Элективный курс «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»
элективный курс по географии (9 класс) на тему
Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие навыков самостоятельной научной работы, развитию способностей, формированию личностных качеств обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.kurs_.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено на методическом совете Руководитель _____ /_С.А.Иванова/ Протокол №___от_____ «___» _________ 2013г. | Согласовано Заместитель директора по ВВВР МБОУ СОШ № 13 _______/С.В.Церабаева/ «___» _________ 2013г. | Утверждаю Руководитель МБОУ СОШ № 13 __________ /Л.В. Гейнц / Приказ №___ от _______ «___» _________ 2013г. |
Программа элективного курса
«Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»
Классы: 9
Разработчик:
Гейнц Лилия Викторовна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие навыков самостоятельной научной работы, развитию способностей, формированию личностных качеств обучающихся.
Одна из задач стратегии модернизации образования — уменьшить долю обязательных часов по мере продвижения учащихся к старшим ступеням образования и увеличить время на самостоятельную работу, в том числе на проектно-исследовательскую деятельность. В современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий между: возросшими требованиями к качеству знаний и постоянным сокращением часов на преподавание предметов; потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению; необходимостью гуманизации образования и отсутствием личностно-ориентированного подхода к обучению, глубоких психологических знаний, а также знаний технологий развивающего обучения. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют обучающихся на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
Программа элективного курса способствует формированию у учащихся мотивации к учебно-образовательной деятельности, ее развитию.
Цели курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» - расширить возможности социализации учащихся для более эффективной подготовки выпускников к профессиональному самоопределению; ориентировать на совершенствование навыков, способствующих формированию у обучающихся приёмов самостоятельной работы и самоконтроля, включение различного материала, развивающего мышление, творческое отношение к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению.
Для реализации этих целей необходимо:
- Расширить интерес учащихся к изучению предметных вопросов.
- Подготовить к самостоятельности обучающегося, его умению самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать получаемые знания.
- Совершенствовать умения работать с научной литературой; правильно и творчески конспектировать; составлять план описания исследования; проектировать, осуществляя анализ, обобщение; грамотно излагать материал в письменной форме.
Исходя из задач преподавания курса, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- находить и анализировать в разных источниках научную информацию;
- выполнять научно-исследовательские работы, а также работы представляющие собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельности и личностно - ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося;
- развивать умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- воспитывать целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Курс базируется на концепции профильного обучения, повышает образовательный уровень учащихся, способствует совершенствованию знаний и умений. Занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу и имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности.
Актуальность данного курса определяется тем, что обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Курс связан с освоением технологии исследовательской деятельности и сказывается на качестве всей профессиональной подготовки. Это стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Благодаря различным формам научно-исследовательской деятельности, грамотному выполнению работ огромная армия молодежи может в дальнейшем участвовать в благоустройстве общества и совершенствовании личности.
Ожидаемым результатом данного курса являются полученные знания и умения: находить и анализировать научную информацию, иметь представления о технологии исследования. Учащиеся приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, ученик проявляет стремление к самореализации, формирует навыки планирования и самоконтроля, системность в собственных знаниях, при защите работ отстаивает свою точку зрения. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
Моя задача: выявить и поддержать учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельности.
Целью исследовательской деятельности является поэтапное развитие познавательных процессов, в которые включено будет получение основных представлений о методике и методах исследования, о том, как формировать или вычленять проблему исследования, как методически правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надежных результатов, подвести итог и др.
Кандидат педагогических наук Калугина Т.Г., характеризуя современное состояние исследовательской деятельности учащихся инновационного учебного заведения, выделяет 4 уровня прохождения через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:
I уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, смотров знаний.
II уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему индивидуальных занятий по предметам.
III уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему элективных курсов, спецсеминаров, творческих, научных лабораторий.
IV уровень – творческий, продуктивно-деятельный, включающий самый сложный элемент прохождения учащегося через систему научного общества, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с моделированием, выдвижением гипотез.
Курс «Основы научно-исследовательской деятельности» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 8-10 классов, однако, следуя прохождению по данным уровням, программа может корректироваться, учитывая возрастные особенности обучающихся, развитие и саморазвитие личности.
Планирование работы подразумевает необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Формы деятельности: коллективные (участие в научно-практических конференциях разных уровней, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад), индивидуально-групповые занятия (подготовка докладов, сообщений, подборка списка литературы, помощь в разработке тем научных исследований и др).
Методы: поисково-исследовательский, интерактивный (работа в группах, тренинги, метод проектов), объяснительно-иллюстративный, обучение через опыт и сотрудничество.
Систематизация и усвоение полученных знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ - проведения предметного исследования и оформления собственной творческой работы.
Виды работ:
1.Исследовательская: сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и произведенных на его основании новых выводов.
2. Реферативная: подбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
3. Научно-исследовательская: деятельность направлена на получение объективно новых знаний.
4. Информационно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
5. Проблемно-реферативная: работа, написанная на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
6. Экспериментальные: работы, в основе которых лежит выполнение эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, самостоятельной трактовкой особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
7. Натуралистические и описательные: работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции, которая проводится научным обществом «Шаг в науку».
Оценивание: похвала, награждение почетными дипломами и подарками, участие в престижных конкурсах. По окончанию элективного курса выдается сертификат.
Результат: полученные знания способствуют самореализации учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.
Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих исследователей.
Изучение курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
Программа данного курса предполагает, что в результате изучения курса ученик должен:
Знать и понимать:
- причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой (собственное отношение к окружающему миру);
- составные части научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
- формулировать проблему исследования;
- самостоятельно подбирать источники научной информации;
- правильно и творчески конспектировать научные работы;
- проектировать исследование;
- разрабатывать научный аппарат;
- составлять план описания исследования;
- правильно цитировать и оформлять сноски;
- правильно оформлять список литературы;
- грамотно излагать материал в письменной и устной форме;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно – методическое обеспечение курса.
Литература для учителя.
- Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПб.: Питер, 2004.
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя. Екатеринбург, 2000.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
- Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир,1989.
- Павлова В.П. Обучение конспектированию. М.: Русский язык, 1978.
- Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Фадеева Т.А. Учителю о тексте. Учебно-методическое пособие. – Омск, 1999.
- Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб.: Питер, 1997.
- Технология организации проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2004.
- Интернет – ресурсы.
- Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.
Литература для учащихся.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.
- Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб.: Питер, 1997.
- Технология организации проектной деятельности учащихся: Учебно – методическое пособие/ Авт. – сост. И.Л. Пшенцова. – Сургут, 2004.
- Культура общения: Книга для обучающихся/ Под ред. И.А.Стернина. Воронеж, 2004.
- Интернет – ресурсы.
- Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.
Учебно – тематический план
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе теорет. занятия | В том числе практ. занятия |
Введение | 1 | 1 | ||
1. | Подготовительная работа. | 7 | 5 | 2 |
1.1. | Формы представления исследовательских работ. | 1 | 1 | |
1.2. | Типы и виды учебных исследований. | 2 | 2 | |
1.3. | Выбор темы. | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Организация исследования. Контроль по процессу. | 2 | 1 | 1 |
2. | Работа с научной литературой. | 3 | 3 | |
2.1. | Информационное обеспечение исследования. | 1 | 1 | |
2.2. | Конспектирование источников. | 1 | 1 | |
2.3. | Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату. | 1 | 1 | |
3. | Проектирование исследования. | 4 | 3 | 1 |
3.1. | Общие положения. | 1 | 1 | |
3.2. | Проектирование исследования. | 1 | 1 | |
3.3. | Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. | 1 | 1 | |
4. | Графические материалы в исследовании. | 3 | 2 | 1 |
4.1. | Общие положения. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Размещение графических материалов. | 1 | 1 | |
5. | Структура и написание различных форм исследовательских работ. | 5 | 4 | 1 |
5.1. | Структура исследовательских работ. | 2 | 2 | |
5.2 | Требования к оформлению исследовательских работ. | 2 | 1 | 1 |
5.3. | Анализ результатов исследования. | 1 | 1 | |
6. | Культура выступления. | 9 | 6 | 3 |
6.1. | Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. | 2 | 2 | |
6.2. | Аргументация. | 1 | 1 | |
6.3. | Понятие информационной речи. | 1 | 1 | |
6.4. | Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний. | 1 | 1 | |
6.5. | Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование). | 4 | 2 | 2 |
7. | Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ. | 3 | 1 | 2 |
7.1 | Подготовка к защите исследования. | 1 | 1 | |
7.2. | Защита научно-исследовательских работ. | 2 | 2 | |
Итого | 34 | 24 | 10 |
Содержание курса.
Введение - 1 час.
Исследовательская деятельность учащихся, ее особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Раздел 1. Подготовительная работа – 7 часов.
Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ – 1час.
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований – 2 часа.
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.
Тема 1.3. Выбор темы – 2 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу – 2 часа.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Составление исследовательских операций.
Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.
Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.
Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.
Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.
Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.
Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.
Тема 3.1. Общие положения – 1 час.
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.
Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.
Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).
Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.
Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.
Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.
Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.
Тема 4.1. Общие положения – 2часа.
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.
Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.
Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.
Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.
Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.
Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.
Формирование выводов, обобщений.
Раздел 6. Культура выступления – 9 часов.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.
Тема 6.2. Аргументация – 1 час.
Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.
Практическое занятие. Аргументация тезисов.
Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.
Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.
Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.
Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.
Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.
Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.
Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.
Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.
Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.
Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.
Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)
Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и са...
Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ (результаты работы в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» г. Москва)
В статье описывается опыт реализации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе, а также проведенные мероприятия и результаты работы в рамках экспериментальной площадки за 2013-20...
"Основы научно - исследовательской и проектной деятельности"
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовате...
Организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС
Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике.Одна из важнейших задач, стоящих перед современным школьным образованием ...
Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....
Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...
Программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности"- 5 класс
Рабочая программа учебного курса "Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности" для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В соответствии с ...