"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал по Челябинской области. Цель урока - познакомить учащихся с происхождением и лексическим значением некоторых существительных - названий городов, поселков, озер, и гор Челябинской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное на карте Челябинской области

Интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс

(учитель русского языка – Францева Л.Ю.,

учитель географии – Горяйнова Я.О.)

Цели:

  1. познакомить с происхождением и лексическим значением некоторых существительных – названий городов, поселков, гор и озер Челябинской области, Урала;
  2. закрепление умения определять грамматические признаки имен                      и существительных, их синтаксическую роль в предложении;
  3.  закрепление навыка пользоваться словарями;
  4. воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока:  (эпиграф на доске)                                                                                                                        «Имя существительное – хлеб языка»

                                                                                ( Л. Успенский)

                                                «Урал! Опорный край державы,

                                                                        его добытчик и кузнец,

                                                  Ровесник древней нашей славы

                                                                        и славы нынешней творец»

                                                                                ( А. Твардовский)

I.Учитель русск. яз. сообщает учащимся тему урока: «Имя                                                                                                    существительное на карте Челябинской области». Цель урока – доказать, что существительное – хлеб языка, и постараться найти как можно больше имен существительных на карте нашей области.

- Сегодня на уроке мы закрепим умение определять грамматические признаки существительных и найдем их роль в предложениях, а также узнаем происхождение некоторых существительных – названий городов, поселков, гор и озер нашей области.

II. Учитель русск. яз.:

  – К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словам: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского, прежде всего, относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорил: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

  • Какие же названия предметам дает имя существительное?

На доске заранее записано: предметы: стол, …

                                        явления природы: гроза, …

                                        живые существа: девочка, …

                                        признак как предмет: синь, …

                                        действие как предмет: бег, …

                                        явление общественной жизни: митинг, …

        Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Р.Фархади «Земные слова».

Ученики читают стихотворение: На партах лежат листы с текстом этого стихотворения.

I учащийся:   На всех языках есть такие слова:

                     Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

                      Кто б ни был, любому понятны они.

                     Слова – путеводные наши огни.

                     Живые. Земные.… И суть их проста:

                      Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

II учащийся:  Но есть и такие слова в словарях,

                     Они вызывают тревогу и страх.

                     Слова, что исчезнуть должны навсегда:

                     Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

                     Останутся с нами другие слова.

                     В них гордая сила людского родства:

                     Мир. Дружба. И радость высокой волной –

                     Мы – люди.

                     Мы – дети планеты одной.

Задание: дополнить ряды существительных словами стихотворения (запись в тетради).

Учитель географии: III. Беседа с учащимися:

  • Ребята, а на какой планете мы живем?
  • А на каком материке?
  • Как называется страна?
  • А регион?

Учитель рус. яз.: (работа со словарями)

  • Ребята, а что такое регион? (ответы детей)
  • Давайте обратимся к нашим помощникам. Кто они? (словари)

Учащиеся зачитывают статью словаря.

        Запись лексического значения слова в тетрадь.

Запись заранее на доске цветным мелом (открыть):

Регион – большая область, группа соседствующих стран или областей, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.

Географический регион.  

Учитель географии:

  • Так вот, регион, в котором мы живем, называется Урал. Во все времена был применен и славен наш регион. Чем же славен Урал?  (ответы детей)
  • Чистота озер, разнообразие лесов, животного мира, красота гор, пещерные города, подземные реки, но самое главное богатство Урала – его недра.

Учитель рус. яз.: (работа со словарем )

  • А что такое недра? (ответы детей)
  • Кто даст определение?
  • А точное определение? (только словарь)
  • Заглянем на его страницы:

Запись на доске (открыть): Недра – это то, что находится под земной поверхностью. В недрах Земли.

  • Как еще можно сказать? (горные породы)

Синтаксический разбор предложения:

Доска: В нашем регионе недра богаты горными породами  и минералами.

Учитель географии:

 – Ребята, ископаемые Урала – это металлические руды, слюда, мрамор, тальк, золото, малахит, камни-самоцветы, которые встречаются в каждой сказке П.П.Бажова. (Показ коллекции)

Учитель рус. яз.:  

  • Обратите внимание на цифру в конце предложения.
  • Что это значит?
  • Давайте разберем это предложение по членам предложения и определим роль существительных.

        Разбор с помощью класса.

  • Посчитайте, сколько имен существительных? (4)
  • А чем они являются в предложении? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство)
  • Теперь определите их грамматические признаки: род, падеж, число.
  • Итак, сделаем вывод о наших существительных.

Зачитываем п.№31, с.68.

  • Давайте вспомним, а что такое имена существительные нарицательные и собственные?

Доска: Нарицательные: город, озеро, горы.

            Собственные: Озерск, Иртяш, Егоза.

(Нарицательные – называют ряд однородных предметов, собственные – называют индивидуальные (единичные) предметы)

  • А теперь внимательно посмотрите на карту (она у вас на партах). Назовите все имена существительные, которые вы там видите. (Ответы детей)
  • А какие это существительные: нарицательные или собственные? (В основном собственные)
  • А теперь на карте найдите город Челябинск.
  • Это центр нашей области. А обозначает слово Челябинск – «господин», «хозяин».
  • А теперь найдите город Кыштым, который находится юго-западнее нашего города Озерска, с башкирского переводится КЫШ и ТЫМ - «тихая зима».
  • А севернее Озерска расположен город Касли, название свое получил от названия озера Касли – «гусиное».
  • Ребята, а на какую гору вы любите ездить, чтобы покататься  и насладиться свежим воздухом? (Егоза)
  • Так вот, это название возникло в русском языке от башкирского топонима:         ек – расселина и ауза – вход, горло, рот, т.е. «вход в межгорье» и созвучно нашему русскому егоза (проказница).
  • Обратите внимание, сколько озер на карте нашей области. Поистине, озерный край! Назовите озера, окружающие наш город. (Иртяш, Большая и Малая Нанога, Кызылташ)
  • А в переводе это:    

Иртяш – «каменное место»,

Кызылташ – «красный камень»

Большая и Малая Нанога – «нога большого Бога, нога малого Бога»

  • А посреди этих озер расположен город. Какой это город? (Озерск)
  • Это лучший город на земле? (Конечно)
  • Давайте так и запишем

Доска: Озерск – лучший город на земле.

        Разбор предложения.

  • Разберем это предложение по членам.
  • Найдите все существительные в этом предложении. (Озерск, город, на земле)
  • Охарактеризуйте их: собственные или нарицательные?
  • Чем являются здесь существительные? (подлежащее, сказуемое, обстоятельство)  
  • Из ваших сочинений я узнала, что вы очень любите свою родину, свой родной город. И вам наверняка будет интересно узнать, как и где зародился наш любимый город.

Учитель географии:

- Сороковка, Челябинск-65, Озерск… Все это названия одного города.

        В 1943 году выдающиеся ученые России во главе с академиком И.В. Курчатовым приступили к созданию атомного оружия и в 1946 году на севере Челябинской области, близ города Касли, в краю озер и сосновых лесов, начал строится наш город.

        Выбрано это место было не случайно. Его не было видно с высоты, ведь этот город должен был быть секретным.

        В недрах территории Озерска находится большое разнообразие горных пород и минералов. В черте города протекает речка Угрюмка. К западу от Озерска располагаются Вишневые и Потанинские горы (г. Сугомак и г. Егоза).

        В районе города преобладают сосновые и березовые леса, кустарники (малина, смородина, шиповник и др.). Животные: лисица, заяц-беляк, русак, белки, лоси (типичные представители), водяная крыса, разнообразие грызунов и птиц.

Учитель рус. яз.:

        -А теперь возвратимся к цели нашего урока: Мы должны были доказать, что существительное – это самая многочисленная армия языка, хлеб языка, наиболее часто встречающаяся часть речи; а еще мы должны были найти имена существительные на карте нашей области. Выполнили мы эту задачу? (Да)

        -В заключении нашего урока прозвучат стихи Л.К. Татьяничевой:

(читает учащийся)

                Среди имен любимых и родных

                Храним мы рек прозрачные названья.

                Мы помним шелест ковылей седых

                И синих гор лепные очертанья.

                А если на чужбине, среди сна,

                Согреет нас дыханием сосна,

                То, как рисунок на булатной стали,

                Возникнет в сердце песня об Урале.

Подведение итогов за урок (работа учащихся на уроке)

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".

Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта             2)развивающие: а) р...

"Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже" (урок русского языка в 6 классе)

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"Тема: "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"Тип урока: урок закрепления и обобщения изученногоЦели: закрепи...

Интегрированный урок русского языка в 10 классе

Культурный опыт общения посредством дружеского письма....

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"

Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...