Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС
статья по географии (6 класс) на тему

Иова Ольга Николаевна

Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyat_podkhod_statya.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС

 (из опыта работы).

                                                                                                        Иова Ольга Николаевна

БОУ г.Омска «Лицей №92»

                                                                                                учитель географии

                                                                                           olga.iova@mail.ru

                                                                                       « Единственный путь, ведущий
                                                                                         к знанию – это деятельность»  

                                                                                                                              Б. Шоу

         «Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового» С. Пейперт

         «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег (1790-1866)

        Системно - деятельностный подход – это организация учебного  процесса,  в котором  главное место отводится активной и  разносторонней,  в максимальной степени  самостоятельной  познавательной деятельности школьника.                                                                                                                             

Образование  есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение ребенка в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).

Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Системно - деятельностный подход отвечает в полной мере этим требованиям

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а деятельность – это решение задач. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Каждый урок по ФГОС  позволяет решать жизненные задачи.

       Например, урок географии в 5 классе  «Биосфера» дает возможность показать ответственность каждого человека за состояние биосферы (формирует личностные УУД)

                                  Технологическая карта урока 
Ф.И.О.                                                            Иова Ольга Николаевна
Предмет:                                                       география
Класс:                                                               5
Тип урока:                                                      получение новых знаний

Тема

 Биосфера

Цель

 создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами технологии исследовательской деятельности

УУД

  • ЛичностныеУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры
  •  Регулятивные УУД: Целеполагание, оценка, планирование
  • Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,  факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, объяснять понятие «биосфера», значение и границы биосферы, влияние факторов на развитие биосферы
  • Уметь давать характеристику биосферы

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры
Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции,

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Основные понятия

 Биосфера, живое вещество, границы биосферы

Межпредметные связи

 Биология, обществознание

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Материал для работы в группе, инструкционный лист, лист ответов, компьютер, проектор,

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная,  Г – групповая

Технология

 Исследовательская  модель по Хуверу

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

  Приветствие учителя и гостей

 Приветствие учащихся и гостей

 

 


КУУД

Актуализация      знаний

 

 Показывает слайды, картинки с изображением красивой природы , задает вопросы:

-Что будем изучать?

-Что представляет эта оболочка?

 -Каково ее значение?

 – Для чего будем изучать эту оболочку?

Показывает картинки с изображением природы измененной антропогенным воздействием.

После показа картинок задает опять вопрос.

-Для чего изучать биосферу?

 Определить тему и  предполагают цель урока

 

 Значение биосферы

Р УУД: Целеполагание

ПУУД: Анализировать, сравнивать

Изучение нового материала

 Работа в группах по инструкции

Заполнение бланков ответов

Представление результатов работы

Организует работу, напоминает правила работы в группах

Координирует, направляет работу в группах

Выслушивает ответы учащихся

 Читают и выполняют

 задания для групп

(смотри приложение 1)

1 группа - биотические факторы,

2 группа – абиотические факторы,

3 группа биологическое разнообразие

4 группа – антропогенное воздействие

Заполнить бланк ответов и сделать вывод

 Понятие биосфера, живое вещество, границы биосферы, антропогенные факторы, влияние факторов на развитие биосферы

 ЛУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры

Р УУД: планирование

ПУУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,  факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.

   

Закрепление  нового материала
 

  По схеме дают характеристику биосферы. Записывают в тетрадь.

Слушает и корректирует ответы 

 

 

Организует работу по решению проблемного вопроса

«Что необходимо сделать для сохранения биосферы?»

Отвечают на вопрос

 

Подумайте и запишите предложения:

-Что могут сделать власти для сохранения биосферы?

-Что могут сделать люди?

- Что могу сделать я?

«Так кто отвечает за происходящее на Земле, за состояние биосферы?»

 Уметь давать характеристику биосферы.

Охрана биосферы

 

 

Личная ответственность за состояние биосферы

 Л: Умение работать с информацией, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

воспитание основ экологической культуры

Р: оценка

Рефлексия 

Оценивают свою работу  на уроке

 Оценивает работу учащихся

Подводит итог урока, задает д/з

Д/з пар №20 читать, вопр1-4 (устн), стр 117 школа геог-след (письм)

Стр 120-презент

«Лестница существ» подумайте, что дальше?

 Заполните лист самооценки

(Приложение 2)

Запишите домашнее задание, подумайте над вопросом «Вы видели лестницу существ, человек стоит на вершине лестницы, но лестница не закончена. Что будет дальше?»

 

 ЛУУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

         На  уроке повторения «Природа умеренного пояса» дети проводят исследование  - экспертизу игр, которые они придумали в ходе выполнения заданий «Школы географа – следопыта» (учебник А. А.Летягина). Выступают в роли экспертов, заполняют листы  экспертной оценки. На дом получают задание провести экспертизу игр, в которые они играют. Определить, что развивают эти игры и сделать вывод.

        Таким образом, дети сами «открывают» новые знания  в процессе самостоятельной исследовательской деятельности и учатся их применять в жизни.

       В результате этой деятельности формируются УУД, которые направлены на  развитие личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно–деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС»

Доклад на тему "Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС" раскрывает особенности системно-деятельностного подхода: данный подход в обучении направлен на р...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...

Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...

Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении географии и биологии в свете требований ФГОС»

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...