Открытый урок в 7 классе Африка
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Грязева Лидия Ивановна

Африка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_afrika_7_kl.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Этап, время

                                     

Содержание   урока

             

деятельность

учителя

деятельность

ученика

обоснование

                 1

2

             3

4

1.Организационный  

    момент

    1  мин.

-Доброе  утро, ребята! Мы с Вами проводим необычный урок.  У нас присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными. На уроке нужно показать свои знания, умения и творческие способности.

Мотивация  учащихся на  работу  на  уроке, постановка  задачи.

Приветствуют  учителя

Мобилизация  учащихся  для  включения  в  активный  учебный процесс.

2.Повторение  

  пройденного  

  материала:                                                                    

   8   мин.

Слайд

Ш.  Изучение  нового  материала

     28  мин.

      Слайд

а) выявить  особенности  размещения  населения  по  территории  материка

б)  

Слайд

                                       

 г)

                                 

                             

  д) практическая  

    работа:  

   «Построение  

   «розы ветров».

е) значение  ветра  

   для  природы;

                         

         Слайд

IV. Закрепление  

      изученного    

     материала.

                     

       5  мин.

 V. Подведение  

     итогов.

                     

       2  мин.

  VI. Домашнее    

       задание.

        1  мин.

На  прошедшем  уроке  мы  с  вами    хорошо  поработали, узнали  много  нового, интересного. Прежде  чем  приступить  к  изучению  новой  темы, урок  начнем  с  повторения  пройденного  материала.

Илья, Роман и Владислав  работают  по  карточкам.

Раздаю  карточки.          

   1. Индивидуальный  опрос.

       Остальные  ребята  работают  с  учителем.

Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики

  1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.
  2. Занимает около трети материка, особенно в северной части.
  3. Занимает почти 40% площади материка.
  4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня.
  5. Выделяют сухой и влажный сезоны.
  6. Иногда дожди не выпадают годами.
  7. Почвы практически отсутствуют.
  8. Почвы красно-желтые, ферраллитные.
  9. Богатые перегноем красно-бурые почвы.
  10. Лесная растительность расположена ярусами.
  11. Растительность сосредоточена в оазисах.
  12. Преобладают травы и редко стоящие деревья.
  13. Самое ценное растение — финиковая пальма.
  14. Много деревьев с ценной древесиной.
  15. Самые распространенные деревья — баобаб и зонтичная акация.
  16. Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек.
  17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.
  18. Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны

а) Экваториальные леса;
б) саванна;
в) тропические пустыни.

Ответы нужно занести в таблицу:

Экваториальные

леса

Саванна

Тропические пустыни

 

 

 

Ответы записывать в виде номера предложенной характеристики:

Код правильных ответов:

Экваториальные леса

Саванна

Тропические пустыни

2,4,8,10,14,18.

3,5,9,12,15,17.

1,6,7,11,13,16.

 

 

 

Вывод по проверке домашнего задания:

Кол-во уч-ся выполнивших работу

На « 5» -
На « 4» -
На «3» -

Молодцы  справились  с  заданием.

Ещё  раз  обратите  внимание  на  те  вопросы, где  вы  дали  не правильный  ответ.

     

Изучение  нового  материала

      Тема  урока «Население  и  политическая  карта  Африки»

Изучение нового материала строится по следующему плану:

  1. Африка – прародина  человечества.
  2. Расы и народы.
  3. Коренное  и  пришлое  население.
  4. Особенности размещения населения по территории материка.
  5. О жилищах африканских народов.
  6. Колониальное  прошлое.
  7. Современная  политическая  карта  Африки.

1. Многие  ученые  считают  Африку прародиной  современного  человека.  В 1994 году  поступили  сообщения  о  том, что  в  Эфиопии ученые  установили  возраст  останков  древнейшего  человека – около 4 млн. лет. Как  предполагают, он  был  небольшого  роста, имел  сильные  зубы и питался  растительной  пищей. Человек  современного  типа  появился  в  Африке  примерно  11  тыс. лет назад.

2. Под  влиянием  местных  условий  формировались  различные  расы.

На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга?

Население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне и др.), которые говорят на арабском языке, а также берберы, говорящие на берберском языке. Для них характерны смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо.

Большую часть материка южнее Сахары населяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, в чертах лица, в форме головы. Самые высокие народы Африки живут в саваннах северной части материка (тутси, хими и др.). Их средний рост 180—200 см. Они удивительно стройны и грациозны. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.

Народы экваториальных лесов — пигмеи — малорослы (ниже 150 см). Цвет кожи у них менее темный, чем у многих других негроидов, губы тонкие, широкий нос, коренастые. Пигмеи — жители лесов. Лес для них — дом и источник всего необходимого для существования. Это одна из самых небольших народностей Африки, численность которой неуклонно падает.

В полупустынях и пустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты. Для них характерны желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает им сходство с монголоидами. Бушмены, как и пигмеи, низкорослы, но тонкокостны.

К промежуточной расе некоторые специалисты относят эфиопов. Они отличаются более светлой, но с красноватым оттенком окраской кожи. По своему внешнему виду эфиопы ближе к южной ветви европеоидной расы. Малагасийцы (жители Мадагаскара) произошли от смешения представителей монголоидной и негроидной рас.

Основную часть жителей материка составляет коренное, т. е. исконное, постоянное, население. Пришлое население европейского происхождения живет главным образом в местах с лучшими климатическими условиями и составляет незначительную часть населения материка. На севере материка вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка — африканеры (потомки переселенцев из Нидерландов), англичане и др.

2. Сейчас  познакомимся  с  особенности размещения населения Африки.  В  Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?

- Каковы все-таки причины не слишком большой численности населения Африки? (В мире нет другого континента, который в такой степени бы пострадал от колониального гнета и работорговли, как Африка.)

- А сейчас познакомимся с размещением населения на материке? Для этого будем работать с картой плотности населения (атлас 7 класс). Для начала мы должны разобраться с системой условных знаков: цвет карты показывает плотность населения на 1 кв. км. (плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км). – работа со словарем географических терминов.

-вывод: на карте малонаселенные территории окрашены бледным тоном, чем выше плотность населения, тем гуще тон окраски.

- Население по территории материка размещено очень неравномерно. В области пустынь и полупустынь (Сахаре и Калахари) население весьма редкое , некоторые районы совершенно безлюдны. Сравнительно густо заселены побережья Гвинейского залива, Средиземного моря и юго-восточное побережье материка. Очень высокая плотность населения в дельте Нила, где она превышает 1000 человек на 1 кв. км. Это один из густо населенных районов не только Африки, но и всего мира.

Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.

- на карте плотности населения можно увидеть и крупные города материка:

во-первых в Африке вообще мало городов, в том числе и крупных , а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности;

во-вторых, что города с населением более 3 млн. человек находятся только на берегах Нила и Конго.

О жилищах африканцев.

А сейчас я  покажу жизнь африканцев в окружающей природе.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или украинские хаты-мазанки. Столь же разнообразны и жилища африканцев. Главными критериями жилья служат практические и культурно-бытовые соображения.

Пастух-зулус (крупнейшие из народов банту) отдыхает в безлюдной саванне на одной ноге. Он напоминает в такой позе цаплю, фламинго! Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке как делает это наш пастух где-нибудь в средней полосе России?(пустынные просторы кишат змеями и скорпионами, чем меньше площадь соприкосновения с поверхностью, тем лучше и комфортнее пастуху-зулусу)

Шатер кочевников туарегов. «Крыша нашего постоянного дома — небо, наше временное пристанище — фелидж»,— говорят туареги. Сборка шатра занимает не более двух часов, сверху его покрывают верблюжьими, козьими или овечьими шкурами — «кошмами», а пол застилают циновками. Днем все стороны фелиджа открыты — ночью хижина не имеет ни окон, ни дверей. Хижина пигмеев. Расчетливые строители сконструировали свое жилище совсем из других материалов — листьев, травы и веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветки. Сначала строительницы чертят палкой круг и вгоняют в землю длинные эластичные ветки. Затем побег сгибают и вгоняют в землю на противоположной стороне. Получившиеся куполообразные или полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Если листья запачкались и начинают привлекать надоедливых насекомых, то их снимают и промывают в реке — таким образом жители «стирают» «крышу» и «стены» своего жилища.

Хижина на сваях. В африканских мифах говорится, что мир родился от брака Земли (Айякумбо) и Воды (Осей). Самое большое из свайных поселений Африки — деревня Ганвье, которая насчитывает более тысячи крытых папирусом домов и более 10 000 жителей. Стены такой хижины состоят из щелевых продуваемых щитов и бамбуковых жердей, пол строения также из бамбуковых жердей и пальмовых листьев. Пол нередко несплошной, зато в комнатах чисто: любая грязь проваливается вниз. Хижина, как правило, низкая ходить в ней можно лишь согнувшись.

Хижина жителей саванн. И вновь, приступая к делу, строитель чертит на земле круг по размеру будущей хижины, потом замешивает глину и лепит круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Когда глина высохнет и затвердеет, приступают к новому слою. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: «Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра. Ведь всегда есть какие-то более спешные дела». Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы. Через низкий на небольшой высоте от земли вход могут войти, не согнувшись, лишь 8— 10-летние дети. Собственно дверью служит плетеная соломенная циновка, стоящая у стены хижины.

Колониальное  прошлое.

Народы  Африки  прошли  длительный  путь  развития. Раскопки

в  среднем  течении  реки Нигер  подтвердили  существование  высокой  культуры  народов  Гвинейского  побережья. Многие  государства  Африки  имеют  древнюю  историю (Египет, Эфиопия, Гана, Бенин и др.). Там  процветали  ремесла, торговля, строительное  дело.

Сохранились  замечательные  памятники  искусства: египетские  пирамиды – чудо древней  строительной  техники, резьба по слоновой  кости и дереву, скульптуры из бронзы.

Сообщение  учащегося.

Европейская  колонизация и работорговля, особенно  широко  развернувшаяся в 17-18 вв., привела  к  опустошению обширных  областей Западной и Центральной Африки, усилили  рознь и войны между  отдельными  народами, пагубно отразились на их хозяйственной и культурной деятельности. Основная работорговля тогда велась европейскими державами на западном  побережье, откуда африканцев переправляли через Атлантику в Америку.

Одновременно с работорговлей шла колонизация  материка. К началу 20 в. наиболее развитые  страны  Европы поделили между  собой почти  всю  территорию Африки и превратили её в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной  самостоятельности).

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное  население,

Отбирали  лучшие  земли, сгоняли с родных мест в малопригодные  для жизни  районы. Они беспощадно грабили страны: вывозили золото, алмазы, медную руду, ценную древесину. Превратив африканцев фактически а рабов, страны-поработители использовали их в качестве дешевой, почти даровой рабочей силы на рудниках и плантациях. Однако угнетенные народы объединялись для борьбы с захватчиками.

Борьба против  колонизаторов достигла особенно  большой силы после Второй мировой  войны. В начале 20 в. в Африке было только два свободных государства – Либерия и Эфиопия.

Сегодня все  страны  континента  обрели  независимость.

Современная  политическая  карта  Африки  сложилась  несколько  десятков лет назад. На  территории  материка  находится  55  государств, из них самые  большие по площади Судан, Алжир, Демократическая  Республика Конго, Ливия. Самые  маленькие  страны  обозначены на  политической  карте  цифрами.

Самая  крупная  страна по  численности населения   - Нигерия.

Большинство  государств имеют  выходы к морям и океанам.

Итак, вернемся  к  плану  уроку. Сегодня  мы  рассмотрели  все  намеченные  пункты  и  узнали  много нового,  интересного по  теме «Население и политическая  карта Африки».

Давайте  поработаем самостоятельно с атласами и заполним в плане-конспекте таблицу  с  вопросами.

Используя  карту, запишите государства  Африки (более 7)

Запишите  страны, не имеющие выхода к океану

Какая  плотность  преобладает в Сахаре, на востоке  материка?

Какие  народы  проживают  в  Африке?

Вывод по уроку: Сегодня на уроке мы познакомились с населением Африки с его особенностями, с расовым и этническим составом, изучили размещение народов по территории континента. Поработали с географическими картами, со статистическим материалом и картосхемой. При подготовке домашнего задания вы закончите работу на контурной карте и повторите, изученное на уроке.

Илья, Роман и Владислав  работают  по  карточкам.

Работа  учащихся

Заполняют таблицу  в  тетради

Трое  учеников  работают  у  доски

Раса -

Внимательно  смотрят  слайд.

Слушают.

Отвечают на  вопрос.

пустынные просторы кишат змеями и скорпионами, чем меньше площадь соприкосновения с поверхностью, тем лучше и комфортнее пастуху-зулусу)

Внимательно  слушают  учителя

Отвечают.

Отвечают  на  вопросы  учителя.

Делают  вывод.

Отвечают  

Показывают  у доски.

Делают  вывод.

Причина  движения  воздуха – разница  в  атмосферном  давлении.

Внимательно  слушают

Записывают   в  словарь

Работают  с  форзацем  учебника

Отвечают  на  вопросы

Делают  упражнения

Слушают  учителя

Выполняют  задание

Отвечают

Работают  с  учебником

Отвечают  на  вопросы

Работают  на  плане-конспекте

Слушают  внимательно учителя.

Смотрят слайды  на  компьютере

Работа  учащихся  на  плане-конспекте.

Построение  «розы ветров» по  данным  таблицы.

Слушают  сообщение

Делают  вывод

Работают  в  плане-конспекте

Ответы  детей

Записывают  в  дневник  домашнее  задание

Применить  свои  знания и выделить  из  пройденной  темы  самое  главное.

Дифференцирован-

ный   подход.

Развитие  коммуникативных

навыков.

Развивается  логическое  мышление.

Настрой  детей  на  активную  умственную  деятельность.

Подключение  долговременной  памяти.

Активизация  памяти

Рабочий  настрой  на  изучение  новой  темы.

Обратная  связь.

Развитие  внимания, логического  мышления.

Развитие  устной  речи.

Многократное  повторение  для  лучшего  запоминания.

Связь  с  изученным  материалом.

Расширение  кругозора  детей

Обогащение  словарного  запаса

Развитие  логического  мышления.

Развитие  умения  работать  с  форзацем учебника. Выделять  главное.

Смена  деятельности, охрана  здоровья, переключение  внимания.

Развитие   зрительной  памяти

Вовлечение  в  работу  учащихся.

Развитие  умственной  деятельности,

умение  делать  выводы

Аналитико-синтетическая  деятельность

Развитие  внимания

Развитие  умения  работать  с  рисунками  в   учебнике, правильно  делать  выводы.

Многократное  повторение

Развитие  внимания

Активизация  памяти

Развитие  внимания

Добиться  в  ходе  закрепления  повышения  уровня  осмысления  изученного  материал, глубины  его  понимания.

Применить  свои  знания и выделить  из  изученной  темы  самое  главное.

Обобщение  и  систематизация  знаний

Оценочная  деятельность

Выявление  уровня  усвоения  изученной  темы.

Комментирование  каждой  оценки.

Отслеживание  микроклимата  в  классе.

Цель и задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление и знания о населении Африки, его особенностях, расовом и этническом составе; размещении по материку, внешним признакам.
  2. Сформировать у учащихся представление о прошлом и настоящем народов Африки, о современной политической карте материка.
  3. Продолжать формировать умения видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами, и с информационно-географическим материалом.
  4. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.

Тип урока: усвоение нового материала.

Средства обучения: физическая карта Африки, политическая карта Африки, школьный географический атлас(карта плотности населения и народов Африки), статистический информационный материал, учебник 7 класса, тетради, цветные карандаши, ЦОР(ресурсы на носителях).

Методы обучения: словесные и практические, самоорганизация поисковой и учебно-познавательной деятельности ученика, взаимоконтроль.

Термины и понятия: Расы - европеоидная, монголоидная, негроидная; размещение и плотность населения, колония, суверенное государство.

«Население и политическая  карта  Африки»

Тема: «Население и политическая  карта Африки»

Данный  урок –  шестой  урок  в  теме  «Африка»

Тип  урока –  комбинированный

Цели  урока:

1. Образовательная –  сформировать у учащихся представление и знания о населении Африки, его особенностях, расовом и этническом  

    составе, размещении по материку, о прошлом и настоящем народов Африки, о современной политической карте материка.

2. Развивающая –  ввести  в  активный  словарь  детей  новые  слова (расы - европеоидная, монголоидная, негроидная; размещение и       плотность населения, колония, суверенное государство),  развивать  основные  мыслительные  операции: внимание, мышление,  память; логически   думать  и  правильно делать  выводы.  

3. Воспитательная –  воспитание  коммуникативных  качеств, толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности,  

    культуры    поведения, умения  слушать  учителя и товарища; повышение    интереса  к  изучению   предмета.

Оборудование: физическая карта Африки, политическая карта Африки, школьный географический атлас(карта плотности населения и народов Африки), статистический информационный материал, учебник 7 класса, тетради, план-конспект для каждого  учащегося., цветные карандаши, ЦОР(ресурсы на носителях).

Структура  урока:

                                   I.  Организационная  часть.                                                                                              1  мин.

                                  П.  Повторении  пройденного  материала:                                                                      6  мин.  

                                         а) географический  диктант по  вариантам (дифференцированный  подход);

                                         б) задание на знание закономерностей атмосферного давления.

                                 Ш.  Изучение  нового  материала:                                                                                    30 мин.

                                         а) сформировать  у  учащихся  представление  об  образовании ветра;

                                         б) выявить  причины  образования и силы  ветра;

                                         в) познакомить  с  приборами (флюгер, анемометр);

                                         в) показать  и  объяснить  причины  образования бризов, муссонов,

                                             других видов ветра.

                                         д) графическое  изображение  «розы ветров».

                                         е)  значение  ветра  для  природы;

                                 IV.  Закрепление  изученного  материала;  

                                         а) заполнить  пропуски в предложениях;  

                                         б) восстановить цепочку  причинно-следственных связей                                      6 мин.                                                                                

                                  V.  Подведение  итогов;                                                                                                      1  мин.

                                 VI.  Домашнее  задание.                                                                                                       1 мин.

          В  классе  16  человек: 7 девочек и 9 мальчиков. При  планировании   урока  было  учтено, что  основным  стилем  деятельности  учащихся  этого  класса  является  общение  друг  с  другом, с  учителем. Взаимоотношения  между  учащимися  ровные, складываются  на  основе  сотрудничества. В классе  преобладает  словесно-логический  тип  мышления. В  классе  есть  группа  учащихся, которая  реализует  свои  способности  и  интерес  к  предмету, проявляя  черты  лидера  на  уроке  географии    ( Балязина Л, Кочеткова К, Горьков И,

 Флеганов С.). Класс  характеризуется   высоким  уровнем  познавательной  активности, но  внимание   таких  учащихся  как   Шатохина Е., Спиридонова А.  надо   привлекать  и  поддерживать, стараюсь  заинтересовать  их   в  течении  урока,  они  в  поле  зрения  учителя.

На  получение  знаний  ориентировано  4  человека; 1 человек  только  на  получение  оценки; все  остальные  учащиеся  на  получение  знаний  и  оценок. 2  ученика  класса  с  ослабленным  зрением, поэтому  на  уроках  для  этой  группы  учащихся  стараюсь  дублировать  задания, оказываю  индивидуальную  помощь.

В целом  ученики  класса  обладают  всеми  необходимыми  знаниями, умениями и навыками. Позитивно  относятся  к  предмету, охотно  выполняют  задания  творческого  характера.

Урок  по  теме  «Ветер» является  четвертым  уроком в  теме «Атмосфера».

1. Учащиеся  знают: нагревание и охлаждение  воздуха над  сушей и водной  поверхностью (природоведение 5 класс)

2. Учащиеся  умеют: самостоятельно  наблюдать  и  фиксировать  элементы  и  явления  погоды.

3. Учащиеся  имеют  навыки  работы  с: календарем  погоды; дополнительной   литературой.

Исходя  из  психологических  особенностей  класса, возрастных  особенностей, темы  урока  были  сформированы  следующие  цели  урока:

Цели  урока:

1. Образовательная – сформировать у  учащихся  понятие «ветер», выявить  причины образования  и силы  ветра, опираясь  на  

    знания, полученные   при  изучении  темы  «Атмосферное  давление; определить  причины  образования  бризов, муссонов,  

    других видов ветра; познакомить  с  приборами  (флюгер, анемометр); изучить  значение  ветра  для  природы.

2. Развивающая – развивать  основные  мыслительные  операции: внимание, мышление, память; продолжить  формировать  умение  

    работать  с  таблицей, схемами, с графиками в ходе  практической  работы; логически   думать  и  правильно делать  выводы.  

3. Воспитательная –  воспитание  коммуникативных  качеств;  быть  объективными  и  критичными, умение  четко  и  кратко  выражать  

   свои  мысли, мыслить  логически; повышение  интереса  к  изучению  предмета.

Основные  используемые  методы:

1. По  источнику  передачи  и  восприятия  информации –  словесный, наглядный, практический.

2. По  степени  самостоятельности  мышления  обучающихся – частично-поисковый.

3. По  стимулированию  интереса к учению – создание  ситуации  занимательности, эвристический  метод;

4. Методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль;

5.По  степени  взаимодействия  учителя и ученика – изложение, беседа, самостоятельная  работа – закрепление;

6. В зависимости  от  конкретных  задач – изучение  нового  материала.

Использую нетрадиционный  подход  в  преподавании  предмета.

Формы  работы – индивидуальная, фронтальная, групповая.

Урок  состоял из  шести  этапов. Основные  цели  урока  достигались  поэтапно.

Организационный  этап: 

Задачи: Создание  положительного  эмоционального  настроя, организация  внимания  учащихся. Моя  работа  была  нацелена  на  создание  доброжелательной  атмосферы  урока. Так  как  класс  традиционно  готовится  до  урока, дисциплинирован, быстро  настраивается  на  работу, поэтому  на  этот  этап  был  отведено  1 минута.

Этап  подготовки  учащихся  к  активной  работе:

Задачи:  Мотивировать  учащихся на  повторение  пройденной  темы, подготовить  учащихся  к  работе.

Для  повторения  темы «Атмосферное  давление» выбрала   географический  диктант  и  задание на знание закономерностей атмосферного давления. Все  учащиеся  получили  оценку, ликвидировали  пробелы  в  знаниях  пройденной  темы.

Этап  усвоения  новых  знаний:

Этот  этап  занимает  доминирующее  положение  по  времени  и  объему, являясь  главной  частью  урока.

Задачи: Организация  процесса  восприятия, осознания  и  осмысления  нового  материала  на  основе  самостоятельной  практической  деятельности  учащихся.

На  первом  этапе  формирую понятие  «ветер», использую загадки и  песню. Уроки  такого  типа  интересные, с увлечением, более  трудный  материал становится  доступным и понятным для учащихся. Показав опыт, нацеливаю  ребят на логическое  мышление. Выявляю  причины образования  и силы  ветра, опираясь  на   знания, полученные   при  изучении  темы  «Атмосферное  давление», расширяю  и углубляю  знания  учащихся. Знакомлю  с  приборами  с помощью которых  наблюдают  направление и скорость  ветра (флюгер, анемометр). ) Показываю и  объясняю  причины  образования бризов, муссонов,  других видов ветра. Использую  компьютер, видеофрагмент.

Активизация  мыслительной  деятельности  шло  через  составление  схемы  «Бриз», «Муссон". Первичное  закрепление  шло  через  заполнение  схемы «Ветер».

В достаточном  полном  объеме  знания о муссонах учащиеся  должны  усвоить  при  изучении  следующего  курса  географии  материков и океанов. Здесь же я  их рассмотрела  в  качестве  примера  образования ветра над  большими  пространствами  суши и океана.

Продолжила  формировать  умение   работать  с  таблицей, схемами, с графиками в ходе  практической  работы построение «розы ветров».

Показываю зависимость  погоды от преобладающих  ветров, а также то, что  смене  погоды  предшествует  погода  с  сильными  ветрами.

Прочитав  в учебнике  подпункт «Значение ветра», первый  вариант  выписывает  в   таблицу плана- конспекта  «Ветер – друг человека»,

второй  вариант «Враг  человека». Затем  зачитывают  по  вариантам  свои  ответы, делают  вывод: «С одной  стороны  ветер полезен  для  природы и жизни человека, а с другой – враг и беда».

Закрепление  знаний  осуществлялось  поэтапно.

Фронтальная  работа  по  вопросам  позволила  проверить  объем и качество  усвоенного  материала, задействовав  слуховую  память, зрительную.

      Для  закрепления  изученного  материала  учащиеся  заполняли  пропуски  в  предложениях, восстановить цепочку  причинно-следственных  связей, корректируя  полученные  знания, ликвидировали  ошибки, если  таковы  были.  Добивалась  в  ходе  закрепления  повышения  уровня  осмысления  изученного  материала, глубины  его  понимания.

Подвила  итог  работы, проанализировала  выполнение  целей  урока,  выставила  оценки и напомнила  ребятам, что  те  оценки, которые они  выставили в  начале  урока, пойдут в журнал. Отметила  тех  ребят, кто  активно  работал  на  уроке, выразила  надежду  на  более  активную  работу в адрес  тех, кто  был  менее  активен.

Мною  использовался  метод  разноуровневого   домашнего  задания –   всем  прочитать  параграф  38, учащиеся, которые  получили  за  урок оценку «5», предлагаю  задание для  удовольствия, объяснить  смыл  народных  пословиц:

  1. «Не бросай  слов  на  ветер»;
  2. «Не море  топит  корабли, а ветер»;
  3. «Ветер не  дунет, так и осока не  зашумит», или  подготовить  сообщение  о  торнадо, смерче, те  учащиеся  которые  получили оценку «4» и «3»  - выполняют  задание  2,4  на  странице  143.

На  уроке  поддерживалась  атмосфера  сотрудничества, успеха  в  изучении   интересной  темы, дух  самостоятельности.

По  итогам  работы  учащихся, я  считаю, что  цели  урока  достигнуты, каждый  ученик  класса  смог  получить  оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"

коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....

Открытый урок «Разнообразие природы Африки» класс 7

Учебный предмет: географияКласс: 7.Тема: «Разнообразие природы Африки»класс 7 Краткая аннотация урока:Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На ...

Открытый урок: "Природные зоны Африки"

Интегрированный урок география+биология. Тема урока: "Природные зоны Африки". Проводиться в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваютсяприродные зоны как природный компелекс и хара...

Открытый урок: "Природные зоны Африки"

Интегрированный урок география+биология. Тема: "Природные зоны Африки" Проводится в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваются природные зоны как природный комплекс и характе...

Открытый урок "Обобщающее повторение Африки"

Урок для обобщающего повторения с дополнительным материалом...

Конспект открытого урока по географии «Африка, для меня она стало родною»

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Африка» ...

Открытый урок "Природные зоны Африки"

Изучения нового материала при помощи заполнения картосхемы и логически-опорного конспекта....