Рабочая программа по географии 9 класс по Алексееву
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена второму разделу курса, изучаемому в 9 классе – хозяйство и географические районы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_kl._14-15_-_nov.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Озерского городского округа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида» Согласовано на заседании ШМО УТВЕРЖДАЮ: « 29 » августа 2014 г. Директор МБСКОУ СКОШ № 34 Кузнецова М.В.____________ «___» ____________2014г. Приказ № _____________ от_________________ Рабочая программа по географии для 9 класса Составитель: учитель географии Горяйнова Я.О. Озерский городской округ Челябинской области |
1.2. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «География»
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.
Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.
Преподавание предмета «География» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. N2 375
3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г.№ 19739).
10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г№ 19739).
11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процесс е в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г.№ 19739).
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г.№ 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г.№01/4591.
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru.news.
3. Информационио-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.20 12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов // http://ipk74.ru/news.
5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads
1.3. Пояснительная записка
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентирование представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природнообщественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
1.3.1. Рабочая программа курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 класс» разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «География России» составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом психофизических особенностей обучающихся в коррекционной школе VII вида. Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена второму разделу курса, изучаемому в 9 классе – хозяйство и географические районы России.
1.3.2. Программно-методический комплект по географии для общеобразовательных школ под редакцией О.А. Климановой – А.И. Алексеева соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под редакцией А.И. Алексеева рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. УМК в целом позволяет реализовать цели географического образования, сформировать ведущие компетенции географического образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.
Среди коррекционных задач выделены следующие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.
На каждом уроке предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:
- формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);
- развитие памяти, внимания;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;
- развитие предметно-практической деятельности;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);
- обогащение сенсорного опыта;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
1.3.3. Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2014-2015 учебный год отводит 34 часов для изучения учебного предмета «География. 9 класс», из расчета 2 учебных часов в неделю.
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Раздел. Тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Общая характеристика хозяйства | 3 |
3 |
|
|
Раздел 2. Районы России. (48 ч.) | ||
4 | Тема 3. Европейская часть России | 29 |
5 | Тема 4. Азиатская часть России | 16 |
6 | Тема 5. Россия в мире | 1 |
Всего часов | 68 |
1.3.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-региональных этнических особенностей и ее обоснование.
№ | № урока | Тема урока | Тема НРЭО |
1. | 1. | Что изучает география России? | Челябинская область на карте России |
2. | 7. | Металлургический комплекс. Черная металлургия | Предприятия черной металлургии Челябинской области |
3. | 8. | Металлургический комплекс. Цветная металлургия | Предприятия цветной металлургии Челябинской области |
4. | 9. | Машиностроительный комплекс. | Машиностроительные предприятия Челябинской области |
5. | 10. | Военно-промышленный комплекс | Предприятия ВПК Челябинской области |
6. | 15. | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Рекреационные ресурсы Челябинской области |
7. | 24. | Урал. Географическое положение и природа | Урал. Географическое положение и природа |
8. | 25. | Урал. Этапы развития и современное хозяйство | Урал. Этапы развития и современное хозяйство |
9. | 26. | Города Урала. Проблемы района | Города Челябинской области |
10. | 27. | Хозяйство Челябинской области | Хозяйство Челябинской области |
1.4. Календарно-тематическое планирование (8класс)
№ | Дата | Тема урока | Коррекционная работа |
Введение | |||
1. | Что изучает география России? | Развитие речи | |
Раздел 1. Хозяйство России | |||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства | |||
2. | Понятие хозяйства. Его структура | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
3. | Этапы развития хозяйства | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
4 | Географическое районирование | Развитие пространственной ориентации | |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | |||
5 | Сельское хозяйство. Растениеводство | Развитие внимания | |
6 | Животноводство. Зональная специализация | Развитие предметно-практической деятельности | |
7 | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность | Развитие зрительного восприятия | |
8 | Лесной комплекс | Развитие внимания | |
9 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность, нефтяная и газовая промышленности | Развитие предметно-практической деятельности | |
10 | Электроэнергетика | Развитие внимания | |
11 | Металлургический комплекс. Черная металлургия | Развитие предметно-практической деятельности | |
12 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
13 | Машиностроительный комплекс | Развитие предметно-практической деятельности | |
14 | Военно-промышленный комплекс | Развитие познавательной активности | |
15 | Химическая промышленность | Развитие предметно-практической деятельности | |
16 | Транспортный комплекс | Развитие предметно-практической деятельности | |
17 | Транспортный комплекс | Развитие пространственной ориентации. Развитие словесно-логического мышления | |
18 | Информационная инфраструктура | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
19 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Развитие познавательной активности | |
20 | Территориальное (географическое) разделение труда | Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. | |
21 | Тематический контроль по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» | Развитие внимание, памяти | |
22. | Обобщение и коррекция знаний по разделу «Хозяйство России» | Коррекция пробелов знаний | |
Раздел 2. Районы России | |||
Тема 3. Европейская часть России | |||
23 | Восточно-Европейская равнина | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
24 | Волга | Развитие пространственной ориентации. | |
25 | Центральная Россия: состав, географическое положение | Развитие внимания | |
26 | Центральный район: особенности населения | Развитие словесно-логического мышления | |
27 | Хозяйство Центрального района | Развитие зрительного восприятия | |
28 | Москва — столица России | Развитие познавательной активности (повышение мотивации) | |
29 | Города Центрального района | Развитие предметно-практической деятельности | |
30 | Центрально-Черноземный район | Развитие зрительного восприятия | |
31 | Волго-Вятский район | Развитие словесно-логического мышления | |
32 | Северо-Западный район. Географическое положение и природа | Развитие внимания | |
33 | Города на старых водных торговых путях | Развитие предметно-практической деятельности | |
34 | Санкт-Петербург — новый хозяйственный узел России | Развитие пространственной ориентации | |
35 | Санкт-Петербург - «вторая столица» России | Развитие познавательной активности (повышение мотивации) | |
36 | Калининградская область | Развитие словесно-логического мышления | |
37 | Европейский Север. Географическое положение и природа | Развитие пространственной ориентации | |
38 | Европейский Север. Этапы развития хозяйства
| Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
39 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | Развитие познавательной активности (повышение мотивации) | |
40 | Поволжье. Географическое положение и природа | Развитие пространственной ориентации | |
41 | Население и хозяйство Поволжья | Развитие предметно-практической деятельности | |
42 | Северный Кавказ. Географическое положение и природные условия | Развитие памяти | |
43 | Хозяйство Северного Кавказа | Развитие предметно-практической деятельности | |
44 | Народы Северного Кавказа | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
45 | Южные моря России | Развитие пространственной ориентации. Развитие внимания | |
46 | Урал. Географическое положение и природа | Развитие пространственной ориентации | |
47 | Урал. Этапы развития и современное хозяйство | Развитие познавательной активности (повышение мотивации) | |
48 | Города Урала. Проблемы района | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
49 | Хозяйство Челябинской области | Развитие предметно-практической деятельности | |
50 | Контроль знаний по теме «Европейская часть России» | Развитие внимания | |
51 | Обобщение и коррекция знаний по теме «Европейская часть России» | Развитие самооценки | |
Тема 4. Азиатская часть России | |||
52 | Природа Сибири | Развитие пространственной ориентации | |
53 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Развитие зрительного восприятия | |
54 | Арктические моря | Развитие предметно-практической деятельности | |
55 | Население Сибири | Развитие внимания | |
56 | Хозяйственное освоение Сибири | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
57 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы
| Развитие зрительного восприятия | |
58 | Западная Сибирь. Хозяйство района | Развитие внимания | |
59 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы | Развитие пространственной ориентации. Развитие внимания | |
60 | Байкал | Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности | |
61 | Восточная Сибирь. Хозяйство района | Развитие зрительного восприятия | |
62 | Дальний Восток. Формирование территории | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
63 | Дальний Восток. Природные условия и ресурсы | Развитие пространственной ориентации. Развитие внимания | |
64 | Моря Тихого океана | Развитие предметно-практической деятельности | |
65 | Население района | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи | |
66 | Хозяйство района | Развитие внимания | |
67 | Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России» | Коррекция пробелов знаний | |
Тема 5. Россия в мире | |||
68 | Россия в мире | Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи |
1.5. Реализация практической части федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения краеведения. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями. Практические работы способствуют развитию у обучающихся разных видов деятельности, развитию самостоятельности.
Практические работы
№ п/п | № ур. | Наименование работы | Примечание |
1. | 6. | Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления тематических карт | |
2. | 9. | Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов) | |
3. | 11. | Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства | |
4. | 13 | Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения | |
5. | 15 | Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности | |
6. | 16 | Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт) | |
7. | 33. | Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём» | |
8. | 41. | Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны | |
9. | 43. | Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства | |
10. | 54. | Сравнительная характеристика морей Северного Ледовитого океана | |
11. | 64. | Сравнительная характеристика морей Тихого океана |
1.6. Перечень компонентов учебно-методического комплекта
Учебник:
- География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2008.-286
Атласы:
- География России. 8-9 кл.: Атлас /Под общ. Ред. А.И. Алексеева: В 2 ч. Ч.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2005. – 56 с.
- Челябинская область. Атлас: Учебное пособие под редакцией проф. В.В. Латюшина – Челябинск: АБРИС, 2002. – 32 с.
Рабочая тетрадь:
- География России. 9 кл.: Хозяйство и географические районы: рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. Кн.2: Хозяйство и географические районы» / Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. – М.: Дрофа, 2003.- 128с.
- География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: Рабочая тетрадь для учителя к учебнику «География России» под ред. А.И. Алексеева / Э.В. Ким, Н.П. Петрушина. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с
Методические пособия учителя:
- Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.-141с.
- География России. 8-9 кл.: Методическое пособие /М.Ю. Евдокимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.
- Рабочие программы по географии. 8-9 классы / Автор составитель Н.В. Болотникова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2011.
- Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику под ред. А.И. Алексеева. «География России. 8-9 классы» / Л.Н. Полякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 222с.
- Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. 8-9 классы» / В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127 с.
- Дидактические карточки-задания по географии.9 класс. К учебнику «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» / под ред. А.И Алексеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 93с.
1.7. Требования к уровню подготовки учащихся
Требования у уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями.
В результате изучения курса географии учащийся должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности;
описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки;
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
1.8. Критерии оценивания работ учащихся. Формы промежуточной аттестации - тестирование
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Критерии оценивания практических работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
1.9.КИМы
Итоговый контроль по географии - 9 класс
Вариант 1
Часть «А»
1.Производство предприятием однородной продукции – готовых изделий, отдельных деталей, частей,
услуг – называется:
а) конверсией; в) трудоемкостью;
б) специализацией; г) кооперированием.
2.Для какой из перечисленных территорий России характерно сплошое распространение многолетней мерзлоты:
а) полуостров Таймыр; в) Валдайская возвышенность;
б) Приморье; г) Васюганская равнина.
3. Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии, их использование в хозяйстве называется:
а) топливная промышленность; в) энергические ресурсы;
б) топливно-энергетический комплекс; г) топливно-энергетический баланс
4. Крупнейшим районом добычи российского газа является:
а) Якутский; в) Западно-Сибирский;
б) Оренбургского - Астраханский; г) Кузнецкий.
5. Из перечисленных ниже производств в состав ТЭК не входит:
а) электроэнергетика; в) газовая промышленность;
б) угольная промышленность; г) коксохимия.
6. Группа электростанций, объединённых линиями электропередачи, образует:
а) каскад; в) ТЭЦ;
б) комплекс; г) энергосистему.
7. Самый дешевый уголь в России добывается в бассейне:
а) Ленском; в) Канско-Ачинском;
б) Донецком; г) Печорском.
8. Выберите продукцию металлоемкого машиностроения:
а) стиральные машины; в) грузовые автомобили;
б) телевизоры; г) паровые котлы для тепловых электростанций;
9. Определите, в каком из этих городов находится производство тракторов:
а) Мурманск; в) Архангельск;
б) Волгоград; г) Сургут.
10. В каком из городов России имеется крупный металлургический комбинат полного цикла:
а) Липецк; в) Смоленск;
б) Краснодар; г) Ярославль.
11. Какой из перечисленных городов является центром целлюлозно – бумажной промышленности?
а) Балахна; в) Саратов;
б) Уфа; г) Нижний Новгород.
12.В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наименьшая?
а) Камчатский край ; в) Ростовская область;
б) Тверская область; г) Новосибирская область.
Часть «Б»
1. Выбери верное утверждение:
а) строительство входит в состав машиностроительного комплекса.
б) ТЭС образуют много твёрдых и газообразных отходов.
в) самые крупные (общегеологические) запасы угля имеет Донецкий угольный бассейн.
2.Что является примером рационального природопользования?
а) заготовка древесины с последующими посадками; в) избыточное орошение в засушливых районах;
б) сплав леса по реке отдельными брёвнами; г) распашка земель вдоль склонов.
3. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
Запишите получившуюся последовательность букв.
А) Астраханская область Б) Курганская область В) Амурская область
Итоговый контроль по географии - 9 класс
Вариант 2
Часть «А»
1. Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии, их использование в хозяйстве называется:
а) топливная промышленность; в) энергические ресурсы;
б) топливно-энергетический комплекс; г) топливно-энергетический баланс.
2. С какими странами у России только морская граница:
а) Украина и Норвегия; в) Китай и Индия;
б) Япония и Казахстан; г) США и Япония.
3. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения:
а) Казань; в) Москва;
б) Самара; г) Астрахань.
4. Перевод военного производства на выпуск гражданской продукции называется:
а) конверсией; в) трудоемкостью;
б) металлоемкостью; г) кооперированием.
5. Выберите продукцию точного (наукоемкого) машиностроения:
а) молотки; в) видеоаппаратура;
б) легковые автомобили; г) гидравлический пресс.
6. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них:
а) Обский; в) Ленский;
б) Волго-Камский; г) Енисейский.
7. Где находится крупные месторождения газа в России:
а) на Камчатке; в) в Западной Сибири;
б) в Алтайском крае; г) на северо-западе страны.
8. Санатории и туристические базы относятся к:
а) бытовому обслуживанию; в) рекреационному хозяйству;
б) социальному обеспечению; г) лёгкой промышленности.
9. Какой из перечисленных городов России является крупным центром автомобилестроения:
а) Нижний Новгород; в) Курск;
б) Ставрополь; г) Чита.
10. Наибольший грузооборот имеет вид транспорта:
а) автомобильный; в) воздушный;
б) железнодорожный; г) речной.
11. На каких электростанциях в России вырабатывается основная часть электроэнергии:
а) ТЭС; в) АЭС;
б) ГЭС; г) ПЭС.
12. Карту какого региона нужно использовать, чтобы определить географическое положение города Новокузнецка?
а) Центральная Россия; в) Европейский Север;
б) Западной Сибири; г) Европейский Юг.
Часть «Б»
1. Примером нерационального природопользования является:
а) рекультивация земель в районах добычи угля; в) создание полезащитных лесополос;
б) осушение болот в верховьях рек; г) комплексное использование добываемого сырья.
2. Легкая промышленность отличается двумя особенностями:
а) в ней заняты преимущественно женщины; в) зависимостью от природных условий;
б) трудоемкостью; г) сезонностью производства.
3.Расположите регионы России в последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность букв.
А) Краснодарский край Б) Калининградская область В) Хабаровский край
Ответы итогового контроля по географии – 9 класс
Вариант 1
Часть «А»
1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 – в; 5 – г; 6 – г; 7 – в; 8 – г; 9 – б; 10 – а; 11 – а; 12 – а.
Часть «Б»
.Верно:
- б
- а
- ВБА
Вариант 2
Часть «А»
1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в; 6 – б; 7 – в; 8 – в; 9 –а; 10 – б; 11 – а; 12 – б
Часть «Б»
.Верно:
1. в
- а, б
- ВАБ
1.10. Прохождение программы
Класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | ||||||||||
По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | По плану | Дано | Выполнение программы | |
9а | |||||||||||||||
9б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику А.И .Алексеева География 9 кл.,Полярная звезда, изд. Просвещение
Данная рабочая программа является авторской и полностью соответствует требованиям к написанию рабочей программы в 2016г....
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"
Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...
Рабочая программа по географии. 9 класс. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы», под ред. А.И. Алексеева
Рабочая программа составлена на основании программ общеобразовательных учреждений и согласно Федеральному Базисному Учебному плану. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образ...
Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...