Программа кружка "География для любознательных"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Программа кружка расчитана на более полное изучение географии при количестве часов 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_dlya_lyuboznatelnykh.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа с углубленным изучением английского языка № 1362
Программа
География для любознательных
6 класс
Скворцова Евгения Александровна,
Учитель географии
г. Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа кружковой работы была создана для более полного и детального освоения учащимися Начального курса географии. Несколько лет назад количество часов в 6 классе было уменьшено с двух до одного, что и послужило поводом для создания данного методического пособия. Начальный курс географии занимает особое место в программе основного общего образования, так как знакомит учащихся с основными понятиями предмета, терминами и закономерностями. Материал программы опирается на знания, полученные учащимися по природоведению и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение объектов и явлений во время выполнения творческих заданий. Изучение экологического аспекта учит учащихся любить и беречь природу.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У школьников создаются условия для формирования и развития:
* интереса к географии и смежным наукам;
* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Программа рассчитана на обучение детей в течение года (34 ч). В объединение набираются все желающие учащиеся от 12 до 13 лет независимо от их уровня обученности. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Цель: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
- Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
- Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
- Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
Развивающие:
1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности детей.
Воспитательные:
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
- Воспитание у детей бережного отношения к природе.
- Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
- Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы работы
- Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
- Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «География для любознательных».
Тема 2. План и карта (15 часов)
Основные понятия: план местности, масштаб, условные знаки, азимут, съемка местности, географические координаты.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, чтение топографических карт, определение географических координат и расстояний по карте.
Тема 3. Движения земной коры, рельеф и полезные ископаемые (2 часа)
Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия.
Содержание темы: работа с учебной коллекцией минералов, полезные ископаемые,полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения, особенности рельефа.
Практические занятия: составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки.
Тема 4. Климатические особенности и внутренние воды. (8 часов)
Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.
Содержание темы: метеорологические наблюдения. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Опасные природные явления.
Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами.
Тема 5. Почвы. Растительный и животный мир (2 часа).
Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.
Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности.
Практические занятия: Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.
Тема 6. Население, страны, города. (5 часов)
Основные понятия: страна, город, народ.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.
Содержание темы: расы и народы.
Практические занятия: работа с контурными картами.
Подведение итогов (1 час)
Средства обучения
- Видеозаписи
- Презентации
- АРМ
- Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
- Коллекция гербария
- Коллекция горных пород и минералов
- Карты (настенные, атласы)
- Схемы и таблицы
- Портреты путешественников
- Энциклопедии
- Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
-выставки
-учебно-исследовательские конференции
-олимпиады
Ожидаемые результаты и их проверка
- ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой кругозор;
- применять компьютерные технологии в обучении;
- знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
- Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
- повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать
- основные термины и понятия курса;
-основные виды туризма;
-основные методы ориентирования на местности;
-основные виды растений и животных родного края;
-правила ведения наблюдений, полевых исследований;
-особо охраняемые территории и памятники природы родного края
Должны уметь
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-различать памятники природы;
-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
-работать с литературой;
-применять имеющиеся знания в практической деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"
Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, измен...
Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"
Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных»
Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. Она включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление р...
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»
Данная программа поднимет мотивацию ребенка и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»
Данная программа поднимет мотивацию ребенка и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Биология для любознательных»
Дополнительная общеразвивающая программа «Биология для любознательных» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными докум...