Африка
учебно-методический материал по географии (11 класс) на тему

Мусина Фагия Гаяновна

Разработка урока по модульной технологии в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_urok_afrika11_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Африка.

Цели:

       - оценить природно-ресурсный потенциал и уровень экономического развития как африканского континента в целом, так и отдельных  его государств;

       -знать страны, ареалы и районы в Африке, имеющие самый значительный природно-ресурсный потенциал;

       - знать динамику размещения, этнический и религиозный состав населения, образ жизни;

       -вскрыть  причины отсталости национального развития народов Африки;

       -уметь давать краткую характеристику отраслей, анализировать статистические материалы;

       - научиться оформлять работу в виде единого ответа.

1. Входной контроль: (устно)

  1. Площадь Африки?
  2. Численность населения Африки?
  3. Сколько суверенных государств в Африке (вместе с островами)?
  4. К какому типу по уровню развития относятся страны Африки?
  5. 15 стран Африки отличаются от других. Чем?
  6. Сколько монархий в Африке? Назови их.
  7. К какому типу: президентским или парламентским относятся республики Африки7
  8. Между какими государствами Африки существуют территориальные споры и пограничные конфликты?
  9. С какой целью в 1963 году была создана «Организация Африканского единства»?
  10. В каком году эта организация была преобразована в Африканский Союз?
  11. Какая часть государственной границы между Африканскими странами не демаркирована?
  12. Почему 1960 год вошел в историю под названием «год Африки»?
  13. Назовите федеративные страны Африки.

2.1.  Прочитать параграф 1 темы 8, часть 2, первый абзац.

2.2. На основе прочитанного и используя нижеприведенный материал проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составить таблицу.

Алжир –нефть, газ

Ангола – нефть, алмазы, железная руда, фосфаты, медь, золото, уран

Бенин – небольшие месторождения нефти и мрамора

Ботсвана – литий, хромиты

Буркина –Фасо – марганец, мрамор, медь, никель, бокситы, фосфориты, свинец, цинк, серебро

Габон – нефть, газ

Гамбия – почти никаких месторождений

Гана – бокситы

Гвинея – золото, алмазы, бокситы, железная руда, нефть

Египет – нефть, природный газ

Заир (Конго) – кобальт, марганец, медь, олово, свинец, цинк

Замбия – кобальт

Зимбабве – хром, золото, никель, медь, железная руда, уголь, ванадий, олово, асбест

Либерия – руды черных и цветных металлов

Ливия – нефть, газ

Мавритания – уран, железная руда

Марокко – кобальт, фосфориты

Нигерия – нефть, олово

Сомали – небольшие месторождения урана, железной руды

Судан – небольшие месторождения нефти, цветных металлов

Танзания – марганец

Тунис – фосфориты, свинец

 ЮАР – золото, платина, алмазы, уран, железная руда, хромитовые и марганцевые руды, уголь,          

              асбест

Эфиопия – небольшие месторождения меди, платины

2.3. По таблице 6 на стр. 384 учебника  оцените обеспеченность Африки пахотными землями на

    душу населения.

            Используя текст (часть 2, абзац «Земельные ресурсы») продолжите список причин низкой      

            Обеспеченности земельными ресурсами на душу населения:

  1. На континенте обрабатывается всего около 1/5 земель, пригодных  для      

      сельскохозяйственного производства.

 2)  …

 3)  …

2.4. Прочитать текст «Агроклиматические ресурсы» (стр. 276) и ответить на вопрос    

      (письменно)

   -Что можно сказать положительного об агроклиматических ресурсах Африки; что –    

    отрицательного?

2.5. По данным таблицы 8 (стр. 385) выпишите наиболее лесистые и наименее лесистые страны    Африки.

       Что способствует обезлесиванию территории Африки?

3.1. По форзацу №2 учебника и используя таблицу 14 на стр.388, выпишите страны Африки:

       А) с численностью населения более 100 млн. человек.

       Б) с численностью населения более 40 млн. человек.

       В) с численностью населения более 20 млн. человек.

3.2. По рис. 13 (стр. 63 учебника)  определите, к какому типу воспроизводства относятся страны  Африки.

       Выпишите в тетрадь «формулу» воспроизводства населения для Африки.

3.3. Ознакомьтесь данными таблицы 13 (стр. 387). Вывод запишите в тетрадь.

3.4. Как вы понимаете африканскую поговорку «Не иметь денег – беда. Но не иметь детей –

       значит быть бедняком вдвойне». Почему появилась эта поговорка в африканских странах?

3.5. Анализ таблицы 15, стр. 388. Вывод записать в тетрадь.

3.6. Почему в большинстве стран южнее Сахары государственными языками являются

       английский, французский, португальский.

3.7. По таблице 10 стр. 386 определите, сколько объектов Всемирного наследия имеются в

       Африке.

       Прочтите дополнительный текст 7 на стр. 287. Вывод запишите в тетрадь.

3.8. Словарная работа: геноцид - …

3.9.Прочитать текст «Плотность населения» (стр. 277), ответить на вопросы:

     А) Какие контрасты расселения наблюдаются в Африке?

     Б) Какими природными и историческими причинами они объясняются?

3.10. Анализ рис. 18 на стр.77 учебника:

     А) Какие страны Африки имеют самый высокий, а какие – самый низкий уровень

          урбанизации?

     Б) Что можно сказать, сравнивая уровень урбанизации стран Африки с уровнем урбанизации

          других континентов?

3.11. По таблице 16 (стр.389), определите города-миллионеры Африки (текст учебника, стр.

         271).

        Как проявляется в странах Африки «городской взрыв»?

        Прочтите дополнительный материал 8, стр. 287. Сделайте вывод.

4.1. Прочитать часть 4 параграфа  (Хозяйство: отраслевая и территориальная структура, место                   Африки в мире»;

4.2.  Согласны ли вы с нижеприведенными утверждениями?

        Факты, свидетельствующие об экономической отсталости  стран Африки:

    - многоукладность экономики;

    - технологическая отсталость хозяйства;

    - резкое ограничение отраслей высокотоварного сельского хозяйства, производящих экспортную продукцию, и натурального и полунатурального хозяйства, обслуживающего местный спрос;

    -преобладание  в промышленном производстве добывающей, главным образом горнодобывающей промышленности и ее ориентировка на экспорт;

    - господство во ввозе минерального и сельскохозяйственного сырья, а в вывозе  - готовой продукции;

    - монотоварность, то есть преобладание в товарном секторе экономики и внешней торговле большинства стран одного или нескольких продуктов – сельскохозяйственных или минеральных;

    - зависимость хозяйства от внешнего рынка, внешнеторговой конъюнктуры мировых цен, а, следовательно, большая его уязвимость;

    - общая отсталость транспортной системы;

    -очень большая роль во многих отраслях экономики иностранного монополистического капитала;

4.3. Ответьте на вопросы:

     1) Какие группы отраслей определяют место Африки в мировом хозяйстве?

     2) Почему в Африке не получило развитие машиностроение?

4.4. В отраслевой структуре хозяйства Африки в последние годы увеличивается доля промышленности, непроизводственной сферы. Тем не менее в большинстве стран еще сохраняется колониальный тип отраслевой структуры хозяйства.

       Выделите отличительные черты такого  типа хозяйства:

      1)

      2)

      3)

      4)

4.5. Словарная работа: Монокультура - …

      Монокультура в Африке имеет колониальное прошлое. Ее нельзя считать злом или благополучием.

      Минусы монокультуры:

     1)

     2)

     3)

     Плюсы монокультуры:

     1)

     2)

     3)

                      Страны монокультуры

Страна

Культура

Страна

Культура

Буркина Фасо

Мали

Чад

Гана

Малави

Сенегал

Гамбия

Нигерия

Мадагаскар

Хлопчатник

Хлопчатник

Хлопчатник

Какао

Табак

Арахис

Арахис

Арахис

Ваниль

Кот-д, Ивуар

Камерун

Эфиопия

Танзания

Кения

Бенин

Коморские острова

Маврикий

Занзибар

Бурунди

Какао, кофе

Кофе

Кофе

Чай, сизаль

Чай

Масличная пальма

Эфиромасличные

Сахарный тростник

Гвоздика

Кофе

4.6. По таблице 8 на странице 280 учебника:

     - по возделыванию каких культур выделяются страны Африки?

5.1. Прочитайте следующий материал и сделайте вывод о транспортной сети стран Африки:

     Размещение транспорта Африки, густота транспортной сети отличаются большей неравномерностью. Наибольшего по африканским масштабам развития достиг транспорт  в ЮАР и в странах Магриба (за исключением их засушливых районов), что отражает общий уровень экономического развития этих стран. С другой стороны, многие районы Сахары, Намиба, Калахари, экваториальных и тропических лесов практически лишены транспорта. В Африке еще распространены перевозки на верблюдах, ослах, мулах, переноска грузов носильщиками.

     Общая длина железных дорог в Африке – более 82 тыс. км. Автомобильный транспорт, основной  в перевозках пассажиров, по количеству перевозимых грузов значительно уступает железнодорожному. В странах Африки, наряду со сравнительно небольшим числом автомобильных дорог с твердым покрытием, очень много грунтовых, которые непригодны для передвижения.

     Из 40 тыс. км. круглогодичных и сезонных внутренних водных путей в судоходстве используется около половины (в бассейнах рек Конго и Нила).

    В нефтедобывающих и некоторых других странах создан трубопроводный транспорт. По грузообороту он уступает только железнодорожному.

    Крупнейшие африканские  аэропорты (Каир, Касабланка) используются для международного сообщения. Одна из африканских стран – Либерия – формально обладает самым большим морским торговым  флотом в мире. Почти все суда – собственность американских, греческих, английских, российских и других компаний, считающих выгодным регистрировать свои суда в Либерии, где налоги на судовладельцев ниже, чем в других странах. Расширяется портовое строительство, особенно в странах-экспортерах нефти, газа, руд, другого сырья. Египет владеет крупнейшим морским каналом мира – Суэцким.

5.2. Ответьте на вопросы:

    1) Можно ли говорить об общеафриканской транспортной сети?

    2) Есть ли на континенте трансафриканские железные дороги?

    3) Почему большинство железных дорог имеет характер изолированных и линий проникновения?

Выходной контроль: по отдельному тексту.

 Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
  2. Что вызвало наибольшую трудность?
  3. Что вызвало наибольший интерес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...

Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"

Презентация к уроку "Рельеф Африки"...

Африка. Презентация к уроку "Климат Африки"

Презентация к уроку "Климат Африки"...