Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование (география, 8 класс) на тему
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2012 г.
Содержит требования к метапредметным и личностным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП география 8 класс | 62.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
директор лицея № 1 зам. директора по УВР на заседании МО
им. Н. К. Крупской протокол № ___
________________ _________________
«__» сентября 201__ года «__» сентября 201__ года «__» сентября 201__ года
Календарно-тематическое планирование
уроков географии
География России
8 класс
Учитель: Николаева Ирина Вадимовна
Класс: 8
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2
Плановых контрольных уроков: 1 (итоговый зачет)
Практических работ: 15
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2012 г.
УМК «География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс»
1. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).
2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).
3. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).
4. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.
Пояснительная записка
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что
определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
- воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
- формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
- формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;
- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
- создание образа своего родного края.
Место курса географии в базисном учебном плане
На изучение географии отводится в 8 классе 68 ч (2 ч в неделю).
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Раздел | Предметные результаты | Практические работы |
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА | Учащийся должен уметь: - называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; - определять географическое положение России; - показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; - определять поясное время. | № 1. Характеристика географического положения России. № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. |
Особенности природы и природные ресурсы России | ||
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | Учащийся должен уметь: - называть и показывать крупные равнины и горы; - выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; -показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; - объяснять закономерности их размещения; - приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; - делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России; - определять характерные особенности климата России; -иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; - давать описания климата отдельных территорий; - с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; - приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни; - называть и показывать крупнейшие реки, озера; - используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; - оценивать водные ресурсы; - называть факторы почвообразования; - используя карту, называть типы почв и их свойства; - объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; -объяснять видовое разнообразие животного мира; - называть меры по охране растений и животных. | № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры |
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. | |
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ | ||
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ | № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. | |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | № 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. № 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России. | |
Природные комплексы России | ||
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ | Учащийся должен уметь: - показывать на карте основные природные зоны России, называть их; - приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; - объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; - показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; - приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; - показывать на карте крупные природные районы России; - называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.); - давать комплексную физико-географическую характеристику объектов; - отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; - оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; - приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов; - выделять экологические проблемы природных регионов. | № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. |
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ | № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | |
Человек и природа | Учащийся должен уметь: - объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей; - объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека; - объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры. | № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. № 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). № 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России. |
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой
- (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
- и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч — резервное время)
№ Урока Дата | Темы урока | Содержание урока | Виды деятельности ученика | |
Что изучает физическая география России (1 ч) | ||||
1 | Что изучает физическая география России | Зачем следует изучать географию своей страны? | Знакомство с учебником, атласом, Интернет-ресурсами | |
Наша Родина на карте мира (6 ч) | ||||
2 | Географическое положение России | Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России | Анализ и сопоставление карт атласа. Работа с различными источниками географической информации. Обозначение границ России на контурной карте | |
3 | Моря, омывающие берега России | Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей | Характеристика морей. Обозначение на контурной карте береговой линии России | |
4 | Россия на карте часовых поясов | Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России | Решение задач на определение местного и поясного времени | |
5 | Как осваивали и изучали территорию России | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI— начала XVII в. Открытия Нового времени (середина XVII—XVIII в.). Открытия XVII в. Исследования XIX—XX вв. | Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах — открывателях земель на севере и востоке страны | |
6 | Современное административно-территориальное Устройство России | Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения, национально-территориальные образования | Анализ политико-административной карты России (государственные границы, федеральные округа и их столицы, субъекты) | |
7 | Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира» | Систематизация и обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации. Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?» | Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Самоидентификация «Я— гражданин России (житель ее конкретного региона)». Подготовка презентации | |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч) | ||||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч) | ||||
8 | Особенности рельефа России | Крупные формы рельефа России и их размещение | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России | |
9 | Геологическое строение территории России | Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы | Анализ и сопоставление физической и тектонической карт | |
10 | Минеральные ресурсы России | Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры | Характеристика размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых | |
11 | Развитие форм рельефа | Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края. | Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы | |
Климат и климатические ресурсы (4 ч) | ||||
12 | От чего зависит климат нашей страны | Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности. | Анализ климатических карт и диаграмм | |
13 | Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России | Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны. Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны | Характеристика разных типов климата | |
14 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. РК | Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны | Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека (1-2 явления, типичных для своего края). Работа с контурной картой | |
15 | Климат родного края РК | Характеристика климата своего края. Оценка агроклиматических ресурсов | Характеристика климата родного края | |
Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч) | ||||
16 | Разнообразие внутренних вод России | Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками | Характеристика реки. Объяснение влияние климата на реки | |
17 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низовые болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой | Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты | |
18 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека | Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Дискуссия. Тема «Вода— уникальный ресурс, который нечем заменить…» | Оценка роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов. | |
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) | ||||
19 | Образование почв и их разнообразие | Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв. | Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока | |
20 | Закономерности распространения почв | Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно#каштановые, каштано# вые, светло#каштановые. Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия | Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов | |
21 | Почвенные ресурсы России. РК | Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края. | Характеристика основных типов почв. Оценка почвенных ресурсов страны. | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч) | ||||
22 | Растительный и животный мир России | Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Практическая работа № 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса | Анализ карт атласа. Объяснение приспособления животных и растений к условиям окружающей среды | |
23 | Биологические ресурсы. Особо Охраняемые природные Территории (ООПТ) РК | Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края. Практическая работа № 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России | Обозначение на контурной карте основных ООПТ России | |
24 | Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. | Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов | Оценка природных условий и ресурсов России. Подготовка и защита презентации, проекта | |
25 | Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России» | Систематизация и обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации | Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Подготовка презентации | |
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) | ||||
Природное районирование (6 ч) | ||||
26 | Разнообразие природных комплексов России | Разнообразие природно-территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные | Повторение и систематизации ранее усвоенных знаний и умений | |
27 | Моря как крупные природные комплексы | Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей | Характеристика ПК Белого моря | |
28 | Природные зоны России | Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра | Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации | |
29 | Разнообразие лесов России | Россия — лесная страна. Характеристика зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль лесов в жизни человека. Природные ресурсы лесной зоны. Лесные пожары — угроза лесу. Необходимость охраны и восстановления лесов. | Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов | |
30 | Безлесные зоны на юге России | Характеристики зон: степей, полупустынь и пустынь. Возможности хозяйственного использования зон. Практические работы. № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). № 10. Объяснение принципов выделения крупных Природных регионов на территории России | Сравнительная характеристика | |
31 | Высотная поясность | Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор | Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны | |
Природа регионов России (30 ч) | ||||
32 | Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. | Особенности географического положения. История освоения. Русская равнина — колыбель российской. Характеристика региона по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Русская равнина — колыбель российской государственности. Древние русские города государственности. | Характеристика региона по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей. | |
33 | Особенности природы Русской равнины | Главная особенность природы — равнинность. Причины такого рельефа. Влияние географического положения равнины на ее природу: умеренно континентальный климат, самый полный набор природных зон. Реки и озера равнины. Великая русская река «Волга-матушка». | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон | |
34 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | Самые крупные природные комплексы. Русской равнины— природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. | Характеристика природных зон | |
35 | Памятники природы равнины | Памятники природы равнины: Волга, Валдай, Селигер, Беломорье, остров Валаам, Кижи, Карелия. Девственные леса Коми. ООПТ Русской равнины: заповедники и национальные парки - «Русский Север», Кандалакшский, Валдайский, Астраханский и др. Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. | Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи | |
36 | Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования | Основные полезные ископаемые Русской равнины. Водные, агроклиматические, лесные рекреационные ресурсы. Проблемы Национального использования природных ресурсов и мероприятия по их восстановлению и сбережению. | Комплексная оценка природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов | |
37 | Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение | Особенности географического положения: Северный Кавказ — самая южная часть территории России. По гребням Главного Кавказского хребта проходит граница со странами Закавказья. Кавказ — это Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье | Характеристика географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника. | |
38 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа | Кавказ — молодые горы. Признаки возраста гор. Эльбрус — самая высокая вершина России и Европы. Взаимосвязь тектонического строения и рельефа. Сложная история геологического развития региона — причина богатств недр полезными ископаемыми. Наличие минеральных источников | Сопоставление и анализ различных источников географической информации. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых | |
39 | Особенности природы высокогорий | Северный Кавказ — пример «многоэтажности» природы. Вертикальная зональность природы. Отличие климата высокогорий от равнинных и предгорных частей. Местные ветры: фён, бора. Реки, их особенности. Плодородные почвы | Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов | |
40 | Природные комплексы Северного Кавказа | Причина разнообразия природных комплексов Северного Кавказа— различие в географическом положении и в высоте над уровнем моря. Особенности природы Прикубанской равнины. Кубань — житница России. Кавказские Минеральные Воды — крупнейший курортный район страны. Высокогорный Дагестан. Творческая работа. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. | Характеристика одного из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору) | |
41 | Природные ресурсы. Население Северного Кавказа | Богатство Северного Кавказа природными ресурсами. Уникальный курортный регион России: бальнеологические курорты страны. Самый многонациональный район России. Традиции и обычаи народов Кавказа | Составление схемы или таблицы «Природные ресурсы Кавказа» | |
42 | Урал— «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения | Особенности географического положения Урала: пограничное положение между двумя частями света— Европой и Азией; почти меридиональное направление хребтов. История освоения. Древние обитатели Урала. Описание Урала в художественной литературе | Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника | |
43 | Природные ресурсы | Урал — древние горы. Размещение месторождений полезных ископаемых Урала в зависимости от истории геологического развития территории. Академик А. Е. Ферсман называл Урал «минералогическим раем» | Составление таблицы «Природные ресурсы Урала» | |
44 | Своеобразие природы Урала | Закономерности изменения природы Урала: с севера на юг (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал); с запада на восток (Предуралье и Зауралье); снизу вверх (высотная поясность). Характеристика природы отдельных частей Урала. Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному | Сравнительная характеристика отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья) | |
45 | Природные уникумы | Природные уникумы Урала. Ильменский хребет. Ильменский заповедник — край самоцветов. Кунгурская ледяная пещера. Река Чусовая | Характеристика ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и литературных произведений | |
46 | Экологические проблемы Урала | Урал — старопромышленный регион России. Преобладание антропогенных ландшафтов. Главные промышленные центры Урала— Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил— лидеры в списке самых неблагополучных городов страны. Основные направления улучшения экологической ситуации в регионе | Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление ее причин и возможных путей улучшения | |
47 | Западно-Сибирская равнина. Особенности Географического положения | Географическое положение Западно-Сибирской равнины. Границы равнины. Географический образ региона | Сравнение географического положения Западно-Сибирской и Русской равнин | |
48 | Особенности природы Западно-Сибирской равнины | Главные особенности природы Западно-Сибирской равнины: плоский рельеф, понижающийся к центру; суровый континентальный климат; обилие поверхностных вод; сильная заболоченность территории; многолетняя мерзлота; широтнозональное изменение природных ландшафтов | Характеристика климата региона с использованием учебника и атласа. Объяснение причин его суровости | |
49 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | Отчетливо выраженная зональность природы. Широтное размещение природных зон: от тундры на побережье Красного моря до степей на юге. Отсутствие широколиственных и смешанных лесов, небольшая площадь лесостепей | Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий | |
50 | Природные ресурсы равнины и условия их освоения | Разнообразие природных ресурсов. Западная Сибирь — один из мировых лидеров по запасам нефти и газа. Изменения со временем представлений о природных богатствах Западной Сибири: от ценной пушнины («мягкая рухлядь») в XVI в. до энергоресурсов в XX в. Трудности освоения природных богатств: суровый климат, многолетняя мерзлота, заболоченность, мошка. Причины и последствия лесных пожаров. Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?» | Характеристика природных ресурсов региона | |
51 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения
| Географическое положение и состав территории Восточной Сибири. Географический образ территории | «Путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы | |
52 | История освоения Восточной Сибири | Поселения охотников и рыболовов в верхнем палеозое. Первые сведения о «Сибирской земле» в русских летописях. Походы землепроходцев в Сибирь. Мангазея (Туруханск). Основание Красноярска (1628 г.), Братского острога (1631 г.). XVIII в.— включение Восточной Сибири в состав России | Подготовка доклада, презентации об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям) | |
53 | Особенности природы Восточной Сибири. Климат | Влияние географического положения на природу региона: суровый резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты. Полюс холода северного полушария — Оймякон. Горные массивы и плоскогорья. Полноводные реки: Лена, Енисей. Бескрайняя тайга | Подготовка географического эссе о природе региона, представление величия и красоты сибирских просторов России | |
54 | Природные районы Восточной Сибири | Особенности природы разных районов Восточной Сибири: Средняя, Северо-Восточная и Южная Сибирь. Тундры на полуострове Таймыр. Природа Якутии. Минусинская котловина. Алтай — высочайшие горы Сибири. ООПТ региона. | Выявление главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона | |
55 | Жемчужина Сибири— Байкал | История освоения Байкала. Особенности географического положения и природы Байкала. Значение Байкала. Ресурсы Байкала: водные, биологические, рекреационные | Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала» | |
56 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | Наличие разнообразных ресурсов: минеральных, энергетических, лесных, водных, биологических, рекреационных. Проблема освоения природных ресурсов. Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет…”» | Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири» | |
57 | Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения РК | Специфика географического положения Дальнего Востока: большая протяженность с севера на юг вдоль Тихого океана. Сейсмоактивный регион. Землетрясения и цунами. История освоения Дальнего Востока | Обозначение на контурной карте береговой линии региона, основных гор и равнин | |
58 | Особенности природы Дальнего Востока | Самый контрастный регион России по природным условиям: от арктических тундр на севере до широколиственных лесов на юге. Муссонный климат на юге | Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока | |
59 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | Смещение природных зон региона к югу. Физико-географические районы Дальнего Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин, Приморский край. Природные уникумы: Долина гейзеров на Камчатке, Уссурийская тайга, Сахалин, Курильские острова | Составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина | |
60 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком Энергетические ресурсы. Особенности биологических ресурсов. Богатые рекреационные ресурсы | Разнообразие природных ресурсов: рудных (золото, олово, железные руды); цветных металлов. Благоприятные агроклиматические ресурсы в Приморском к рае. Густая речная сеть и минеральные воды Камчатки. | Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона | |
61 | Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России» | Систематизация и обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов | Подготовка доклада, презентации об истории освоения регионов России. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов европейской и азиатской частей страны | |
Раздел III. Человек и природа (6 ч) | ||||
62 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России | Объяснение географии природных стихийных явлений— землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей— на территории нашей страны | |
63 | Воздействие человека на природу | Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты | Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов | |
64 | Рациональное Природопользование РК | Охрана природы. Значение географического прогноза. Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию) | Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края | |
65 | Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека РК | Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья. Практическая работа № 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России | Оценка роли географического прогноза в жизни и деятельности человека | |
66 | География для природы и общества | История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причина экологического кризиса | Выявление причин экологического кризиса в наши дни. Характеристика экологической ситуации в России | |
67 | Обобщение знаний по разделу «Человек и природа» | Систематизация и обобщение знаний по разделу «Человек и природа». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации | Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Подготовка презентации. | |
Резерв 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...