Рабочая учебная программа по географии для 6 класса общеобразовательной школы
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая учебная программа для 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе авторской программы Т.П.Герасимовой "География. Начальный курс".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая учебная программа по географии для 6 класса общеобразовательной школы. | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Онор
муниципального образования городского округа «Смирныховский»
Сахалинской области
Рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
методическим объединением учителей директор школы
естественно-обществоведческого цикла ________Л.Н.Якименко
Протокол №___от_________2013г. ____ ________2013г.
________Неешпапа А.И.
Рабочая учебная программа
по предмету «География»
во II ступени – 6 класс
на 2013 – 2014 учебный год
составлена на основе
авторской программы Т.П.Герасимовой
«География. Начальный курс»
для общеобразовательных учреждений (2010г.)
Составитель:
Е.П.Зайцева,
учитель географии и краеведения
первой квалификационной категории
с. Онор
2013г.
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Федерального базисного учебного плана, авторской программы Т.П.Герасимовой «География. Начальный курс» для общеобразовательных учреждений (2010г.).
Цель курса:
формирование основы географического образования учащихся, овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета.
Задачи:
-показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности её изучения;
-приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире;
-познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
Начальный курс географии – это первый по счёту школьный курс географии, являющийся частью целостного учебного предмета «География». Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Начальный курс – первая ступень в географическом образовании, имеющая пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ, о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях природы, о связях между природой и человеком.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщённые приёмы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего карты.
На относительно завершённом уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях месторасположения школы, приёмы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, почвами, населением и его хозяйственной деятельностью, взаимосвязями в системе «человек - природа». Краеведческий принцип в содержании курса и технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «река», «климат» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приёмы учебной работы, приобретённые учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, рабочая учебная программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчёта 1-го учебного часа в неделю.
Рабочая учебная программа рассчитана на 35 часов.
Отличительных особенностей у данной рабочей программы от авторской программы по географии нет.
Рабочая учебная программа составлена на класс, в котором обучаются учащиеся со средними учебными способностями, поэтому задания на дом следует давать дифференцированно, на уроках применять индивидуально-дифференцированный подход в обучении.
Тематический план (6 класс)
35 часов
№п/п | Наименование разделов | Количество часов | Примеч. |
1 | Введение | 3 | |
2 | Виды изображений земной поверхности | 7 | |
3 | Строение Земли. Земные оболочки | 21 | |
4 | Население Земли | 2 | |
5 | Влияние природы на жизнь и здоровье человека | 2 | |
Всего | 35 |
Содержание тем учебного курса (35 ч.)
Тема 1. Введение (3 часа)
Значение географических знаний в современной жизни. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей – ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия х. Колумба, Ф.Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические исследования. Источники географической информации. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнце – источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.
Тема 2. Виды изображений земной поверхности (7 часов)
Формы и размеры Земли. Особенности разных видов изображений местности: рисунок, аэрофотоснимок, снимки из космоса.
План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Особенности изображения населённого пункта (села). Съемка местности. Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования. Определение азимута.
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Глобус – модель Земли. Географическая карта. Глобус и географическая карта – достижения человечества. Масштабы карт. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Относительная высота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте.
Значение планов местности и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности человека.
Практикум. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. Топографический диктант. Чтение карт.
Тема 3. Строение Земли. Земные оболочки (21 час)
Литосфера (5часов)
Литосфера – каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые. Движения земной коры. Литосферные плиты. Землетрясения, их причины и последствия. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники, гейзеры. Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины, различие гор и равнин по высоте. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности человека. Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Описание рельефа своей местности.
Практикум. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. Описание по карте равнин и гор по плану.
Гидросфера (7часов)
Значение. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы. Мировой океан и его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой.
Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость Океана. Движение вод в океане. Реки. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Значение рек. Озера, их виды. Пруды и водохранилища. Подземные воды, их происхождение. Минеральные воды. Ледники. Рациональное использование ресурсов пресной воды.
Практикум. Нанесение на контурную карту рек. Определение направления течения реки, различение берегов и других частей. Описание реки и озера по плану.
Атмосфера (7 часов)
Атмосфера, ее строение. Значение. Состав воздуха. Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный и годовой ход температур. Атмосферное давление. Ветер. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Облака и их виды. Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Климат.
Практикум. Наблюдения за погодой. Построение и анализ розы ветров. Характеристика климата своей местности.
Разнообразие и распространение организмов на Земле (1 час)
Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие растений, животных, микроорганизмов и их распространение на Земле. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, её плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.
Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы (1 час)
Образование единой географической оболочки, её границы. Биосфера – часть географической оболочки. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Тема 4. Население Земли (2 часа)
Общая численность населения Земли. Человечество – единый биологический вид. Расселение людей по Земле. Основные человеческие расы. Равенство рас. Народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.
Городские поселения и сельские. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своём населённом пункте.
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека н а биосферу.
Тема 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2 часа)
Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь человека.
Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.
Перечень обязательных практических работ
№ | Тема практической работы | Дата проведения по календарю | Дата проведения (фактически) | Коррекция |
1 | Чтение плана местности: определение расстояний, направлений, высот | 15.10. | 15.10. | |
2 | Определение географических координат | 12.11. | 12.11. | |
3 | Нанесение на контурную карту объектов литосферы | 17.1.2. | 17.1.2. | |
4 | Нанесение на контурную карту рек. Определение направления течения реки, различение берегов и других частей | 18.02. | 18.02. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
-основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
Уметь
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Выставление отметок за устные ответы:
Отметка «5»: Учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу, ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Ошибки как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, отсутствуют. Речь хорошая, материал излагается логично. Учащийся при ответе использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4»: Учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.
Отметка «3»: в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки, достаточный минимальный уровень выполнения требований.
Отметка «2»: уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Отметка «1»: учащийся не смог ответить по заданию преподавателя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.
Выставление отметок за тестовые задания с выбором ответа:
«5» - 85-100% правильно выполненных заданий;
«4» - 70-84% правильно выполненных заданий;
«3» - 50-69% правильно выполненных заданий;
«2» - менее 50% правильно выполненных заданий;
«1» - 0% правильно выполненных заданий.
Выставление отметок за письменные работы:
«5» - один незначительный недочёт, описка;
«4» - одна ошибка или неполный ответ, или допущены две несущественные ошибки;
«3» - работа выполнена на 50%, допущена одна ошибка и 2-3 недочёта;
«2» - работа выполнена меньше, чем на половину, или содержит несколько существенных ошибок;
«1» - к выполнению работы учащийся не приступал.
Выставление отметок за работу в контурных картах:
«5» - все заданные географические объекты нанесены на карту правильно, имеется одна незначительная ошибка, или выполнено 95-100% заданий от общего объёма;
«4» - заданные географические объекты нанесены на карту правильно, имеется 2-3 несущественные ошибки, или объекты нанесены на контурную карту верно, но 1-2 географических объекта не нанесены совсем, или выполнено 80-94% заданий от общего объёма;
«3» - работа выполнена наполовину, или выполнено 50-79% от общего объёма заданий, но имеются ошибки;
«2» - нанесено на карту менее половины заданных географических объектов, или выполнено менее 50% заданий;
«1» - к выполнению работы учащийся не приступал.
Список литературы.
- Авторская программа Т.П.Герасимовой «География. Начальный курс»
для общеобразовательных учреждений (2010г.).
- Атлас с комплектом контурных карт. Физическая география. Начальный курс. Для 6 класса. – Новосибирск: ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика», 2011.
- Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 128с.
- Владимирский Б.С. Камни: тайны и таинства. – Харьков: ИКП «Паритет», 1995.
- Кётс Р. Путешественники – первооткрыватели. – М.: Слово, 1996.
- Короновский Н.В., Якушова Я.Ф. Основы геологии – М.: Высшая школа, 1991.
- Кучер Т.В. География для любознательных. – М.: Дрофа, 1996.
- Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии. – М.: Просвещение, 1987.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.
6кл. – М.: ВАКО, 2009. – 288с.
- Пивоваров Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990.
- Субботин Г.П. Задачник по географии. – М.: Аквариум, 1997.
- Уотт Ф. Землетрясения и вулканы. – М.: Росмэн, 1997.
- Учебник: Герасимова Т. П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6кл. – М.:
Дрофа, 2009.-176с.
- Хрестоматия по физической географии/ Сост. Н.А.Максимов. – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...
Рабочая программа для учащихся 5 класса общеобразовательных школ по учебнику В.Д.Симоненко
Рабочая программа расчитана на 70 часов...
Рабочая учебная программа по геометрии для основной общеобразовательной школы ориентирована на учащихся 7-9-ых классов
Программа реализуется на основе УМК (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., учебник Геометрия 7-9. М.: Просвещение, 2009)....
Рабочая учебная программа по алгебре для основной общеобразовательной школы ориентирована на учащихся 7-9-ых классов
Программа реализуется на основе УМК (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник Алгебра -8;9)....
Рабочая учебная программа по географии, 5 класс (ФГОС ООО)
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земны...