«Системно - деятельностный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии через активные формы и методы обучения»
статья по биологии на тему
статья для участия в городских педагогических чтениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Системно - деятельностный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии
через активные формы и методы обучения»
Форсунова Евгения Александровна, учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с
углубленным изучением отдельных предметов»»
162618, г. Череповец, ул. космонавта Беляева, д. 16
e-mail: forsunova80@mail.ru
"Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий.
Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение,
считывание, диктовка против него детская забава.
Зато такие приемы никуда и не годятся..."
(А. Дистервег)
Статья посвящена вопросам использования системно-деятельностного подхода в современной школе как средства в формировании ключевых компетенций на уроках биологии через активные формы и методы обучения. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Приоритетной задачей образование ставит развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-деятельностный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. Таким образом, на уроках создаются благоприятные условия для развития у школьников системного мышления, формирования личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету. Это определило проблему: отбор методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке.
Цель моей работы: выявить методы и формы организации деятельности обучающихся как средство в формировании ключевых компетенций на уроках биологии.
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу в аспекте проблемы;
- Выявить формы и методы обучения биологии обучающихся 5-11 классов;
При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, орган, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутренне строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 7 классе при изучении тем главы «Строение и функции органов и их систем», в 8 классе при изучении строения органов человеческого организма. Нельзя сформировать системное мышление у обучающихся среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни организации лишь в курсе общей биологии 9 класса. Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организую систему обучения, основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях. Для развития интереса к ботанике важно четко спланировать сам курс, понимание учащимися смысла и роли полученных знаний. Нельзя говорить об одном каком-либо универсальном методе, важен весь комплекс методов и умелое их сочетание с формами урока.
Элементы новизны, опора на ранее изученный материал, использование интересных фактов, дополнительной литературы, различных методов на уроке – все это поддерживает и укрепляет интерес к предмету, активизирует их творческую деятельность.
Проблема повышения самостоятельности и творческой активности – сложная проблема, охватывающая разнообразные стороны процесса обучения и воспитания, требующая совершенствования, как содержания, так и методов, форм обучения.
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения.
В практике обучения биологии получили широкое распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, практическая работа. В настоящее время методы обучения обогатились методами моделирования, построения мыслительных моделей, математического моделирования. В 6 классе наиболее применимо практическое моделирование: изготовление модели клетки, одноклеточной водоросли, бактериальной клетки и ее споры и др.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности в обучении каждый метод можно использовать в объяснительно-иллюстративном или поисковом, исследовательском плане. При обучении биологии чаще используются объяснительно-иллюстративные методы и поисковые подходы, так как возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки требуют участия учителя в работе, больших затрат учебного времени. Исследовательские опыты и наблюдения наиболее применимы во внеклассной работе.(1)
Эффективность методов зависит от умения учителя обогащать их методическими приемами. Умелое использование в ходе рассказа, беседы, натуральных объектов, иллюстраций, схем, систематизирующих и обобщающих таблиц, способствует повышению познавательной активности учащихся, усвоению основного материала. С помощью методических приемов происходит обогащение методов, повышение их эффективности.
В то же время не следует увлекаться использованием большого разнообразия методов, так как частичное переключение с одного метода на другой может привести к рассеиванию внимания учащихся, вызвать перегрузку учебного процесса на уроке.(4)
Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.(2)
Учебный процесс не ограничивается только уроками. Помимо классных уроков, при изучении биологии проводятся лабораторные занятия, экскурсии, практические занятия, организуется внеклассная работа. Все эти формы организации учебной и внеклассной работы между собой тесно связаны, взаимно дополняют друг друга. Каждой из этих форм следует определять место и установить наиболее целесообразные взаимосвязи между ними.
Только при правильном сочетании разных форм можно добиться наиболее эффективных результатов в обучении биологии.
Изучение опыта передовых учителей, а также исследовательский подход к учебному процессу, творческая разработка уроков, внедрение новых элементов в обучение и систематическая проверка знаний на практике эффективности применения разнообразных сочетаний методов и форм обучения могут способствовать совершенствованию процесса обучения и воспитания.
Для того, чтобы конкретно наметить пути совершенствования обучения биологии, возникают два вопроса: первый – о наиболее эффективной структуре урока как основной форме учебной работе, а также структура других форм обучения ( лабораторные работы, экскурсии, внеклассная работа.,); второй – о наиболее целесообразном сочетании разных форм организации учебного процесса(6).
При организации системно-деятельного подхода на уроках я использую следующие технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика.
- Технология критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
- Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую материалы для закрепления. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно.
- Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную. Групповую), которую они выполняют в отведенное для работы время (о нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможность использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих. (9)
При работе я также использую различные задания, направленные на выполнение триединой цели урока: развитие интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого, особенностей растительных организмов, закономерностей, действующих в органическом мире, понимание места и роли человека в природе. (см.приложение)
Есть задания, которые составлены с учетом таких форм организации обучения, как домашняя работа, внеурочная работа, внеклассные занятия и экскурсии. В этих заданиях предусмотрены различные методы: словесные (работа с книгой, учебником, хрестоматией, книгой для чтения, рисунками, схемами, таблицами и т.д.), практические работы, наблюдения, опыты, а также методы программированного обучения. Организация выполнения заданий частично-поискового и поискового характера компенсирует проблемное обучение, которое в 6 классах затруднено тем, что при постановке проблемы учащиеся не могут сформулировать предложение – гипотезу и определить пути ее доказательства, так как у них не хватает теоретических знаний.
При подборке и составлении заданий я учитывала, что положительные результаты по активизации обучения школьников обеспечивает не только определенное содержание задания, но и постепенное усложнение степени сложности задания по самостоятельной постановке опыта. Также разработана система заданий занимательного характера, направленных на поддержание интереса учащихся на уроках биологии и к способам ее познания. Вопросы, задачи, задания на перфокартах, головоломки, кроссворды требуют от учащихся не только конкретных знаний, но и смекалки, догадки, рассуждений и умозаключений. Использование приемов для повышения интереса: прочитайте, вставьте пропущенные слова, закончите предложения, составьте рассказ, заполните перфокарту и т.д.(5)
В рамках системно-деятельностного подхода в обучении отдаю предпочтение информационным технологиям. Это направление в педагогической деятельности, требующее информационной компетентности и особой подготовки – эта технология близка и понятна детям. Процесс обучения биологии становиться интереснее для учащихся. Интерактивная доска повышает качество уроков через презентации, демонстрации. Это ценный инструмент для обучения всего класса. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные образы. Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.
Активные формы и методы обучения способствуют в рамках ФГОС второго поколения формированию у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования. (10)
На своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
Анализируя свой педагогический опыт, пришла к заключению, активные формы и методы являются эффективными в развитии ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии. Их использование:
- формируют и развивают систему биологических знаний, как основы учебного процесса;
- развивают умственную и особенно мыслительную активность как условие учебных и познавательных умений;
- формируют и развивают ключевые компетенции учащихся, без которых не может быть самореализации их деятельности.
Выводы:
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе различных форм и методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс.
На уроках биологии учащиеся активно включаются в работу, и как показали мои исследования, ребятам нравятся разнообразные задания, проведение лабораторных работ, экскурсий, наблюдений. В целом это повышает и успеваемость класса, и пробуждает интерес к предмету.
Системно-деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях учащихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности.
Литература:
1..Байбородов Л.В., Лаптева Т.В.Методика обучения биологии: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
2..Богоявленская А.Е.Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1998 г.
3.Болгова И.В. Формирование биологических понятий/. Научно-методический журнал. Биология в школе, 2002 г №6,стр.32.
4. Всесвятский Б.В.Творческая активность учащихся при изучении биологии - М.: Просвещение, 1989 г.
5. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004 г.
6.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1992 г.
7.Максимова В.Н., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. Современный урок биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
8. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009 г.
9. Приложение «Первое сентября» - 2005 г.
10. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках химии и биологии через активные формы и методы обучения»
Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-м...
«Формирование ключевых компетенций у учащихся через активные формы и методы обучения».
Выбор мною методической темы обусловлен в первую очередь основными целями химического и биологического образования:- ознакомить учащихся с многообразием и единством веществ и х...
Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...
«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»
Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Сформировать конкуре...
Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы
Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и осно...
педагогический проект "Формирование экологической компетенции обучающихся на уроках биологии через активные формы и методы обучения"
Учительский педагогический проект...
Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...