Открытый урок в 7 классе Африка
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель и задачи:
- Сформировать у учащихся представление и знания о населении Африки, его особенностях, расовом и этническом составе; размещении по материку, внешним признакам.
- Сформировать у учащихся представление о прошлом и настоящем народов Африки, о современной политической карте материка.
- Продолжать формировать умения видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами, и с информационно-географическим материалом.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.
Тип урока: усвоение нового материала.
Средства обучения: физическая карта Африки, политическая карта Африки, школьный географический атлас(карта плотности населения и народов Африки), статистический информационный материал, учебник 7 класса, тетради, цветные карандаши, ЦОР(ресурсы на носителях).
Методы обучения: словесные и практические, самоорганизация поисковой и учебно-познавательной деятельности ученика, взаимоконтроль.
Термины и понятия: Расы - европеоидная, монголоидная, негроидная; размещение и плотность населения, колония, суверенное государство.
«Население и политическая карта Африки»
Тема: «Население и политическая карта Африки»
Данный урок – шестой урок в теме «Африка»
Тип урока – комбинированный
Цели урока:
1. Образовательная – сформировать у учащихся представление и знания о населении Африки, его особенностях, расовом и этническом
составе, размещении по материку, о прошлом и настоящем народов Африки, о современной политической карте материка.
2. Развивающая – ввести в активный словарь детей новые слова (расы - европеоидная, монголоидная, негроидная; размещение и плотность населения, колония, суверенное государство), развивать основные мыслительные операции: внимание, мышление, память; логически думать и правильно делать выводы.
3. Воспитательная – воспитание коммуникативных качеств, толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности,
культуры поведения, умения слушать учителя и товарища; повышение интереса к изучению предмета.
Оборудование: физическая карта Африки, политическая карта Африки, школьный географический атлас(карта плотности населения и народов Африки), статистический информационный материал, учебник 7 класса, тетради, план-конспект для каждого учащегося., цветные карандаши, ЦОР(ресурсы на носителях).
Структура урока:
I. Организационная часть. 1 мин.
П. Повторении пройденного материала: 6 мин.
а) географический диктант по вариантам (дифференцированный подход);
б) задание на знание закономерностей атмосферного давления.
Ш. Изучение нового материала: 30 мин.
а) сформировать у учащихся представление об образовании ветра;
б) выявить причины образования и силы ветра;
в) познакомить с приборами (флюгер, анемометр);
в) показать и объяснить причины образования бризов, муссонов,
других видов ветра.
д) графическое изображение «розы ветров».
е) значение ветра для природы;
IV. Закрепление изученного материала;
а) заполнить пропуски в предложениях;
б) восстановить цепочку причинно-следственных связей 6 мин.
V. Подведение итогов; 1 мин.
VI. Домашнее задание. 1 мин.
В классе 16 человек: 7 девочек и 9 мальчиков. При планировании урока было учтено, что основным стилем деятельности учащихся этого класса является общение друг с другом, с учителем. Взаимоотношения между учащимися ровные, складываются на основе сотрудничества. В классе преобладает словесно-логический тип мышления. В классе есть группа учащихся, которая реализует свои способности и интерес к предмету, проявляя черты лидера на уроке географии ( Балязина Л, Кочеткова К, Горьков И,
Флеганов С.). Класс характеризуется высоким уровнем познавательной активности, но внимание таких учащихся как Шатохина Е., Спиридонова А. надо привлекать и поддерживать, стараюсь заинтересовать их в течении урока, они в поле зрения учителя.
На получение знаний ориентировано 4 человека; 1 человек только на получение оценки; все остальные учащиеся на получение знаний и оценок. 2 ученика класса с ослабленным зрением, поэтому на уроках для этой группы учащихся стараюсь дублировать задания, оказываю индивидуальную помощь.
В целом ученики класса обладают всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Позитивно относятся к предмету, охотно выполняют задания творческого характера.
Урок по теме «Ветер» является четвертым уроком в теме «Атмосфера».
1. Учащиеся знают: нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью (природоведение 5 класс)
2. Учащиеся умеют: самостоятельно наблюдать и фиксировать элементы и явления погоды.
3. Учащиеся имеют навыки работы с: календарем погоды; дополнительной литературой.
Исходя из психологических особенностей класса, возрастных особенностей, темы урока были сформированы следующие цели урока:
Цели урока:
1. Образовательная – сформировать у учащихся понятие «ветер», выявить причины образования и силы ветра, опираясь на
знания, полученные при изучении темы «Атмосферное давление; определить причины образования бризов, муссонов,
других видов ветра; познакомить с приборами (флюгер, анемометр); изучить значение ветра для природы.
2. Развивающая – развивать основные мыслительные операции: внимание, мышление, память; продолжить формировать умение
работать с таблицей, схемами, с графиками в ходе практической работы; логически думать и правильно делать выводы.
3. Воспитательная – воспитание коммуникативных качеств; быть объективными и критичными, умение четко и кратко выражать
свои мысли, мыслить логически; повышение интереса к изучению предмета.
Основные используемые методы:
1. По источнику передачи и восприятия информации – словесный, наглядный, практический.
2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – частично-поисковый.
3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности, эвристический метод;
4. Методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль;
5.По степени взаимодействия учителя и ученика – изложение, беседа, самостоятельная работа – закрепление;
6. В зависимости от конкретных задач – изучение нового материала.
Использую нетрадиционный подход в преподавании предмета.
Формы работы – индивидуальная, фронтальная, групповая.
Урок состоял из шести этапов. Основные цели урока достигались поэтапно.
Организационный этап:
Задачи: Создание положительного эмоционального настроя, организация внимания учащихся. Моя работа была нацелена на создание доброжелательной атмосферы урока. Так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на работу, поэтому на этот этап был отведено 1 минута.
Этап подготовки учащихся к активной работе:
Задачи: Мотивировать учащихся на повторение пройденной темы, подготовить учащихся к работе.
Для повторения темы «Атмосферное давление» выбрала географический диктант и задание на знание закономерностей атмосферного давления. Все учащиеся получили оценку, ликвидировали пробелы в знаниях пройденной темы.
Этап усвоения новых знаний:
Этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной частью урока.
Задачи: Организация процесса восприятия, осознания и осмысления нового материала на основе самостоятельной практической деятельности учащихся.
На первом этапе формирую понятие «ветер», использую загадки и песню. Уроки такого типа интересные, с увлечением, более трудный материал становится доступным и понятным для учащихся. Показав опыт, нацеливаю ребят на логическое мышление. Выявляю причины образования и силы ветра, опираясь на знания, полученные при изучении темы «Атмосферное давление», расширяю и углубляю знания учащихся. Знакомлю с приборами с помощью которых наблюдают направление и скорость ветра (флюгер, анемометр). ) Показываю и объясняю причины образования бризов, муссонов, других видов ветра. Использую компьютер, видеофрагмент.
Активизация мыслительной деятельности шло через составление схемы «Бриз», «Муссон". Первичное закрепление шло через заполнение схемы «Ветер».
В достаточном полном объеме знания о муссонах учащиеся должны усвоить при изучении следующего курса географии материков и океанов. Здесь же я их рассмотрела в качестве примера образования ветра над большими пространствами суши и океана.
Продолжила формировать умение работать с таблицей, схемами, с графиками в ходе практической работы построение «розы ветров».
Показываю зависимость погоды от преобладающих ветров, а также то, что смене погоды предшествует погода с сильными ветрами.
Прочитав в учебнике подпункт «Значение ветра», первый вариант выписывает в таблицу плана- конспекта «Ветер – друг человека»,
второй вариант «Враг человека». Затем зачитывают по вариантам свои ответы, делают вывод: «С одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой – враг и беда».
Закрепление знаний осуществлялось поэтапно.
Фронтальная работа по вопросам позволила проверить объем и качество усвоенного материала, задействовав слуховую память, зрительную.
Для закрепления изученного материала учащиеся заполняли пропуски в предложениях, восстановить цепочку причинно-следственных связей, корректируя полученные знания, ликвидировали ошибки, если таковы были. Добивалась в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Подвила итог работы, проанализировала выполнение целей урока, выставила оценки и напомнила ребятам, что те оценки, которые они выставили в начале урока, пойдут в журнал. Отметила тех ребят, кто активно работал на уроке, выразила надежду на более активную работу в адрес тех, кто был менее активен.
Мною использовался метод разноуровневого домашнего задания – всем прочитать параграф 38, учащиеся, которые получили за урок оценку «5», предлагаю задание для удовольствия, объяснить смыл народных пословиц:
- «Не бросай слов на ветер»;
- «Не море топит корабли, а ветер»;
- «Ветер не дунет, так и осока не зашумит», или подготовить сообщение о торнадо, смерче, те учащиеся которые получили оценку «4» и «3» - выполняют задание 2,4 на странице 143.
На уроке поддерживалась атмосфера сотрудничества, успеха в изучении интересной темы, дух самостоятельности.
По итогам работы учащихся, я считаю, что цели урока достигнуты, каждый ученик класса смог получить оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"
коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....
Открытый урок «Разнообразие природы Африки» класс 7
Учебный предмет: географияКласс: 7.Тема: «Разнообразие природы Африки»класс 7 Краткая аннотация урока:Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На ...
Открытый урок: "Природные зоны Африки"
Интегрированный урок география+биология. Тема урока: "Природные зоны Африки". Проводиться в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваютсяприродные зоны как природный компелекс и хара...
Открытый урок: "Природные зоны Африки"
Интегрированный урок география+биология. Тема: "Природные зоны Африки" Проводится в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваются природные зоны как природный комплекс и характе...
Открытый урок "Обобщающее повторение Африки"
Урок для обобщающего повторения с дополнительным материалом...
Конспект открытого урока по географии «Африка, для меня она стало родною»
Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Африка» ...
Открытый урок "Природные зоны Африки"
Изучения нового материала при помощи заполнения картосхемы и логически-опорного конспекта....