Рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Монахова Надежда Эдуардовна

Рабочая программа по географии создана с учетом государственных образовательных стандартов основного общего образования по географии, на основе авторской программы Н.Н. Петровой. Она предназначена для 8-9 классов и носит базовый уровень. Рассчитана на 136 часов, т.е. 68  часов в год в 8 классе (34учебные недели) и 68 часов в 9 классе (34 учебные недели), по 2 часа  в неделю.

География России (8-9 классы) призвана формировать правильную ориентацию учащихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать учащимся в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Отличительной особенностью программы является включение краеведческого практикума для изучения географии своего края. География своего региона изучается в течение двух лет: в 8 классе (10 часов) – ГП, природные условия и ресурсы; в 9 (11 часов) – население, характеристика хозяйственного комплекса Пермского края, проблемы и перспективы развития. Планирование данных часов составлено на основе авторской программы Г.И. Котельниковой. Реализация краеведческого компонента так же носит практический характер. Используются возможности исследовательского и проектного методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9_klass._geografiya_monakhova_n.e.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Волховская средняя общеобразовательная школа№ 6»

«Утверждаю»

 Директор школы

____________________________________

Приказ №______ от «___» _________2012 г

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ________________

«___» __________         2012 г.

«Рассмотрено»

На заседании МО

Протокол №____от

«___» _________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ГЕОГРАФИИ

8-9 класс

Разработала: Монахова Н.Э.

               учитель географии

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии создана с учетом государственных образовательных стандартов основного общего образования по географии, на основе авторской программы Н.Н. Петровой. Она предназначена для 8-9 классов и носит базовый уровень. Рассчитана на 136 часов, т.е. 68  часов в год в 8 классе (34учебные недели) и 68 часов в 9 классе (34 учебные недели), по 2 часа  в неделю.

География России (8-9 классы) призвана формировать правильную ориентацию учащихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать учащимся в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Отличительной особенностью программы является включение краеведческого практикума для изучения географии своего края. География своего региона изучается в течение двух лет: в 8 классе (10 часов) – ГП, природные условия и ресурсы; в 9 (11 часов) – население, характеристика хозяйственного комплекса Пермского края, проблемы и перспективы развития. Планирование данных часов составлено на основе авторской программы Г.И. Котельниковой. Реализация краеведческого компонента так же носит практический характер. Используются возможности исследовательского и проектного методов обучения.

Стандарт основного общего образования по географии направлен на достижение следующих целей:

Освоение знаний об основных географических понятий, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своей местности. Своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и тематических практических работ, выполнение которых предусмотрено программой. Использование СОТ: компьютерных, ТРКМ, технологии диалога и дискуссии.

Контроль знаний учащихся планируется провести в форме:

Класс

Вид контроля

1 полугодие

2 полугодие

Итого

8 класс

Тесты

4

-

3

6

13

Зачеты

4

2

2

2

10

Практические работы

5

5

1

3

10

9 класс

Тесты

5

3

5

4

17

Зачеты

-

1

1

2

4

Практические работы

4

2

6

1

13

2. Учебно-тематический план по географии

Классы: 8-9        

Учитель: Монахова Надежда Эдуардовна

Количество часов: всего 140 часов, 70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе; по 2 часа в неделю в каждом классе.

Плановых зачетных уроков –  17 (в 8 классе – 13, в 9 классе – 4), тестовых работ –  30 (в 8 классе – 13, в 9 классе – 17). Практических работ – 41, их них оценочных – 23 (в 8 классе – 10, в 9 классе – 13).

Планирование составлено на основе:

  1. Программно-методические материалы по географии для общеобразовательных учреждений. География 6-10 классы.  Программа по географии./ Под редакцией Петровой Н.Н. – М.: Издательство «Дрофа», 2007.
  2. Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермской области»./ Котельникова Г.И. – Пермь, 2003

Учебники:

1. Алексеев А.И.. География России. Природа и население. 8 класс. – М.: Издательство «Дрофа», 2010. – 320 с.

2. Алексеев А.И.. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.: Издательство «Дрофа», 2007. – 320 с.

3. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География. Пермская область. – Пермь: Издательство «Книжный мир», 1999.

Дополнительная литература:

  1. Географические диктанты по курсу «География Пермского края» для 8-9 классов./ Т.Л. Хлюпина. – Пермь, 2008. – 36с.
  2. Дидактические карточки-задания по географии. 9 класс./ Р.Х. Хабибуллин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 127с.
  3. Рабочие программы по географии. 8-9 классы./ Болотникова Н.В. – М.: Издательство «Глобус», 2010
  4. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс./А.И. Алексеев, В.В. Николина. – М.: Издательство «Просвещение», 2003
  5. Современный урок географии / А.В. Солонько. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2002. – 94с.
  6. Тесты по географии России. 8-9 класс./ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127с.

ЦОР:

1. БЭНП. География 6-10 класс.

2. CD: География России. 8 класс.

3. 1С: Образовательная коллекция. География России: хозяйство и регионы. 9 класс.

3. Календарно – тематическое планирование 8 класса

№ п/п

№ ур.в теме

Название раздела, темы

Количество часов

Сроки

Практические работы и творческие работы

Вид контроля

Требования

Информационное сопровождение

Раздел 1. Природа России

43

1 четверть

Введение «Пространства России»

7

1

1

Введение

1

сентябрь

Слайд-презентация

2

2

Россия на карте мира

1

1. Характеристика географического положения России Сравнение ГП России с ГП других стран.

тест

Выявлять особенности географического положения России, наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение. Сравнивать ГП и размеры территории России и других стран (Канады, США и т.п.). Выявлять зависимость между ГП и размерами страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны.

БЭНП, География-2

3

3

Границы России

зачет

Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

БЭНП

4

4

Россия на карте часовых поясов

2. Определение поясного времени для разных пунктов России

Определять положение РФ на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

БЭНП

5

5

Формирование территории России

«Мое географическое открытие» - сообщение об интересном объекте.

Выявлять особенности формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

Карточка, слайд-презентация

6

6

Географическое изучение территории России

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

Выявлять специфику административно-территориального устройства РФ. Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ. Определять состав и границы федеральных округов.

БЭНП, География: Альманах

7

7

Обобщение «Пространства России»

зачет

Тема 1. Строение недр и рельеф России, рациональное использование недр

4

8

1

Строение земной коры

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте. Выявлять  зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры.

9

2

Особенности рельефа

Анализ физической карты России

Научно-художественное описание любой формы рельефа.

Определять особенности рельефа России по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона проживания.

Карточка

10

3

Современное развитие рельефа

Использование недр

октябрь

3. Объяснение зависимости между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на примере отдельных территорий

тест

Выявлять внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние  на формирование рельефа страны. Определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельность населения.

Карточка

11

4

Обобщение «Строение недр и рельеф России»

зачет

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России

5

12

1

Общая характеристика климата

4. Наблюдения за погодой, изменение метеоэлементов. Составление прогноза погоды

Выявлять факторы, определяющие климат России. Выявлять закономерности в распределении климатических  показателей на территории России.

13

2

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

Научно-художественное описание климатических явлений, рассказ о приметах погоды.

БЭНП

14

3

Распределение температур и осадков. Типы климата нашей страны

5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны.

Определять климатические показатели для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Определять районы распределения различных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Определять  особенности климата своего региона проживания.

15

4

Климат и человек

6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

тест

Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Выявлять особенности опасных и неблагоприятных климатических явлений. Определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

Урок-дискуссия

16

5

Обобщение «Климат и климатические ресурсы России»

зачет

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

3

17

1

Реки

7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.

Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Наносить на контурную карту водоразделы океанических бассейнов. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения, крупных рек, рельефом и климатом по картам с составление характеристики одной из рек по типовому плану. Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания.  

ТРКМ

География-2

Слайд-презентация

18

2

Озера

Подземные воды, болота, мерзлота, ледники

Работа по карте: нахождение крупных водных объектов.

Научно-художественное описание реки, озеро; рассказ об опасных явлениях и о правилах поведения на воде.

тест

Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную карту разные виды озер России. Определять основные районы распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по картам. Определять особенности внутренних вод своего региона.

Слайд-презентация

19

3

Человек и вода

Обобщение «Внутренние воды и водные ресурсы»

2 четверть

ноябрь

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

зачет

Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования. Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии различных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России.

Урок-дискуссия

Тема 4. Почва и почвенно-земельные ресурсы

4

20

1

Почва – особое природное тело.

Выявлять основные факторы почвообразования.

Слайд-презентация

21

2

География почв

Анализ почвенной карты. Размещение типов почв на карте.  Знакомство с образцами почв своей местности.

Определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования.

22

3

Почвы и урожай

Рациональное использование

Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Слайд-презентация

23

4

Обобщение «Почва и почвенно-земельные ресурсы»

зачет

Тема 5. Природные зоны.

13

24

1

География лесов

25

2

Лес и окружающая среда

декабрь

26

3

Безлесные пространства России

Тундра и степи

Отражение природы в устном народном творчестве, изо

27

4

Болота

28

5

Учение о природных зонах

8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа обще-

географических  и тематических карт.

Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.

29

6

Безмолвная Арктика

Выявлять  экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности

География-2

30

7

Чуткая Субарктика

Слайд-презентация

31

8

Таёжная зона. Зона лесов

География-2

32

9

Лесостепи и степи

33

10

Полупустыни и пустыни

3 четверть

январь

34

11

Многоэтажность гор

тест

Выявлять причинно-следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности различных горных систем России.

35

12

Человек и горы

36

13

Обобщение «Природные зоны»

зачет

Тема 6. Природные комплексы

7

37

1

Учение ПТК. Свойства ПТК

февраль

38

2

Человек  в ландшафте

Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану

Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов.

География: Альманах

39

3

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Определять состав природных ресурсов России (минеральные, водные, биологические, земельные и т.д.). Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.  

40

4

Рациональное использование природных ресурсов

Оценивать обеспеченность России природными ресурсами; объяснять их значение для развития хозяйства страны. Определять особенности размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны. Определять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией на территории РФ по экологической карте.  

41

5

Охрана природы и охраняемые территории

Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории страны по карте ООПТ. Подготавливать и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия на территории России.

Слайд-презентация

42

6

Человек и природа

Обсуждать проблемы и перспективы охраны и рационального природного и экологического потенциала России

Урок-дискуссия

43

7

Обобщение «Природные комплексы»

зачет

Раздел 2. Население России

14

Тема 1. Численность и размещение

7

44

1

Численность населения

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в. и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост населения страны.

45

2

Миграция

Анализ карт населения

Определять виды и причины внутренних и внешних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоках на разных этапах исторического развития России. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять территории с наиболее высокими показателями миграционного потока и убыли по статистическим данным

46

3

Плотность населения

Анализ карт населения

тест

Выявлять факторы, влияющие на размещения страны. Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.  

47

4

Расселение и урбанизация

Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень) по ст. данным. Определять территории России с самым высоким и самым низким показателями урбанизации по картам. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным

48

5

Города России

март

Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах страны.

Слайд-презентация

49

6

Сельская Россия

Определять виды сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями (водными, земельными, агроклиматическими, лесными, рыбными, охотничьими) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы в малых городов и сельских поселений.

Слайд-презентация

50

7

География рынка труда

9. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

тест

Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения. Выявлять соотношение этих понятий. Сравнивать по ст.данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира.

Слайд-презентация

Тема 2. Национальный состав

3

51

1

Этнический состав

Описание одного из народов, населяющих РФ, его традиций, обычаев, современных проблем.

Определять крупнейшие по численности народы России по ст. данным. определять особенности размещения народов России и сравнивать географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ по картам. Определять основные языковые семьи и группы народов России.

Слайд-презентация, Альманах

52

2

Этническая мозаика

10. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

53

3

Религия народов мира

Анализ карт населения

тест

Определять современный религиозный состав населения России по ст. данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама и буддизма.

Слайд-презентация

Тема 3. Основные демографические процессы

4

54

1

Воспроизводство населения

Выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности современного и традиционного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения страны в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с другими странами. Прогнозировать темпы роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных.  

55

2

Соотношение мужчин и женщин

4 четверть

апрель

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения страны по статистическим данным. Сравнивать половозрастные пирамиды России начала и конца 20 в., разных территорий России, региона. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на продолжительность жизни населения. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по данным статистики.  

56

3

Возрастной состав

57

4

Обобщение «Население России»

зачет

58

1

Заключение

1

тест

Краеведческий практикум. География Пермского края

10

59

1

История образования края. Территория, границы, состав, географическое положение.

Нанесение на контурную карту границ, крайних точек. Оценка влияния ГП на природные условия

Слайд-презентация

60

2

Геологическое, тектоническое строение. Полезные ископаемые

Установление закономерностей размещения полезных ископаемых

тест

61

3

Рельеф. Общая характеристика.

Нанесение на контурную карту названий основных форм рельефа

Определять и объяснять особенности рельефа своего региона проживания.

62

4

Малые формы земной поверхности

тест

Слайд-презентация

63

5

Климат

май

Оценка климатических условий, их влияние на развитие сельского хозяйства

Определять  особенности климата своего региона проживания.

64

6

Внутренние воды

Нанесение на контурную карту названий важнейших водных объектов

тест

Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства региона своего проживания.  

Слайд-презентация

65

7

Почвы

Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования.

66

8

Растительный и животный мир

Составление памятки туристу, идущему в поход по своему краю

Слайд-презентация

67

9

ПТК

Описание ПТК своей местности

тест

Подготавливать и обсуждать презентации о важнейших ООПТ региона

Слайд-презентация

68

10

Подведение итогов

зачет

69-70

11-12

Резерв

2

4. Календарно – тематическое планирование 9 класса

 п/п

ур. в теме

Название раздела, темы

Количество часов

Срок

Практические

работы

Контроль

Основные виды деятельности  (УУД)

Технологическая составляющая урока

1

1

Введение

1

1 четверть

Раздел 3. Общая характеристика хозяйства России

17

сентябрь

Тема 1. Формирование хозяйства России

2

2

1

Понятие хозяйства. Его структура

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формировать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств развитых и развивающихся стран мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических стран. Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты географического положения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России  

3

2

Этапы развития хозяйства

Тема 2. Сельское хозяйства. АПК и лесной комплекс

4

4

1

Сельское хозяйство. Растениеводство

БЭНП

5

2

Животноводство. Зональная  специализация

1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых  и технических культур, главные районы животноводства.

БЭНП

6

3

Агропромышленный комплекс. Легкая  и пищевая промышленность

Тест

Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК. Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий с земельными ресурсами сельхозугодиями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулировать существительные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

БЭНП

7

4

Лесной комплекс

Анализ карты «Растительность»

Выявлять направление использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития промышленности.

БЭНП

Тема 3. География отраслей промышленности

6

8

1

ТЭК. Топливная промышленность

2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Анализировать схему «Состав ТЭК» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды.

Наносить на контурную карту основные районы добычи нефти, газа. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной (газовой) промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Проводить сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе стат. материалов и карт.  Составлять характеристику одного из нефтяного (газодобывающего, угольного) бассейнов по картам и статистических материалам.

БЭНП

9

2

Электроэнергетика

Тест

Анализировать таблицу «Различия типов электростанций» по особенностям эксплуатации, строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии. Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

10

3

Металлургический

октябрь

3. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Тест

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии; месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Приводить примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий черной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия», «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки  алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.  Наносить на контурную карту главные металлургические районы. Высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала.

Находить информацию об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них.

Слайд-презентация

11

4

Машиностроительный

4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по карте главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

БЭНП

12

5

ВПК

Тест

13

6

Химическая промышленность

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их.

БЭНП

Тема 4. Дорожно- транспортный комплекс

1

14

1

Транспорт

Характеристика одной из магистралей по типовому плану.

Тест

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Устанавливать по картам: причины ведущей роли ж\д транспорта в России, роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю ж\д и автомобильного, морского и речного, воздушного транспорта в транспортной работе.

Слайд-презентация

Тема 5. Сфера услуг обслуживания

2

15

1

Инфраструктура информационная

Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять (анализировать) схему «Составные части инфраструктуры». Определять по схеме виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Определять территориальные различия в обеспеченности жильем и районов России. Анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира. Анализировать карты для определения географических различий в уровне жизни населения.

16

2

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

БЭНП

17

1

Обобщение знаний  «Общая характеристика хозяйства России»

Зачет

18

2

Географическое разделение труда

2 четверть

Раздел 4. Географические районы России

37

ноябрь

Тема 1. Факторы формирования географических районов

1

19

1

Географическое районирование

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования.

Тема 2. Географические районы европейской части России Западный регион

2

20

1

Восточно – Европейская равнина

Слайд-презентация

21

2

Волга

Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения

Слайд-презентация

Тема 3. Центральная Россия

5

22

1

Центральная Россия: состав, географическое положение

Оценить положительные и отрицательные стороны ГП. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами

Слайд-презентация

23

2

Особенности  населения и хозяйство Центрального района

5. Объяснение взаимодействия природы и человека

24

3

Москва – столица России

Города Центрального района

декабрь

Слайд-презентация

25

4

Центрально – Черноземный район

Слайд-презентация

26

5

Волго – Вятский район

Тест

Тема 4. Северо – Западный и Северный районы

5

27

1

Географическое положение и природа Северо – Запада

28

2

Санкт – Петербург

6. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

Слайд-презентация

29

3

Калининградская область

Тест

30

4

Географическое положение и природа Севера

Слайд-презентация

31

5

Хозяйство. Роль  Европейского Севера

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района

Тест

Оценить положительные и отрицательные стороны ГП. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, , работать с системой вопросов и заданий, контурными картами

Тема 5. Поволжье и Юг России

6

3 четверть

32

1

Географическое положение и природа Поволжья

январь

Экологические и водные проблемы района

Слайд-презентация

33

2

Население и хозяйство Поволжья

Тест

Слайд-презентация

34

3

Природные условия и хозяйство Северного Кавказа

7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

35

5

Народы Северного Кавказа

Тест

Слайд-презентация

36

6

Южные моря России

Тема 6. Уральский район

3

37

1

Географическое положение и природа

8. Определение по картам географического положения.

38

2

Этапы развития и современное хозяйство

февраль

9. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

39

3

Города Урала. Проблемы района

10. Анализ экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тест

ТРКМЧП

40

1

Обобщение «Географические районы европейской части России.  Западный регион»

Выявление черт сходства и различия между районами

Зачет

Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Тема 7. Восточный регион. Сибирь

5

41

1

Природа Сибири

Оценить положительные и отрицательные стороны ГП. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, , работать с системой вопросов и заданий, контурными картами

42

2

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

43

3

Арктические моря

44

4

Население Сибири

45

5

Хозяйственное освоение Сибири

Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Тема 8. Западно–Сибирский район

5

46

1

Природные условия и ресурсы Западной Сибири

11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

Слайд-презентация

47

2

Хозяйство района Западной Сибири

март

Тест

48

3

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири

Слайд-презентация

49

4

Байкал

ТРКМЧП

50

5

Хозяйство района Восточной Сибири

12. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Тест

Тема 9. Дальний Восток

4

51

1

Дальний Восток: формирование территории

Природные условия и ресурсы

Слайд-презентация

52

2

Моря Тихого океана

Слайд-презентация

53

3

Население Дальнего Востока

4 четверть

54

4

Хозяйство района

апрель

Тест

Слайд-презентация

55

1

Обобщение «Восточный регион»

Зачет

Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Раздел 5. Россия в мировом хозяйстве

2

56

1

Свободные экономические зоны

13. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)

Слайд-презентация

57

2

Россия в мировом хозяйстве. Заключение

Тест

Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Подготавливать и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия в России.

Краеведческий практикум. Раздел 6. География Ленинградской одласти

11

58

1

Население

Анализ карт, работа с контурной картой

Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения своего региона с общероссийскими.

Слайд-презентация

59-60

2-3

Промышленность

Анализ карт, работа с контурной картой

Тест

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства региона, определять их различия. Формировать черты сходства и различия структуры хозяйства региона от хозяйства России. Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты географического положения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства региона  

Слайд-презентация

61-62

4-5

Сельское хозяйство

май

Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых  и технических культур, главные районы животноводства.

63

6

Транспорт

64

7

Сфера обслуживания

Слайд-презентация

65

8

Территориальная организация хозяйства

Тест

66

9

Внешнеэкономические связи

67

10

Воздействие человека на природу.  Особо охраняемые природные территории.

Слайд-презентация

68

11

Обобщение

Зачет

69

Закдючительное повторение

70

Резерв

5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии:

Ученик должен знать/понимать

  • Основные географические понятия и термины; 
  • Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон;
  • Природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Ученик должен уметь

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

Составлять краткую географическую характеристику разных природных объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по географии:

Ученик должен знать/понимать

  • Основные географические понятия и термины;
  • Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных районов;
  • Природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Ученик должен уметь

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Определять на карте местоположение географических объектов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые в результате освоения содержания предмета географии в 6 – 9 классах.

Познавательная деятельность

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение и др.). Поиск и выделение причинно-следственных связей.
  • Сравнение сопоставление, классификация объектов. Умение различать факт и гипотезу.
  • Использование практических работ для доказательства выдвигаемых предположений.
  • Творческое решение учебных и практических задач: искать оригинальные решения, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельности

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прочитанного текста в соответствии с целью учебного задания.
  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
  • Использование знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы и др.

Рефлексивная деятельность

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Оценивание своих учебных достижений. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и ученического коллектива.

6. Контроль уровня обученности

Оценочные практические работы в 8 классе:

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объяснение зависимости между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны.
  5. Наблюдения за погодой, изменение метеоэлементов. Составление прогноза погоды.
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических  и тематических карт.
  9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
  10. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Оценочные практические работы в 9 классе:

  1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
  3. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  6. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга
  7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  8. Определение по картам географического положения Урала.
  9. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Урала.
  10. Анализ экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
  11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
  12. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  13. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)

Критерии выставления отметок:

1. Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

Оценку «4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

Оценку «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

Оценку «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

2. Критерии оценки письменного ответа:

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
  • «1» – вообще не выполнил задание.  

3. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2»  выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

4. Выполнение тестовых заданий.

Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом). Критерии оценок:  «5»: 23-25 (90 – 100% от общего числа баллов);  «4»: 18-22 (70 – 89%);  «3»: 15-17 (50 – 69%).

7. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Алексеев А.И.. География России. Природа и население. 8 класс. – М.: Издательство «Дрофа», 2010. – 320 с.

2. Алексеев А.И.. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.: Издательство «Дрофа», 2007. – 320 с.

3. Атлас. География России. 8-9 класс. – Дрофа; Издательство «ДИК», 2010

4. Котельникова Г.И. Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Ленинградской области». – Санкт-Петербург, 2003

5. Программно-методические материалы по географии для общеобразовательных учреждений. География 6-10 классы.  Программа по географии/ Под редакцией Петровой Н.Н., Алексеева А.И. – М.: Издательство «Дрофа», 2007.

6. Тесты по географии России. 8-9 класс./ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127с.

8. Список литературы

  1. Дидактические карточки-задания по географии. 9 класс./ Р.Х. Хабибуллин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 127с.
  2. Рабочие программы по географии. 8-9 классы./ Болотникова Н.В. – М.: Издательство «Глобус», 2010
  3. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс./А.И. Алексеев, В.В. Николина. – М.: Издательство «Просвещение», 2003
  4. Современный урок географии / А.В. Солонько. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2002. – 94с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...