Тема "Растительный и животный мир. Биологические ресурсы".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Тыквенко Наталья Вениаминовна

Разработка урока для 8 класса. Урок разработан по учебнику И.И.Бариновой География. Природа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir._biologicheskie_resursy.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Учеб. Элемен.

Задания

Действия

УЭ-0

Интегрирующие цели:

1.Понакомить учащихся с основными типами растительности и разнообразием животных в России.

2.Разобрать понятие «Биологические ресурсы»

3.Рассмотреть, что такое природно-ресурсный потенциал»

УЭ-1

Цель: Познакомить учащихся с основными типами растительности и разнообразием животных в России

1.Прочитайте текст §18, подтема «Основные типы растительности России», проработав в паре, ответьте на вопросы:

   а) какие основные типы растительности распространены на территории России?   

   б).Какова особенность растительного покрова в арктических пустынях                    

   в).Какие растения преобладают в тундре?  

   г).Какая растительность распространена в умеренном поясе?

  д).Типичная растительность степей.

  е).Какие приспособления появились у растений, обитающих в зоне пустынь и полупустынь?

  ж).Прочитав текст «Разнообразие животного мира России» определите видовой состав животного мира по природным зонам.

УЭ-2

Цель:Разобрать понятие «Биологические ресурсы»

Прочитайте текст  §19 ответьте на вопросы

1.Какова роль живых организмов в жизни Земли?

2.Как растительность влияет на климат, на газовый состав, на плодородие         почв?

3.Зачем сажают лесополосы?   Ответ запишите в тетрадь 1б.                                           

4.Какова роль микроорганизмов?  Ответ запишите в тетрадь                                              

5.Какова роль растительных и животных остатков?

6.Какую роль играют  животные в природе?

7.Что такое биологические ресурсы?   Ответ запишите в тетрадь                                              

8.Назовите виды биологических ресурсов? Ответ запишите в тетрадь                              

9.Какую роль играют растительные ресурсы в жизни человека?

10.Какую роль играют животные ресурсы в жизни человека?

11.Назовите, какие животные,  и растения были истреблены в результате хозяйственной деятельности человека?     Ответ запишите в тетрадь                                          

12.Что такое заповедники? Для чего их стали создавать?  Ответ запишите в тетрадь              1б                                                 

13.Когда был создан первый заповедник? Его название?                  

  Ответ запишите в тетрадь                              

14.Сколько заповедников существует сейчас в России?  

  Ответ запишите в тетрадь.                                                                                                                                                                     

15.С какой целью создают биосферные заповедники? Ответ запишите в тетрадь.                          

УЭ-3

Цель: Рассмотреть, что такое природно-ресурсный потенциал»

Используя текст §20 ответьте на вопросы и решите задания.

1.Прочитайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос «Чем понятие «природные ресурсы» отличается от понятия «природные условия»                    2б.

2.Ответьте письменно на вопрос: Чем благоприятные природные условия отличаются от неблагоприятных?    .

3.Заполните таблицу   2б.

Районы с неблагоприятными условиями

Районы с благоприятными условиями

 

4.Схему на стр. 112 «Природные ресурсы зарисовать в тетради. 1б.

5.Прочитайте и обсудите  в паре «Какие природные ресурсы имеются на территории России»?

УЭ-4

Цель: проверить полученные знания.  

1.Определите, к каким видам относятся данные ресурсы.        

   1.Энергия солнца

   2. Минеральные

   3.Водные

   4.Климатические

   5.Земельные

   6.Биологические

   7.Энергия ветра

А. Возобновимые

Б.Невозобновимые

В. Неисчерпаемые

2.Установите соответствие   2б

  1.Природные условия

   2.Природные ресурсы

А.Компоненты природы, используемые

человеком.

Б. Используемые человеком растения и

животные

В. Свойства природы, влияющие на

жизнь человека

3.К территориям с неблагоприятными природными условиями относят:

        а. Тундра, Приморье.

        б. Северо –восток Сибири, районы Крайнего Севера и Сибири

        в. Юг Западной Сибири            

4.Территории России с благоприятными природными условиями:

        а. Европейская часть России, юг Сибири и Дальнего Востока.

        б. Северный Урал

        в. Приморье, тундра.            

5.Установите соответствие       4б

1 1.Природные условия

2 2.Природные ресурсы

А. минеральные, Б. рельеф.  В. климат.

Г. рекреационные. Д.водные.  Е.растите

льный покров. Ж. лесные. З. Почвенный

 покров

6.Распределите предложенный список названий растений по группам. 1).Лишайники, 2).ковыль, 3).типчак, 4).ель,5). Брусника, 6).полыни, 7).пихта, 8).карликовая берёза, 9).солянки, 10).тонконог.                             4б.

Тундра

Лес

Степь

Полупустыни

УЭ-5

Оцените свою работу

«5»-31-28

«4»-27-23

«3»-22-18

«2»-ниже 18 баллов.

Модельный ответ

УЭ-2

3.Посадки лесополос помогают снегозадержанию и сохранению влаги. Создают преграду пескам, защищают почву от эрозии.1балл

4. Бактерии способствуют разложению органического вещества и участвуют в снабжении почвы азотом. Бактерии заражают водоёмы сероводородом.1 балл

12.Особо охраняемые территории, исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. 1 балл.

13.Первый заповедник –Астраханский, учреждённый в 1919 году. 1 балл

14.В настоящее время в России существует 89 заповедников (16 из них –биосферных). 1 балл

15.Биосферные заповедники создаются в соответствии с программой ЮНЕСКО с целью сохранения и исследования различных природных территорий. Создана служба мониторинга, т.е. отслеживаются все природные процессы. 1 балл

Итого  6 баллов

УЭ-3

1.Природные условия-совокупность свойствокружающей нас  природы,которая  влияюет на жизнь человека.

Природные ресурсы-Компоненты природы, используемые человеком в приоизводстве 2 балла

2.Благоприятные условия-с точки зрения жизни и здоровья населения или с точки зрения удобства развития той или иной отрасли хозяйства.

Неблагоприятные условия-затрудняющие хозяйственное  освоение территории и мало пригодные для обитания.  2 балла

3 2 балла

Районы с неблагоприятными условиями

Районы с благоприятными условиями

Горно-таёжные области на северо-востоке страны, районы Крайнего Севера и Сибири.

Европейская часть России, юг Сибири и дальнего Востока

4.Таблица 1 балл

Итого 7 баллов

УЭ-4

1.А2

Б356

В147   3 балла

2.1В

2А       2 балла

3.Б  1 балл

4.А     1 балл

5.1.БВЕЗ

2.АГДЖ   4 балла

6.      4 балла

тундра

лес

степь

полупустыни

158

47

23,1

69

Итого 15 баллов

УЭ-5

Подведение итогов  28-25 баллов «5»

                                  24-21 баллов «4»

                                 20-17 баллов «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические ресурсы России.

В презентации изложен материал о биологических ресурсах России и нашего Дергачевского района, который можно использовать на уроках географии в 8 классе при изучении природных ресурсов и в 9 классе в р...

урок на тему: Биологические ресурсы и человек

Взаимотношение человека и ресурсов....

Биологические ресурсы. Охрана животного и растительного мира.

Презентация для применения на уроках географии в 8 классе при изучении темы "Биологические ресурсы"....

Опорные конспекты к теме "Биологические ресурсы России"

Опорные конспекты предназначены для учителя (заполненный) и для учащихся (требующий заполнения). Для учащихся 8 классов по географии. Очень большой материал представлен на одном листе: компактно и нау...

Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»

По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...

Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"

При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....