Открытый урок: "Природные зоны Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Интегрированный урок география+биология. Тема: "Природные зоны Африки"
Проводится в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваются природные зоны как природный комплекс и характеризуются компоненты природы и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Данные заносятся в информационный журнал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 45 КБ |
prilozhenie_no4.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2105
(105005 г. Москва, Кондрашевский тупик, д.3 «А», тел. 8-499-261-22-63)
Интегрированный урок география+биология в 7-ых классах
Тема: «Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: пресс-конференция.
Цели и задачи урока:
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Африки;
- вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия;
- Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации и географическими картами, научить учащихся обрабатывать, анализировать и обобщать полученную информацию;
- Сформировать умение составлять характеристику природных зон;
- Сформировать представление о рациональном природопользовании и охране природы;
- Сформировать умение работать в группе;
- Совершенствовать навыки работы на компьютере (поиск, информация из интернета, создание мультимедийных презентаций).
Используемые технологии:
- Игровая.
Учебно-наглядный комплекс:
Карты Африки - физическая, природных зон, картины, графики, презентация, картосхемы.
Учитель: Рязанова Жанна Анатольевна
(8-905- 712-59-53, geo-zhanna12@rambler.ru,
142520, с. Рахманово д. 58, Павлово-Посадский район,
Московская область)
Ход урока:
Здравствуйте! Сегодня мы проводим пресс-конференцию на которой присутствуют специалисты из разных областей науки: климатологи, почвоведы, биологи, зоологи, экологи. Тема пресс-конференции:
«Природные зоны Африки».
В начале вспомним, что такое природная зона?
Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Наша задача: рассмотреть особенности каждого компонента природы и установить взаимосвязь между ними в каждой природной зоне, а также возникшие экологические проблемы в результате хозяйственной деятельности человека. Обобщить полученный результат мы сможем в исследовательском журнале.
В каких природных зонах расположена Африка?
(1 ученик называет и показывает у доски)
Сегодня мы рассмотрим подробно три природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни.
Каждая природная зона обсуждается участниками конференции по плану:
На фоне фрагмента фильма ученик читает стихотворение или загадку о природной зоне или небольшой вступительный рассказ (индивидуальное опережающее задание).
Влажный экваториальный лес:
Экваториальный лес или гилея, называют раем и адом одновременно. Первое впечатление – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав. Повсюду спутанные плети ползучих растений стелются на открытых местах, охватывают деревья и с беспощадной настойчивостью взбираются на кроны, образующие вознесенные ввысь террасы джунглей. Сверху сетями свисают лианы. Стоят, не шелохнувшись деревья-великаны, точно колонны, подпирающие небесный свод. Их стволы покрыты растениями-эпифитами. Шумно и душно. Гниют огромные упавшие деревья, имеющие мощные досковидные корни, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.
Стихотворения или загадки о природных зонах:
Влажные экваториальные леса.
Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
Саванны и редколесья:
Бескрайние африканские саванны – последнее место на Земле, где еще сохранились большие стада крупных диких травоядных животных. С наступлением засухи они начинают кочевать в поисках свежей травы и воды. Характерной чертой ландшафта являются разбросанные повсюду по слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников на фоне густого травяного покрова. И напрасно путник будет искать защиты от солнца под кроной деревьев, особенно во время засухи. Но вот наступает сезон дождей, когда воды достаточно и саванна просто взрывается жизнью. В саваннах растет необыкновенное дерево, имеющее фантастический вид: вверху и внизу – корявые и изогнутые ветви, похожие на корни, и корни, похожие на ветви. Все странно в этом дереве – уродце. Но посмотрите на это чудо…
Пустыни:
Пустыни – самые засушливые области земного шара. Растений в такой суровой среде мало, а животных еще меньше. Отличительной особенностью внешнего вида являются: барханы, часты сильные ветры, иногда достигающие огромной силы. Ветер поднимает в воздух массы песка. Не повезет тому, кто попадет в такую бурю. В пустыне наблюдаются большие перепады суточных температур, это мир пресмыкающихся.
Далее характеризуются компоненты природы:
- ГП,S (вывешивается на доске матрица Африки с данной природной зоной. По мере рассказа учащиеся заполняют исследовательский журнал).
- Особенности рельефа по физической карте устно с места.
- Климатические условия рассказывают учащиеся с места, климатологи уточняют и дополняют
- Растительный и животный мир – презентация, затем вопросы к участникам конференции. Фрагмент фильма о цветении баобаба.
- Почвы – определяются учащимися по карте, почвоведы объясняют
почему почвы неплодородные, красно-желтые.
- Население – хозяйственную деятельность, какие народы проживают определяют по атласу. Дополняют специалисты (презентация о народах, их жилище, образе жизни, показ костюма одного из народов, национальное блюдо). Далее вопросы участникам конференции.
- Экологическая проблема – обсуждается участниками конференции.
(презентации: приложение №1(гилея), приложение №2 (саванна), приложение №3 (пустыня).
Вопросы участникам конференции:
Влажные экваториальные леса.
1.Почему жесткие листья, зачем нужна капельная верхушка, почему растения расположены ярусами, есть ли травяной покров, почему яркая окраска цветов, зачем нужны досковидные корни, новые понятия – каулифлория, эпифиты;
2.Почему нет крупных животных, какой образ жизни они ведут, оперение у птиц.
3.Почему у пигмеев маленький рост, практически нет одежды и изготовлена она из природного материала, жилище имеет округлую форму.
Саванны и редколесья.
1.Какая растительность преобладает и почему;
2.Особенность животного мира, почему много крупных травоядных животных и хищников.
3.Почему у народов, проживающих в саваннах высокий рост, ведут полукочевой образ жизни и занимаются земледелием.
Пустыни.
1.Почему в пустыне большие перепады суточных температур.
2.Почему у растений пустыни наземная часть невысокая, очень длинные корни, листья видоизменены в колючки, новые понятия – ксерофиты, суккуленты.
3.Почему преобладают пресмыкающиеся, очень мелкие животные и ведут ночной образ жизни.
4.Почему в пустынях неплодородные почвы.
5.Где в пустыне население занимается земледелием, почему закрытые одежды, ведь в пустыне жарко.
6.Почему пустыня Калахари показана на карте как саванна.
7.Назовите причины образования пустыни Намиб.
Подведение итогов конференции:
I.Игра «Ассоциация»: Учащиеся в группах определяют растения и животных по ассоциациям (вкусовым, цветным, образным) и «поселении» их в природную зону.
1 группа: определить по вкусу растения(кофе, хурма, банан, кокос,финики);
2 группа: по цветным карточкам определить названия животных и растений по цвету(розовый, красный, желтый…);
3 группа: по фотографиям определить животных;
4 группа: по фотограиям определить растения.
II.Участники конференции выполняют практические задания по вариантам в информационном журнале (приложение №4).
Задание на дом:
По плану охарактеризовать природную зону жестколистные вечнозеленые леса.
Предварительный просмотр:
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №2105
(г. Москва, Кондрашевский тупик, д. 3 «А». тел. 8-499-261-22-63)
Исследовательский журнал
«Природные зоны Африки»
План изучения:
- Географическое положение;
- Климатические особенности;
- Рельеф;
- Особенности растительного и животного мира;
- Почвы;
- Население и его хозяйственная деятельность;
7.Экологические проблемы.
климатические географическое почвы
особенности положение
Растительный мир Влажные Животный мир
экваториальные
леса (гилея)
Рельеф Население Экологические
проблемы
климатические географическое почвы
особенности положение
Растительный мир Саванны и Животный мир
редколесья
Рельеф Население Экологические
проблемы
климатические географическое почвы
особенности положение
Растительный мир Пустыни Животный мир
Рельеф Население Экологические
проблемы
Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики.
1 вариант.
1.Занимает около трети материка, особенно в северной части.
2.Расположена вдоль побережья Гвинейского залива.
3.Осадки весь год, особенно после 12 часов дня.
4.Выделяют сухой и влажный сезон.
5.Иногда дожди не выпадают годами.
6.Почвы практически отсутствуют.
7.Почвы красно-желтые, ферраллитные.
8.Богатые перегноем красно-бурые почвы.
9.Лесная растительность расположена ярусами.
10.Растительность расположена в оазисах.
11.Преобладают травы и редко стоящие деревья.
12.Много деревьев с ценной древесиной.
13.Самые распространенные деревья – баобаб и зонтичная акация.
14.Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек.
15.Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.
16.Обезьяны, леопард, окапи – обитатели этой зоны.
А. Экваториальный лес;
Б.Саванны и редколесья;
В.Тропические пустыни.
Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики.
2 вариант.
1.Облака – редкое явление.
2.Природная зона занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
3. Почвы красно-желтые, ферраллитные.
4. В этой природной зоне можно наблюдать миражи.
5.Климат субъэкваториальный, с влажным жарким летом и сухой жаркой зимой.
6.Почвы красно-бурые, богатые перегноем, плодородные.
7.Резкие колебания температуры в течении суток.
8. В почвах мало перегноя. Большие площади вообще лишены почвенного покрова.
9.Основные животные – пресмыкающиеся, антилопы, газели.
10.Животный мир богат и разнообразен. В заповедниках живут самые крупные птицы на Земле.
11.Растительность леса многоярусная.
12.Преобладает травянистая злаковая растительность.
13.Обитают различные виды обезьян, в том числе гориллы и шимпанзе.
14.В оазисах выращивают финиковую пальму.
15.В этой природной зоне нет крупных животных.
16.Население ведет кочевой образ жизни. Живет в больших палатках – шатрах, покрытых грубой шерстяной тканью, или шкурами.
А.Экваториальный лес;
Б.Саванна и редколесье;
В.Тропические пустыни.
2.Найти соответствие между природной зоной и причинами, объясняющими особенности природных зон.
Природная зона | Причины, объясняющие особенности природных зон |
1.Зимой в почвах саванн происходит накопление гумуса, летом - наоборот, органические вещества вымываются. | А.Стремление лучше использовать солнечный свет. |
2.Практически все растения пустыни имеют очень мелкие листья, часто их заменяют колючки. | Б.Зима сухая, лето влажное. |
3.В саванне водятся крупные травоядные животные. | В.Обилие разнообразной растительной пищи. |
4.Деревья в экваториальном лесу растут в несколько ярусов. | Г.Это позволяет уменьшить испарение. |
5.В засушливый период травы выгорают, деревья сбрасывают листву, саванны желтеют. | Д.Постепенно уменьшается количество осадков. |
6.Саванны постепенно переходят в тропические полупустыни, а затем в пустыни. | Е.Осадки не выпадают в течении полугода. |
3.Определить ошибки в тексте.
Записки капитана Врунгеля.
Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которые выделяются на снегу черными фраками, отбирали корм у птиц-секретарей. Кенгуру, огромными прыжками догоняли тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там, в Сахаре, было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого глубокого в мире озера Танганьика сделали привал, наловили тунцов и написали эти заметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Природные зоны Евразии"
Цель: знакомство с природными зонами ЕвразииЗадачи:Называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауныОпределять особенность размещения при...
Открытый урок "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс
Урок географии по учебнику Е.М.Домогацких...
Открытый урок "Природные зоны Южной Америки"
Цели: 1. познакомить с проявлением широтной зональности и высотной поясности на материке. 2. создать образные представления об особенностях ...
Открытый урок: "Природные зоны Африки"
Интегрированный урок география+биология. Тема урока: "Природные зоны Африки". Проводиться в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваютсяприродные зоны как природный компелекс и хара...
Открытый урок "Природные зоны Африки"
Изучения нового материала при помощи заполнения картосхемы и логически-опорного конспекта....
Открытый урок Природные зоны Северной Америки
Открытый урок Природные зоны Северной АмерикиКласс: 7Тема урока: Природные зоны Северной Америки.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Северной Америки;Задачи:образовательная:...
Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики"
Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики" для 8 класса...