«Детский альбом» П. И. Чайковского, из своего опыта работы с учениками
материал по музыке

Сафина Александра Андреевна

Детский Альбом Чайковского - один из самых популярных и распространенных сборников для детей. Сборник так прочно вошел в репертуар музыкальных школ, что трудно найти человека, который не играл хотя бы несколько произведений из этого замечательного альбома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_detskiy_albom_safina.odt18.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»

«Детский альбом» П. И. Чайковского, из своего опыта работы с учениками

   Выполнила: Сафина А.А.

    ДМШ им. В.В. Андреева    

Санкт-Петербург

2022

Содержание

Введение…………………………………………………...……………3

Основная часть. Из своего опыта……….……………………….……4

Заключение……………………………………………………….…….8

Литература…………………………………………………..….………9

Введение

    Детский Альбом Чайковского - один из самых популярных и распространенных сборников для детей. Сборник так прочно вошел в репертуар музыкальных школ, что трудно найти человека, который не играл хотя бы несколько произведений из этого замечательного альбома. 

    Почему я выбрала эту тему? Ведь эта тема настолько популярна, что все, что можно - уже сказано. Выбор обусловлен желанием сформулировать, в первую очередь  для себя самой, основные педагогические задачи и исполнительские проблемы. 

   В итоговой работе  я хотела бы рассказать о педагогических и исполнительских подходах и своем личном опыте работы с учениками  над отдельными пьесами из Детского Альбома Чайковского.

    "Детский альбом Чайковского", наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Чайковского испытали на себе - в той или иной мере - многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.
    Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой.

Основная часть

Содержание цикла:

1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро
3. Мама
4. Игра в лошадки
5. Марш деревянных солдатиков
6. Болезнь куклы
7. Похороны куклы
8. Вальс
9. Новая кукла
10. Мазурка
11. Русская песня
12. Мужик на гармонике играет
13. Камаринская
14. Полька
15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка
20. Баба Яга
21. Сладкая греза
22. Песня жаворонка
23. Шарманщик поет
24. В церкви

    Детский Альбом был пройден мной с учениками младших и средних классов музыкальной школы. Проблемы и трудности у детей возникали разные. Постараюсь их описать на примере некоторых пьес из сборника.

Утренняя молитва.

Ее играла ученица 3-его класса. Главной сложностью для нее оказалось держать единый темп и вести фразу. Особенно проблема темпа возникала в конце, на остинатном басу, в этом месте она упорно начинала играть в два раза быстрее – и только перед самым выступлением удалось более-менее стабилизировать темп. Также проблемы возникли с педалью. Многие нюансы подмены педали оказались очень сложными для фиксирования слухом и самоконтроля.

Какие задачи стоят перед учеником? Слышать 4 голоса, при этом выделяя бас и сопрано. Ясно представлять фразу, ее начало, середину и конец. Сложно – управлять руками, что бы звук был тягучим и певучим.  Моя ученица занималась в классе по хору, и так совпало, что там они пели переложение Утренней молитвы для нескольких голосов – это оказалось большим плюсом, и она быстро поняла идею хорала, что каждая нота – это отдельный голос, который необходимо пропеть.

Также необходимо ясно представлять форму произведения, слышать фразы. Большое значение нужно придавать повторяющемуся басу «соль» как музыкальному событию, но при этом следить за тем, чтобы он не перебивал верхние голоса. Еще одна сложность – играть его абсолютно одинаково. Очень часто случалось, что ученица начинала «прыгать» на этом басу параллельно с лигами в правой руке.

    Теперь приведу  в пример Болезнь куклы, только речь пойдет об ученице совсем иного возраста. Так получилось, что я обучала девушку, которой на тот момент был 21 год. Для нее это был первый год обучения  игры на инструменте. В конце первого года мы прошли из Детского альбома 2 пьесы - Утреннюю молитву и Болезнь куклы.

   Одной из первых пьес, которую мы выучили, оказалась Болезнь куклы. Сразу скажу, что в таком возрасте очень сложно поставить руки, ведь они не настолько гибкие и подвижные как у ребенка. Зато есть и свои плюсы – если человек хочет заниматься фортепиано в таком сознательном возрасте – он будет много работать над собой и достаточно быстро продвигаться. Его не надо специально заинтересовывать и мотивировать, он уже видит смысл и знает свою цель, а это значительно ускоряет процесс работы. Главная сложность, которая возникла вначале ознакомления с текстом – организация движений левой руки. Было сложно правильно организовать руку, чтобы бас был громче, удерживался, а интервал звучал тише и легче. Разобраться в звучании и координации помогло простое  упражнение - поиграть партию левой руки двумя руками. Слух почти сразу смог зафиксировать правильный баланс и достичь правильного распределения звучности в партии одной руки.  Следующая возникшая проблема – музыкальное развитие, ведение фразы, правая рука – отдельный, певучий, жалобный голос. В целом пьеса оказалась очень полезной для достижения таких целей, как смягчение кисти и дифференциация звука. Все возникшие проблемы разрешились буквально за несколько занятий, и произведение было пройдено успешно и в довольно сжатые сроки.

    Все зависит от музыкальных способностей и терпения. В этом я убедилась на примере Вальса, задав его ученице 3-его и ученице 2-ого класса. Ученица 2-ого класса освоила текст в течение 4-5 занятий, проявляла значительный интерес к произведению, выполняя все сложные задачи – аккомпанемент вальса (первая доля громче, чем все остальное). Здесь также помогло проигрывание партии левой руки двумя руками, акценты в мелодии, ведение фразы, и решение творческих задач – как построить фразы, где можно позволить себе rubato, где разнообразить оттенки. А вот с ученицей 3-его класса дело не пошло с самого начала, когда, после совместного разбора нескольких строк отдельно руками, на следующий урок она начала играть Вальс одной рукой в до-мажоре. И так продолжалось несколько занятий, дело не сдвигалось с мертвой точки, ребенку было элементарно трудно прочесть и зафиксировать в голове нужные знаки.

    Еще одна пьеса, о которой я хотела бы рассказать – Баба Яга. Ее у меня играла ученица 4-ого класса. Работа над Бабой-Ягой напоминает работу над настоящим виртуозным произведением, которое требует соответствующего подхода и готовности трудиться от ученика. Ученик нуждается в советах по поводу проработки скачков, правильного крещендирования (основной звуковой напор в последних тактах)

    Последняя пьеса, о которой я расскажу – Сладкая Греза. Играла ее у меня та же ученица, что играла Бабу-Ягу. На этом примере я могу сделать вывод, что в этом цикле собраны пьесы  абсолютно разных образов и характеров,  которые далеко не каждому ребенку смогут подойти. Баба-Яга давалась ученице очень легко, если иметь в виду основу характер и общее настроение пьесы (не беру в расчет моменты, когда нужно было выучить, проработать и усвоить текст).  Сладкая Греза оказалась достаточно сложным этапом, и так и не была до конца понята. Ученица упорно играла ее в два раза быстрее, делая акценты на слабые доли в левой руке, как бы «синкопируя» всю музыку. Проигрывание двумя руками партии одной руки в данном случае не решило проблему, так как этот опыт быстро забывался. По природе своей она пока что не могла согласиться с тем, что я от нее требовала, так как не чувствовала и не любила такие настроения в музыке.

Заключение

   В заключение хочу сказать, что работа над циклом П.И. Чайковского одинаково полезна как для ученика, так и для учителя – ведь для каждого из них он является Школой, тем фундаментом, который ляжет в основу последующей музыкальной информации. И без такой прочной, вечной, врезающейся в память Школы, сложно представить, как  профессионального музыканта, так и любителя.

  Этот замечательный цикл учит детей и взрослых любить музыку, ведь в каждом образе они находят всем знакомые оттенки чувств, и  с каждой новой пьесой все больше развивается их музыкальность, выносливость и трудолюбие.  

Список литературы

Вайдман П. Е. Детский альбом П. И. Чайковсого. М.: Музыка, 1997.57 с.

http://propianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskij-detskij-albom

Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. - 2003.80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский

Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Презентация с иллюстрациями к "Детскому альбому" П.И. Чайковского.

Данная презентация содержит иллюситарции к пьесам из "Детского альбома" Чайковского. Этот материал будет полезен для внеклассных занятий по музыке. Он помогает учащимся лучше представить музыкальные о...

урок "Детский альбом П.И.Чайковского"

Урок содержит полный конспект и презентацию со звуковыми  фрагментами из произведений П.И.Чайковского из "Детского альбома". Урок можно использовать в начальной и средней школе, а ...

«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это сов...