Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС
статья по географии (6 класс) на тему
Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyat_podkhod_statya.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС
(из опыта работы).
Иова Ольга Николаевна
БОУ г.Омска «Лицей №92»
учитель географии
« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового» С. Пейперт
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег (1790-1866)
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение ребенка в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).
Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Значит, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Системно - деятельностный подход отвечает в полной мере этим требованиям
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а деятельность – это решение задач. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Каждый урок по ФГОС позволяет решать жизненные задачи.
Например, урок географии в 5 классе «Биосфера» дает возможность показать ответственность каждого человека за состояние биосферы (формирует личностные УУД)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Иова Ольга Николаевна
Предмет: география
Класс: 5
Тип урока: получение новых знаний
Тема | Биосфера |
Цель | создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами технологии исследовательской деятельности. |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Основные понятия | Биосфера, живое вещество, границы биосферы |
Межпредметные связи | Биология, обществознание |
Ресурсы:
|
Материал для работы в группе, инструкционный лист, лист ответов, компьютер, проектор, |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая |
Технология | Исследовательская модель по Хуверу |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствие учителя и гостей | Приветствие учащихся и гостей |
|
|
|
Актуализация знаний |
| Показывает слайды, картинки с изображением красивой природы , задает вопросы: -Что будем изучать? -Что представляет эта оболочка? -Каково ее значение? – Для чего будем изучать эту оболочку? Показывает картинки с изображением природы измененной антропогенным воздействием. После показа картинок задает опять вопрос. -Для чего изучать биосферу? | Определить тему и предполагают цель урока
| Значение биосферы | Р УУД: Целеполагание ПУУД: Анализировать, сравнивать |
Изучение нового материала | Работа в группах по инструкции Заполнение бланков ответов Представление результатов работы | Организует работу, напоминает правила работы в группах Координирует, направляет работу в группах Выслушивает ответы учащихся | Читают и выполняют задания для групп (смотри приложение 1) 1 группа - биотические факторы, 2 группа – абиотические факторы, 3 группа биологическое разнообразие 4 группа – антропогенное воздействие Заполнить бланк ответов и сделать вывод | Понятие биосфера, живое вещество, границы биосферы, антропогенные факторы, влияние факторов на развитие биосферы | ЛУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры Р УУД: планирование ПУУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.
|
Закрепление нового материала | По схеме дают характеристику биосферы. Записывают в тетрадь. | Слушает и корректирует ответы
Организует работу по решению проблемного вопроса «Что необходимо сделать для сохранения биосферы?» Отвечают на вопрос |
Подумайте и запишите предложения: -Что могут сделать власти для сохранения биосферы? -Что могут сделать люди? - Что могу сделать я? «Так кто отвечает за происходящее на Земле, за состояние биосферы?» | Уметь давать характеристику биосферы. Охрана биосферы
Личная ответственность за состояние биосферы | Л: Умение работать с информацией, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, воспитание основ экологической культуры Р: оценка |
Рефлексия | Оценивают свою работу на уроке | Оценивает работу учащихся Подводит итог урока, задает д/з Д/з пар №20 читать, вопр1-4 (устн), стр 117 школа геог-след (письм) Стр 120-презент «Лестница существ» подумайте, что дальше? | Заполните лист самооценки (Приложение 2) Запишите домашнее задание, подумайте над вопросом «Вы видели лестницу существ, человек стоит на вершине лестницы, но лестница не закончена. Что будет дальше?» |
| ЛУУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; |
На уроке повторения «Природа умеренного пояса» дети проводят исследование - экспертизу игр, которые они придумали в ходе выполнения заданий «Школы географа – следопыта» (учебник А. А.Летягина). Выступают в роли экспертов, заполняют листы экспертной оценки. На дом получают задание провести экспертизу игр, в которые они играют. Определить, что развивают эти игры и сделать вывод.
Таким образом, дети сами «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности и учатся их применять в жизни.
В результате этой деятельности формируются УУД, которые направлены на развитие личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системно–деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС»
Доклад на тему "Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС" раскрывает особенности системно-деятельностного подхода: данный подход в обучении направлен на р...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...
Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"
Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...
Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»
Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...
Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении географии и биологии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...