Мастер- класс на тему « Байкал - чудо природы во всех отношениях»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
«География. Природа России». Мастер – класс на тему « Байкал – чудо природы во всех отношениях» в 8 классе состоит из вступительного слова учителя, применении блочно – модульной технологии ( работа учащихся с элементами модуля), использование игровой технологии (интеллект – шоу « Своя игра»), рефлексии и домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_baykal.doc | 83.5 КБ |
master-_klass_na_temu.ppt | 613 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Трудовик Питерского района
Саратовской области»
Конкурс учителей географии на лучшую методическую разработку с использованием ИКТ
Мастер - класс
БАЙКАЛ – ЧУДО ПРИРОДЫ
ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ
Учитель географии
I-ой квалификационной категории
МОУ «СОШ п.Трудовик»
Долгова Любовь Михайловна
Контактный телефон: 2 – 68 -49
2010г
Аннотация
к мастер – классу « Байкал – чудо природы во всех отношениях»
Преподавание географии в МОУ « СОШ п. Трудовик» проводится по примерной программе основного общего образования по географии по учебнику Бариновой И.И. «География. Природа России». Мастер – класс на тему
« Байкал – чудо природы во всех отношениях» в 8 классе состоит из вступительного слова учителя, применении блочно – модульной технологии ( работа учащихся с элементами модуля), использование игровой технологии (интеллект – шоу « Своя игра»), рефлексии и домашнего задания. Учебные элементы модуля раскрывают географическое положение озера Байкал, дают представление о животном мире , происхождении озерной котловины и свойствах воды. Игра позволяет систематизировать полученные знания и активизировать познавательную деятельность. Домашнее задание носит поисковый характер и дает возможность учащимся предложить свои варианты решения проблем использования природного комплекса Байкала.
Мастер- класс на тему « Байкал- чудо природы во всех отношениях»
- Уважаемые коллеги! Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название , зашифрованное в ребусе. Верно. Это Байкал. « Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: « Байкал – чудо природы во всех отношениях». В процессе путешествия мы выясним , правда ли это и про какие отношения идет речь. Девизом путешествия возьмем слова ученого. Запишем их в тетрадь
Цели:
1. Сформировать знания о Байкале. Показать красоту , уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.
2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.
3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.
Каков будет план изучения Байкала?
1. Географическое положение.
2. Происхождение озерной котловины.
3. Климат
4. Свойства воды.
5. Животный и растительный мир.
Итак, в путь ! Представьте, что вы уже на берегу.
Я с детства мечтал о Байкале
И вот- я увидел Байкал
Мы плыли ,а гребни мелькали
И кедры смотрели со скал
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал .
Про это озерное море,
Про этот священный Байкал
Игорь Северянин
Мы будем работать в группах. Нам нужны 3 группы. . «Картографы»,
« Географы», «Биологи».
Используя модульную технологию , вы будете работать согласно блокам модуля. Вы получаете учебные элементы модуля с указанием конкретного времени. Я выступаю в роли консультанта. Начинайте работу с руководства по усвоению учебного материала, т. е. с 3 графы.. Все, что вас удивило , запишите в графу « Байкальские трофеи».
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-1 5 мин | Цель: уметь самостоятельно применять полученные знания. С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. « Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге___________ и простирается с __________на _______на 620 км. в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами. Поднимающимися на высоту более________ м над его водной поверхностью. На северном побережье это_______________________________________________, а с юга в чистейшие воды смотрятся _________________.В центральной части Байкала находится остров_________,высшая точка которого гора Жима . Напротив нее мы определили самую большую глубину____________. Воистину Байкал- самое глубокое озеро планеты.» Какой пункт плана мы описали в письме?____________________. Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении…… Соберите «байкальские трофеи»___________________________ | Внимательно прочитайте цель . Работайте в группе. Вставьте в текст пропущенные слова. |
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-2 5мин | Цель: продолжить формирование умения выделять главные отличительные черты природного объекта. Что показывают следующие цифры: 1640 г 20 млн . лет 40 м 332 г 336 ─24 ˚ С ┼15˚ C 60 м ∕с 0,1г 20 % 70 % Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении 1………………….2………………3……………………. Соберите «байкальские трофеи»______________________________________________. | Внимательно прочитайте цель. Работая с учебником, расшифруйте следующие цифры |
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-3 5мин | Цель: показать уникальность природы Байкала. Как называют редкие виды растительного и животного мира? Эндемики - ________________________ Кого же встречаем мы в водах Байкала? 1. Бледно- розова, нежна. Студена вода нужна. Что за рыбка- невеличка, Меньше вашей рукавички? А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыбка- иностранка? Рыбка эта - ……………… 2.Под корягой в жирном иле Великан находит дом С вами мы его ловили, Знаем все, что это…………. 3.В снежном логове родятся Простудиться не боятся Подрастут, начнут нырять, Шубки белые менять. Если очень повезет – Лет с полсотни проживет. Что за зверь такой с усами? Ну. Подумайте – ка сами……….. 4.Пестрая хищница, длинная , юркая . рыбешек губят ее острые зубы. Ребус. Угадайте , какие слова в нем спрятались. Ищите начало названия в первом из предложенных слов, окончание – в последнем. Лес – плащ, плотник – трава, лиса – конь, сани – нарзан, тайга – камень, рана – лимон, хата – рис – уксус, пенка – кран – сила. Соберите « байкальские трофеи»________________________.
| Внимательно про читайте цель. Дайте определение нового понятия эндемики на основании учебника. Пользуясь учебником , отгадайте загадки. На основании решений ребуса узнайте, какие еще рыбы водятся в Байкале. Запишите ответы. |
Подведем итоги вашей работы. Слово группам.
Какие «байкальские трофеи» вы привезли с собой и почему?
Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое: и тектоника озерной котловины. И кристально чистая вода, и музейная сохранность сотен видов древних животных.Сложно забыть громовую мощь прибоя и упорные ветра. А красота озера? Ею теперь любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной. Байкал является одним из 7 чудес России.
(Слайд 9)
С целью систематизации полученных знаний и рефлексии предлагаю игру «Своя игра»
Занимательная география. | Полиглот | Самый – самый…. |
10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 |
40 | 40 | 40 |
50 | 50 | 50 |
Занимательная география
10.Назовите единственную реку , вытекающую из Байкала ? ( Ангара)
20. Где использовался раньше жир голомянки ? (Для освещения домов жителей Байкала , а в войну из него готовили мази для заживления ран у бойцов.)
30.Местный ветер, река, впадающая в Байкал и заповедник имеют общее название. Какое ? ( Баргузин)
40.В чем заключается уникальность байкальской воды? (Вода чистая, пресная, никогда не иссякает.)
50.Какой залив образовался на Байкале в результате сильного землетрясения в 1861г? ( Провал)
Полиглот
Что означают слова?
10.Байкал – далай (Байкал – море)
20. Нерпа. (Байкальский тюлень)
30.Голомянка (Живородящая рыбка, живущая в Байкале.)
40.Култук (Местный ветер)
50.Эпишура (Рачок 15 мм длиной , очищает 15 м воды в год)
Самый – самый
10. Самый большой остров из 27 островов Байкала.( Ольхон)
20.Самая глубокая впадина суши . (о.Байкал)
30. Самый старей ший заповедник , созданный на берегах Байкала (Баргузинский).
40. Самый свирепый ветер на Байкале.( сарма)
50.Самая распространенная рыба промыслового значения ( омуль)
Домашнее задание будет носить вариативный характер . Выбирайте то , что вас больше заинтересовало.
1. Предложить путь превращения Байкала в Мировой научно – исследовательский центр.
2.Приведите аргументы пути создания национального парка
3 . Создайте базу для туристического центра.
Попробуйте оценить свои знания и умения следующим образом:
1 Я все понял(а), смогу объяснить материал другому.
2.Я понял(а) материал, могу объяснить другому , но при некоторой помощи учителя.
3. Я понял(а) материал частично.
4. Я ничего не понял(а).
Литература
1.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г.
2.Журнал . География в школе. № 2-2005г.
3. География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику
И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г.
4.Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель
Г.Г. Монакова Н. В. Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г
5.Интернет-сайты:www.rubricon.com/
novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm
ts.edu.ru/
Приложение 1
1 на юге Сибири
2 с юго- запада на северо – восток
3 2 тысячи метров
4 Приморский, Байкальский
5.Хамар- Дабан, Баргузинский
6 остров Ольхон
7 1637 метров
8 географическое положение
9 глубины
Приложение 2
1 появляются первые сообщения о Байкале
2 возраст Байкала
3 глубина озера, на которой виден белый диск , используемый для определения прозрачности воды
4 происходит полная смена воды в озере
5 рек впадает в озеро
6 средняя температура января
7 средняя температура июля
8 скорость ветра
9 солей в одном литре воды
10 пресных вод содержится в Байкале
11 организмов эндемичны
12 1) происхождения 2) климата и ветров 3) воды ( чистая, пресная. не иссякает)
Приложение 3
1 редкие виды животного и растительного мира
2 голомянка
3 сом
4 байкальская нерпа
5 щука
6 лещ, плотва, линь, сазан, таймень, налим, хариус, караси
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребус Н=Й ’”
« Байкал – чудо природы во всех отношениях» Лев Семенович Берг
Цели: 1. Сформировать знания о Байкале. Показать красоту , уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов. 2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы. 3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.
План изучения Байкала 1. Географическое положение. 2. Происхождение озерной котловины. 3. Климат 4. Свойства воды. 5. Животный и растительный мир.
Я с детства мечтал о Байкале И вот- я увидел Байкал Мы плыли ,а гребни мелькали И кедры смотрели со скал Я множество разных историй И песен тогда вспоминал . Про это озерное море, Про этот священный Байкал Игорь Северянин
Группы Картографы Географы Биологи
Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-1 5 мин Цель: уметь самостоятельно применять полученные знания. С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. « Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге___________ и простирается с __________на _______на 620 км. в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами. Поднимающимися на высоту более________ м над его водной поверхностью. На северном побережье это_______________________________________________, а с юга в чистейшие воды смотрятся _________________.В центральной части Байкала находится остров_________,высшая точка которого гора Жима . Напротив нее мы определили самую большую глубину____________. Воистину Байкал- самое глубокое озеро планеты.» Какой пункт плана мы описали в письме?____________________. Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении…… Соберите «байкальские трофеи»___________________________ Внимательно прочитайте цель . Работайте в группе. Вставьте в текст пропущенные слова.
Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-2 5мин Цель: продолжить формирование умения выделять главные отличительные черты природного объекта. Что показывают следующие цифры: 1640 г 20 млн . лет 40 м 332 г 336 ─ 24 ˚ С ┼ 15˚ C 60 м ∕с 0,1г 20 % 70 % Итак, поясните слова Берга « Байкал- чудо природы в отношении 1………………….2………………3……………………. Соберите «байкальские трофеи»______________________________________________. Внимательно прочитайте цель. Работая с учебником, расшифруйте следующие цифры
Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-3 5мин Цель: показать уникальность природы Байкала. Как называют редкие виды растительного и животного мира? Эндемики - ________________________________________. Кого же встречаем мы в водах Байкала? 1. Бледно- розова, нежна. Студена вода нужна. Что за рыбка- невеличка, Меньше вашей рукавички? А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыбка- иностранка? Рыбка эта - ……………… 2.Под корягой в жирном иле Великан находит дом С вами мы его ловили, Знаем все, что это…………. 3.В снежном логове родятся Простудиться не боятся Подрастут, начнут нырять, Шубки белые менять. Если очень повезет – Лет с полсотни проживет. Что за зверь такой с усами? Ну. Подумайте – ка сами……….. 4.Пестрая хищница, длинная , юркая . рыбешек губят ее острые зубы. Ребус. Угадайте , какие слова в нем спрятались. Ищите начало названия в первом из предложенных слов, окончание – в последнем. Лес – плащ, плотник – трава, лиса – конь, сани – нарзан, тайга – камень, рана – лимон, хата – рис – уксус, пенка – кран – сила. Соберите « байкальские трофеи»________________________. Внимательно про читайте цель. Работайте в группах. Дай те определение нового понятия эндемики на основании учебника. Пользуясь учебником , отгадайте загадки. На основании решений ребуса узнайте, какие еще рыбы водятся в Байкале. Запишите ответы.
«Своя игра» Д/з Рефлексия Занимательная география. Полиглот Самый – самый…. 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50 Занимательная география. Полиглот Самый – самый…. 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50 Вопросы
Занимательная география. 10.Назовите единственную реку , вытекающую из Байкала ?
Занимательная география. Ангара
Занимательная география. 20. Где использовался раньше жир голомянки ?
Занимательная география. Для освещения домов жителей Байкала, а в войну из него готовили мази для заживления ран у бойцов.
Занимательная география. 30.Местный ветер, река, впадающая в Байкал и заповедник имеют общее название. Какое ?
Занимательная география. Баргузин
Занимательная география. 40.В чем заключается уникальность байкальской воды?
Занимательная география. Вода чистая, пресная, никогда не иссякает.
Занимательная география. 50.Какой залив образовался на Байкале в результате сильного землетрясения в 1861г?
Занимательная география. Провал
Полиглот Что означают слова? 10.Байкал – далай
Полиглот Байкал – море
Полиглот Что означают слова? 20. Нерпа.
Полиглот Байкальский тюлень
Полиглот Что означают слова? 30.Голомянка
Полиглот Живородящая рыбка, живущая в Байкале.
Полиглот Что означают слова? 40.Култук
Полиглот Местный ветер
Полиглот Что означают слова? 50.Эпишура
Полиглот Рачок 15 мм длиной , очищает 15 м воды в год
Самый – самый 10. С амый большой остров из 27 островов Байкала?
Самый – самый Ольхон
Самый – самый 20.Самая глубокая впадина суши .
Самый – самый о.Байкал
Самый – самый 30. Самый старейший заповедник , созданный на берегах Байкала
Самый – самый Баргузинский
Самый – самый 40. Самый свирепый ветер на Байкале.
Самый – самый сарма
Самый – самый 50.Самая распространенная рыба промыслового значения
Самый – самый омуль
Домашние задание Укажите пути превращения Байкала в Мировой научно- исследовательский центр Аргументируйте пути создания национального парка Создайте базу для туристического центра
Рефлексия Я все понял(а), смогу объяснить материал другому. Я понял(а), материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя . Я понял (а) материал частично Я ничего не понял(а)
Литература 1.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно- модульной технологии. Составитель Н .В . Болотникова.- Волгоград.-Учитель.2005г. 2.Журнал . География в школе. № 2-2005г. 3. География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой.. Автор- составитель О.В. Антушева. Волгоград. Учитель.2007г. 4.Олимпиадные задания по географии 9-11 классы. Автор – составитель Г.Г. Монакова Н. В. Яковлева.- Волгоград: Учитель. 2010г 5.Интернет-сайты: www.rubricon.com/ www.uis.ssu.samara.ru / novgorod/fio/ru/projects/Project544/index/htm ts.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "Восьмое чудо света"
Урок посвящен Восьмому чуду света...
Мастер-класс по теме "Родственные отношения". Совет другу в трудной ситуации.
Открытый урок в 10 классе по теме "Родственные отношения". Совет другу в трудной ситуации....
Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Байкал"
Презентация содержит материал об интересных обитателях озера Байкал, знакомит с мифами и легендами об этом уникальном объекте природы....
итоговый урок по теме "Вода" -"Чудо природы" 8 кл.
Итоговый урок-конкурс знатоков в 8 классе.Разработан на основе методики "Я иду на урок химии"....
Урок географии в 9 классе по теме "Байкал - бесценный дар природы".
Тема урока: «Байкал – бесценный дар природы».Форма урока - деловая игра (Круглый стол) Педагогические технологии:·...
Мастер-класс "Использование игровых техник для оптимизации детско-родительских отношений"
Согласно исследованиям специалистов взаимодействие родителей и детей посредством бесед, совместных игр значительно сократилось. Отношения в семье становятся более формальными, когда родитель обеспечив...
Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"
Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"...