Воспитание патриотизма на уроках истории
план-конспект по истории по теме

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie__pri_izuchenii_istorii.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ

«Воспитание патриотизма на уроках истории»

«Гордится славою своих предков

Не только можно, но и должно»

Пушкин А.С.

Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. Однако теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни: соборность, коллективизм, общинность. Они заменяются западными идеями и образцами поведения и общения. Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся. Над данной темой я работаю уже десять лет. На мой взгляд, это наиболее актуальная тема сегодня, когда молодежь заглядывается на Запад, когда исконно русское качество коллективизма вымещаем индивидуалистическими началами, американским эгоизмом. Я очень рада, что наконец-то, наше правительство обратило внимание на эту проблему.  В этой связи для современного российского общества становятся наиболее актуальными  следующие.

Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:

  1. Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
  1. Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
  1. Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории  в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация  исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации  деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

 Сегодня воспитание становится органичной составляющей  педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк   на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история - это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы. 

Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. В этом учебном году опорными историческими темами в направлении патриотического воспитания учащихся стали: в 8 классе «Отечественная война 1812 года», в 10 классе «Освобождение Москвы от польской интервенции», в 11 классе «Великая Отечественная война – 65 летие победы».  

 Например, на уроке в  8 классе «Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной войны» я сразу обращаю учащихся, что с самого начала война пробрела справедливый, освободительный, а самое главное народный характер. Очень ярким примером мужества служат слова генерала Н.Н.Раевского, который с двумя своими юными сыновьями, встав впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, которых приношу в жертву, откроем вам путь!». Ребята  без труда называют нравственные черты, характеризующие подвиг. Важное воспитательное значение имеет следующий пример: в Смоленске среди многих памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем кроме даты гибели высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Антон Скалон возглавил конную контратаку русской кавалерии и был сражен картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший мужество героя, поставил его в пример своим солдатам. Чувство гордости за Отечество вызывают у ребят наиболее яркие моменты полководческой деятельности М.И.Кутузова, П.И.Багратиона – любимцев солдат. Ребятам нравится солдатская  поговорка: пришел Кутузов бить французов! Большое эмоциональное впечатление у ребят оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».  Очень уместно совместно с учащимися вспомнить стихотворение «Бородино». Ребята подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой разгрома наполеоновской армии. Я считаю  уместно связать эту тему с героизмом солдат Великой Отечественной войны, которые через 130 лет -  осенью 1941 года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута,  Багратионовых флешей и батарей Раевского. Нельзя не вспомнить 32-ю  Краснознаменную стрелковую дивизию, которая в течение нескольких суток отражала атаки четырех фашистских дивизий, пали смертью героев, защищая нашу Родину сотни ее воинов, в том числе и командир полковник В.Н.Полосухин.  Операцию  по освобождению Орла летом 1943 года на Курской дуге назвали «Кутузов», а в 1942 году учредили самую высокую  полководческую награду – орден Кутузова. Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась не только тяжелым испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная – главное событие в нашей страны ХХ века. Это и великие победы, и национальные герои, единство народа и его роль в мировой истории. Показано, что Победа – это результат, достигнутый всем советским многонациональным народом, и в первую очередь это победа солдата, воина, труженика войны. Нельзя не отметить в тоже время роль талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. В годы войны были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности людей, и не только  воинов, но и тех, кто самоотверженно трудился в тылу.  И самое главное  - решающая роль СССР в разгроме фашистского блока, что привело к возрастанию роли нашей страны в мировой истории.  

Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.

 Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории 

  1. целостность и системность исторического материала, его преемственность;
  2.  постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;
  3. объем содержания должен точно соответствовать заданным целям

 Структурно-функциональный анализ учебного интегрируемого историко-литературного материала выявляет и внутрипредметных связи его содержания. Наблюдения на уроках показывают, что для многих учащихся изучение интегрированного материала дает лучшие результаты, чем раздельное изучение.

Так, при проведении интегрированных уроков истории и литературы, посвященных таким темам, как: «Осмысление исторической личности в его речевой характеристике», «Родной язык – источник формирования национального самосознания», работа с историческими, литературными источниками, мемуарами способствует формированию целостного видения исторического и литературного процессов. Эффективность освоения знаний в процессе изучения истории и литературы повышается при создании психолого-педагогических условий для изучения исторических источников, для эмоционального восприятия исторического материала, для познания окружающего мира, человека и самого себя с позиции исторического антропоцентризма.

 Факторы воспитания:

1. Формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам,         к историческим событиям,         известным военным, государственным деятелям;

2. Применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности;

3. Углубление знаний учеников;

4. Наполнение знаний новым качественным содержанием.

На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития. Исследуя особенности системы мировоззренческих ценностей, принятых учащимися, выявляется следующее: для современных учеников понятия  патриотизм,  единство народа и территории государства, защита Отечества, дружба, труд, межнациональные отношения, Отчий дом, семья, работа не являются чем-то абстрактным. Эти понятия наполнены конкретным, реальным смыслом, и имеют значение в дальнейшем развитии их взглядов и убеждений

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Подростки, в дни подготовки к празднованию 65-летия Победы, говорят на уроках, в беседах, на классных часах, что вспоминать о нашем солдате-победителе, об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру надо не только в дни праздников, а помнить об этом постоянно.

Ученики старших классов выбирают темы защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Операция «Эдельвейс»,  «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан.  Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» – задают вопрос старшеклассники. Большое значение имеют личные беседы учащихся  с участниками Великой Отечественной войны. Ребята сами посещают ветеранов на дому. Учащиеся рассказывают в классе о своих чувствах, очень эмоционально рассказывают своим одноклассникам о таких встречах. Я считаю, что эта форма воспитания позволяет лучше узнать о своих родственниках и чувства гордости за них. Девочка из 11 класса совсем недавно дома нашла письмо  - треугольник с фронта своего дальнего родственника. Как нежно и с теплотой она рассказывала о том, что письмо было последним, что на следующий день он погиб. Но в семье продолжают помнить. На лице этой девочки я читала гордость и изумление от только что открытого. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории и очень хочу верить, заставляют гордится подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.  Я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему поселку, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего государства нет будущего.

Все проходит. Остается Родина –

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет  пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства  Родина

Людям никогда не обрести.

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом выше перечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности. Вот и получается, что история:

  1. это и есть учитель;
  2. учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем;
  3. учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир;
  4. учитель помогающий воспитывать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.  

Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

 В современных условиях я хочу выделить следующие духовно – нравственные ценности, формируемые патриотическим воспитанием:

  1. Гражданственность;
  2. Приоритет общественно – государственных интересов;
  3. Патриотизм;
  4. Преданность своему Отечеству;
  5. Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа;
  6. Гуманизм и нравственность;
  7. Чувство собственного достоинства;
  8. Социальная активность;
  9. Нетерпимость к нарушениям норм морали и права;
  10. Сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.

«История предков всегда любопытна для того,

кто достоин иметь Отечество»

                                      Карамзин Н.М.

«Россия без каждого из нас обойтись может,

но никто из нас без нее не может обойтись»

Тургенев И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современной школе говорить с детьми о патриотизме,...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современных условиях прививать детям патриотизм. И чтоб это были не просто слова, а их убеждения....

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...