Рабочая программа по географии 9 класс по Алексееву
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена второму разделу курса, изучаемому в 9 классе – хозяйство и географические районы России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9_kl._14-15_-_nov.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Озерского городского округа для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 34 VII вида»

           Согласовано на заседании ШМО        УТВЕРЖДАЮ:

        « 29 » августа 2014 г.

Директор МБСКОУ СКОШ № 34

Кузнецова М.В.____________

«___» ____________2014г.

Приказ № _____________

от_________________

Рабочая программа

по географии для 9 класса

Составитель: учитель географии

Горяйнова Я.О.

Озерский городской округ

Челябинской области

1.2. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «География»

В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.

Преподавание предмета «География» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

Нормативные документы

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. N2 375

3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 

5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067). 

8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г.№ 19739). 

10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г№ 19739). 

11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процесс е в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г.№ 19739).

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г.№ 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г.№01/4591.

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru.news.

3. Информационио-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.20 12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов // http://ipk74.ru/news.

5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads

1.3. Пояснительная записка

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентирование представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природнообщественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

1.3.1. Рабочая программа курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 класс» разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «География России» составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом психофизических особенностей обучающихся в коррекционной школе VII вида. Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена второму разделу курса, изучаемому в 9 классе – хозяйство и географические районы России.

1.3.2. Программно-методический комплект по географии для общеобразовательных школ под редакцией О.А. Климановой – А.И. Алексеева соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под редакцией А.И. Алексеева рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. УМК в целом позволяет реализовать цели географического образования, сформировать ведущие компетенции географического образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом уроке предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

- формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

- развитие памяти, внимания;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- развитие предметно-практической деятельности;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие речи;

- развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

- обогащение сенсорного опыта;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1.3.3. Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2014-2015 учебный год отводит 34 часов для изучения учебного предмета «География. 9 класс», из расчета 2 учебных часов в неделю.

Тематическое планирование, 9 класс

Раздел. Тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

3

3

  1. Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплекс
  1. 18

 Раздел 2. Районы России. (48 ч.)

4

Тема 3. Европейская часть России

29

5

Тема 4. Азиатская часть России

16

6

Тема 5. Россия в мире

1

Всего часов

68

1.3.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-региональных этнических особенностей и ее обоснование.

№ урока

Тема урока

Тема НРЭО

1.

1.

Что изучает география России?

Челябинская область на карте России

2.

7.

Металлургический комплекс.

Черная металлургия

Предприятия черной металлургии Челябинской области

3.

8.

Металлургический комплекс.

Цветная металлургия

Предприятия цветной металлургии Челябинской области

4.

9.

Машиностроительный комплекс.

Машиностроительные предприятия Челябинской области

5.

10.

Военно-промышленный комплекс

Предприятия ВПК Челябинской области

6.

15.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Рекреационные ресурсы Челябинской области

7.

24.

Урал. Географическое положение и природа

Урал. Географическое положение и природа

8.

25.

Урал. Этапы развития и современное хозяйство

Урал. Этапы развития и современное хозяйство

9.

26.

Города Урала. Проблемы района

Города Челябинской области

10.

27.

Хозяйство Челябинской области

Хозяйство Челябинской области

1.4. Календарно-тематическое планирование (8класс)

Дата

Тема урока

Коррекционная работа

Введение

1.

Что изучает география России?

Развитие речи

Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

2.

Понятие хозяйства. Его структура

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

3.

Этапы развития хозяйства

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

4

Географическое районирование

Развитие пространственной ориентации

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

5

Сельское хозяйство. Растениеводство

Развитие внимания

6

Животноводство. Зональная специализация

Развитие предметно-практической деятельности

7

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность

Развитие зрительного восприятия

8

Лесной комплекс

Развитие внимания

9

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность, нефтяная и газовая промышленности

Развитие предметно-практической деятельности

10

Электроэнергетика

Развитие внимания

11

Металлургический комплекс.

Черная металлургия

Развитие предметно-практической деятельности

12

Металлургический комплекс.

Цветная металлургия

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

13

Машиностроительный комплекс

Развитие предметно-практической деятельности

14

Военно-промышленный комплекс

Развитие познавательной активности

15

Химическая промышленность

Развитие предметно-практической деятельности

16

Транспортный комплекс

Развитие предметно-практической деятельности

17

Транспортный комплекс

Развитие пространственной ориентации. Развитие словесно-логического мышления

18

Информационная инфраструктура

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

19

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Развитие познавательной активности

20

Территориальное (географическое) разделение труда

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности.

21

Тематический контроль по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»

Развитие внимание, памяти

22.

Обобщение и коррекция знаний по разделу «Хозяйство России»

Коррекция пробелов знаний

Раздел 2. Районы России

Тема 3. Европейская часть России

23

Восточно-Европейская равнина

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

24

Волга

Развитие пространственной ориентации.

25

Центральная Россия: состав, географическое положение

Развитие внимания

26

Центральный район: особенности населения

Развитие словесно-логического мышления

27

Хозяйство Центрального района

Развитие зрительного восприятия

28

Москва — столица России

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

29

Города Центрального района

Развитие предметно-практической деятельности

30

Центрально-Черноземный район

Развитие зрительного восприятия

31

Волго-Вятский район

Развитие словесно-логического мышления

32

Северо-Западный район. Географическое положение и природа

Развитие внимания

33

Города на старых водных торговых путях

Развитие предметно-практической деятельности

34

Санкт-Петербург — новый хозяйственный узел России

Развитие пространственной ориентации

35

Санкт-Петербург - «вторая столица» России

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

36

Калининградская область

Развитие словесно-логического мышления

37

Европейский Север. Географическое положение и природа

Развитие пространственной ориентации

38

Европейский Север. Этапы развития хозяйства

 

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

39

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

40

Поволжье. Географическое положение и природа

Развитие пространственной ориентации

41

Население и хозяйство Поволжья

Развитие предметно-практической деятельности

42

Северный Кавказ. Географическое положение и природные условия

Развитие памяти

43

Хозяйство Северного Кавказа

Развитие предметно-практической деятельности

44

Народы Северного Кавказа

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

45

Южные моря России

Развитие пространственной ориентации. Развитие внимания

46

Урал. Географическое положение и природа

Развитие пространственной ориентации

47

Урал. Этапы развития и современное хозяйство

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

48

Города Урала. Проблемы  района

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

49

Хозяйство Челябинской области

Развитие предметно-практической деятельности

50

Контроль знаний по теме «Европейская часть России»

Развитие внимания

51

Обобщение и коррекция знаний по теме «Европейская часть России»

Развитие самооценки

Тема 4. Азиатская часть России

52

Природа Сибири

Развитие пространственной ориентации

53

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Развитие зрительного восприятия

54

Арктические моря

Развитие предметно-практической деятельности

55

Население Сибири

Развитие внимания

56

Хозяйственное освоение Сибири

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

57

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы

 

Развитие зрительного восприятия

58

Западная Сибирь. Хозяйство района

Развитие внимания

59

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы

Развитие пространственной ориентации. Развитие внимания

60

Байкал

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности

61

Восточная Сибирь. Хозяйство района

Развитие зрительного восприятия

62

Дальний Восток. Формирование территории

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

63

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы

Развитие пространственной ориентации. Развитие внимания

64

Моря Тихого океана

Развитие предметно-практической деятельности

65

Население района

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

66

Хозяйство района

Развитие внимания

67

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»

Коррекция пробелов знаний

Тема 5. Россия в мире

68

Россия в мире

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

1.5. Реализация практической части федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения краеведения. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями. Практические работы способствуют развитию у обучающихся разных видов деятельности, развитию самостоятельности.

Практические работы

 

п/п

№ ур.

Наименование работы

Примечание

1.

6.

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления тематических карт

2.

9.

Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

3.

11.

Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

4.

13

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

5.

15

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

6.

16

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

7.

33.

Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём»

8.

41.

Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

9.

43.

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

10.

54.

Сравнительная характеристика морей Северного Ледовитого океана

11.

64.

Сравнительная характеристика морей Тихого океана

1.6. Перечень компонентов учебно-методического комплекта

Учебник:

  1. География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2008.-286

Атласы:

  1. География России. 8-9 кл.: Атлас /Под общ. Ред. А.И. Алексеева: В 2 ч. Ч.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2005. – 56 с.
  2. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие под редакцией проф. В.В. Латюшина – Челябинск: АБРИС, 2002. – 32 с.

Рабочая тетрадь:

  1. География России. 9 кл.: Хозяйство и географические районы: рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. Кн.2: Хозяйство и географические районы» / Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. – М.: Дрофа, 2003.- 128с.
  2. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: Рабочая тетрадь для учителя к учебнику «География России» под ред. А.И. Алексеева / Э.В. Ким, Н.П. Петрушина. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с

Методические пособия учителя:

  1. Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.-141с.
  2. География России. 8-9 кл.: Методическое пособие /М.Ю. Евдокимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.
  3. Рабочие программы по географии. 8-9 классы / Автор составитель Н.В. Болотникова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2011.
  4. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику под ред. А.И. Алексеева. «География России. 8-9 классы» / Л.Н. Полякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 222с.
  5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. 8-9 классы» / В.И.  Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127 с.
  6. Дидактические карточки-задания по географии.9 класс. К учебнику «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» / под ред. А.И Алексеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 93с.

1.7. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования у уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями.

В результате изучения курса географии учащийся должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности;

описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки;

объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

1.8. Критерии оценивания работ учащихся. Формы промежуточной аттестации - тестирование

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Критерии оценивания практических работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка « выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

1.9.КИМы

Итоговый контроль по географии - 9 класс

Вариант  1

Часть «А»

1.Производство предприятием однородной продукции – готовых изделий, отдельных деталей, частей,

 услуг – называется:

        а) конверсией;                                               в) трудоемкостью;

        б) специализацией;                                       г) кооперированием.

2.Для какой из перечисленных территорий России характерно сплошое распространение многолетней мерзлоты:

а) полуостров Таймыр;                                       в) Валдайская возвышенность;

б) Приморье;                                                          г) Васюганская равнина.

3. Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии, их использование в хозяйстве называется:

        а) топливная промышленность;                   в) энергические ресурсы;

        б) топливно-энергетический комплекс;       г) топливно-энергетический баланс

4. Крупнейшим районом добычи российского газа является:

        а) Якутский;                                                 в) Западно-Сибирский;

         б) Оренбургского - Астраханский;            г) Кузнецкий.

5. Из перечисленных ниже производств  в состав ТЭК не входит:

        а) электроэнергетика;                                 в) газовая промышленность;

        б) угольная промышленность;                   г) коксохимия.

6. Группа электростанций, объединённых линиями электропередачи, образует:

        а) каскад;                                                     в) ТЭЦ;

        б) комплекс;                                                 г) энергосистему.

7. Самый дешевый уголь в России добывается в бассейне:

       а) Ленском;                                                   в) Канско-Ачинском;

        б) Донецком;                                                г) Печорском.

8. Выберите продукцию металлоемкого машиностроения:

        а) стиральные машины;                               в) грузовые автомобили;

        б) телевизоры;                                               г) паровые котлы для тепловых электростанций;

9. Определите, в каком из этих городов находится производство тракторов:

        а) Мурманск;                                                в) Архангельск;

        б) Волгоград;                                                г) Сургут.

10. В каком из городов России имеется крупный металлургический комбинат полного цикла:

        а) Липецк;                                                     в) Смоленск;

        б) Краснодар;                                                г) Ярославль.

11. Какой из перечисленных городов является центром целлюлозно – бумажной промышленности?

а) Балахна;                                                             в) Саратов;

б) Уфа;                                                                    г) Нижний Новгород.

12.В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения  наименьшая?

а)  Камчатский край ;                                     в) Ростовская область;

б) Тверская область;                                           г)  Новосибирская область.

Часть  «Б»

 

1. Выбери верное утверждение:

       а) строительство входит в состав машиностроительного комплекса.

        б) ТЭС образуют много твёрдых и газообразных отходов.

        в) самые крупные (общегеологические) запасы угля имеет Донецкий угольный бассейн.

2.Что является примером рационального природопользования?

а) заготовка древесины с последующими посадками;          в) избыточное орошение в засушливых районах;

б) сплав леса по реке отдельными брёвнами;                          г) распашка земель вдоль склонов.

3. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

Запишите  получившуюся последовательность букв.

А) Астраханская область                            Б) Курганская область                    В) Амурская область

Итоговый контроль по географии - 9 класс

Вариант  2

Часть   «А»

1. Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии, их использование в хозяйстве называется:

        а) топливная промышленность;                      в) энергические ресурсы;

        б) топливно-энергетический комплекс;         г) топливно-энергетический баланс.

2.  С какими странами у России только морская граница:

         а) Украина и Норвегия;                                        в) Китай и Индия;

         б) Япония и  Казахстан;                                       г) США и Япония.

3. Какой из перечисленных городов  является наиболее  крупным по численности населения:

        а) Казань;                                                           в) Москва;

         б) Самара;                                                          г) Астрахань.

4. Перевод военного производства на выпуск гражданской продукции называется:

        а) конверсией;                                                    в) трудоемкостью;

        б) металлоемкостью;                                          г) кооперированием.

5. Выберите продукцию точного (наукоемкого) машиностроения:

        а) молотки;                                                         в) видеоаппаратура;

        б) легковые  автомобили;                                 г) гидравлический пресс.

6. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них:

        а) Обский;                                                           в) Ленский;

        б) Волго-Камский;                                             г) Енисейский.

7. Где находится крупные месторождения газа в России:

        а) на Камчатке;                                                  в) в Западной Сибири;

        б) в Алтайском крае;                                         г) на северо-западе страны.

8. Санатории и туристические базы относятся к:

        а) бытовому обслуживанию;                           в) рекреационному хозяйству;

        б) социальному обеспечению;                        г) лёгкой промышленности.

9. Какой из перечисленных городов России является крупным центром автомобилестроения:

        а) Нижний Новгород;                                        в) Курск;

        б) Ставрополь;                                                    г) Чита.

10. Наибольший грузооборот имеет вид транспорта:

        а) автомобильный;                                              в) воздушный;

        б) железнодорожный;                                         г) речной.

11. На каких электростанциях в России вырабатывается основная часть электроэнергии:

        а) ТЭС;                                                                в) АЭС;

        б) ГЭС;                                                                г) ПЭС.

12. Карту какого региона нужно использовать, чтобы определить географическое положение города Новокузнецка?

       а)  Центральная Россия;                                          в) Европейский Север;

       б) Западной Сибири;                                                г) Европейский Юг.

Часть  «Б»

 

1. Примером нерационального природопользования является:

а) рекультивация земель в районах добычи угля;             в) создание полезащитных лесополос;

б) осушение болот в верховьях рек;                                   г) комплексное использование добываемого сырья.

2. Легкая промышленность отличается двумя  особенностями:

        а) в ней заняты преимущественно  женщины;           в) зависимостью от природных условий;

        б) трудоемкостью;                                                         г) сезонностью производства.

3.Расположите регионы России в последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите   получившуюся последовательность букв.

       А) Краснодарский край                        Б) Калининградская область                        В) Хабаровский край

Ответы итогового контроля по географии – 9 класс

Вариант 1

Часть  «А»

1 – б;   2 – а;   3 – г;   4 – в;   5 – г;   6 – г;   7 – в;   8 – г;   9 – б;   10 – а;   11 – а;   12 – а.

Часть  «Б»

.Верно:

  1.  б
  2. а
  3. ВБА

Вариант 2

Часть  «А»

1 – г;   2 – г;   3 – в;   4 – а;   5 – в;   6 – б;   7 – в;   8 – в;   9 –а;   10 – б;   11 – а;   12 – б

Часть  «Б»

.Верно:

1.    в  

  1. а,  б
  2. ВАБ

1.10. Прохождение программы

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику А.И .Алексеева География 9 кл.,Полярная звезда, изд. Просвещение

Данная рабочая программа является авторской и полностью соответствует требованиям к написанию рабочей программы в 2016г....

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"

Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на  основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...

Рабочая программа по географии. 9 класс. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы», под ред. А.И. Алексеева

Рабочая программа составлена на основании программ общеобразовательных учреждений и согласно Федеральному Базисному Учебному плану.   Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образ...

Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...