Технология модульного обучения на уроках географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил.
В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Становится более востребованной задача создания условий для потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_modulnogo_obucheniya_na_urokakh_geografii.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология модульного обучения на уроках географии
Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил.
В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Становится более востребованной задача создания условий для потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности. Современный спектр личностно-ориентированных технологий обучения предоставляет педагогу широкие возможности выбора и адаптации этих технологий, их реализации в соответствии с особенностями детей возможностями самого педагога, а также возможности интеграции этих технологий между собой. Если это необходимо, возможно сочетание с традиционной системой обучения.
В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании. Но из всего спектра технологий чаще всего использую технологию модульного обучения в сочетании и интеграции с информационными компьютерными технологиями, т. к., на мой взгляд, эта технология наиболее подходит для многих тем, где необходимо за короткое время освоить достаточно большой объём материала. По оценкам исследователей, модульное обучение позволяет сократить время учебного курса на 30 % без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.
Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
- гарантированность достижения результатов обучения
- возможность работать учащихся в группах, в парах;
- паритетные отношения учителя и ученика;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала;
Сочетание и интеграция различных технологий в учебном процессе повышает качество образования. При модульном обучении, работая самостоятельно над решением поставленных задач, учащиеся активно используют компьютер. Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией.
Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.
Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебных умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.
Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?
Прежде всего, необходимо разработать модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. У меня небольшой объем модульных программ. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения географии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:
- Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").
- Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.
- Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
- Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).
- Написание модульной программы.
Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составления модуля данного урока.
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:
- УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
- УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и другими источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
На своих уроках я применяю модульные блоки уроков по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс
9класс
Тема: «Волго-Вятский экономический район».
УЭ | Деятельность учащихся. | Руководство |
УЭ-0. | Интегрирующая цель:
| |
УЭ-1. 15 мин. | Цель: Проверка домашнего задания. | |
УЭ-2 10 мин | Цель: Определить экономические предпосылки. Задания:
Контроль: Самоконтроль по ответам учащихся. | Приложение с 282- Дополнительный текст. |
УЭ-3. 10 мин | Цель: Определить отрасли специализации по статистическим данным. Задания:
Контроль: по ответам учащихся. | С. 306-313 Дополнительный текст. |
УЭ-4 | Цель: Определить факторы размещения. Задания:
Контроль по ответам учащихся. | Самостоятельно. Дополнительный текст. Карта атласа «Центральная Россия» |
УЭ-5 | Дома: Конспект в тетради и статистические данные учебника. Оцените свою работу:
|
9класс
Тема «Европейский Север. (Северный экономический район)»
9класс
Тема «Северо-Западный экономический район. Калининградская область»
Учебные элементы | Содержание учебного материала с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-0 | Интегрирующая цель:
| |
УЭ-1 15мин (12)14 | Цель: Определить экономические предпосылки. Задания:
Контроль: Самоконтроль по ответам учащихся. | Самостоятельно Приложение с.325 С.249 С.37 рис.7 Атлас Европейский Север» |
УЭ-2 10мин 8б | Цель: Определить отрасли специализации по статистическим данным. Задания:
Контроль: по ответам учащихся. | Самостоятельно Приложение с.332 Визитка |
УЭ-3 15мин (3)8б | Цель: Определить факторы размещения. Задания:
Контроль по ответам учащихся. | Самостоятельно С.251 Атлас |
УЭ-4 10мин 6б | Цель: Определить экономическую роль Калининградской области. Задания:
| Самостоятельно §49 С.344 С.257 |
УЭ-5 | Цель: Выяснить, почему Санкт-Петербург называют красивейшим городом мира? | Фильм |
Оцените свою работу: | Если Вы набрали:
| Дома: §48, 49 |
9класс
Тема «Северо-Кавказский район»
Учебные элементы | Содержание учебного материала с указанием заданий | Руководство по усвоению | ||||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель:
| |||||||
УЭ-1 3(4)б | Цель: Составить визитку района. 3+1б Задания:
Контроль: Самоконтроль | С.259 С195 | ||||||
УЭ-2 8б | Цель: Выделить особенности ЭГП района. Задания:
Контроль: Самоконтроль | Работа с картами атласа. | ||||||
УЭ-3 5(11)б | Цель: Выделить особенности населения Задания:
Контроль: Самоконтроль | С.261-262 С.257-259 | ||||||
УЭ-4 7б | Цель: Описать природные условия района Задания:
Контроль: Самоконтроль | С.255-257 | ||||||
УЭ-5 5(8)б | Цель: Оценить обеспеченность района природными ресурсами. Задания:
Контроль: | С.255 (дополнительно) С.257 | ||||||
УЭ-6 14б | Цель: Выделить отрасли специализации. Задания:
Контроль: Самоконтроль | С.260 | ||||||
УЭ-7 5б | Цель: Определить зональную специализацию сельского хозяйства. Задания:
Контроль: Самоконтроль | С. 259-260 | ||||||
Оцените свою работу: | Если Вы набрали:
| Дома: §52 . Приготовиться к итоговому повторению по теме «Западная экономическая зона» |
9класс
Тема «Центрально-Черноземный район»
Учебные элементы | Содержание учебного материала с указанием заданий | Руководство по усвоению | ||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель:
| |||||
УЭ-1 15мин | Проверка знаний по теме ЦЭР | |||||
УЭ-2 3 мин 4б | Цель: Составить визитку района. 3+1б Задания:
Контроль: Самоконтроль по ответам учащихся. | С.229 С.194 | ||||
УЭ-3 10мин 4б | Цель: Составить характеристику ЭГП ЦЧР Задания:
Контроль: Самоконтроль по ответам. 4б | План в тетради С.195, рис59 | ||||
УЭ-4 5мин 2б | Цель: Оценить природные условия Задания:
Контроль: Самоконтроль | Самостоятельно С. 226 | ||||
УЭ-5 5мин 4б | Цель: Оценить обеспеченность природными ресурсами Задания:
Контроль: Самоконтроль | Работаем вместе С.226 | ||||
УЭ-6 12б | Цель: Выделить отрасли специализации района. Задания:
Контроль: Составление схемы | Работаем вместе Использовать выводы УЭ -3-5. Визитка ЦЧР С.229, А3 | ||||
УЭ-7 8б | Цель: Определить главные проблемы ЦЧР Задания:
Контроль: Контроль учителя | Самостоятельно. (дополнительно) С.230-231 Учебник 8кл | ||||
УЭ-8 | Цель: Закрепление полученных знаний. Выполнить контурную карту. Задания:
Контроль: Выполнение к.к. | Оценка в журнал Образец к.к. ЦЭР Прослушать объяснение учителя | ||||
Оцените свою работу: | Если Вы набрали:
| Дома: §47. Приготовиться к тестированию на ПК |
9класс
Тема «Центральный экономический район. ЭГП. Природные условия и ресурсы»
Учебные элементы | Содержание учебного материала с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Научиться
| |
УЭ-1 5 мин 3(4)б | Цель: Составить «визитку» района: Задания: Запишите и выделите цветом 3б. +1б
Контроль: Самоконтроль | Работаем вместе. С. 210 С.194 |
УЭ-2 15 мин 7б | Цель: Составлять характеристику ЭГП Задания:
Контроль: Самоконтроль | Работаем вместе С.201 С. 195, рис 59 С.202, рис 62 Тетрадь |
УЭ-3 10мин 10б | Цель: Оценивать природные условия ЦЭР Задания:
Контроль: Самоконтроль по ответам учеников | Самостоятельно С. 202-203 С.35, рис 7 |
УЭ-4 5мин 4б | Цель: Оценить обеспеченность района полезными ископаемыми Задания:
Контроль: Самоконтроль по ответам учеников | Самостоятельно С. 203 |
УЭ-5 | Цель: Выделять границы экономического района Задания:
Контроль: Выполненная контурная карта | Оценка за к.к. в журнал Визитка С. 202, рис 62 |
Оцените свою работу: | Если Вы набрали:
| Дома: §43 |
9класс
Тема «ЦЭР. Население. Экономика»
Учебные элементы | Содержание учебного материала с указанием заданий | Руководство по усвоению |
УЭ-0 | Интегрирующая цель:
| |
УЭ-1 | Цель: Проверка домашнего задания I в. ЭГП ЦЭР II Природные условия и ресурсы ЦЭР | Письменный опрос |
УЭ-2 12(16)б | Цель: Составить характеристику населения ЦЭР Задания:
Контроль: Как Вы считаете, ЦЭР обеспечен трудовыми ресурсами? Ответ обоснуйте. 2б | Работаем вместе Приложение с.309 Приложение с.309 Приложение с.309 (дополнительно) С. 62, рис 16 С.207-208 Используйте ответы УЭ-2 |
УЭ-3 4б | Цель: Определить предпосылки развития экономики (хозяйства) ЦЭР Задания:
Контроль: Выделить предпосылки цветом. | Работаем вместе Записи в тетради |
УЭ-4 13(20)б | Цель: Выделить отрасли специализации и их факторы Задания:
Контроль: Самоконтроль | Работаем вместе С.210 С.170-171 (дополнительно) (дополнительно) (дополнительно) С.170-171 С.210 С.210 А2 |
УЭ-5 | Цель: Знакомство с экономической картой Задания:
Контроль: Выполнение контурной карты | Прослушать инструктаж учителя |
Оцените свою работу: | Если Вы набрали:
| Дома: §44. Приготовиться к тестированию |
Первый опыт введения модульных программ в курс географии показал перспективность этой педагогической технологии. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.
Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
Литература:
- Греханкина Л.Ф. Проектная деятельность школьников по географии — одно из направлений личностно-ориентированного обучения // География и экология в школе XXI века. — 2004. — №6.
- Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. — М., 2001.
- Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. — 2002. — № 6.
- Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 1: методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. — М., 2001.
Размещено на
Интернет-ресурсы:
- http://festival.1september.ru
- http://www.zavuch.ru
- https://sites.google.com/site/urokigeografii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)
В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе...
Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики
Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...
Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики
Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....
презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"
Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...
модульное обучение на уроках географии
модульное обучение на уроках географии...
Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ
Современные образовательные технологии. Основные подходы к использованию технологии модульного обучения на уроках АЯ...