Урок-путешествие "Вулканы" 6класс
презентация к уроку географии (6 класс) по теме
Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_vulkany.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
13.03.10г
Урок – путешествие «Природные явления. Вулканы» (слайд № 1)
Смирнова Раиса Владимировна
Учитель школы №335 Санкт-Петербурга Пушкинского района
Цель:
Сформировать представление о происхождении вулканов. Познакомить с основными областями распространения вулканов;
Задачи:
- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами; формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления;
- Воспитывать интерес к предмету, содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, атласы, контурные карты, технологические карты урока
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: комбинированный и использованием информационных технологий
Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, очаг магмы
Ход урока.
Ι. Организационный момент-1мин
Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в недра Земли. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Но перед тем как отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.
Работа со слайдами № 2- 10 Кроссворд - 3 мин
1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические…
2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения
3. Самая большая по объему часть планеты
4. Материк южного полушария, образовавшийся в результате раскола материка Пангея
5. Слой мантии, расположенный на глубине 150 км от поверхности земли
6. Прибор, который фиксирует колебания земной коры
7. Очаг землетрясения
8.Самая тяжелая внутренняя часть земли
9. Волны, возникающие в результате землетрясения
Молодцы! Багаж собран. В путь !
ΙΙΙ. Изучение нового материала-25мин
Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный….вулкан
- Как вы догадались, сегодня пойдёт речь о природном явлении… (вулканы)
Сообщение темы и целей урока Слайд № 10
Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Работайте в карте аккуратно. Запишите в нее свою фамилию, имя и тему урока:
1. Представление древних людей о вулканах
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).
- Давайте послушаем Нестерова Павла и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления (приложение 1)
2. Строение вулкана. Может быть, кто-то из вас знает, какое строение имеет вулкан?
Слайд № 11-Вулкан
Рассмотрим схему «Строение вулкана». Под давление расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и огромные камни (вулканические бомбы).
Проблема!!! Дети, как образуются вулканические бомбы? с.50 уч-к 2 аб
Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.
Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.
Слайд № 13-раскалённая лава
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.
А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.
(просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".) 2 мин
Учитель показывает кусок природного тела. Дети, как вы думаете, что это за горная порода? Конечно, это лава.
3. Как образуются вулканы?
Увидев этот фрагмент, вы наверное можете сказать как образуются вулканы? Слайд № 14
В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма- расплавленное вещество мантии, насыщенное газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм.
Различают внутренний и внешний магматизм.
Магматизм
Внешний
(вулканизм)
Внутренний (лакколиты)
При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами. Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.
Внешний магматизм называют еще вулканизм
Давайте уточним процесс превращения ЛАВЫ
- В каком состоянии находится мантия? (Вязкое).
-Почему мантия вязкая, ведь она нагрета до температуры 2000градусов? (На нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии).
- Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? Почему?
Мантия в жидком состоянии станет магмой? Когда магма выльется наружу, она станет… (Лавой)
Магма – (от греч. -густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Мантия – (от греч. – покрываю) – геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом кристаллическом состоянии.
Лава – (от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.
Слайд № 15 МАНТИЯ – МАГМА- ЛАВА
- Что же такое вулканы? Дети пытаются дать определение
Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. Слайд № 16
(задание 1-2) Запись в технологическую карту:
Вулканы это-
Процесс образования ЛАВЫ
- Немые свидетели вулканической деятельности.
Слайд № 17
Извержение вулкана всегда поражает мощью природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертв. Переясловец Карина подготовила интересную информацию о трагической
судьбе античного города Помпеи. (приложение 2)
Слайд №18- 19-Извержение Везувия
Слайд № 20-«Восстановленный из пепла»
Шли годы… На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…
Физкультминутка
5. Типы вулканов Слайд № 21-группы вулканов
Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие. Проблема!!! Чем они отличаются? В учебник на с.50-51 вы найдёте ответ. (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет).
По своей активности вулканы делятся на 3 группы:
Вулканы
Потухшие
Действующие
Уснувшие
На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.
Слайд № 22-влк Ключевская Сопка
Ключевская Сопка - самый высокий и активный действующий вулкан Евразии и России- 4750м, за 270 лет более 50 сильных извержений.
Это вулканы Кракатау - действующий вулкан в Индонезии. Во время извержения в 1883г выпало так много пепла, что повышенное содержание, которого в воздухе вызывало несколько лет яркие зори. Фудзияма - действующий вулкан и самая высокая вершина Японии 3776м, «Священная гора Японцев». Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в Кавказских горах и влк. Килиманджаро в Африке.
Вулкан Везувий какой? (действующий)
Итак. Какие нам известны типы вулканов?
Выполнить задание № 3 в технологической карте
Слайд № 23-Сейсмоопасные районы мира
Проблема!!!
Где же расположена основная часть действующих вулканов?
Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов, на граница литосферных плит. Например, в районе Тихоокеанского огненного кольца.
Вулканы образуются только на суше? ( и на дне океанов).
Внимание! Проблема!!!
- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).
Слайд № 24-Гавайские острова
Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова
Исалько (исп. Izalco) — вулкан в Сальвадоре. Слайд№25-влк. Исалько
Проблема!!!
Как вы думаете почему так называют его -Тихоокеанский маяк???
Высота— 1885 м. Расположен вулкан горной системе Кордильеры. Один из самых молодых вулканов Центральной Америки и считается одним из самых активных в мире. Первое зарегистрированное извержение произошло в 1770 году. С тех пор постоянная активность наблюдалась вплоть до 1958 года, но без сильных извержений. В1966 году извержение уничтожило деревню Матасано и повлекло гибель 56 человек. После этого активность снизилась. Но каждые 8 минут происходят выбросы вулканического пепла на высоту до 300 м. Такие извержения следуют одно за другим вот уже 200 лет. За свою активность вулкан был прозван Тихоокеанским маяком.HYPERLINK \l "cite_note-
Почвы на склонах вулкана достаточно плодородны, и, несмотря на риск, используются в сельскохозяйственных нуждах (кофе, какао, сахарный тростник и пр.)
До введения в Сальвадоре американского доллара в 2001—2002 гг, на банкноте в 10 колонов был изображён вулкан Исалько.
6.Виды вулканов Слайд № 26
Внимание! Проблема!!!
Дети, вы обратили внимание, что вулканы имеют разную форму. Как вы думаете, почему?
Внимательно прочитайте текст учебника на с.50 и ответьте на вопросы: Как они образуются? Конические и щитовые)
Задание №4 в технологической карте
Практическая работа «Нанесение на контурную карту вулканов»
Инструктаж перед работой на контурной карте.
Пользуясь картой атлас с. мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.
Название объектов пишут вдоль параллелей
ΙV. Закрепление материала-5мин
Мы сегодня говорили о вулканах. Какие вы знаете вулканы? А как образуются вулканы? Почему в нашем регионе нет и не может быть вулканов? Какое строение имеет вулкан? Все ли вулканы действующие?
Слайд № 27 А теперь проверьте себя «Найдите пару»
задание 5 "Найдите пару"
- Домашнее задание. Слайд № 28- 2мин
Изучить материал учебника 19
Выполнить задание №5 ТПО с.36 письменно по желанию, на к/карту насести вулканы
- Подведение итогов урока -2мин
Выставление оценок
- Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали и закончили предложение и оценили свою деятельность на уроке
Этап рефлексии:
- Сегодня на уроке мне…
Приложение 1
Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.
В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.
Приложение 2
Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".
Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.
Приложение 3
Мы вулкана сыны…
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам стекает град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы как свет зарниц,
Черный как деготь пот
Капает с наших лиц.
Едок сернистый газ-
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь
Технологическая карта урока…………………………………………………………
Тема урока………………………………………………………………………………………………………
- Вулкан- это…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………
Напиши правильно процесс превращения одного вещества в другое МАНТИЯ,ЛАВА,МАГМА
Группы вулканов
3. Заполните схему
4.Заполните схему
Виды вулканов
Чашеобразное углубление на вершине вулкана
Жерло
5. Найдите пару
(от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность
Кратер
Канал, по которому магма движется к кратеру вулкана
Вулкан
Область в верхней части мантии, где находится магма.
Лава
Гора конической формы, сложенная продуктами извержения.
Очаг магмы
5. Нанесите на контурную карту вулканы:
Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Килиманджаро, Эльбрус.
6. Сегодня на уроке мне………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………7. Отметка за урок: Моя Учителя