Практические работы , 5 кл.
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна

Практические работы 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_5_kl.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №   1 Составление календаря природы.

 Наблюдение за природой.

Задание: Наблюдайте каждый день за изменениями в природе, наблюдения оформите в виде  календаря. (Оформление наблюдений может быть  в виде  предложенной таблицы или своим.) Соответствуют ли описания изменений в природе народов ханты, манси, русского народа  лично вашим наблюдениям?

Характеристика

Осень

1 Название месяца

сентябрь

октябрь

ноябрь

2 Название  у народов ханты и манси..

Месяц листопада», «месяц щекура», «месяц опадания листвы».

– «Месяц замерзания малых рек». Зимний новый год начинался с октября — поры «большой осени» или «малой зимы»

«Месяц ледостава», «месяц застывания Оби», «месяц потери рогов оленями». Большая зима начинается в ноябре, именуемом на Средней Оби «плечом осени», «месяцем большого жертвоприношения», «месяцем толстого снега»,

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В сентябре проходит нерест белой рыбы, после чего она скатывается в низовья Оби. Месяц облетающих листьев - им завершается летнее полугодие. Оленеводы собирают домашних олений в стадо, у охотников начинается гон лосей и охота на тетерева.


Замерзают небольшие речушки, идет последний промысел рыбы гымгами (мордушками). Охотники отправляются на первую зимнюю охоту.

. В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осенне-зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство человека с холодом и темнотой.

4 У русского народа приметы

Сентябрь- новосел осени, «руен» - за желтый цвет, ревун- за непогодь, дожди-водолеи, хмурень- и дни короткие и ненастье часто, листопадник, вечер года

Октябрь-листопад, паздерник, грудень, свадебник, зазимье, предзимье: землицу прикроет где листком, где снежком, грязник – «ни колеса, ни полоза не любит», листобой, корень осени, кисельник, хлебник – убирают последние плоды, капустник – убирают, квасят капусту.

Ноябрь- грудень- «мерзкая кочковатая земля», полузимник, ворота зимы, листопад, «сентябрев внук, октябрев сын, декабрев брат, зиме родной батюшка», сумерки года, ледовый кузнец, снеговей, листогной, лета обидчик, бездорожник.

5 Температура воздуха и осадки ( наблюдаем в одно время). Величина светового дня...

число

Темпе

ратура

осадки

Световой

день

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

число

Темпе

ратура

осадки

Световой

день

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

число

Темпе

ратура

осадки

Световой

день

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

6  Почва

7  Изменения с растениями

8 Изменения в поведении животных,птиц, насекомых

9 Стихи, загадки о месяце

10 Свой рисунок или фотография


По образцу можно продолжить наблюдение за природой и в другие месяцы года. Дополнительная информация дана в сводной таблице.

 

Характеристика  

Зима

1  Название месяца

Декабрь –

Январь –

Февраль

2 Название  у народов ханты и манси..

 «Месяц длинных ночей», «месяц коротких дней», «месяц большой темноты», или «холодный месяц

 «Месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси - «месяц тридцати топорищ».

– «Месяц ленивого орла», «плута-орла месяц», «ленивый орел: один день летает, другой день - нет», «то тепло, то холодно: один день длинный, другой короткий».

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры 

В декабре женщины обычно откладывают в сторону привычное шитье, и занимаются почти исключительно приготовлением пищи и поддержанием тепла, а мужчины охотятся. Раз в несколько лет к декабрю добавлялся 13-й месяц «сверххолодный».

В это время черпают у ключей задыхающуюся от замора рыбу, неподалеку от дома ловят слопцами и петлями зайцев и тетеревов. Взрослые промысловики выходят на охоту по особому поводу — «шевелить» медведя в берлоге. Январь - это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием - отдариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).

В названиях февраля обычно упоминается орел, по распространенному хантыйскому преданию: орел сватался к Матери-Огню - Солнцу, и хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели.

 

4 У русского народа приметы 

Декабрь-студень, хмурень- чистое небо  показывается изредка, глухозимье

Январь-батюшка ( звали январь Васильевичем, т.к. 1 января был Васильев день), просинец: в стужу до дна мелкие речки промерзают, вода просочившаяся на поверхность льда, делает его синим

Февраль-снежень – за снега глубокие, сечень – за то, что зиму «сечет пополам», бокогрей- пусть холодно, да все ж одному бочку потеплей, межень- граница зимы и весны, лютень – морозы сильны, вьюговей – «у февраля два друга: метель да вьюга»

Характеристика

Весна

1  Название месяцев

март

апрель

май

2 Название  у народов ханты и манси..

 «Месяц малого наста».

 «Месяц большого наста». «Месяц Вороны»

«Месяц ледохода», «месяц прилета уток», «месяц нереста рыбы», «месяц рождения оленят», «месяц нереста рыбы».

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры 

В это время природа «отдыхает», копит силы для весеннего пробуждения и летнего цветения. Это один из самых напряженных месяцев в годовом хозяйственном цикле ханты. С наступлением весеннего равноденствия завершалось зимнее полугодие, оканчивался сезон охоты на пушного зверя, ханты переезжали из зимних поселений в весенне-осенние стойбища. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами — использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей

Толстая заледенелая корка на оседающем глубоком снегу оказывает немало хлопот для оленеводов. Олени остерегаются идти по насту, так как острые края льда режут ноги. «Месяц Вороны» - ворона почиталась как вестник весны. По примете, если ворона садилась на низкое дерево – ожидалась короткая весна, если на высокое – затяжная. В это время начинается охота на лосей.

С мая обские угры «сетковали» по озерам и старицам. В конце месяца - проходила охота перевесами на уток. Это время согревания земли, из-за распутицы прекращаются дальние поездки, все готовятся к половодью.

4 У русского народа приметы 

Март – позимье, «сверху печет, снизу студит», «март – февралю – бокогрею младший брат», протальник, утро года.

Апрель- цветень – распускаются первоцветы, березозол, снегогон, пролетень, «красная горка» - Солнце с апрельской горки в лето катится, водолей.

Май- травень – трава буйно идет в рост

Характеристика

Лето

1  Название месяца

Июнь

Июль -

Август 

2 Название  у народов ханты и манси..

 «Месяц зеленой листвы», «месяц высокой воды».

 «Месяц вонзевой рыбы», «месяц заливных озер», «месяц спадающей воды», «месяц линьки птиц».

 «Месяц пойменных озер», «месяц сбора ягод», «месяц середины лета».

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры 

Обильное появление зеленой травы, листьев на деревьях, а так же комаров и другого гнуса. Это время подготовки к рыбной ловле, изготовление лодок, заготовки бересты (из которой изготовлялось множество бытовых предметов).

 

Это время «умиротворенности», отсутствие противоборства человека с природными стихиями. Пик летнего года связан с периодом хозяйственной активности: ремонт чумов, построек, инвентаря охотничьего и рыболовного и т.д. И, конечно же, заготовка рыбы на долгую зиму.

Оленеводы ухаживают за стадом: ровняют рога, удаляют наросты на копытах, часть стада забивается и т.д. Проводится ритуал, посвященный переходу жизни на «темную сторону», с августа начинается отсчет угасания солнца. Собирается ягода: смородина, черника, брусника, морошка.

 

4 У русского народа приметы 

Июнь-червень, разноцвет – за буйство цветов

Июль –страдник, сенокос, макушка лета, краснолетье, экватор года,  сенозарник, грозник, грозовик, зенит лета. Ягодник

Август- жнивень, разносол, собериха, припасиха, серпень-разгар жатвы: «серпы греют, вода холодит», зарев, зорник – яркие, холодные зори, зарник – сияние зарниц, межняк,  «густарь» - работы густо: и косить . и пахать, и сеять, закат лета

П.р. 2 Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. Можно использовать  шест высотой в 1,5 метра. Устанавливаем его на школьном дворе на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север. Измерить длину тени от шеста. Если встать по направлению самой короткой тени, то человек будет смотреть на север, справа от него – восток, слева - запад. Определить  положение отдельных предметов относительно сторон горизонта, Наблюдение за положением Солнца на небосклоне.  как эта тень будет двигаться. Обсуждение работы. 

Продолжить работу нужно дома, используя план работы, данный в  параграфе 2 на стр.12-13.Результаты записать в Дневник

географа- следопыта.

Практическая работа№   3  Создание конструктора литосферных плит. Модель вулкана.

Рубрика "географа следопыта" в параграфе 7, стр. 38-39 предлагает создать конструктор  литосферных плит  и объяснить, почему на отдельных участках  этих плит расположены  зоны  землетрясения и вулканизма.

Предварительная подготовка к практической работе осуществлялась по плану с. 38-39 учебника. В результате Вы имеете вырезанные контуры литосферных плит.

-Используя карту  литосферных плит,  попробуйте переместить их  в направлении, указанном  стрелками.

-Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении?

- В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга?

- Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации?

- Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться?

- Как называется этот процесс?

Сделайте  вывод. В чем причина вулканизма?

Делаем и Моделирование вулкана из пластилина.

План работы:

1 Приготовить картон и пластилин.

2Намочить руки водой.

3 Размять кусочек черного пластилина и положить на середину картона.

4 Пальцами размазать края  пластилина по картону.

5 На вершине сделать углубление- кратер

6 Внутрь кратера положить кусочек красного пластилина, а так же размазать его по краям вулкана сверху вниз.

Практическая .работа №.4 Горные породы, слагающие земную кору

Описать по плану горные породы

План:

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

. Практическая работа№   5 Описание географического положения горы по плану 

Определение по карте географического положения гор и равнин. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

План  описания  гор:

1.      На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы;

2.      Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;

3.      Между какими географическим объектами(равнины,  моря,  океаны  и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);

4.      Вид  гор  по  абсолютной  высоте;

5.      Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты

Практическая работа  №   6 Составление прогноза погоды по народным приметам.
Народные приметы позволяют предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и на срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам.

Работу начинаем на уроке и заканчивают ребята ее дома.

Задание 1 Используя народные приметы, сделайте краткосрочный  прогноз погоды для Нижневартовска  на следующий день. Запишите его .  Описание представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.

К  хорошей погоде:

1 В сплошных облаках появляются просветы.

2 Золотистая или светло-розовая заря при восходе и заходе солнца.

 3 Дым вертикально поднимается вверх.

4  Ночью выпадает сильная роса или садится иней.

5  Звезды слабо мерцают зеленоватым цветом.
6  Подняты вверх ветки ели, можжевельника и другие приметы...

К плохой погоде :

1 Утренняя заря ярко-красная, вечерняя - багрового цвета (к ветру).

2   Ветер к вечеру усиливается,

3 Наблюдаются большие круги вокруг солнца или луны.

4 Днем небо и без облаков кажется белесым, мутным.

5 Солнце садится в тучу.

6 Воробьи сидят нахохлившиеся.

7 Облака идут против ветра - к снегу.

 8  Сильно мерцают звезды (красноватым или ярко-синим светом). и другие приметы

Задание 2  Используя рубрику " Школа географа- следопыта" ,стр. 80-82,узнайте в Интернете, какая была погода в Нижневартовске 18 и 19 августа, 14 и 23 сентября, 8 и 14 октября. По народным приметам составить долгосрочный прогноз погоды на зиму  и записать его в своем Дневнике географа -следопыта. Таблица на стр. 81-82.сравните прогноз, составленный по народным приметам, с фактической погодой. Сделайте вывод о том, насколько оправдался составленный вами прогноз.

Задание 3  Используя рубрику " Школа географа- следопыта" делаем своими руками метеорологические приборы- флюгер, дождемер, термометр. Планы на стр.73- 75

Практическая работа  №   7   Описание реки по плану.

.       Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Терека

План описания

Волга

Терек

1

На каком материке

 

 

2

Длина реки

3

Где берет начало

 

 

4

Общие направления течения

 

 

5

Куда впадает

 

 

6

Характер течения

 

 

7

Притоки( левые и правые)

8

Использование реки человеком.

 

3.       Обозначить на контурной карте крупнейшие реки России и Мира: Волга, Обь, Енисей, Дон, Нева, Амур, Конго, Амазонка, Замбези, Меконг.

Практическая работа  №    8 Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности

Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Составление описания природного комплекса своей местности

План

тайга

Климат

Растения  

Животные

Почвы

Вывод: что такое ПК ? Как человек влияет на природный комплекс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...