Урок "Атмосфера – воздушная оболочка Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Николаева Ирина Вадимовна

На уроке рассматривались проблемы агрессивной окружающей среды, в частности проблемы загрязнения атмосферы. Кроме образоватлеьных целей ставится задача обучить школьников элементарным навыкам ухода за слизистой оболочкой носа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Свободное дыхание126.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конкурса: «Агрессивная окружающая среда»

Предмет: География

Класс: 6

Раздел по календарно-тематическому планированию: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Дата проведения: 22 апреля 2013 года - День Земли; в рамках школьной декады географии, биологии, экологии.

Цели урока:

  1. Обобщить знания об особенностях строения и функция атмосферы, источниках загрязнения атмосферы, последствиях, к которым они приводят и правилах охраны воздуха.
  2. Развивать умения учащихся самостоятельно получать информацию.
  3. Укрепить мотивацию к здоровому образу жизни.
  4. Сформулировать правила личной экологической безопасности. Обучить принципам здорового образа жизни.
  5. Воспитывать экологическую грамотность, бережное отношение к окружающей среде.
  6. Формировать навыки правильного дыхания.

Задача для учащихся:

  1. Подготовить стенгазету по материалам урока, проведённого учителем, на тему "Агрессивная окружающая среда".
  2. Презентовать готовую газету на уроке.
  3. Представить на конкурс «Дневник.ру» фотографию своей работы.

Источники информации:

zdd.1september.ru/2007/09/8.html

 www.rasteniya-lecarstvennie.ru

По материалам: health.unian.net, shkolazhizni.ru, www.mobus.com


  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Сегодня 22 апреля отмечается День Земли! Согласитесь, для нас с вами нет планеты прекрасней, чем наша Земля.

Слайд: День Земли.

Неслучайно, именно на нее посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки Экзюпери.

Слайд: Маленький принц

А кто помнит, что же увидел Маленький принц, попав на Землю? (Маленький принц попал в пустыню, не увидел ни души, и очень удивился.)

Но наша планета – это голубой шар. Почему?   (Воздушная оболочка)

Всего 10 дней назад мы отмечали День космонавтики и я хочу показать вам фотографии знаменитого ученика нашей школы – Павла Виноградова,

Слайд: фотографии с фейсбука П. Виноградова.

который сейчас находится в космосе и ведет съемки и фоторепортажи прямо из космического корабля.

Слайд: фотографии с фейсбука космоса от П. Виноградова.

А вот какой рисунок мы с ребятами нашли в сети интернет, когда готовились к сегодняшнему занятию.

Слайд: человек в противогазе с планетой на спине.

Как  вы думаете о чем, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие цели поставим?

Слайд: цели урока.

На первом уроке по теме «Атмосфера» мы экспериментальным путем убедились, что человек не может долго находиться без воздуха.

Заполним пробелы в предложении

Без пищи человек может обходиться месяц, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут.

Слайд: вставить пропущенные слова.

2.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ


Мы с вами уже достаточно знаем о воздушной оболочке земли. Напомните, что мы знаем о воздухе.

(Что такое атмосфера, Состав воздуха, Его значение, Его происхождение.)

Сообщения детей по группам «Зачем нам нужен воздух?»

Задание: Расположите отрывки по  порядку, что бы получился текст (Приложение № 1).

(Дети из предложенных отрывков составляют сообщения по группам. Каждый зачитывает слова с одного листочка).

Группа № 1. «Атмосфера – что это?»

Группа № 2. Состав воздуха

Группа № 3. Фабрика кислорода или фотосинтез.

Группа № 4. Круговорот воды в природе.

Группа № 5. Воздух нас защищает.

Слайды:  с основными данными.

Воздух нас защищает, а мы его? (загрязняем)

Атмосфера окружает нас со всех сторон: любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Он растворен в воде морей, рек, озер, ручьев, колодцев. Им дышат все животные, растения, человек. Мы не видим воздуха, не можем попробовать его на вкус, но воздух не является пустотой. Невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много частиц дыма, он обретает неприятный запах, им трудно дышать.

Назовите причины загрязнения воздуха (развитие промышленности, рост числа автомобилей, жизнедеятельность человека, прочие).

Развитие промышленности, транспорта приводит к загрязнению воздуха.
Одним из источников загрязнения воздуха является пыль. Пыль находится везде вокруг нас. Ее мы стираем каждый день с полок и подоконников. Ее мы приносит в классы на своей обуви. Ее мы вдыхаем с воздухом. Нет в мире такого места, где не было бы пыли.

Слайд: Причины загрязнения воздуха

В загрязнении атмосферы есть и наша собственная, пусть непроизвольная, но вина. Мы устроены так, что наружный слой кожи примерно раз в двадцать дней полностью меняется. Частицы кожи попадают в атмосферу и плавают в воздухе во взвешенном состоянии, пока не осядут на пол, на стол, на книжную полку... И эта загрязненность в наших квартирах составляет около 0,4%. Окружающий воздух загрязняется также от продуктов курения и из других источников.

Слайд: основные источники загрязнения воздуха

Газ

Источник

Угарный газ

Kурение, печи, автомобили

Углекислый газ

Дыхание людей, горение

Диоксид серы

Kурение, керосинки, автомобили,
газовые плиты, угольное отопление

Озон

Автомобильные выхлопы

Акролеин

Kурение, автомобили, жарение

Формальдегид

Автомобили, курение,
древесно-стружечные плиты

Аммиак

Туалеты, гниение органических остатков

Радон

Выделяется из почвы

Табачный дым

Kурение

На уроках биологии родного края мы  с вами говорили  с вами о влиянии степени загрязненности воздуха в городе Магадане на растительность. Напомните, какое растение в городе  полностью исчезло из-за загрязнения атмосферы и встретить его сегодня мы можем только в наших лесах за пределами города? (стланик)

Слайд: стланик к городе и в лесу.

Как вы думаете, сейчас воздух в городе становится чище или нет? (варианты ребят)

Слайд: состав воздуха в Магадане по данным статистики 

Наибольшую долю в структуре выбросов по-прежнему занимали газообразные и жидкие вещества

МАГАДАН, 2 апреля, Север ДВ. В 2011 году уровень загрязнения на Колыме определялся повышенным потенциалом загрязнения газообразными и аэрозольными примесями промышленного происхождения, образующимися в результате хозяйственной деятельности предприятий. Объем выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство области от стационарных источников предприятий различных видов экономической деятельности по сравнению с 2010 годом незначительно снизился  и составил 25,1 тыс. тонн (в 2010г. - 25,4 тыс. тонн).

Наибольшую долю в структуре выбросов по-прежнему занимали газообразные и жидкие вещества, их удельный вес в общем объеме выбросов составил 69%. Из них наиболее распространены окись углерода (8,5 тыс. тонн), сернистый ангидрид (4,7 тыс. тонн), оксид азота (2,9 тыс. тонн).

В составе специфических веществ, составляющих 36% от общего объема выбросов (9,1 тыс. тонн), в воздушное пространство области выброшено 2,8 тыс. тонн пыли, 1,9 тыс. тонн сажи, 934 тонны угольной золы,  а также 335 тонн летучих органических веществ, наиболее опасных для здоровья населения. Из газов, вызывающих парниковый эффект, следует отметить выбросы метана (81 тонна).

Количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу в результате сжигания предприятиями различного топлива для выработки электро- и теплоэнергии,  составило  17,6 тыс. тонн, или  70% от общего объема выбросов. Основными источниками аэрозольных загрязнений воздуха, поступления в атмосферу сажи и пыли являлись предприятия по производству и распределению электроэнергии, воды и добыче полезных ископаемых. Удельный вес их выбросов в общем объеме составил соответственно  57% и  32%.

Немногие из числа наблюдаемых предприятий отвечают экологическим требованиям современной очистки загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников. Воздухозащитными средствами оснащены лишь 13% обследуемых предприятий. Валовой объем выбросов загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников выделения, в 2011 году составил 70 тыс. тонн. На очистные сооружения,  действующие на предприятиях области, поступило 50 тыс. тонн загрязняющих веществ. Объем уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ составил 64% от валового объема выбросов стационарными источниками, или 90% вредных веществ, поступивших на очистные сооружения.

Из валового объема выбросов жидких и газообразных вредных веществ улавливаются всего 0,5%.  Очевидно, что проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной. Степень утилизации загрязняющих веществ с 1990 года крайне низка и сохраняется на уровне от 5% до 2%, уловленных в отчетном году. Следует отметить, что 29% вредных веществ, отходящих от стационарных источников, поступили в атмосферу, минуя очистные сооружения.

В 2011 году затраты организаций на осуществление воздухоохранных мероприятий увеличились к уровню предыдущего года на 54% и сложились в сумме 3,7 млн. рублей. Наиболее затратными являлись мероприятия по повышению эффективности действующих очистных установок, на их долю приходилось 78% общих затрат. Проведение плановых мероприятий позволило снизить выбросы на 101 тонну.

В общем объеме загрязняющих окружающую среду выбросов 21,5% составили организации Магадана. За год ими выброшено 5,4 тыс. тонн вредных веществ, в том числе 207 тонн пыли  неорганического происхождения, 74 тонны сажи, 12 тонн  угольной золы,  а также 139 тонн летучих органических веществ. По–прежнему основным и самым значительным загрязнителем атмосферы города и области является Магаданская ТЭЦ, ежегодные выбросы отработанных веществ которой достигают  15% в общем объеме выбросов.

По данным мониторинга окружающей среды, уровень загрязнения атмосферного воздуха областного центра, несмотря на снижение к уровню предыдущего года комплексного индекса загрязнения атмосферы, характеризуется как высокий. Содержание вредных примесей в воздушном пространстве, таких как фенол, бенз(а)пирен, формальдегид за последние десятилетия не уменьшилось. В 2011 году их среднегодовые концентрации в атмосферном воздухе превышали нормативы качества в 2 раза,  3 и 4 раза соответственно. В 2011 году количество вредных веществ в расчете на каждого жителя области увеличилось на 1% к уровню предыдущего года и составило 163 кг.

Нормальная жизнедеятельность человека зависит не только от наличия воздуха, но и от определенной его чистоты. Стоит задуматься: чем мы дышим?

Обратите внимание! Сколько вредных частиц и микроорганизмов ежедневно вдыхает среднестатистический житель города:

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Слайд: чем мы дышим

Чтобы доказать, какое значение имеет для нас дыхание, решим задачку.

При вдохе и выдохе в спокойном состоянии через легкие проходит около 500 см3 воздуха (ПОКАЗАТЬ НА РУЛЕТКЕ)
1.
Какой объем воздуха расходует человек в течение года жизни, если он совершает 16 вдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 550 см3 воздуха?

  1. 365 дней *24 часа *60 мин./ч= минут в году
  2.  525600 минут * 16 вдохов/мин. = 8409600 вдохов за год
  3. 8409600 * 550 см3 = 4625280000 см3= 4,6 км3

Как влияет на здоровье загрязненный воздух?
Какие болезни могут развиться в результате того, что человек дышит загрязненным воздухом

Вредные вещества оказывают негативное влияние на здоровье человека несколькими путями:

- Вредные вещества, ядовитые газы попадают напрямую в дыхательную систему человека.

- Загрязнения повышают кислотность атмосферных осадков. Выпадая в качестве дождя и снега, вредные вещества нарушают химический состав почвы и воды.

- Попадая в атмосферу, они вызывают определенные химические реакции в воздушной атмосфере, которые провоцируют более продолжительное воздействие солнечной радиации на живые организмы.

- Глобально изменяют химический состав, температуру воздуха, создавая, таким образом, неблагоприятные условия для выживания.

Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха?
Слайд: болезни органов дыхания

Вредные вещества, находящиеся в атмосфере, по-разному воздействуют на людей. Это зависит от степени здоровья человека, объема его легких, а также длительности времени, проведенного в загрязненной атмосфере.

Вдыхаемые крупные твердые частицы оказывают негативное воздействие на верхние дыхательные пути. Малые частицы и ядовитые вещества попадают в мелкие дыхательные пути, а также альвеолы легких.

Постоянное, длительное и регулярное воздействие вредных веществ из вдыхаемого воздуха и табачного дыма нарушает защитную систему человека. В результате чего возникают заболевания системы дыхания: аллергическая астма, хронические бронхиты, рак и эмфизема легких. Причем, люди, постоянно дышащие загрязненным воздухом, могут испытать все последствия этого не сразу, а в отдаленной перспективе.

Как установили ученые, грязный воздух в городах значительно увеличивает число обращений граждан к услугам скорой помощи и последующей госпитализацией в связи с заболеваниями легких, сердца и инсультами.

Ранее исследования проводились исключительно по факту негативного воздействия грязной атмосферы на дыхательную систему человека, так как именно она является органом первичного контакта с загрязняющими веществами. Однако в последнее время появляется все больше фактов, показывающих, что от этого страдают не только органы дыхания, но и сердце человека.

Заболевания, вызываемые вредными веществами, находящимися в воздушной атмосфере, фиксируются все чаще. К ним, прежде всего, нужно отнести острые и хронические бронхиты с выделением мокроты, инфекционные заболевания легких, онкологические болезни органов дыхательной системы, заболевания сердца, инсульты и инфаркты.

Кроме того, данными исследований подтвержден тот факт, что ядовитые вещества, содержащиеся в выхлопных газах, негативно сказываются на беременных женщинах. Они способны вызывать задержку развития плода, а также могут спровоцировать преждевременные роды.
Ребята, а как мы понимаем, что воздух не пригоден для дыхания?
(по цвету, по запаху).

Что означают следующие крылатые выражения?

1) В воздухе носится.

(О т в е т. Заметно появление
каких-нибудь идей.)

2) Повиснуть в воздухе.

(О т в е т. Оказаться в неопределенном
положении.)

3) Поднять на воздух. 

(О т в е т. Взорвать.)

5) Бывать на воздухе. 

(О т в е т. Не в помещении, гулять.)

6) Выйти на воздух. 

(О т в е т. Из помещения.)

8) На открытом воздухе.

(О т в е т. Не в помещении.)

9) Нужен как воздух.

(О т в е т. Совершенно необходим.)

10) Дышать воздухом кулис.

(О т в е т. О театральной жизни.)

11) Воздушная линия связи. 

(О т в е т. Не кабельная, на опорах.)

12) Война в воздухе. 

(О т в е т. Средствами авиации.)

13) Воздушные ванны. 

(О т в е т. Лечение воздействием воздуха
на тело.)

14) Воздушные замки. 

(О т в е т. Фантастические, невыполнимые планы, несбыточные мечтания.)

15) На свежем воздухе.

(О т в е т. Вне помещения.)

17) Воздушные одежды.

(О т в е т. Очень легкие.)

Давайте проведем эксперимент.

Приглашаю двух детей, завязываю глаза.

  1. По прикосновению языком пытается назвать фрукт (банан, лимон)
  2. По запаху пытается назвать фрукт (банан, лимон)

Стоит задуматься и над тем, как мы дышим?

Назовите мне органы дыхания (дети перечисляют).

Слайд: органы дыхания, их название.

Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих  поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ, удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Оказывается, существует прямая связь между дыханием и здоровьем. Неправильное дыхание может вызвать или усугубить болезнь, но научившись дышать правильно, вы можете оказать быстрое и глубокое воздействие на своё умственное, эмоциональное и физическое состояние.

Большинство взрослых людей дышат неправильно, почему-то считая, что тело само регулирует необходимое ему количество воздуха. Правда, утешает то, что человек может научиться руководить процессом дыхания, а значит омолодить и укрепить свой организм, избавиться от многих проблем и продлить свою жизнь.

Ответьте на вопрос, а как вы дышите? (ртом или носом)

Дышите носом!

При носовом дыхании воздух проходит через большее количество непрямых и узких трубок, чем при дыхании ртом, поэтому он больше завихряется, и на движение воздуха при дыхании носом требуется больший расход энергии.

Ворота легких

Нос называют «воротами легких», именно отсюда начинается длинный извилистый дыхательный тракт, по которому непрерывно циркулирует вдыхаемый и выдыхаемый воздух.
Верхние дыхательные пути, к которым относится нос с околоносовыми пазухами, играют важную роль в оптимизации внешнего дыхания. Кроме того, система верхних дыхательных путей тесно взаимосвязана с органами слуха, мозгом, зрением, речью, пищеварительной и нервной системами, поэтому расстройство носового дыхания может вызывать серьезные нарушения в деятельности и этих систем.
Сложная система носа обеспечивает необходимую обработку вдыхаемого воздуха до его поступления в дыхательные пути. Воздух доводится до нужной температуры и влажности, специфические структуры слизистой носовой полости интенсивно очищают его от пылевых частиц, микробов, бактерий, газовых компонентов, чего не происходит при дыхании ртом.
Помимо дыхательной функции, нос и носовая полость имеют ряд других: носовая полость является мощным рецепторным полем, воздействующим на многие вегетативные функции, включая сосудистую систему, выполняет обонятельную и резонаторную функции.
Воздушная струя образует завихрения, механически раздражающие рецепторы слизистой оболочки носа. При выдохе воздуха химическое раздражение рецепторного аппарата носа влияет на регуляцию дыхания, регуляцию газов крови.
При раздражении слизистой оболочки носа происходят быстрое измене-ние в составе газов крови и регуляция количества кислорода. Так, например, при выключении носового дыхания у здоровых детей даже на 10 мин. начиная с 8-й минуты насыщение крови кислородом заметно снижается, а после переключения дыхания на носовое показатели постепенно возвращаются к норме.
Однако при дыхании через нос невозможно достичь предельных величин вентиляции легких, необходимых при интенсивной физической работе, поэтому при высоких нагрузках и выполнении большинства спортивных упражнений правильным является частое и глубокое дыхание через рот.
Затруднения носового дыхания объясняются особенностями строения верхних дыхательных путей, в том числе и носовой полости.

Закройте рот!

Расстройство носового дыхания может вызывать целый ряд нарушений здоровья и физического развития. Прежде всего нарушается газообмен (количество кислорода в крови уменьшается на 25–30%); уменьшается количество воздуха, поступающего в грудную клетку; возникают застойные явления в грудной полости и верхних дыхательных путях; деформируется грудная клетка, повышается риск простудных заболеваний.
Дыхание ртом ведет к недостаточному физическому развитию в целом и общим тяжелым расстройствам здоровья, в числе которых: расстройства кровообращения (гипертония, застойные явления в черепной полости, расстройство памяти и др.), изменения состава крови (уменьшение гемоглобина, сахара и кальция, нарушение кислотно-щелочного баланса крови и др.); нарушения нервной системы; расстройства и понижение слуха, подверженность заболеваниям среднего и внутреннего уха; нарушения зрения и подверженность заболеваниям глаз; расстройства пищеварения и работы внутренних органов; недостатки в развитии речи (косноязычие, гнусавость и др.); притупление обоняния.
Особо следует выделить то, что при затрудненном носовом дыхании происходят серьезные морфо-функциональные изменения костно-мышечного аппарата, а именно – нарушение нормального положения носовой перегородки и искажение формы нижней челюсти, неправильное развитие твердого нёба и зубов. Постоянное дыхание ртом ведет к неправильному развитию мышц лица, в частности, к отвисанию нижней губы, сглаживанию носогубных складок и появлению «вытянутого лица», к однообразной, бедной мимике.

ПАМЯТКА «Правильное дыхание»

С помощью носа как и с помощью других анализаторов мы получаем информацию об окружающем мире:

Нос

запахи

Язык

вкус

Глаз

изображения

Ухо

звуки

Кожа

ощущения

Какие профилактические меры можно проводить, чтобы защититься от вредного воздействия агрессивной окружающей среды? Как мы ухаживаем за органами чувств?

Нос

запахи

??????

Язык

вкус

Чистим зубы и язык

Глаз

изображения

Гимнастика для глаз

Ухо

звуки

Чистим

Кожа

ощущения

Умываемся

Почему промывание носа является один из эффективных способов профилактики?

 http://img3.imgbb.ru/d/1/d/d1d767cb633256e2d38e3675b6a19e57.jpg

Вопросы для повторения:

  1. Как экспериментально доказать, что выдыхаемый газ -углекислый?
  2. Как в природе поддерживается постоянство состава воздуха? Какова роль зеленых растений?
  3. Почему необходимо вести борьбу с загрязнением воздуха?
  4. Почему трудоспособность в душных помещениях падает?
  5. Как вы понимаете пословицу: “Чистый воздух – лучший доктор?”.

Заключение

Мы с вами, живущие на Земле, должны помнить одну из мудростей Маленького принца, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили. За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него нам просто некуда».
Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила:

Слайд: Слова на фоне океана:

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Что же мы с вами можем сделать, чтобы наша планета, там, где мы живем, была в порядке?

– Следить за чистотой в классе: протирать пыль с подоконников и столов;
– ухаживать за комнатными растениями;
– обязательно менять обувь – не ходить в уличной обуви в помещении;
– не бегать по коридору, поднимая пыль;
– содержать свои вещи в чистоте и порядке.

Дыхательная гимнастика

воздействует благотворно на весь организм;
воздействует на щитовидную железу;
воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
воздействует на сердце, легкие;
помогает повысить настроение.


Приложение № 1

  1. Атмосфера – что это?                             
  • Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан.
  • Ученые предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли.
  • Атмосфера Земли (от греческого atmos – пар или сфера) – это воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею.
  • Неравномерность ее нагревания способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли.
  • Атмосфера есть и у некоторых других планет Солнечной системы, например у Венеры и Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?
  • Оказывается, для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а обязательно пригодная для дыхания.

2.Фабрика кислорода или фотосинтез.

  • Кислородом дышат люди и животные, они вдыхают кислород, с помощью которого вырабатывается энергия, а выдыхают углекислый газ, вредный для человека и других живых существ.
  • Помимо этого чадят заводы и фабрики, построенные человеком. Кислород  сжигают самолеты и машины, не могут без него работать доменные печи, химические заводы.
  • Почему же кислород не убывает, почему его не становится меньше? Почему же мы не задыхаемся, если все живое вокруг выделяет ядовитые вещества?
  • В природе все продумано, и существует процесс, спасающий все живые организмы. Процесс этот регулирует баланс углекислого газа и насыщает кислородом воздух.
  • На Земле есть зеленые растения и водоемы. Это – настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород непригодный для дыхания углекислый газ и воду при помощи солнечного света. Превращают и возвращают обратно в атмосферу. Этот процесс называется фотосинтезом.
  • Процесс фотосинтеза возможен только у зеленых растений, поэтому люди в городах стараются посадить больше зеленых насаждений и разбить парков.

4. Круговорот воды в природе.

  • Еще одну важную работу выполняет пятый океан – следит за климатом на нашей планете.
  • Ветер – это тоже движущийся воздух. Он перегоняет холодный воздух на юг, теплый на север. Почему же идет дождь?
  • Солнце нагревает землю и воду в морях, океанах, реках, озерах. Вода превращается в пар. Атмосфера земли содержит десять триллионов тонн водяного пара. Пар смешивается с воздухом и поднимается вверх.
  • Остывая, воздух отдает часть своего груза, и невидимый водяной пар снова становится водой. Из ее капелек образуются облака.
  • Внутри тучи крошечные капельки, разрастаясь, становятся такими большими, что не могут удержаться наверху воздушными течениями и падают на землю в виде дождя.
  • Это пятый океан с морей, океанов, рек и озер собирает влагу и отдает суше.  Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

5. Воздух нас защищает.

  • Четыре водяных океана широко разлились по земле, а пятый – воздушный – над землей. Получается что поверхность нашей планеты – его дно.
  • И, бегая по двору, гуляя в лесу, мы все время находимся как бы на океанском дне. Земля окружена оболочкой из воздуха толщиной несколько сотен километров.
  • Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как например, Луна и планета Меркурий, у них то такой «рубашки» нет.
  • Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они сначала сталкиваются с ее воздушной «броней», которая тормозит, замедляет их полет. При этом метеориты так раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают.
  • Пятый океан защищает нас и от космических лучей – невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да спасибо, воздух не пропускает.
  • Если бы не голубая «рубашка» - Земля была бы голой пустыней.


Приложение № 2

Примеры отрицательного влияния

  • Широкое использование нефти и газа. ТЭС при сжигании топлива выбрасывают в атмосферу сернистый газ, при взаимодействии с парами воздуха превращается в сернистую кислоту, с ней связаны кислотные дожди. Сжигая органическое топливо, человек сжигает кислород и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере.

  • Воздух промышленных городов запылён в 10 – 50 раз больше, чем чистый воздух. На долю автотранспорта приходится 40% всех загрязнителей. В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится не менее 200 вредных для здоровья веществ.

  • Самолёты, особенно летящие на высоте 12 -15км выбрасывают пар и другие вещества, разрушающие озон, но в то же время самолёты, летящие ниже 12км, дают прибавку озона. Вообще в тропосфере и, особенно, в приземном слое воздуха человечество производит очень много озона. В городах он – один из основных составляющих фотохимического смога. Именно от него чаще всего першит в горле и ест глаза в грязном воздухе городов.

  • В районах, где распространяются крупные металлургические предприятия, чаще наблюдаются катар верхних дыхательных путей, бронхит, злокачественные опухоли лёгких. В промышленном городе люди чаще заболевают раком легких. 80% заболеваний происходит из-за загрязнения атмосферного воздуха. Ижорский завод загрязняет атмосферный воздух никелем, хромом, сульфатами. В Красном Бору Ижора хранит вредные отходы. На одного жителя СПб приходится 200кг вредных веществ, содержащихся в приземном слое воздуха.

  • На уровень загрязнения воздуха влияют: скорость ветра, осадки, туман.

  • К загрязнению атмосферы относится и радиоактивность, при выработке электроэнергии на АЭС, обеспечивается защита атмосферы от радиоактивного заражения, всё же в мире известны случаи опасного повышения радиоактивности. В результате аварии на Чернобыльской АЭС увеличилось количество заболеваний щитовидной железы, особенно у детей, анемии, заболевания верхних дыхательных путей, органов зрения, лейкемии, 425тыссмертей от рака.

  • Если человечество будет теми же темпами воздействовать на природную среду и концентрация углекислоты будет повышаться, то уже на рубеже тысячелетий ср. температура на поверхности Земли повысится на один градус, а к середине следующего столетия на 3%.


Приложение № 3

Принципы  правильного  дыхания

Согласно индийским мудрецам, правильным является такое брюшное дыхание, во время которого выдох в 3-4 раза длиннее вдоха (если вдох длится 2-3 секунды, то выдох - 6-8 или 9-12 секунд).

Считается, что дыхание должно быть не частым, поэтому йоги постепенно сокращают частоту дыхания, доводя до 6-3 вдохов-выдохов в минуту. В то же время, у большинства людей частота дыхания в среднем у взрослых составляет 12-15, а у подростков - 16-20 вдохов-выдохов в минуту.

Есть еще одна беспрекословная истина - дышать нужно носом. Потому что только этот орган предназначен для дыхания, а рот - для употребления пищи.

В случае нормального носового дыхания воздух, проходя через носовые ходы, согревается и очищается от пыли. Кроме того, в случае носового дыхания воздух, раздражая рецепторы слизистой оболочки носа, рефлекторно способствует расширению капилляров головного мозга и таким образом улучшает его функции и усиливает глубину дыхания.

Люди давно заметили, что если ребенок дышит только ртом, например, при наличии аденоидов, то он отстает в умственном развитии сравнительно с другими детьми.

Нарушение носового, по каким бы то ни было причинам, вызывает ослабление высшей нервной деятельности не только у детей, но и у взрослых.

Техника  дыхательной  гимнастики

Для того, чтобы быстрее освоить технику правильного дыхания, стоит выполнять дыхательную гимнастику. Делать ее лучше всего утром, сразу же после сна, перед общей физической разминкой.

Вот как выполняется эта гимнастика:

1. После пробуждения лягте на спину.

2. Руки поднимите вверх, одновременно выполняя максимальный глубокий вдох грудной клеткой и диафрагмой, опуская последнюю вниз и выпирая живот вперед.

3. Задержите дыхание на 3-5 секунд.

4. Голову поднимите, тело выпрямте и сядьте, наклонитесь и коснитесь руками стоп ног, одновременно делая выдох на протяжении 8-10 сек.

5. После того, как сделали такие дыхательные упражнения 5-10 раз, покрутите ногами "велосипед" в кровати, поднимите и опустите ноги 10-20 раз.

6. Станьте перед отворенным окном, повторите глубокое дыхание 5-6 раз.

Дальше выполняйте упражнения утренней зарядки.

Дыхание  на  протяжении  дня

1. На протяжении дня дышите диафрагмально (брюшной тип) с помощью мышц живота и активных движений (вниз и вверх) диафрагмы.

Если в передней стенке живота накопился лишний жир или у вас переполненный желудок, то движения диафрагмы утруждаются. Вследствие этого возникает застой в желчном пузыре и в нем образуются камни, особенно у женщин.

2. Вдыхать нужно легко и тихо через нос, не создавая шума во время втягивания воздуха.

3. Пытайтесь вдыхать воздух на полную глубину, надувая живот.

4. Выдыхайте воздух через нос.

5. Выдыхайте в несколько раз дольше, чем вдыхали, подтягивая переднюю стенку живота к позвоночнику. Но при этом не причиняйте себе дискомфорта.

7. Не переусердствуйте - в случае глубокого, чрезмерно форсированного, дыхания концентрация кислорода повышается, и может появиться головокружение.

8. Для освоения брюшного типа дыхания рекомендуется тренироваться по 5 минут в час, потом по 5 минут через каждые полчаса (на протяжении 2 дней подряд). Такие двухдневные тренировки нужно выполнять через каждые 10 дней и за 4 месяца человек привыкнет к этому типу дыхания.

Глубокое диафрагмальное дыхание обеспечивает максимальное поступление кислорода в организм, улучшает газообмен и самочувствие, успокаивает нервную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....

Презентация" Воздушная оболочка Земли." Урок природоведения 5 класс

В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний...

Воздушная оболочка Земли

Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере....

План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Методическая разработка урока  по географии...

Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"

Разработка урока "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" с применением технологии формирующего оценивания...