Африка
учебно-методический материал по географии (11 класс) на тему
Разработка урока по модульной технологии в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_urok_afrika11_klass.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Африка.
Цели:
- оценить природно-ресурсный потенциал и уровень экономического развития как африканского континента в целом, так и отдельных его государств;
-знать страны, ареалы и районы в Африке, имеющие самый значительный природно-ресурсный потенциал;
- знать динамику размещения, этнический и религиозный состав населения, образ жизни;
-вскрыть причины отсталости национального развития народов Африки;
-уметь давать краткую характеристику отраслей, анализировать статистические материалы;
- научиться оформлять работу в виде единого ответа.
1. Входной контроль: (устно)
- Площадь Африки?
- Численность населения Африки?
- Сколько суверенных государств в Африке (вместе с островами)?
- К какому типу по уровню развития относятся страны Африки?
- 15 стран Африки отличаются от других. Чем?
- Сколько монархий в Африке? Назови их.
- К какому типу: президентским или парламентским относятся республики Африки7
- Между какими государствами Африки существуют территориальные споры и пограничные конфликты?
- С какой целью в 1963 году была создана «Организация Африканского единства»?
- В каком году эта организация была преобразована в Африканский Союз?
- Какая часть государственной границы между Африканскими странами не демаркирована?
- Почему 1960 год вошел в историю под названием «год Африки»?
- Назовите федеративные страны Африки.
2.1. Прочитать параграф 1 темы 8, часть 2, первый абзац.
2.2. На основе прочитанного и используя нижеприведенный материал проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составить таблицу.
Алжир –нефть, газ
Ангола – нефть, алмазы, железная руда, фосфаты, медь, золото, уран
Бенин – небольшие месторождения нефти и мрамора
Ботсвана – литий, хромиты
Буркина –Фасо – марганец, мрамор, медь, никель, бокситы, фосфориты, свинец, цинк, серебро
Габон – нефть, газ
Гамбия – почти никаких месторождений
Гана – бокситы
Гвинея – золото, алмазы, бокситы, железная руда, нефть
Египет – нефть, природный газ
Заир (Конго) – кобальт, марганец, медь, олово, свинец, цинк
Замбия – кобальт
Зимбабве – хром, золото, никель, медь, железная руда, уголь, ванадий, олово, асбест
Либерия – руды черных и цветных металлов
Ливия – нефть, газ
Мавритания – уран, железная руда
Марокко – кобальт, фосфориты
Нигерия – нефть, олово
Сомали – небольшие месторождения урана, железной руды
Судан – небольшие месторождения нефти, цветных металлов
Танзания – марганец
Тунис – фосфориты, свинец
ЮАР – золото, платина, алмазы, уран, железная руда, хромитовые и марганцевые руды, уголь,
асбест
Эфиопия – небольшие месторождения меди, платины
2.3. По таблице 6 на стр. 384 учебника оцените обеспеченность Африки пахотными землями на
душу населения.
Используя текст (часть 2, абзац «Земельные ресурсы») продолжите список причин низкой
Обеспеченности земельными ресурсами на душу населения:
- На континенте обрабатывается всего около 1/5 земель, пригодных для
сельскохозяйственного производства.
2) …
3) …
2.4. Прочитать текст «Агроклиматические ресурсы» (стр. 276) и ответить на вопрос
(письменно)
-Что можно сказать положительного об агроклиматических ресурсах Африки; что –
отрицательного?
2.5. По данным таблицы 8 (стр. 385) выпишите наиболее лесистые и наименее лесистые страны Африки.
Что способствует обезлесиванию территории Африки?
3.1. По форзацу №2 учебника и используя таблицу 14 на стр.388, выпишите страны Африки:
А) с численностью населения более 100 млн. человек.
Б) с численностью населения более 40 млн. человек.
В) с численностью населения более 20 млн. человек.
3.2. По рис. 13 (стр. 63 учебника) определите, к какому типу воспроизводства относятся страны Африки.
Выпишите в тетрадь «формулу» воспроизводства населения для Африки.
3.3. Ознакомьтесь данными таблицы 13 (стр. 387). Вывод запишите в тетрадь.
3.4. Как вы понимаете африканскую поговорку «Не иметь денег – беда. Но не иметь детей –
значит быть бедняком вдвойне». Почему появилась эта поговорка в африканских странах?
3.5. Анализ таблицы 15, стр. 388. Вывод записать в тетрадь.
3.6. Почему в большинстве стран южнее Сахары государственными языками являются
английский, французский, португальский.
3.7. По таблице 10 стр. 386 определите, сколько объектов Всемирного наследия имеются в
Африке.
Прочтите дополнительный текст 7 на стр. 287. Вывод запишите в тетрадь.
3.8. Словарная работа: геноцид - …
3.9.Прочитать текст «Плотность населения» (стр. 277), ответить на вопросы:
А) Какие контрасты расселения наблюдаются в Африке?
Б) Какими природными и историческими причинами они объясняются?
3.10. Анализ рис. 18 на стр.77 учебника:
А) Какие страны Африки имеют самый высокий, а какие – самый низкий уровень
урбанизации?
Б) Что можно сказать, сравнивая уровень урбанизации стран Африки с уровнем урбанизации
других континентов?
3.11. По таблице 16 (стр.389), определите города-миллионеры Африки (текст учебника, стр.
271).
Как проявляется в странах Африки «городской взрыв»?
Прочтите дополнительный материал 8, стр. 287. Сделайте вывод.
4.1. Прочитать часть 4 параграфа (Хозяйство: отраслевая и территориальная структура, место Африки в мире»;
4.2. Согласны ли вы с нижеприведенными утверждениями?
Факты, свидетельствующие об экономической отсталости стран Африки:
- многоукладность экономики;
- технологическая отсталость хозяйства;
- резкое ограничение отраслей высокотоварного сельского хозяйства, производящих экспортную продукцию, и натурального и полунатурального хозяйства, обслуживающего местный спрос;
-преобладание в промышленном производстве добывающей, главным образом горнодобывающей промышленности и ее ориентировка на экспорт;
- господство во ввозе минерального и сельскохозяйственного сырья, а в вывозе - готовой продукции;
- монотоварность, то есть преобладание в товарном секторе экономики и внешней торговле большинства стран одного или нескольких продуктов – сельскохозяйственных или минеральных;
- зависимость хозяйства от внешнего рынка, внешнеторговой конъюнктуры мировых цен, а, следовательно, большая его уязвимость;
- общая отсталость транспортной системы;
-очень большая роль во многих отраслях экономики иностранного монополистического капитала;
4.3. Ответьте на вопросы:
1) Какие группы отраслей определяют место Африки в мировом хозяйстве?
2) Почему в Африке не получило развитие машиностроение?
4.4. В отраслевой структуре хозяйства Африки в последние годы увеличивается доля промышленности, непроизводственной сферы. Тем не менее в большинстве стран еще сохраняется колониальный тип отраслевой структуры хозяйства.
Выделите отличительные черты такого типа хозяйства:
1)
2)
3)
4)
4.5. Словарная работа: Монокультура - …
Монокультура в Африке имеет колониальное прошлое. Ее нельзя считать злом или благополучием.
Минусы монокультуры:
1)
2)
3)
Плюсы монокультуры:
1)
2)
3)
Страны монокультуры
Страна | Культура | Страна | Культура |
Буркина Фасо Мали Чад Гана Малави Сенегал Гамбия Нигерия Мадагаскар | Хлопчатник Хлопчатник Хлопчатник Какао Табак Арахис Арахис Арахис Ваниль | Кот-д, Ивуар Камерун Эфиопия Танзания Кения Бенин Коморские острова Маврикий Занзибар Бурунди | Какао, кофе Кофе Кофе Чай, сизаль Чай Масличная пальма Эфиромасличные Сахарный тростник Гвоздика Кофе |
4.6. По таблице 8 на странице 280 учебника:
- по возделыванию каких культур выделяются страны Африки?
5.1. Прочитайте следующий материал и сделайте вывод о транспортной сети стран Африки:
Размещение транспорта Африки, густота транспортной сети отличаются большей неравномерностью. Наибольшего по африканским масштабам развития достиг транспорт в ЮАР и в странах Магриба (за исключением их засушливых районов), что отражает общий уровень экономического развития этих стран. С другой стороны, многие районы Сахары, Намиба, Калахари, экваториальных и тропических лесов практически лишены транспорта. В Африке еще распространены перевозки на верблюдах, ослах, мулах, переноска грузов носильщиками.
Общая длина железных дорог в Африке – более 82 тыс. км. Автомобильный транспорт, основной в перевозках пассажиров, по количеству перевозимых грузов значительно уступает железнодорожному. В странах Африки, наряду со сравнительно небольшим числом автомобильных дорог с твердым покрытием, очень много грунтовых, которые непригодны для передвижения.
Из 40 тыс. км. круглогодичных и сезонных внутренних водных путей в судоходстве используется около половины (в бассейнах рек Конго и Нила).
В нефтедобывающих и некоторых других странах создан трубопроводный транспорт. По грузообороту он уступает только железнодорожному.
Крупнейшие африканские аэропорты (Каир, Касабланка) используются для международного сообщения. Одна из африканских стран – Либерия – формально обладает самым большим морским торговым флотом в мире. Почти все суда – собственность американских, греческих, английских, российских и других компаний, считающих выгодным регистрировать свои суда в Либерии, где налоги на судовладельцев ниже, чем в других странах. Расширяется портовое строительство, особенно в странах-экспортерах нефти, газа, руд, другого сырья. Египет владеет крупнейшим морским каналом мира – Суэцким.
5.2. Ответьте на вопросы:
1) Можно ли говорить об общеафриканской транспортной сети?
2) Есть ли на континенте трансафриканские железные дороги?
3) Почему большинство железных дорог имеет характер изолированных и линий проникновения?
Выходной контроль: по отдельному тексту.
Итог урока
РЕФЛЕКСИЯ:
- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Что вызвало наибольшую трудность?
- Что вызвало наибольший интерес?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...
Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"
Презентация к уроку "Рельеф Африки"...
Африка. Презентация к уроку "Климат Африки"
Презентация к уроку "Климат Африки"...