МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО из опыта работы "Мобильный телефон ученика - друг или враг?"
статья на тему
Представлен опыт работы по использованию мобильных телефонов учащихся для выполнения домашних заданий и участия в сетевых мероприятиях по географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заочный тур
Конкурсное задание «Методическое портфолио»
Мобильный телефон ученика – друг или враг?
(из опыта работы по использованию мобильных телефонов учащихся
для повышения мотивации к изучению географии)
Когда у ребёнка в руках планшет и мобильный телефон, то урок отходит на второй план. Может быть нам стоит «врагов» (мобильные устройства) призвать нам на помощь?
Если учитель не запретит доставать телефон на уроке,
а, напротив, предложит им воспользоваться,
то интерес к предмету только возрастет.
Интерактивные средства обучения…об их использовании в образовательном процессе не говорит только ленивый. Говорят, да, но используют ли реально – вопрос. Школы, благодаря требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы, оснащены техникой, обеспечены доступом к сети Интернет. Но как часто мы сталкиваемся с проблемой в ее освоении, нехваткой или низким качеством связи, отсутствием времени на включение в урок педагогических приемов, основанных на использовании интерактивных технологий (слайд «Инструментальные средства обучения»).
В ходе мастер-класса «Изучаем свой край…при помощи интернет-технологий» Людмилы Серых [1] в рамках II международной образовательной он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» [2] я познакомилась с функциональными возможностями сайта http://learningapps.org. Сайт содержит базу готовых упражнений по различным учебным предметам в различных формах и содержит инструменты для создания своих интерактивных упражнений. Автор мастер-класса предлагала получать информацию от учащихся о выполнении заданий с помощью скриншотов, выложенных для общего доступа на google-диск (или аналог) и внесенной в общедоступную google-таблицу ссылки на этот файл (слайд «Новая школа: мой маршрут. МК «Изучаем свой край…»).
В связи с отсутствием возможности обеспечения всех учащихся компьютерами с доступом к сети интернет для работы на уроке c интерактивными упражнениями сайта я приняла два, на мой взгляд, рациональных решения (слайд «Мобильные технологии: когда внедрять?»):
- Использовать для их выполнения…мобильные телефоны учащихся.
Учитывая одно из распространенных определений «Интерактивные средства обучения – средства, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» (Дорошенко М. Г.) [3], мобильные телефоны можно отнести к таким средствам.
- Предлагать подобные задания в качестве домашних для продвинутых пользователей.
Познакомившись с одним их пунктов «21 признака учителя 21 века» [4] «Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока… потому что планируете их использовать на уроке» - заулыбалась, вспомнив, приказ и Устав Лицея о запрете на использование мобильных телефонов во время урока, нарушать правила не стала (слайд «21 признак учителя 21 века»).
Процесс внедрения данной технологии в постоянную практику преподавания географии проходил в несколько этапов (слайд «Этапы внедрения технологии»):
- Стадия вызова.
На первом этапе, необходимо было вызвать интерес учащихся к сайту интерактивных упражнений. Во время выполнения контрольной работы предложила такое задание выполнить на моем планшете отдельным учащимся в качестве дополнительного. Работу оценила двумя отметками: одна за развитие информационной компетенции, вторая за качество выполнения задания по содержанию.
- Внедрение в практику регулярных домашних заданий.
Кто из учителей не сталкивается с проблемой использования учащимися пресловутых ГДЗ для выполнения домашних заданий, особенно в рабочих тетрадях на печатной основе? А кто в качестве выполнения домашнего задания «Подготовить сообщение или реферат по теме» не получает скачанные и распечатанные материалы википедии и т.п.? А сколько раз вы видели, как учащиеся перед уроком списывают готовое домашнее задание у одного ученика из класса? По-моему, вполне разумно подойти к домашним заданиям так, чтобы получать «именные» ответы на задания. Для решения этой задачи разработала алгоритм: в электронном дневнике выдаю одно традиционное домашнее задание (параграф, вопросы, рабочая тетрадь, контурные карты), второе задание с использованием интерактивных упражнений (слайд «Примеры формулировки домашнего задания интерактивного характера»). Учащимся необходимо пройти по ссылке, выполнить упражнение, сделать скриншот итогового результата и отправить его мне c помощью приложения WhatsApp или по электронной почте (слайд «Примеры присланных учащимися скриншотов выполненных заданий»). Анализируя первые домашние задания такого формата, а точнее «неформата», решила поощрять в каждом классе учеников, первыми выполнивших задание. Попросила ребят, выполнявших задание, прокомментировать их отношение к такой форме работы: интересно, познавательно, побольше бы таких и на уроках (слайд «Отзывы учащихся о выполнении интерактивных заданий»). Некоторым такие задания показались простыми. Этот факт заставил меня перейти на следующий этап внедрения технологии в практику.
- Расширяю базу интерактивных заданий.
Задаюсь целью найти задания посложнее. На помощь приходит приложение Дневника.ру «Веб-ландия: страна выученных уроков» (слайд «Вебландия»). Так в наших домашних заданиях появляются задания сайта http://onlinetestpad.com. Очевидное достоинство сайта - возможность получать именной сертификат прохождения теста (в случае регистрации на сайте). Степень сложности тестов позволяет использовать некоторые из них в качестве отработки пробелов или неудовлетворительных отметок по отдельным темам. Так и повышается интерес учащихся к таким домашним заданиям, и отрабатываются навыки работы с учебником и атласом. Некоторые ребята обнаружили достоинство в том, что тесты можно пройти неоднократно, чтобы улучшить свой результат. Как относится к таким результатам решать учителю. На данном этапе меня устраивает многократное прохождение теста с помощью учебной литературы – по крайней мере, отрабатываются универсальные учебные действия и формируются информационные компетенции. Еще один сайт, задания которого можно использовать в качестве домашних http://1001viktorina.ru. Задания этого сайта по содержанию шире школьной программы, а значит, способствуют повышению познавательного интереса к моему учебному предмету, расширяют кругозор.
- Вводим правила работы.
Понимаю, что в выходные и вечером телефон без конца «приглашает» проверить очередное интерактивное упражнение, а значит выставить отметку в электронный дневник - пришло время ввести правила нашей интерактивной работы.
В ходе обсуждения на уроке рождаются следующие правила (слайд «Правила взаимодействия»):
- Результаты присылают в промежутке с 17.00 до 20.00 – это дисциплинирует.
- Регистрируются на сайтах, чтобы выполненные домашние работы были именными – это позволяет контролировать самостоятельность выполнения.
- Первый ученик, приславший скриншот, получает две отметки (за освоение новых технологий и за результат по заданию) – это мотивирует на досрочное выполнение домашнего задания.
- Впервые присылающие работу подписываются (для сохранения контакта) – это формирует мобильный этикет.
- Введена квота на количество принимаемых к зачету скриншотов (не более 50% от класса) – это мотивирует на своевременное выполнение домашнего задания.
5. Результативность и эффекты использования (слайд «Эффектность: количественные показатели»).
Представленная технология сейчас находится в числе образовательных трендов, поэтому отслеживать результаты ее внедрения можно только по принципу «здесь и сейчас». Количественные показатели отражают динамику числа учащихся, вовлеченных в выполнение заданий с помощью мобильных телефонов, привлеченных к участию в дистанционных и сетевых мероприятиях, количество таких мероприятий; качественные (слайд «Эффектность: качественные показатели») - разнообразие форм и тематики использования мобильных технологий, отзывы учащихся, динамику качества обученности за период использования технологии, результаты наблюдений и самонаблюдений за формированием УУД учащихся, публикации по теме (слайд «Публикации») и анализ комментариев и отзывов к ним.
6. Нахожу точки роста (слайд «Перспективы внедрения технологии»).
Учащиеся предлагают провести консультацию для тех, кто недостаточно владеет информационными навыками, придумывают название «Кибер-атлет». Соглашаюсь и провожу – для меня это свидетельствует о растущем интересе к применению интерактивных форм обучения.
Веду спецкурс «QR-кодирование» - учу генерировать и «читать» QR-коды с помощью мобильных телефонов. Сфера применения QR-кодов постоянно расширяется благодаря росту компетентности учащихся в этом вопросе: часть заданий сайта http://learningapps.org уже представлена QR-кодами, значит, в качестве домашних заданий можно давать QR-коды; а на спецкурсе кодируем алгоритмы и правила для использования на уроках географии. Учащиеся по примеру моего QR-квеста по географии, создают свои QR-викторины (слайд «Примеры QR-кодирования на уроках и во внеурочной деятельности»).
Участвуем в сетевых мероприятиях с использованием приложения WhatsApp: созданы группы, в которых в определенное время размещаются задания для выполнения:
- Сетевой турнир эрудитов 2014-2015 учебный год (для школ Иркутской области) – привлечены учащиеся 7-9 классов (слайд «Сетевой турнир эрудитов»).
- Дистанционная обучающая олимпиада по географии – 2015 по теме «Космическая география для формирования образа Земли: природа, люди, хозяйство» – привлечены учащиеся 6-9 классов (слайд «ДООГ-2015»).
- Предлагаю поиграть в «Чимборасо». Игра используется для формирования УУД (слайд «Чимборасо»).
А для себя намечаю точки дальнейшего роста: задания по созданию своих упражнений на сайте http://learningapps.org, своих тестов и кроссвордов на сайте http://onlinetestpad.com, использование интерактивных домашних заданий и по другим учебным дисциплинам (элективный курс по психологии). Для меня всё только начинается (слайд «Точки роста»).
Использованные источники информации
- Мастер-класс «Изучаем свой край…при помощи интернет-технологий» http://sites.google.com/site/internetkraeved/home
- II Международная образовательная он-лайн конференция «Новая школа: мой маршрут»
http://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/page/about.html
- Сущность и классификация интерактивных средств обучения. Дорошенко М. Г. http://kcsht.ucoz.ru/publ/uchebnyj_process/sushhnost_i_klassifikacija_interaktivnykh_sredstv_obuchenija/2-1-0-23
- 21 признак учителя 21 века http://pogrebnayao.blogspot.ru/2012/07/21-21.html
Областной конкурс «Педагог года – 2015»
Николаева Ирина Вадимовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инструментальные компьютерные средства Медиатека Интерактивные доски Документ-камеры Интерактивные системы голосования Интерактивный планшет Интерактивная трибуна Системная интеграция
Географические карты Фотоальбомы Видеохостинги Ментальные карты Ленты времени Презентационные сервисы
Мобильные технологии!
Вы требуете от своих учеников использовать разнообразные источники для исследовательских проектов…и они ссылаются на блоги, подкасты, интервью, которые провели, используя скайп. Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из Австралии. Еженедельно вы сообщаете о новостях класса…в вашем блоге. Ваши ученики участвуют в уроке,…отправляя через Твиттер вопросы и комментарии. Вы просите ваших учеников исследовать и создать доклад по спорной теме и оцениваете…их видеопрезентации. Вы готовите дублеров с подробными указаниями…с помощью подкастов. Ваши ученики создают учебное пособие…работая вместе в группе-вики. Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями…по всему миру. …… …… Вы берете своих учеников на экскурсию к Великой Китайской стене … не выходя при этом из классной комнаты. Вы посещаете Лувр с вашими учениками,…и не тратите при этом ни копейки. Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока…потому что планируете их использовать на уроке. Вы демонстрируете оригинальные работы своих учеников…миру. …… 21 признак учителя 21 века
Этапы внедрения технологии Стадия вызова.
Отзывы учащихся
Игры и развлечения Животные и растения Искусство Литература и лингвистика История и биографии Иностранные языки Математика и естественные науки Техника и изобретения Путешествия и туризм Спорт Все о человеке Школьниками и абитуриентам Электронные справочные ресурсы Экономика, бизнес и коммерция Количество сайтов Математика – 53 Физика – 41 Химия – 38 Биология – 43 География – 51 Экология - 23 Астрономия, космос - 48
Тесты по географии ЕГЭ ОГЭ Тесты 11 класс Тесты 10 класс Тесты 9 класс Тесты 8 класс Тесты 7 класс Тесты 6 класс Тесты 5 класс Политическая карта мира Факты о планете Тесты по географии России Окружающий мир 1 класс Окружающий мир 2 класс Окружающий мир 3 класс Окружающий мир 4 класс Тесты по экономике Тесты по обществознанию
Эффекты
Эффекты
Точки роста Создание учащимися заданий и упражнений на сайте http :// learningapps . org Создание своих тестов и кроссвордов на сайте http :// onlinetestpad . com Использование интерактивных домашних заданий и по другим учебным дисциплинам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О дистанционном обучении, как о новом опыте работы с учениками.
Данный материал предназначен для родителей. Можно использовать классному руководителю на родительском собрании. Статья освещает взгляд на дистанционное обучение и включает правила безопасной работы в ...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Отчёт по организации и проведению выставки по теме: "Огонь - друг, огонь - враг1"
В ГКОУ СО "СШ№1", реализующей АООП, Романовской школе была проведена выставка рисунков по теме: "Огонь - друг, огонь - враг!"Посредством рисования у обучающихся формировались знани...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе....
Методическое портфолио .Внеклассное мероприятие "Берегите свою планету ,ведь другой на свете нету"
Сценарий экологического развлечения для 5-7 классов...
«Детский альбом» П. И. Чайковского, из своего опыта работы с учениками
Детский Альбом Чайковского - один из самых популярных и распространенных сборников для детей. Сборник так прочно вошел в репертуар музыкальных школ, что трудно найти человека, который не играл хотя бы...