Режим и питание рек
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Ладисова Елена Анатольевна

Разработка урока в стихах по теме " Режим и питание рек" по учебнику Герасимовой Н.П. , Герасимовой Т.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_i_pitanie_rek.docx81.94 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               «ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

             РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                       Режим и питание рек          

(по учебнику  Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой)

                                                                           Учитель   Ладисова Е.А.

Тема:  Режим и питание рек.

Цели: 1. Познакомить с понятиями: водный режим реки, питание реки,  

           закрепить знания об элементах речной системы, характере течения

           реки в зависимости от рельефа.

           2. Развить умение определять ГП объекта (реки).

           3. Осуществлять  экологическое воспитание учащихся.

Оборудование: Запись элементов реки на доске, карта полушарий; схема речной системы (рис.1); картины с изображением рек (горной и равнинной); карточки с вопросами и письмо загадка (рис.2), атласы.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

                                  Здравствуйте, дети!

                                  Сегодня урок наш – о важном на свете,

                                  Продолжим реки мы изучать,

                                  Прошу вас хорошо отвечать.

  1.  Проверка домашнего задания.
  1. Географический диктант:

                                  Сейчас мы проведем диктант

                                  Список слов с цифрами вам уже дан,

                                  Я буду вам определенья читать,

                                  А вы – цифры ответов писать.

На доске:   1 – бассейн реки

                   2 – водораздел

                   3 – долина реки

                   4 – речная система

                   5 – русло

                   6 – устье

                  7 – исток

                  8 – водопад

                  9 - пороги  

Определение:  

  1. Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.
  2. Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек.
  3. Место это очень мало, где река берет начало.
  4. Место – финал, где река впадает в море.
  5. Площадь – та, с которой собирает воду река.
  6. Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует на ней …..
  7. Реку и ее притоки смело назови …..
  8. Понижение, но не русло, от истока реки и до устья.
  9. Место это очень круто, там река лежит в уступах….

Ответы:    5,2,7,6,1,9,4,3,8

                                   Посмотрите на ответ,

                                   А у вас такой, иль нет?

                                   Если с моим не совпадет,

                                   Значит ваш ответ не тот.

  1. Опрос по схеме:

Теперь посмотрите на схему реки:

                                                                                                                       рис. 1    

                                   Здесь цифрами части ее нам даны,

                                   Какой цифрой обозначен исток? (2)

                                   Какой правый приток (3,4),левый приток ? (8)

                                   Какой цифрой устье отмечено? (1),

                                   Скажите скорее, какой – верхнее течение (7),

                                   Какой нижнее (6), и среднее ? (5)

               

  1. Опрос по картинкам:

                                   На картинку посмотрите

                                   И скорее вы решите,

                                   Где здесь горная река, где равнинная.

                                   Объясните – почему?

                                   Может быть и я пойму.

  1. Работа с атласами:

                                   Работа с атласами вам предстоит,

                                   По координатам объект определить

                                   Нужно его вам назвать,

                                   У карты настенной его показать.

На доске координаты:

 5 ° с ш., 62 ° з д. (водопад Анхель)

43 ° с ш., 80 ° з д. (водопад Ниагарский)

  1. Проверка номенклатуры:

                                   Внимательно на карту посмотрите,

                                   И крупные реки нам покажите.

                                   Вы отлично поработали,

                                   Вот оценки вам за хлопоты.

  1. Изучение нового материала.
  1. Объяснение учителя:

                                   Слушайте внимательно

                                   Объяснение мое

                                   Было бы желательно,

                                   Чтобы запомнили все.

Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» - и это правда, вода в реке постоянно течет. За год вода меняется 30 раз. А питает речку подземный запас. А еще питает дождь, воды снега и льда, и характер течения зависит от климата. Дождем питаются Амазонка и Конго, Амударья – водами ледниковыми. А сразу всем питаются Терек, Волга и Енисей.

От питания реки зависит водный ее режим. Слово это вам знакомо, что, по вашему это такое? Наступает в природе зима, а на реках ледостав. Покрывается река льдом, но и под ним вода течет своим путем. Реки замерзают в разное время, об этом расскажет картосхема.

Весной в реки стекает вода от растаявшего снега и льда, они переполняют и заливают водой часть речной долины, называемой поймой. А воды в реке подъем, всяк половодьем назовет. Летом становится тепло и очень сильно реки мелеют. И межень наступает в это время, но тает снег далеко в горах, и летом разливается Амударья. Осенью часто идут дожди, подъем воды в реке, т.е. паводок жди.

  1. Использование рек и их охрана.

                                  У воды нет ни вкуса, ни цвета,

                                  И запаха тоже нет.

                                  Но без нее на свете

                                  Не может жить человек!

                                  Куда используют воду рек?

                                  Вы должны мне дать ответ.

                                  Как с водою поступать,

                                  Очень важно, дети знать.

Работа с письмом – загадкой:                                                            рис. 2

На карточках с одной стороны вопросы под номерами, с другой – слоги. Ответив на вопрос, слог с карточки переписываем на доску рядом с номером схемы.

Давайте правильно ответим на вопросы, и письмо-загадку мы прочитаем всерьез:

(карточки с вопросами прилагаются)

На доске зашифровано: Берегите реки.

  1. Практическая работа.

По таблице №6 учебника определите географическое положение рек Волги, Нила, Амазонки, а потом , прослушав о них выступления, будет вам легко нанести их на контурную карту без промедления.

  1. Закрепление пройденного материала.

                                    Ваши знания нужно закрепить,

                                    Соответствие между признаками и реками восстановить.

                                    Ну-ка, к доске побыстрее идите,

                                    Признак прочтите и линию к нужной реке  проведите.

                                    А теперь ребятки отгадайте-ка загадки:

  1. У тебя, краса – река, женское обличье,

                                   Даже имя у тебя женское, девичье.

                                                                                                    (Лена)  

  1. Бьешся ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом – вся блестя, зимой белея,

Верная подруга Иртышу,

Ты течешь на север смело.

                                                                                                    (Обь)  

  1. Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

К морю Каспию вдаль убегая.

                                                                                                    (Волга)  

  1. Итог урока.

                                   Вот и к концу пришел урок,

                                   Нам подвести пора итог,

                                   Спасибо за работу, детки,

                                   А я поставлю вам отметки.

  1. Домашнее задание.

(§ 30, п 5.)

                                                                                                                      (рис.3)

                1  -  БЕ

Какое питание имеют реки нашей области?

(смешанное)

                  2  -  РЕ

Что такое половодье?

жегодно повторяющийся подъем воды)

                3  -  ГИ

Что такое паводок?

незапный подъем воды во время дождя)

                  4   -  ТЕ

Что такое пойма реки?

атопленная часть долины)

                5  -  РЕ

Как называется самый низкий уровень воды в реке?

(межень)

                  6  -  КИ

Как называется изменение уровня воды в реке в течении года?

(режим реки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пища человека и режим питания"

План -коспект урока технологии в 5 классе....

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

Реки. Режим и питание рек.

Урок  разработан с учетом поурочного планирования. (Урок № 25, Реки. Режим и питание рек, 6  класс) по учебнику: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии.Данный урок хорошо в...

Урок географии по теме "Режим и питание рек"

Конспект к уроку географии 6 класс по теме "Режим и питание рек". Автор : Исакова С.В.....

Конспект урока по теме "Режим и питание рек" 6 класс

Урок-поэтическая композиция. Необычно и интересно. Урок разработан для 6-х классов по учебному плану 2004 года. я надеюсь будет особенно полезен для начинающих учителей географии....

Презентация к уроку "Режим и питание рек" 6 класс

Презентацию лучше перевести для работы на интеактивной доске...

Тема:"Виды питания. Режим питания"

Тема:"Виды питания. Режим питания"...