Конспект урока по географии в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Маер Елена Владимировна

Конспект урока географии в 6 по теме:Озера.

Цели урока:

  • Сформировать представление о многообразии озер и их происхождении.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к озерам. Повышать интерес к предмету.
  • Продолжить работу с картой.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран,  карта полушарий ,физическая карта России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_geografii_v_6_po_teme.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 6 по теме:Озера.

Цели урока: 

  • Сформировать представление о многообразии озер и их происхождении.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к озерам. Повышать интерес к предмету.
  • Продолжить работу с картой.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран,  карта полушарий ,физическая карта России.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Изучение нового:

-Какую тему мы изучаем?

-На какие группы подразделяются воды суши?

-Что будем изучать сегодня?

-Тема нашего урока «Озера»

Цель: познакомиться с разнообразием озер и их происхождением.

. Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?

Показ картин. Дети сами дают определение.

Работа в тетради. Запишите число и тему урока и определение.

Озер на Земле великое множество.

Работа  в атласе карту полушарий.  Есть крупные озера - это Каспийское море-озеро. Вот самое глубокое в мире озеро-Байкал. В него впадает более 300 рек и вытекает одна река.

А что такое озерная котловина? Определение дают дети  прочитав  в учебнике.

Озера образуются путем накопления воды в низменных районах.

Какие источники пополнения озер вы знаете? (дождевое, ручьи, родники и т.д.)

Если озеро это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Если так, то, каким может быть их происхождение? Озерные котловины имеют разные происхождения.

-Котловины могут быть тектоническими - образованные в результате движения земной коры

Байкал, Танганьика - образовались в разломах земной коры.

-Остаточные - остатки от древних морей. Каспийское, Аральское. За свою величину озера называются морями.

- Вулканические - образовались в кратерах потухших вулканов.

-Ледниковые - на севере нашей страны, много озер, котловины которых углублены древним ледником. Ладожское, Онежское.

-Озера-старицы – образуются на месте бывшего русла реки. Они располагаются в пойме рек. Много на Урале,  и т.д.

- Карстовые - расположены в местах, сложенной легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются подземные пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Обычно они не велики по размерам. Их много на севере Европейской части и в Поволжье, на Урале.

- Перечислите, какие типы озерных котловин вы узнали и запомнили.

- Все озера делятся на сточные и бессточные.

Посмотрите на контуры озер и определите, какое озеро будет сточным, а какое – бессточным.

Зарисуйте в тетрадь схему и подпишите.

-Чем отличается сточное озеро от бессточного. 

1. Из них вытекают реки

1. Из них не вытекают реки.

2. Воды теряются при стоке и испарении   

2. Воды теряются при испарении.

3. Соли выносятся. Воды пресные.

3. Соли накапливаются, из-за этого вода становится соленой.

4. Байкал, Ладожское, Онежское.

4. Иссык-Куль, Каспийское.

- Озера отличаются не только по стоку, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на три группы: пресные, соленые, минеральные.

-Если озеро сточное, то вода в нем пресная содержит более 1% солей это Байкал, Онежское.

-Если озеро бессточное, то вода в нем соленая, оно содержит до 47% солей. Каспийское -13%.

-Есть минеральные, которые содержат более 47%. Чаны.

Зарисовать схему в тетрадь.

-С какими видами озер по стоку и солености познакомились.

-Озера изменяются со временем. Рассмотрим таблицу «Зарастание озера».

-Объяснение учителя.

Количество воды в озерах может изменяться по сезонам года в зависимости от источников питания. При изменении стока воды в озеро изменяется его уровень, состав вод. Реки приносят в озеро много песка и ила. Когда озеро молодое, дно его неровное. Этот материал осаждается на дне. Озеро начинает мелеть. Дно выравнивается, берега зарастают. Возле берегов оседает глина, а ил будет оседать в более глубоких местах. Озеро стареет, оно стало мелким. Мох окружает озеро со всех сторон и постепенно озеро превращается в болото.

-Вода во все века является источником вдохновения для поэтов и художников.

Много стихов поэты посвятили озерам, на берегу которых им довелось побывать.

Так Сергей Есенин в 1914 году проникновенно писал об озере

Дети вспоминают по очереди.

«Выйду на озеро, в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать».

Или в 1910 году

«Выткался на озере алый цвет зари
Набору со звонами плачут глухари».

Вывод: дети высказывают мнения, читают свои стихи. Картина вызывает светлые чувства, ощущение простора, чистоты, необъятные дали.

ОЗЕРА ОБЛАСТИ И РАЙОНА.

ЗНАЧЕНИЕ ОЗЕР.

Озера всегда играли большую роль в жизни людей.

-Давайте, подумаем какое значение, имеют озера?

  1. имеют хозяйственное значение (в промышленности, с.х., водоснабжение)
  2. берега являются прекрасным местом отдыха и туризма.
  3. по большим озерам на судах перевозят грузы, т.е. имеют транспортное значение.
  4. из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу.
  5. небольшие озера используют для разведения рыб, водоплавающих птиц.

- Ребята, человек и природа единое целое. Используя воду, человек загрязняет ее, что отражается на его здоровье.

- Как вы думаете, что является источником загрязнения вод.

Если мир вокруг нас будет чист, а не загрязнен, то и человек будет здоров и счастлив.

Памятка – обращение к учащимся.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Не загрязняйте водоемы и места отдыха!
Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения
более 2 лет
Консервные банки – более 90 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Стекло - более 1000 лет.

- Не смывайте в водоемы нефтепродукты (бензин, машинное масло), они затягивают поверхность воды масляной пленкой, что вызывает кислородное голодание у водных организмов.

-Мыть машины вблизи озера или реки категорически запрещается.

Чистая вода- это здоровье!

Дорогие ребята!

Не будьте равнодушными к себе, к своему здоровью.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  • Назовите самое глубокое озеро мира
  • Назовите самое большое по площади озеро
  • Назовите, какое озеро называется сточным? бессточным?
  • Какие типы озерных котловин вы знаете?
  • Задачи:

а) что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?

  1. выбросите его в озеро
  2. оставите на берегу
  3. поступите как-то иначе.

б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:

  1. вырубите мешающие строительству взрослые деревья
  2. выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.

в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере: моторной или весельной

Почему?

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

параграф 31.

5. ИТОГ:

Вот и закончился наш урок. После этого урока вы поняли, надеюсь, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь эту красоту.

Так давайте будем беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...