Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «География России. Природа и население. 8 класс» составлена на основе:
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г.
- сборника нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
- стандарта основного общего образования по географии
Цель программы – освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйствах разных территорий; о своей родине – России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи программы:
- освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой используется следующий учебно-методический комплект:
- Учебник «География России. Природа и население» 8 класс, автор А.И. Алексеев, Москва, Дрофа, 2009.
- Атлас «География России» 8-9 класс с комплектом контурных карт, составлены и подготовлены ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2003 г.
- Учебник «География Белгородской области» 8-9 класс, издательство Московского университета, 2008 г.
- Пособие для учителя «Практические работы по географии» 6-10 класс, под редакцией В.И. Сиротина, 2005 г.
Количество учебных часов, на которые рассчитана Рабочая программа – 70. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 68 часов, для оптимизации базы знаний на повторение темы «Пространства России» дополнительно отведено 2 часа.
Количество практических работ – 22, из них оценочных – 12 работ, тренировочных – 10 работ.
Форма текущего контроля знаний, умений и навыков
Текущий контроль осуществляется в форме оценочной практической работы по материалам практикума, самостоятельных работ.
Тематический контроль предполагает проведение контрольного тестирования по завершению темы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
1. Называть (показывать):
- численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;
- морские и сухопутные границы РФ;
- народы РФ, основные языковые группы;
- крупнейшие города, исторические и промышленные центры; сельскохозяйственные районы страны;
- важнейшие транспортные магистрали, морские порты;
- особенности тектонического и геологического строения территорий;
- основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;
- распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;
- моря, омывающие РФ;
- климатообразующие факторы и типы климата;
- распространение многолетней мерзлоты.
2. Определять (измерять):
- географическое положение объектов: местное и поясное время;
- коэффициент увлажнения (Кувл.);
- необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;
- динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации;
- показатель специализации по статистическим данным.
3. Объяснять:
- сущность основных научных понятий и терминов;
- значение географического разделения труда;
- территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;
- особенность современной демографической ситуации в России;
- влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
- влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории России;
- причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;
- причины возникновения опасных природных процессов и явлений.
4. Прогнозировать и оценивать:
- изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
- влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
- изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;
- влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;
- современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;
- составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема урока | Практические работы | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | Сроки план / факт | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение – 1 час. | ||||||
Что изучает география России. | стр. 6-10 к/карта | |||||
Раздел 1. Пространства России – 7 часов. | ||||||
Россия на карте мира. | Практическая работа № 1 Оценка особен-ностей географии-ческого положения России. (оценочная) | § 1 к/карта | Положение стран на карте | |||
Границы России. | Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте пограничных госу-дарств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. (оценочная) | § 2 к/карта | ||||
Физико - географическое положение Белгородской области. | Практическая работа Физико – геогра-фическое положе-ние Белгородской области. | Б.о. стр.4-5 | ||||
Россия на карте часовых поясов. | Практическая работа № 3 Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени). (оценочная) | Определение поясного время. | ||||
Формирование территории России. | § 4 | Исследование территории России. | ||||
Географическое изучение терри-тории России. | § 5 | |||||
Тематический контроль по те-ме «Прос-транства Рос-сии». Тест. | пов. § 1-5 карта | |||||
Раздел 2. Природа и человек – 47 часов. Тема 1. Рельеф и недра России -8 часов. | ||||||
Строение зем-ной коры (лито-сферы) на тер-ритории России | § 6 | Строение Земли. | ||||
Важнейшие особенности рельефа России. | Практическая работа № 4 Обозначение на к/к крупных форм рель-ефа, главных текто-нических структур. (оценочная) | § 7 к/карта | Рельеф. | |||
Важнейшие особенности рельефа России. | Практическая работа № 5 Сравнительная ха-рактеристика гор-ной и равнинной территорий с выяв-лением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйствен-ную деятельность людей. (Восточно-Европейская рав-нина – Урал, Сред-нерусская возвы-шенность – Хибины или Кавказ). | § 7 | ||||
Современное развитие рельефа. | § 8 | Землетрясение Вулканы. | ||||
Использование недр. | § 9 | |||||
Особенности геологического строения. Полезные ископаемые Белгородской области. | Б.о. § 1-2 | Горные породы и минералы. | ||||
Рельеф территории Белгородской области. | Практическая работа № 6 Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с различными источниками географической информации на примере своего края. (оценочная) | Б.о. § 3 | ||||
Тематический контроль по теме: «Рельеф и недра России». | пов.§ 6-9 конспект | |||||
Тема 2. Климат – 8 часов. | ||||||
Общая характеристика климата России. | § 10 | Суточное и годовое движение Земли. | ||||
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | § 11 | Атмосферное давление. | ||||
Распределение температур и осадков. | § 12 | |||||
Типы климата нашей страны. | § 13 | Пояса освещенности. | ||||
Климат Белгородской области. | Б.о. § 4 | |||||
Агроклиматические ресурсы Белгородской области. | Практическая работа № 7 Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. (оценочная) | Б.о. § 5 | ||||
Климат и человек. | Практическая работа № 8 Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника). | § 14 | КИМ Индивидуальные задания. | |||
Обобщающее повторение по теме: «Климат». | пов. § 10-14, карта | |||||
Тема 3. Богатство внутренних вод России – 6 часов | ||||||
Реки. | Практическая работа № 9 Обозначения на контурной карте крупных рек. (оценочная) | §15 к.карта | Определение по карте основных речных систем. | |||
Реки. | Практическая работа № 10 Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. (оценочная) | § 15 | ||||
Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | Практическая работа № 9 Обозначения на контурной карте крупных озер. | § 16 к/карта | Подземные воды. | |||
Внутренние воды Белгородской области. | Нанести на к. карту крупные реки и речные бассейны области. | Б.о. § 6-8 | ||||
Человек и вода. | Практическая работа № 11 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. | § 17 | Охрана вод. | |||
Итоговое тестирование № 1 «Климат», «Внутренние воды». | § 10-17 повторить | |||||
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны – 5 часов | ||||||
Почвы – «особое природное тело». | § 18 с. 115-116 | |||||
География почв России. | § 19 | Основные типы почв. | ||||
Почвы Белгородской области. Земельные ресурсы и их использование. | Практическая работа № 12 Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. | Б.о. § 9-10 | ||||
Почвы и урожай. | § 20 | |||||
Рациональное использование и охрана почв. | § 21 | |||||
Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК) – 4 часа. | ||||||
Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК). | § 22 | КИМ, индивидуальные задания. | ||||
Свойства природных территориальных комплексов. | § 23 | |||||
Природные районы Белгородской области. | Б.о. § 13 | |||||
Человек в ландшафте. | § 24 | |||||
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны – 14 час. | ||||||
Учение о природных зонах. | § 25 | |||||
«Безмолвная» Арктика. | § 26 | Растительный и животный мир. | ||||
42 | Чуткая субарктика. | Практическая работа № 13 Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне. (оценочная) | § 27 | Растительный и животный мир. | ||
43 | Таёжная зона. | § 28 | Растительный и животный мир. | |||
44 | Болота. | § 29 | ||||
45 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. | § 30 | Растительный и животный мир. | |||
46 | Лесостепи и степи. | Практическая работа № 14 Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. | § 31 | Растительный и животный мир. | ||
47 | Растительный мир Белгородской области. | Б.о. § 11 | Растительный и животный мир. | |||
48 | Животный мир Белгородской области. | Б.о. § 12 | ||||
49 | Полупустыни, пустыни, субтропики. | Практическая работа № 15 Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах. | § 32 | Растительный и животный мир. | ||
50 | Многоэтаж-ность природы гор. | § 33 | ||||
51 | Человек и горы. | § 34 | ||||
52 | Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны». | КИМ Индивидуальные задания. | ||||
53 | Итоговое тестирование № 2 «Природно-хозяйственные зоны». | повторить § 25- 34 | ||||
Тема 7. Природопользование и охрана природы – 3 часа. | ||||||
54 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов. | § 35 - 36 | Охрана природы. | |||
55 | Охрана природы и охраняемые территории. | Практическая работа № 16 Работа с картой и таблицей охраняя-емых территорий. Составление опии-сания природных особенностей од-ного из видов охра-няемых территорий. (оценочная) | § 37 | |||
56 | Экологическая обстановка. Особо охраняемые территории Белгородской области. | Б.о. §14-15 | ||||
Раздел 3. Население России – 11 часов. | ||||||
57 | Численность и воспроизводство населения России. | § 38 - 39 | ||||
58 | Половозраст-ной состав населения. | Практическая работа № 17 Характеристика по-лового и возраст-ного состава насе-ления на основе разных источ-ников информации. | § 40 - 41 | Работа со стат. данными. | ||
59 | Миграции населения. Территориальная подвижность населения Росси. | Практическая работа № 18 Изучение по картам изменения направ-ления миграцион-ных потоков во времени и пространстве. | § 42 - 44 | |||
60 | География рынка труда. | § 45 | ||||
61 | Этнический состав населения России. | Практическая работа № 19 Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. (оценочная) | § 46 - 47 | КИМ Индивидуальные задания. | ||
62 | Религии народов России. | § 48 | ||||
63 | Плотность населения. | Практическая работа № 20 Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. | § 49 | |||
64 | Расселение и урбанизация. | Практическая работа № 21 Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территорий. | § 50 | КИМ Индивидуальные задания. | ||
65 | Города России. | Практическая работа № 22 Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития. (оценочная) | § 51 | |||
66 | Сельская Россия. | § 52 | ||||
67 | Тематический контроль по разделу «Население России». Зачет-тест. | повторить § 43-57 | ||||
68 | Итоговое занятие по географии России. Природа и население. | |||||
69 70 | Повторение темы «Пространства России» |
Содержание программы
Введение 1 час
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её.
Раздел - 1. Пространства России.
Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно – территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий. Дальний Восток на рубеже 19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Современные задачи географии.
Раздел - 2. Природа и человек.
Тема 1. Рельеф и недра.
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно – ледниковый рельеф. Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Тема 2. Климат.
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.
Тема 3. Богатство внутренних вод России.
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении территории России. География российских рек. Сточные области. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.
Разнообразие и значение озёр России. Происхождение озёрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Реки – транспортные артерии страны. Каналы – рукотворные реки. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны.
Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.
География почв России. Их особенности, распространение по территории России. Почвенная карта. Почвы и урожай. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы. Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. В природе всё взаимосвязано.
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..
Человек и ландшафты. Природно – антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно – технические комплексы. Культурные ландшафты.
Тема 6. Природно – хозяйственные зоны.
Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.
Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса Восточно – Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Тема 7. Природопользование и охрана природы.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории.
Раздел - 3. Население России.
Тема 1. Сколько нас Россиян?
Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Тема 2. Кто мы?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.
Тема 3. Куда и зачем едут люди?
Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.
Тема 4. Человек и труд.
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 5. Народы и религии России.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов и административно – территориального деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6. Где и как живут люди?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.
Раздел - 4. География Белгородской области. Природа.
Территория, границы, физико – географическое положение. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф территории области. Общая характеристика климата. Агроклиматические ресурсы. Гидрографическая сеть. Реки, озёра. Водохранилища, пруды. Подземные воды. Почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование. Растительность и ботанико – географическое районирование. Животный мир. Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории.
Формы и средства контроля
Тема: Население России.
Вариант – 1
1.Численность населения России в настоящее время составляет:
А - 120 – 125 (млн. чел.);
Б - 145 - 150 (млн. чел.);
В – 100 - 120(млн. чел.).
2.Демографическая ситуация в России в последние годы характеризуется:
А – повышением рождаемости и снижением смертности;
Б - снижением рождаемости и снижением смертности;
В - снижением рождаемости и повышением смертности.
3.Как называется резкое уменьшение численности населения?
А – демографический кризис;
Б – демографический взрыв;
В – миграция населения.
4. Какие показатели характерны для традиционного типа воспроизводства населения?:
А – высокая рождаемость;
Б – низкая смертность;
В – высокий естественный прирост населения;
5.Станица является наиболее характерным типом населённого пункта:
А – в Ставропольском крае;
Б – в Ярославской области;
В – в Чукотском АО.
6.Как называются населённые пункты с численностью населения более 3тыс. человек, но
менее 12тыс. человек?
А – города;
Б - посёлки городского типа;
В – сёла.
7.Городами – миллионерами являются:
А – Саратов и Санкт – Петербург;
Б – Пермь и Уфа;
В – Уфа и Саратов.
8.К алтайской языковой семье относятся:
А – осетины, тувинцы и якуты;
Б – тувинцы, русские, карелы;
В – чуваши, татары и башкиры.
9.Самый многонациональный район нашей страны:
А – Урал;
Б – Северный Кавказ;
В – Западная Сибирь.
10.Структура занятости населения характеризуется:
А – доля занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в производственной сфере
возрастает;
Б - доля занятых в сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере сокращается;
В – доля занятых в сельском хозяйстве растёт, а в непроизводственной сфере
сокращается.
11.В районах длительного оттока населения основной чертой является:
А – преобладание мужского населения над женским;
Б – повышение доли старшего возраста;
В – преобладание доли детского населения.
12. Какова плотность населения в Московской области?
А – 150 чел./км;
Б – 25 чел./км;
В – 330 чел./км.
13.Какое население преобладает в России?
А – сельское над городским;
Б – городское над сельским;
В – одинаково.
14.В каком варианте названы только народы Северного Кавказа:
А – ингуши, чеченцы, удмурты;
Б – адыгейцы, осетины, чеченцы;
В – калмыки, карелы, карачаевцы.
15.Какие нарды исповедуют буддизм?
А – чуваши, русские, калмыки;
Б – буряты, якуты, карелы;
В – буряты, калмыки, тувинцы.
Тема: Население России.
Вариант – 2
1.Через сколько лет в России проводится перепись населения?
А – через 5 лет;
Б - через 10 лет;
В – через 20 лет.
2.Процесс рождаемости и смертности называется:
А – естественным движением населения;
Б – демографическим кризисом;
В – механическим движением населения.
3.В азиатской части России плотность населения возрастает:
А – с севера на юг;
Б - с юга на север;
В – с запада на восток.
4.В России главная полоса расселения практически полностью расположена в зоне:
А – тундры и лесотундры;
Б – тайги и смешанных лесов;
В – степей и лесостепей;
5.Станица является наиболее характерным типом населённого пункта:
А – в Ставропольском крае;
Б – в Ярославской области;
В – в Чукотском АО.
6. Отличием городских и сельских населённых пунктов, кроме численности жителей,
является следующее:
А – транспортные условия;
Б - занятость населения в хозяйстве;
В – постройки и этажность зданий.
7.Городами – миллионерами являются:
А – Саратов и Санкт – Петербург;
Б – Нижний Новгород и Новосибирск;
В – Уфа и Саратов.
8.К индоевропейской языковой семье относятся:
А – осетины и тувинцы;
Б – тувинцы и русские;
В – русские и осетины.
9. Какие показатели характерны для современного типа воспроизводства населения?:
А – высокая рождаемость;
Б – низкая смертность;
В – низкий естественный прирост населения.
10.Структура занятости населения характеризуется:
А – доля занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в производственной сфере
возрастает;
Б - доля занятых в сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере сокращается;
В – доля занятых в сельском хозяйстве растёт, а в непроизводственной сфере
сокращается.
11.В районах длительного оттока населения основной чертой является:
А – преобладание мужского населения над женским;
Б – повышение доли старшего возраста;
В – преобладание доли детского населения.
12.Соотношение мужчин и женщин в России:
А – одинаково;
Б – мужчин больше, чем женщин;
В – женщин больше, чем мужчин.
13. Сколько % составляет городское население в России?
А – от 80% до 90%;
Б – от 70% до 80%;
В – от 40% до 50%.
14.В каком варианте названы только народы Поволжья:
А – ингуши, чеченцы, удмурты;
Б – чуваши, марийцы, татары;
В – калмыки, карелы, карачаевцы.
15.Какие нарды исповедуют ислам?
А – чуваши, русские, калмыки;
Б – буряты, якуты, карелы;
В – татары, башкиры, черкесы
Ответ:
Вариант – 1 Вариант – 2
1. Б 1. Б
2. В 2. А
3. А 3. А
4. А, В 4. В
5. А 5. А
6. Б 6. Б
7. Б 7. Б
8. В 8. В
9. Б 9. Б, В
10. А 10. А
11. Б 11. Б
12. В 12. В
13. Б 13. Б
14. Б 14. Б
15. В 15. В
Литература
1. Учебник «География России. Природа и население» 8 класс, А.И.Алексеев, Москва, Дрофа, 2009 г.
2. Учебник «География Белгородской области» (учебное пособие для учащихся). Часть 1. Природа. Автор Н.Ф. Лисецкий , Петин А.Н., МГУ, 2006г.
3. Методическое пособие для учителей. География Белгородской области. Авторы А. Н. Петин, Т. В. Сластина.
4. Тесты по географии России 8-9 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2009 г.
5. Тесты. География. 6-10 классы, автор Н.Н. Петрова Москва, «Дрофа», 2006 г.
Оборудование
- Атлас «География России» 8-9 класс с комплектом контурных карт, составлены и подготовлены ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2003 г.
- Видеофильмы:
- Географические закономерности
- Горы, леса, реки и равнины России
- Животный мир и другие богатства страны.
- Карты:
- Арктика. Физическая карта
- Восточно-Европейская равнина
- Геологическая карта России
- Западная Сибирь и пояс гор Южной Сибири
- Климат России
- Курская и Белгородская область
- Почвы России
- Природные зоны России
- Россия (физическая карта)
- Таблицы:
- Культурные растения
- Озеро Байкал
- Отечественные путешественники
- Северный морской путь
- Сибирская тайга
- Состав народного хозяйства
- Схемы теплого фронта
- Схемы холодного фронта
- У истока Волги
- Урал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...