -2022 учебный годучителя географииБирюковой Олеси Михайловны...