Рабочая программа 5 кл.УМК "Полярная звезда". 5-9 классы
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
Уровень, ступень образования: базовый, основная
Срок реализации программы: 1 год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева «География. Рабочие программы» Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы.. М.: Просвещение, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для учащихся 5 - 9 классов.
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета географии; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
• «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания географии в современной школе.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
- Закон РФ «ОБ образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты основного общего образования;
- Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2012;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Авторская программа. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2013
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего линии учебников географии серии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Общая характеристика учебного предмета, курса
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамики главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- понимание основных природных, социально - экономических, экологических геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства;
- формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится
- 5-6 класс - 35 часов (1 час в неделю)
- 7- 9 классах - 70 часов (2 часа в неделю)
В свою очередь, содержание курса географии основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез для старшей школы. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2. Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | в т.ч. практических работ |
1. Развитие географических знаний о Земле | 4 | 1 |
2. Земля – планета Солнечной системы | 5 | 1 |
3. План и карта | 12 | 5 |
4. Человек на Земле | 3 | - |
5. Литосфера | 11 | 3 |
Всего | 35 | 10 |
3. Содержание учебного предмета
5 класс. География. Природа и люди.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков.
X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
Практикум. 1. Работа с геоинформационными системами: поиск картографической и статистической информации о Туле и Тульской области с помощью компьютерных систем, фото- и видеоматериалов
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (5 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.
Практикум. 1. Земля – планета Солнечной системы. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 3. План и карта (12 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.
Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта и её отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.
Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способны создания карт. Часовые пояса.
Практикум. 1. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, звездам: ориентирование. 2. Географический диктант: условные знаки плана. 3. Определение расстояний на местности, построение простейшего плана местности. 4. Ориентирование по карте: чтение карт, дешифрование космических и аэрофотоснимков, в том числе Тульской области. 5. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и карте Тульской области.
Тема 4. Человек на Земле (3 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.
Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.
Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте.
Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.
Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
Практикум. 1. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, в том числе Тульской области. 2. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Описание по карте рельефа Тульской области, определение максимальных высот. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов, сейсмических зон. Определение по физической карте географического положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем.
4. Перечень обязательных практических работ
Раздел, тема | Практическая работа, форма ее выполнения | Вид работы |
Развитие географических знаний о Земле | Практическая работа №1 «Работа с геоинформационными системами: поиск картографической и статистической информации о Туле и Тульской области с помощью компьютерных систем, фото- и видеоматериалов» | Тренировочная |
Земля – планета Солнечной системы | Практическая работа №2 «Земля – планета Солнечной системы. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси» | Тренировочная |
План и карта | Практическая работа №3 «Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, звездам: ориентирование» | Тренировочная |
Практическая работа №4 «Определение расстояний на местности, построение простейшего плана местности» | Оценочная | |
Практическая работа №5 Географический диктант: условные знаки плана. | Оценочная | |
Практическая работа №6 «Ориентирование по карте: чтение карт, дешифрование космических и аэрофотоснимков, в том числе Тульской области» | Тренировочная | |
Практическая работа №7 «Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и карте Тульской области» | Оценочная | |
Литосфера | Практическая работа №8 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, в том числе Тульской области» | Оценочная |
Практическая работа №9 Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Описание по карте рельефа Тульской области, определение максимальных высот. | Тренировочная | |
Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов, сейсмических зон. Определение по физической карте географического положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем» | Оценочная |
5. Тематическое планирование по географии 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю по УМК «Полярная звезда» учебник «География 5-6 класс» под редакцией А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого)
№ урока | Тема урока | Практическая работа (Примечание: жирным курсивом выделен стандарт по географии) | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
Развитие географических знаний о Земле (4 ч) | |||||
1 | Что такое география? Задачи и методы науки географии. | Знакомство обучающихся с новым предметом- географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК. Ресурсы урока: учебник, параграф№1стр.4-8; атлас; контурные карты | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» Познакомиться с текстом учебника внетекстовыми компонентами учебника. атласа ,тренажера. Выяснить особенности построения разделов и параграфов | §1, вопросы стр. 8 | |
2 | Из истории географических открытий. Как люди открывали Землю. Эпоха великих географических открытий. | Выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников. Ресурсы урока: учебник , параграф №2, стр 10-12. | Выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоении Земли Высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. | §2, вопросы стр. 12 | |
3 | Как люди открывали Землю. Продолжение открытий материков. | Выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. Раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса. Ресурсы урока: учебник параграф №3 стр.13-15 | Выяснить материков Австралия и Антарктида. Установить значимость открытий русских путешественников и землепроходцев, а также подвига покорителей Северного полюса. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. | §3, вопросы стр. 15, письменно № 5 | |
4 | География сегодня. ГИС. Источники географических знаний. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. | Практическая работа №1 «Работа с геоинформационными системами: поиск картографической и статистической информации о Туле и Тульской области с помощью компьютерных систем, фото- и видеоматериалов» (тренировочная) | Выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли Ресурсы урока: учебник, параграф № 4 стр. 16-18 | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. | §4, вопросы стр. 17-18 |
Земля – планета Солнечной системы (5 ч) | |||||
5 | Мы во Вселенной. Солнечная система. Земля – планета солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве солнечной системы. На основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света. Доказать, что Земля – одна из планет солнечной системы. Ресурсы урока: учебник параграф №5 стр. 20-21 | Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Понимать, что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам | §5, вопросы стр. 21 | |
6 | Форма, размеры и движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. | Практическая работа №2 «Земля – планета Солнечной системы. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси» (тренировочная) | Объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца» Ресурсы урока: учебник параграф №6 стр. 22-24. | Составлять и анализировать таблицы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси» и «Следствия вращения земли вокруг Солнца» Объяснить смену времен года Понимать значение движения земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» | §6, вопросы стр. 24 |
7 | Солнечный свет на Земле. Времена года. | Выяснить, какие явления происходят на земле во время движения по орбите. Раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли. Ресурсы урока: учебник, параграф №7 стр. 25-28 | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле. Выделяют пояса освещенность на Земле Выясняют продолжительность дня и ночи на разных широтах. Выявляют как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом. | §7, вопросы стр. 28 | |
8 | Распределение света и тепла на земном шаре. | §7, составить таблицу. | |||
9 | Пояса освещенности. Тропики. Полярные круги. | §7, рис. 16 | |||
План и карта (12ч) | |||||
10 | Ориентирование на местности. План местности. Азимут. | Практическая работа №3 «Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, звездам: ориентирование» (тренировочная) | Показать значение умения ориентироваться на местности Раскрыть роль плана местности Формировать умение определять по азимуту Раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве Ресурсы урока: учебник, параграф №8 с.30-32. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты Определять по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу по Полярной звезде «живым ориентирам» Определять азимут ,углы с помощью транспортира Знать особенности плана местности | §8, вопросы стр. 32 |
11 | Земная поверхность на плане и карте. Виды условных знаков. | Показать значение условных знаков -Сформировать знание о масштабе и его видах Познакомить с видами изображения неровностей на плане местности Формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков Ресурсы урока: учебник, параграф №9 стр. 33-35. | Определять объекты местности на плане с помощью условных знаков Определять виды масштаба Учиться читать топографическую карту Понимать значения плана местности для умения ориентироваться в пространстве Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов | §9, выучить условные знаки стр. 34 | |
12 | Масштаб карты. Виды масштаба. Виды карт по масштабу и охвату территории. | §9, вопросы стр. 35 | |||
13 | Земная поверхность на плане и карте. Способы изображения высот на географических картах. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. | Практическая работа №4 Географический диктант: условные знаки плана. (оценочная) | Выяснить как на плане и карте изображают неровности земной поверхности Раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота» Определять относительную и абсолютную высоту Ресурсы урока: учебник, параграф 10 стр. 36-37 | Определять относительную и абсолютную высоты по плану Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности | §10, вопросы стр. 37 |
14 | Стороны горизонта. План местности. Съемка местности. | Практическая работа №5 «Определение расстояний на местности, построение простейшего плана местности» (оценочная) | Определять стороны горизонта по Солнцу и звездам, ориентироваться на местности Составлять и читать план местности. «Ресурсы урока: учебник, с. 38-39 | Определять направление по компасу, «Полярной звезде», «живым ориентирам» Определять на плане расстояния между объектами Ориентироваться на местности Использовать оборудование для глазомерной съемки Составлять простейший план местности | §11 |
15 | Географическая карта. Свойства географической карты. Легенда карты. Особенности географических карт. | Практическая работа №6 «Ориентирование по карте: чтение карт, дешифрование космических и аэрофотоснимков, в том числе Тульской области» (тренировочная) | Сформировать понятие «географическая карта», «глобус» Определить свойства географической карты Показать различие карт по масштабам Выявить отличие географической карты от плана местности Показать роль географических карт как источников информации Ресурсы урока: учебник параграф 12 ответить на вопросы 2-7 выполнить задание 1, 8-11 | Определять роль географической карты как источника информации Выявить основы карты Уметь различать карты по масштабу Оценить значение географической карты как достижения науки и культуры Осознать необходимость понимания и чтения карты | §12, вопросы стр. 43, письменно №1 |
16 | Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. | Сформировать понятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка» Сформировать умение определять направление по карте и глобусу Раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направления и измерять расстояние по глобусу и карте Ресурсы урока: учебник, параграф 13 | Определять направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте | §13, вопросы стр. 47 | |
17 | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты. | Показать значение знаний о географических координатах и умение их определять Сформировать умение определять географическую широту Ресурсы урока: учебник, параграф 14 ответить на вопросы 1-5 | Определять географическую широту Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей | §14, вопросы стр. 50 письменно № 6 стр. 50 | |
18 | Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. | Сформировать умение определять географическую долготу Дать представление о часовых поясах Ресурсы урока: учебник, параграф 15 ответить на вопросы 1-4. | Определять географическую долготу Определять часовые пояса. | §15, вопросы 4 - 10 | |
19 | Система географических координат. | Показать значение знаний о географических координатах и умение их определять Сформировать умение определять географическую широту, умение определять географическую долготу | Определять географическую широту, географическую долготу Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей | Подготовиться к проверочной работе | |
20 | Урок-практикум. | Практическая работа №7 «Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и карте Тульской области» (оценочная) | |||
21 | Проверочная работа №1 по теме: «План и карта» | ||||
Человек на Земле (3 ч) | |||||
22 | Как люди заселяли Землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. | Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли Выяснить, как возникло земледелие и животноводство, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды. Ресурсы, урока: учебник, параграф 17,ответить на вопросы 1-6 | Анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле | §17, вопросы стр. 60 | |
23 | Расы и народы. Их отличительные особенности. Численность населения мира. | Сформировать представление о расах и многообразии народов на планете ,их внешних отличиях, а так же о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменения, о государствах и крупнейших городах мира, о плотности населения мира. Ресурсы урока: учебник, параграф 18.ответить на вопросы 2-5 | Выявлять внешние признаки людей различных рас Определять плотность населения на различных территориях Анализировать карту «Плотность населения мира» Показывать на карте государства и крупные города Анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас Определять наиболее и наименее заселенные территории Выделять самые крупные по площади государства на Земле | §18, вопросы стр. 63 | |
24 | Страны на политической карте мира. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте. | Проводить сравнение стран мира на политической карте по величине территории расположению, Систематизировать изучаемую информацию Составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы Ресурсы урока: учебник, параграф 19. | Сравнение стран мира на политической карте Определять страны мира по описанию Создание проектного продукта в форме открытки другу | §19 задания стр. 64-65 | |
Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч) | |||||
25 | Внутренние строение Земли. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. | Познакомить учащихся с оболочкой Земли - литосферой Сформировать представление о внешних и внутренних силах Земли, о внутреннем строении. Начать формировать представление о литосферных плитах Ресурсы урока: учебник параграф 20 ответить на вопросы 2-8 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Показать значение постоянного изменения природ ы Земли под действием внешних и внутренних сил. Доказать, что наблюдения исследования - важный путь познания сложных природных процессов. | §20, вопросы стр. 70 | |
26 | Внутренние и внешние силы Земли. Литосферные плиты. | Познакомить учащихся с оболочкой Земли - литосферой Сформировать представление о внешних и внутренних силах Земли, о внутреннем строении. Начать формировать представление о литосферных плитах Ресурсы урока: учебник параграф 20 ответить на вопросы 2-8 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Показать значение постоянного изменения природ ы Земли под действием внешних и внутренних сил. Доказать, что наблюдения исследования - важный путь познания сложных природных процессов. | §20 | |
27 | Горные породы, слагающие земную кору. Виды горных пород. | Практическая работа №8 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, в том числе Тульской области» (оценочная) | Сформировать представление о минералах и горных породах Раскрыть особенности происхождения горных пород Начать формирование умения различать горные породы и минералы по внешним признакам Сформировать понятие «полезные ископаемые» Ресурсы урока: учебник параграф 21, ответить на вопросы 1-7 | Классифицировать горные породы . Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Понять отличие горных пород от минералов | §21, вопросы стр. 73, №8 письменно |
28 | Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Виды полезных ископаемых. | Записи в тетради | |||
29 | Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. | Сформировать представление о движении земной коры, о землетрясениях и закономерностях их распространения Ресурсы урока параграф 22.ответить на вопросы 3-7.выполнить задание 1,2,9,10. | Выявлять закономерности распространения землетрясений Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли Наносить на контурную карту районы землетрясений | §22 вопросы стр. 76 | |
30 | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. | Сформировать понятие «вулкан» Выявить закономерности распространения вулканизма Нанести на контурную карту районы вулканизма Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения Ресурсы урока: параграф 23, ответить на вопросы 2-4. | Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма Устанавливать с помощью контурных карт районы вулканизма Наносить на контурную карту вулканы | §23 вопросы стр. 79, №6 письменно | |
31 | Рельеф суши. Равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. | Практическая работа №9 Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Описание по карте рельефа Тульской области, определение максимальных высот. (тренировочная) | Сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа Объяснить понятие «равнина», дать представление о об изменении равнин во времени Классифицировать равнины по высоте Развить умение давать описание равнины по плану Создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности Ресурсы урока: параграф 24 , | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Описывать равнину по плану. Представлять информацию в письменной форме в виде плана - конспекта | §24 вопросы стр. 83 |
32 | Рельеф суши. Горы. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Рельеф дна Мирового океана. | Сформировать понятие «горы» Выяснить различие гор по высоте, возрасту размеру Сформировать представления об условиях жизни человека в горах. Объяснить причины изменение гор во времени. ,а так же изменение гор под воздействием воды, ветра. живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Различать менее крупные формы рельефа в горах Познакомить с опасными природными явлениями их предупреждение. Описание гор по карте. Ресурсы урока: параграф 25. ответить на вопросы2-8, выполнить задания 1,9, задания 10,11 – по выбору | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Сравнивать по плану горные системы мира Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности по плану | §25 вопросы стр. 87 | |
33 | Урок – практикум. | Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов, сейсмических зон. Определение по физической карте географического положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем» (оценочная) | Включить учащихся в проектную деятельность Разработать на основе проектного задания туристический маршрут «Скульптурный портрет Земли» | Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров(рек. гор и т. д) Находить положение географических объектов на контурной карте и наносит их на нее. Выполнять проектное задание в сотрудничестве Представлять презентацию своего проекта | |
34 | Литосфера и человек. Исследование и охрана литосферы. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | Показать значение литосферы для человека. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на литосферу Раскрыть значение охраны литосферы Ресурсы урока: параграф 28,отвечать на вопросы 1-5 . выполнить задания 6,7 | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | §27 , подготовиться к проверочной работе | |
35 | Проверочная работа № 2 по теме: «Литосфера» | Обобщить знания учащихся по теме « литосфера – твердая оболочка Земли» Земная кора и литосфера. Состав и строение. Земная поверхность суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые. Воздействие человека на литосферу | Объяснят понятия « Литосфера» «Полезные ископаемые, «Вулкан». «Равнины» , «Горы» Классифицируют горные породы и формы рельефа Опишут по плану равнины и горы Определят местонахождения крупных форм рельефа на географической карте Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
Итого – 35 часов
Практических работ – 10
Проверочных работ – 2
6. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий
- основные источники географической информации
- методы изучения Земли
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца
- различия между планом местности, картой, глобусом
- современные способы создания карт
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу географические объекты
- обозначать и надписывать их на контурной карте
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды влияния природы на формирования культуры, источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
- описание образа природных объектов
- описание природных объектов по типовому плану
- описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям
- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в Коллекциях)
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы
- представлять результаты измерений в разной форме
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное значение природы.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
- Письменные
| правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
- Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
4. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
8. Список литературы
УМК ученика
- География. 5-6 классы. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение, 2013
- Географический атлас 6 класс, М. Дрофа, 2008
- Комплект контурных карт.
УМК учителя
- География. 5-6 классы. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение, 2013
- Авторская программа. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2013
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2012;
- Географический атлас 6 класс, М. Дрофа, 2010
- Комплект контурных карт.
Дополнительная литература
- Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, «География. Материки и океаны» 7 класс, Москва, Русское слово, 2014
- Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 7 класс М Экзамен 2012
- Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2014.
- Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 7 класс, Волгоград, Учитель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по географии для 5-6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии для 5-6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федеральног...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по географии России за 9 класс ФГОС ("Полярная звезда")
Рабочая программа по географии России за 9 класс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по географии для 5-9 классов по УМК "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии составлена по УМК "Полярная звезда" для 5-9 классов....
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по географии для 5-9 классов по УМК "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов по УМК "Полярная звезда" для общеобразовательной школы....