Обобщающий урок по теме "Атмосфера" 6класс
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс
Цели и задачи:
- воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе, ответственности и самостоятельности;
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.
- Отработать умения в построении графиков, решения задач, определения приборов,
- Проверить усвоение учащимися понятий по теме «Атмосфера».
- Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.
- Развивать интерес к предмету география.
Оборудование: карточки-задания, проектор (интерактивная доска)
Ход урока:
«Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда и на Земле мы сами сохранимся!
(Н. Старшинов)
Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие - покорение горной вершины “Атмосфера” . На протяжении 10 уроков мы собирали с вами багаж знаний, которые станут незаменимыми помощниками на уроке. У нас на уроке присутствуют гости которые с удовольствием отправятся с нами , поддержат нас в трудном путешествии. А путешествие действительно, не из легких. И поэтому мы будем не только работать, но и немного отдыхать. В добрый путь.
Задание №1. АТМОСФЕРА Дайте определение понятия «Атмосфера».
Ответ: Атмосфера-это газовая оболочка (воздушная) Земли. Она удерживается силой притяжения Земли и совершает с ней совместное вращение.
2. Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?КАРТОЧКА ( у Доски _______________________________)
Каково их соотношение? Заполнить таблицу.
Газы | Процент содержания в воздухе |
|
|
|
|
|
|
Газы | Процент содержания в воздухе |
азот | 78 % |
кислород | 21% |
Другие газы | 1% |
Ответ: Воздух это смесь газов, в которой больше всего азота -78%,
Кислорода - 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)
3. Постройте круговую диаграмму «Состав атмосферы», показав долю основных газов ( в %)
(Карточки с диаграммами).
Работа с карточками диаграммами 1-2 мин.
Задание №2 Загадки ( содержание загадок посвящено атмосферным процессам, атмосферным осадкам)
- Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды» (тропосфера, самый нижний слой, так как в нем формируется погода)
2. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов - Гром
3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает - Ветер
4. Разноцветное коромысло через реку повисло – Радуга.
5. Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло – Роса.
6. Выше леса, тоньше колоса. – Дождь.
7. В холоде - горой, в избе - водой. – Снег.
9. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. – Дождь.
10. Шел да шел, да и в землю ушел. – Туман.
11. Скатерть бела, весь свет одела. – Снег.
12. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. – Дождь.
13. С неба - звездой, в ладошку – водой. – Снег.
14. Падает горошком, скачет по дорожкам. – Град.
15. Летом – молчит, лежит-молчит, когда умрет, тогда заревет. – Снег.
16. Пушиста вата плывёт куда-то
Чем вата ниже – тем дождик ближе. – Облака.
17. Без крыльев летят, без ног бегут, Без парусов плывут - облака
18. Неизвестно, где живет. Полетит – деревья гнет – ветер.
19. Чего в комнате не видишь?
20.Ни веса ни цвета у него нету!
21.Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
22.Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. – Воздух
Молодцы! Пришло время отдохнуть в пути, но отдохнем с умом, узнаем новое.
.Одно из самых жарких мест на Земле. Одно из таких мест – Долина Смерти в США. Она расположена на 85м ниже уровня моря. Летом, в июле, температура воздуха в этом районе поднимается до +39 градусов С, а иногда до +56,7 градусов С. Количество ясных дней в году в Долине Смерти доходит до 351.Посмотрим сюжет
Задание № 3 ТЕМПЕРАТУРА
Вычислить среднюю температуру воздуха и амплитуду по следующим данным: (у доски______________________________)
1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +7° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: +18° С
19 часов вечера + 14° С
22 часа вечера +10° С
( Сумму этих температур делим на число измерений: 96:8=12° С А= 12 )
Задание №4 ГОДОВОЙ ГРАФИК ТЕМПЕРАТУР
Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте на листочках график годового изменения средних температур .( у доски_____________________________________)
месяц | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
температура | -13 | -17 | -8 | +3 | +9 | +14 | +15 | +16 | +13 | +3 | -9 | -16 |
Я думаю заслужили передышку!
.«Полюс холода» в Северном полушарии. Это поселок Оймякон в Якутии. В 1933 году температура здесь опускалась до – 72 С. Селение расположено на дне глубокой котловины. Холодный воздух оседает в эту котловину, стекая по склонам гор. В результате на дне котловины возникает «озеро холода».Посмотрим сюжет
Задание№5 ДАВЛЕНИЕ
---Что называется атмосферным давлением? (А.Д – это сила , с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы)
----В чем измеряется давление ? (в мм ртутного столба)
--- Назовите нормальное атмосферное давление? (760мм РТ.ст)
Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:
А) 757 мм 764 мм
Б) 762 мм 760 мм
В) 771 мм 763 мм
Г) 520 мм 766 мм
Ответ: от большего к меньшему
Самый сильный ураган. 1837г. На Виргинских островах в Карибском море, ураган превратил в развалины крепость, которая защищает подступы к порту. 1881г. ураган выкинул крупное судно на скалы, расположенные на 3 м выше уровня океана. Посмотрим сюжет
Задание №6 ВЕТЕР
--Что такое ветер(движение воздуха в горизонтальном направлении
Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным (30дней --- 6) (у доски____________________________________)
С | В | Ю | З | С-В | Ю-В | Ю-З | С-З |
5 | 2 | 3 | 0 | 4 | 3 | 1 | 6 |
.Райский климат на Земле. Местом, где климат одинаково приятен для жизни человека во все времена года, считают остров Сайпан – Марианские острова в Тихом океане. Синоптики отмечали, что с 1927 по 1935г. температура там никогда не опускалась ниже +20 градусов С и не поднималась выше +31 градуса С.Посмотрим сюжет
Задание №7 АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ
-- Что такое атмосферные осадки( Вода а жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях, называют А.О.)
--Какие виды атмосферных осадков вы знаете(дождь, снег ,град, иней, роса, гололед, изморозь)
Постройте диаграмму количества осадков
(две клетки - 10 мм.) ( у доски___________________________________________)
Месяц | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
Кол-во осадков, мм | 50 | 53 | 61 | 48 | 58 | 44 | 69 | 68 | 55 | 72 | 76 | 80 |
Высчитайте годовое количество осадков. (734)
Самое «мокрое» место на Земле. Самым «мокрым» местом на Земле считают гору Вай-оле-оле на Гавайях в Тихом океане. В этом месте дождь идет 335 дней в году, а сумма осадков за год составляет 11 684мм. Посмотрим сюжет
Задание №8 ОБЛАКА
«Облака, облака, пышные и белые,
Расскажите, облака, из чего вы сделаны».
Задание: Определите тип облаков, из которых выпадают осадки, описанные в отрывках из произведений Майкова и Пастернака.
Ветер режет их стекло. Он платок срывает с ветел И стрижёт их наголо. Брызжет дождик через сито Крепнет холода напор. Точно всё стыдом покрыто, Точно в осени – позор. (Б. Пастернак) СЛОИСТО-ДОЖДЕВЫЕ | 2. Помнишь, мы не ждали Ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень Далеко от дома. Дождик лил сквозь солнце, И под елью мшистой Мы стояли точно в клетке Золотистой. (А. Майков) КУЧЕВО-Дождевые |
ФИЗМИНУТКА
Ведущая : Ветер дует с севера ( учащиеся должны повернуться лицом к северу), ветер дует с юго-востока ( учащиеся поворачиваются на юго-восток), ураган- все учащиеся кружатся, штиль- все присели), ветер дует с юга – лицом на юг, юго-запада, северо-запада, северо-востока.
Задание №9 «На метеостанции»
Командам необходимо соединить линиями приборы, которыми измеряют температуру, ветер, влажность, осадки, давление, найдя соответствие.
Анероид Гигрограф Снегомерная рейка Термометр Барограф Флюгер Гигрометр Осадкомер | Температура Давление Ветер Влажность Осадки |
(Температура - термометр; давление - барограф, анероид; ветер - флюгер; влажность - гигрограф, гигрометр; осадки - снегомерная рейка, осадкомер).
Задание №10 Приметы погоды
Сейчас проведем небольшую письменную работу. Я назову вам 10 примет погоды. Если примета соответствует хорошей погоде, ставите «+», если ненастной – «-». Ответы мы проверяем сразу. Если вы ответили правильно, обводите ответ в кружочек.
Учитель: Молодцы ребята! Вот и закончилось наше трудное путешествие! Вы все справились, выдержали проверку. Думаю наши гости тоже. Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.
Рефлексия
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3.Безразлично | 3.Помогал другим | 3.Не понял |
Домашнее задание: Нарисовать листовку «Охрана окружающего воздуха»
Оценки за урок. - Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья, Обеспечивший успех Спасибо.
Тропосфера | ||
Облака верхнего яруса (выше 6 км; состоят из ледяных кристаллов) | ||
Перистые | 7-10 | Просвечивающие белые облака в виде отдельных параллельных или спутанных нитей; без осадков |
Перисто-слоистые | 6-8 | Белая или голубоватая, довольно однородная тонкая пелена; без осадков |
Перисто-кучевые | 6-8 | Тонкие, просвечивающие белые облака в виде ряби или скопления хлопьев; без осадков |
Облака среднего яруса (2— 6 км; состоят из мельчайших капель и кристаллов льда) | ||
Высококучевые | 2-6 | Белый, сероватый или синеватый слабо просвечивающий слой в виде волн; слабые осадки |
Высокослоистые | 3-5 | Серая, иногда волокнистая пелена; слабый снег или дождь |
Облака нижнего яруса | ||
(ниже 2 км; состоят преимущественно из капель) | ||
Слоисто-кучевые | 0,3- 1 ,5 | Слой с явно выраженной структурой в виде волн, гряд или пластин; слабый дождь или снег |
Слоистые | 0,5-0,7 | Непрозрачный серый однородный слой; морось, снег |
Слоисто-дождевые | 0,1-1,0 | Сплошная непрозрачная тёмно-серая пелена; обложной дождь, снег |
Облака вертикального развития (0,4—0,5 км) | ||
Кучевые | 0,8-1,5 | Облака с плоским серым основанием и белыми плотными куполообразными вершинами; обычно без осадков |
Кучево-дождевые | 0,4-1,0* | Массив облаков с тёмно-синим (почти чёрным) основанием и белыми вершинами; гроза, ливень, град, снежная или ледяная крупа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема: «Австралия» (6класс)
Урок обобщения с использованием технологии критического мышления....
конспект урока математики в 6классе по "Положительные и отрицательные числа"
Урок проведен в игровой форме с красочной презентацией и интересными заданиями....
Календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6классе
Развернутое календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6 классе с пояснительной запиской и уровнем ЗУН....
Урок-путешествие "Вулканы" 6класс
Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ...
Конспект урока по математике 6класс.
План-конспект урока....
системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...
план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс
план- конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...