Географическая широта
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

На момент проведения урока учащиеся знают: что такое карта и какие карты бывают; что такое градусная сеть, из чего она состоит; что такое меридианы и параллели, чем они отличаются друг от друга. Умеют: имеют минимальные навыки работы с картой, определяют расстояния между географическими объектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по географии

на тему «Географическая широта»


Психолого-педагогическая характеристика
класса.

В классе 26 ученика, из них 16 мальчиков и 10 девочек. Социальная обстановка в семьях благополучная. 7 семей неполных, но психологический климат благополучен для развития личности ребенка.

Не все дети этого класса физически здоровы. Есть часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями.  Два человека имеют специальную группу здоровья и двое – подготовительную.

В целом эмоциональный климат в классе – благоприятный. Большинство детей этого класса доброжелательно относятся к своим одноклассникам, они готовы в любую минуту оказать помощь, с желанием выполняют поручения взрослых.

Основываясь на диагностику мыслительной деятельности, которая была проведена психологом школы, на наблюдения и на личные особенности учащихся, класс был условно разделен на три группы.

1 группа

7 человек можно отнести к высокому уровню обучаемости. У них хорошо развита речь. Ребята умеют правильно выражать свои мысли в устной форме. Эти дети обладают хорошей памятью, прочно запоминают, легко и свободно воспроизводят. Дети быстро усваивают материал. Логические операции: сравнение, анализ, синтез и обобщение находятся на более высоком уровне, чем у ребят 2 группы. Для них характерна быстрота переключения внимания с одного вида деятельности на другой по заданию учителя, слабая отвлекаемость. У ребят этой группы высокий уровень устойчивости внимания.

Самооценка себя в какой-либо деятельности  близка к адекватной, способны к волевой саморегуляции.

2 группа

К среднему уровню обучаемости относятся 9 человек. Эти дети умеют действовать в зоне актуального развития без помощи взрослого. Дети исполнительны, но не сразу усваивают учебный материал. Только после повторения способны работать самостоятельно. Обобщают, сравнивают, делают выводы с помощью учителя или по аналогии с предыдущими ответами учеников 1 группы. Затрудняются выполнять задания творческого характера. С трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Распределение внимания находится на среднем уровне. Дети склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. Уровень и объем внимания соответствуют возрасту. Дети этой группы требуют постоянного внимания и контроля со стороны взрослых. Наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим. Память, воображение и внимание требуют развития.



3 группа

К низкому уровню обучаемости относятся 9 человек. Это дети с непроизвольным вниманием. Не умеют мыслить самостоятельно, требуют постоянного контроля из-за частой отвлекаемости. Слабое развитие процессов памяти. Материал усваивается после многократных повторений. Слабо развита речь, низкий уровень словарного запаса, не умеют делать выводы, обобщать. На уроках пассивны. Самооценка у некоторых занижена. Слабо развиты волевые процессы. Эти дети требуют работы по развитию речи, выработки внимания, памяти, мышления.

Группы эти непостоянны, они подвижны. На разных уроках класс делится на группы по – разному. Причем состав групп постоянно меняется.

На момент проведения урока учащиеся знают: что такое карта и какие карты бывают; что такое градусная сеть, из чего она состоит; что такое меридианы и параллели, чем они отличаются друг от друга. Умеют: имеют минимальные навыки работы с картой, определяют расстояния между географическими объектами.

Место урока в тематическом планировании.

Раздел 1. От плана местности к географической карте.

Тема 2. Карта – особая модель земной поверхности.

Урок 2. Географическая широта.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: Формирование знаний о географической долготе и географических координатах.

Задачи:

образовательные: знакомить учащихся с понятием «географическая широта» и ее видами; получат представление о приемах определения географической широты; развивать навыки работы с картой, умение определять географическую широту объектов.

развивающие:        развивать логическое мышление; развивать критическое мышление.

воспитательные:  воспитывать внимание и точность при определении географической широты; воспитывать у учащихся умение слушать друг друга.


Методы работы:
словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный.

Форма обучения: беседа, практическая работа.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебники, настенная физическая карта полушарий, атласы, листы с рисунками (А3).

Хронометраж урока:

  1. Организационно- мотивационный этап                                7 мин.

1.Организационный момент                                                2 мин.

2.Проверка домашнего задания, актуализация знаний                3 мин.

3.Мотивация и целеполагание                                                2 мин.

  1. Изучение нового материала                                                30 мин.

1. Введение материала                                                        2 мин.

2. Знакомство с понятием «географическая широта»                7 мин.

3. Знакомство с видами географической широты                        3 мин.

4. Правила определения географической широты                        3 мин.

5. Выполнение заданий на определение географической

широты                                                                        15 мин.

  1. Итог урока                                                                        2 мин.
  2. Домашнее задание                                                                1 мин.

Содержание урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся.

Теоретическое обоснование

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  1. Что такое градусная сеть?
  2. Что такое параллель?
  3. Какое направление имеет параллель?
  4. Какую форму имеет на глобусе?
  5. Как называется нулевая линия параллели?
  6. Что такое меридиан?
  7. Какое направление имеет?
  8. Какова форма меридиана на глобусе?
  9. Как называется нулевая линия меридиана?

III. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, наверно, каждый из вас играл в «морской бой» и знают, что все игровое поле разбито на 100 клеточек. При этом вертикальные ряды обозначены буквами, а горизонтальные цифрами. Что нужно сделать игроку, чтобы определить местонахождение корабля?

( Нужно найти точку пересечения горизонтальных линий и вертикальных, т. е координаты корабля.)

Учитель: Молодцы! А теперь посмотрите на карту полушарий и скажите:

  1. какие линии заменят вам вертикальные ряды? (меридианы)

2. какие линии заменят вам горизонтальные ряды? (параллели)

Учитель: Хорошо. А теперь давайте представим, что каждый город, каждая гора на карте – это корабль и мы должны его найти. Что для этого нам надо знать?

IV. Изучение нового материала.

  1. Определение темы и плана урока.

Учитель: Сегодня мы начинаем знакомство с географическими координатами и этот урок посвятим географической широте.

Мы узнаем что такое географическая широта и как правильно ее определять.

2. Знакомство с понятием «географическая широта».

Учитель: Карта – это многоэтажный дом. И каждая параллель живет на определенном этаже. Посмотрите на вертикальную  рамку карты и перечислите номера этажей начиная от экватора.

Учитель: Перечисляя числа у каждой параллели, вы определяете ее географическую широту.

Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки.

3. Знакомство с видами географической широты.

Учитель: Посмотрите на рисунок и попробуйте определить широту точек А и Б. Какую широту имеет точка А? Какую широту имеет точка Б? Как же они расположены относительно друг друга?

Учитель: Молодцы! Действительно, все точки, расположенные к северу от экватора, имеют северную широту, а точки, расположенные к югу от экватора, имеют южную широту.

4. Определение географической широты.

Учитель: Однако не все географические объекты расположены на параллелях. Некоторые из них находятся между параллелями, что затрудняет определение географической широты. Как правильно определить географическую широту объекта? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике.

5. Выполнение заданий на определение географической широты.

Задания заранее записаны на развороте доски. Первое задание вместе с учителем выполняют все учащиеся. Остальные задания разные по степени сложности, поэтому каждая группа выполняет свое задание.

V. Итог урока

Учитель: Наш урок подходит к концу. В его завершении мне хотелось бы узнать, с чем же новым вы познакомились, чему научились?

VI. Домашнее задание.

  • 12 пересказ, задание 4,5 письменно.

Приветствует учащихся; перечисляет необходимые принадлежности на уроке.

Задает вопросы учащимся, следит за правильностью ответа и исправляет погрешности.

Знакомит учащихся с темой урока и планом ее изучения.

Дает определение географической широты.

Проводит подводящую беседу.

Первое задание выполняет вместе с учащимися, в ходе выполнения следующих заданий следит за правильностью их выполнения и исправляет допущенные ошибки.

Организует обратную связь с учащимися.

Записывает задание на доске.

Приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих. Проверяют наличие принадлежностей у себя на парте.

Отвечают на вопросы, показывают по настенной карте параллели и меридианы и их нулевые линии.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Записывают определение в тетради.

Глядя на карту полушарий в атласах, определяют географическую широту каждой параллели.

Записывают определение в тетради.

Глядя на рисунок, делают вывод - несмотря на то, что точки расположены далеко друг от друга, они имеют одинаковую широту.

Основываясь на знания, полученные ранее на уроках географии, вспоминают о том, что экватор делит Землю на северное и южное полушария, значит, широта может быть северная и южная.

Ищут ответ в учебнике, читают, стараются запомнить.

Выполняют первое задание вместе с учителем, а остальные самостоятельно по образцу.

Рассказывают о том, что нового узнали на уроке.

Записывают задание в дневник.

Мотивационный компонент учебной деятельности. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Операционный компонент. Фронтальная работа. Актуализация знаний учащихся.

Повышение учебно-познвательного интереса.

Восприятие учащимися целей урока, усиление познавательного интереса учащихся и концентрация их внимания.

Восприятие учащимися целей урока, усиление познавательного интереса учащихся и концентрация их внимания.

Активизация  мыслительной деятельности учащихся. Усиление познавательного интереса за счет создания проблемной ситуации.

Активизация зрительной и слуховой памяти.

Дифференциация материала по степени сложности.

Планирование будущей деятельности учащихся, установление доверительных отношений.

Осмысление изученного на уроке, закрепление знаний по пройденной теме.


Самоанализ урока.

        

Анализируемый урок является вторым в теме «Карта - особая модель земной поверхности» и седьмым в разделе «От плана местности к географической карте». На данный момент дети знают, что такое карта и какие карты бывают; что такое градусная сеть, из чего она состоит; что такое меридианы и параллели, чем они отличаются друг от друга и имеют минимальные навыки работы с картой, определяют расстояния между географическими объектами.

Подготовка к уроку велась с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, с учетом уровня их подготовки и творческих возможностей. Содержание урока подобрано в соответствии с темой урока «Географическая широта», в соответствии с поставленными задачами: развивать навыки работы с картой, умение определять географическую широту объектов, познакомить учащихся с понятием «географическая широта» и ее видами; формировать представление о приемах определения географической широты. Методы и приемы, используемые на уроке, направлены на решение поставленных задач.

На этапе повторения применяется репродуктивный метод, необходимый для воспроизведения уже имеющихся знаний.

В ходе урока использовалась самостоятельная работа (при определении географической широты), которая стимулировала активную деятельность учащихся.

 В ходе урока использовались игровые моменты, что стимулировало познавательный процесс.

Фронтальная форма работы сочетается с индивидуальной.

При подготовке к уроку учитывалась необходимость дифференцированного подхода к обучению. Дифференцированное обучение использовалось при определения географической широты. На уроке осуществлялся индивидуальный подход и оказывалась помощь учителем ребятам 3 группы.

Этапы урока логично связаны между собой, что позволило сделать урок единым целым. Урок прошел в хорошем темпе. Сочетание различных видов деятельности учащихся обеспечивали более рациональное использование времени. В классе царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Основная задача урока была достигнута. Это было видно по активной деятельности учащихся.

Учитель пришел к выводу, что необходимо продолжать работу по совершенствованию навыков определения географической широты.


Приложения

На данном уроке используется следующее оборудование:

  • Настенная физическая карта полушарий
  • Атласы
  • Листы с рисунками (А3)

На доске написаны задания:

Для ребят 1 группы. Расположите города России по порядку в направлении с севера на юг: Москва, Санкт – Петербург, Владивосток, Якутск, Мурманск, Магнитогорск.

Для ребят 2 группы. Рассмотрите, какие города расположены на:

  1. 500 с.ш.
  2. 350 с.ш.
  3. 600 с.ш.

Для ребят 3 группы. Определите географическую широту городов: Каир, Мехико, Пекин, Вашингтон, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Якутск.

Листы с рисунками (формата А3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.

Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Зависимость температуры воздуха от географической широты

Задания по теме "Зависимость температуры воздуха от географической широты" составлены для проверки знаний всех учеников класса, так как количество уроков за учебную четверть, за исключением ...

Географическая широта

Разработка урока по географии 5 класс тема "Изображения земной поверхности"...