Рабочая программа курса географии 5-6 класс к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И,Алексеева.
Издательство «Просвещение» 2012.
МОБУ Волховская СОШ№6.
Учитель географии Монахова Надежда Эдуардовна
Рабочая программа курса географии 5-6 класс к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И,Алексеева.
Оглавление
ПОЯСНЯЮЩАЯ ЧАСТЬ
1. Пояснительная записка;
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
3. Место предмета в учебном плане
ПРЕДМЕТНАЯ ЧАСТЬ
1. Личностные , метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
2.Содержание учебного предмета( курса)
3. Тематическое планирование, с определением основных видов учебной деятельности
4.Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
5.Система оценки достижения планируемых результатов
ПОЯСНЯЮЩАЯ ЧАСТЬ
- Пояснительная записка;
Рабочая программа по географии построена на основе линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева, соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.
Программы направлены на развитие и формирование универсальных учебных действий, а так же на духовно-нравственное развитие и воспитания личности.
Вклад географии как учебного предмета в достижении целей основного общего образования трудно переоценить.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся :
- комплексного представления о географической среде как о среде (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно–общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;
-умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств( план ,карта и т. д.),а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими ,экологическими ,демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей ,об основных закономерностях развития природы ,о размещении населения и хозяйства ,об особенностях и о динамики главных природных ,экологических ,социально- экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания ,о географических подходах к устойчивому развитию территории.
ЦЕЛЯМИ изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях ( планета в целом, территории материков ,России, своего региона)
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
-понимание основных природных ,социально- экономических ,экологических геополитических процессов и закономерностей ,происходящих в географическом пространстве России и мира
-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных ,учебных ,оценочных, коммуникативных умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов ,проектов
-формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы .карты, компьютерные программы. презентации)
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными ,социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи ,ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков ,сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях ,а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс .На изучение географии отводится
5-6 класс -35 часов (1 час в неделю)
7-8-9 классах по 68 часов (2 часа в неделю)
В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающая среда», включающий определенные географические сведения ,по отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь ,содержание курса географии основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей ,теорий ,законов ,гипотез для старшей школы. Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ),ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание разделов курса географии
«География» 5-6 класс.
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 5 класс (35ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю
Темы уроков
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика |
Развитие географических знаний о Земле(5ч) |
1.Географические методы изучения окружающей среды
|
Знакомство обучающихся с новым предметом- географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК.
Ресурсы урока: Учебник, параграф№1стр.4-8; Атлас; Контурные карты; Тетрадь-тренажёр, с.4-6
| Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» Познакомиться с текстом учебника внетекстовыми компонентами учебника. атласа ,тренажера. Выяснить особенности построения разделов и параграфов
|
|
2.Как люди открывали Землю (1)
| Выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Ресурсы урока: Учебник ,параграф №2 стр10-12.Тренажер с .7,№1-3
| Выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоении Земли Высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту.
|
3.Как люди открывали Землю(2)
| Выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. Раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса.
Ресурсы урока : Учебник параграф №3 с.13-15 Тетрадь- тренажер с.8 3 №5-8 | Выяснить материков Австралия и Антарктида. Установить значимость открытий русских путешественников и землепроходцев, а также подвига покорителей Северного полюса. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. |
4.География сегодня
| Выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли
Ресурсы урока: Учебник, параграф№ 4с. 16-18; Тетрадь-тренажёр с.9-10 №9-1 | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.
|
5. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»
| Обобщить знания учащихся по теме «Развитие географических знаний» -Выдающиеся географические исследования открытия и путешествия. Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя): - подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги»
| Выполнение вариантов контрольной работы в тетради экзаменаторе. |
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4ч) |
6. Мы во Вселенной
| Обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве солнечной системы. На основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света. Доказать, что Земля – одна из планет солнечной системы.
Ресурсы урока: Учебник параграф№5 с.20-21 с.; Тетрадь-тренажёр, с.,11 №1-5
| Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Понимать, что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам
|
7. Движение Земли
| Объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца»
Ресурсы урока: Учебник параграф №6 с.22-24.Тетрадь-тренажер с.12 №6-12 | Составлять и анализировать таблицы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси» и «Следствия вращения земли вокруг Солнца» Объяснить смену времен года Понимать значение движения земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» |
8. Солнечный свет на Земле
| Выяснить, какие явления происходят на земле во время движения по орбите. Раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли.
Ресурсы урока: Учебник, параграф №7с. 25-28 тетрадь-тренажёр, с.13-14 №13—15.
| Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле. Выделяют пояса освещенность на Земле Выясняют продолжительность дня и ночи на разных широтах. Выявляют как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом.
|
9. Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»
| Обобщение знаний учащихся по теме «Земля – планета Солнечной системы». -Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | -Выполнение вариантов контрольной работы в тетради –тренажере. |
План и карта (10ч) |
10. Ориентирование на местности | Показать значение умения ориентироваться на местности Раскрыть роль плана местности Формировать умение определять по азимуту Раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве
Ресурсы урока: Учебник, параграф №8 с.30-32.Тетрадь-тренажёр, с.16 №1-4
| Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты Определять по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу по Полярной звезде «живым ориентирам» Определять азимут ,углы с помощью транспортира Знать особенности плана местности
|
11.Земная поверхность на плане и карте (1) | Показать значение условных знаков -Сформировать знание о масштабе и его видах Познакомить с видами изображения неровностей на плане местности Формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков
Ресурсы урока: Учебник, параграф №9 с.33-35. тетрадь-тренажер с.16 №5-14 | Определять объекты местности на плане с помощью условных знаков Определять виды масштаба Учиться читать топографическую карту Понимать значения плана местности для умения ориентироваться в пространстве
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов
|
12. Земная поверхность на плане и карте (2)
| Выяснить как на плане и карте изображают неровности земной поверхности Раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота» Определять относительную и абсолютную высоту
Ресурсы урока: Учебник, параграф 10 с. 36-37тетрадь-тренажёр, с. 19-22 № 15- 22 | Определять относительную и абсолютную высоты по плану Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности |
13.Практическая работа №1 Построение плана местности»
|
Определять стороны горизонта по Солнцу и звездам, ориентироваться на местности Составлять и читать план местности.
«Ресурсы урока: Учебник, с. 38-39;Тетрадь- тренажер с .23 № 23-24 | Определять направление по компасу, «Полярной звезде», «живым ориентирам» Определять на плане расстояния между объектами Ориентироваться на местности Использовать оборудование для глазомерной съемки Составлять простейший план местности
|
14.Географическая карта
| Сформировать понятие « географическая карта», «глобус» Определить свойства географической карты Показать различие карт по масштабам Выявить отличие географической карты от плана местности Показать роль географических карт как источников информации
Ресурсы урока: учебник параграф 12 ответить на вопросы 2-7выполнить задание 1 .8-11 | Определять роль географической карты как источника информации Выявить основы карты Уметь различать карты по масштабу Оценить значение географической карты как достижения науки и культуры Осознать необходимость понимания и чтения карты |
15. Градусная сетка
| Сформировать понятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка» Сформировать умение определять направление по карте и глобусу Раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направления и измерять расстояние по глобусу и карте
Ресурсы урока: учебник, параграф13 ответить на вопросы 2-9 тренажер 1,10,11
| Определять направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте |
16. Географические координаты (1)
| Показать значение знаний о географических координатах и умение их определять Сформировать умение определять географическую широту
Ресурсы урока:учебник,параграф14 ответить на вопросы 1-5, тетрадь-тренажер, задание 6 | Определять географическую широту Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей
|
17. Географические координаты(2)
| Сформировать умение определять географическую долготу Дать представление о часовых поясах
Ресурсы урока: учебник, параграф15 ответить на вопросы 1-4.тетрадь тренажер 5-12.составить маршрут путешествия по карте. Определить координаты точек, в которых вы сделали остановки. |
Определять географическую долготу Определять часовые пояса.
|
Человек на Земле (4ч) |
18. Как люди заселяли Землю | Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли Выяснить, как возникло земледелие и животноводство, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.
Ресурсы, урока: учебник, параграф17,ответить на вопросы 1-6 тетрадь тренажер задания 7-8
| Анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле |
19. Расы и народы. | Сформировать представление о расах и многообразии народов на планете ,их внешних отличиях, а так же о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменения, о государствах и крупнейших городах мира, о плотности населения мира.
Ресурсы урока: учебник, параграф18.ответить на вопросы 2-5 Тетрадь- тренажер 1.6-9 | Выявлять внешние признаки людей различных рас Определять плотность населения на различных территориях Анализировать карту « Плотность населения мира» Показывать на карте государства и крупные города Анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас Определять наиболее и наименее заселенные территории Выделять самые крупные по площади государства на Земле |
20. Практическая работа№3 «Сравнение стран мира по политической карте»
| Проводить сравнение стран мира на политической карте по величине территории расположению, Систематизировать изучаемую информацию Составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы
| Сравнение стран мира на политической карте Определять страны мира по описанию Создание проектного продукта в форме открытки другу
|
21.Обобщение по теме «Человек на Земле»
| Обобщить знания учащихся по теме « Человек на Земле» характеризуя: Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Географические особенности размещения населения. неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы.
| Выполнение вариантов контрольной работы в тетради –тренажере. |
Литосфера- твердая оболочка Земли(12ч) |
22. Земная кора- верхняя часть литосферы.
| Познакомить учащихся с оболочкой Земли - литосферой Сформировать представление о внешних и внутренних силах Земли, о внутреннем строении. Начать формировать представление о литосферных плитах
Ресурсы урока: учебник параграф 20 ответить на вопросы 2-8 ,выполнить задания 1.3 ,10 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Показать значение постоянного изменения природ ы Земли под действием внешних и внутренних сил. Доказать, что наблюдения исследования - важный путь познания сложных природных процессов. |
23. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
| Сформировать представление о минералах и горных породах Раскрыть особенности происхождения горных пород Начать формирование умения различать горные породы и минералы по внешним признакам Сформировать понятие «полезные ископаемые»
Ресурсы урока: учебник параграф 21,ответить на вопросы1-7,выполнить задания 8-10
| Классифицировать горные породы . Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Понять отличие горных пород от минералов |
24. Движения Земной коры(1)
| Сформировать представление о движении земной коры, о землетрясениях и закономерностях их распространения
Ресурсы урока параграф 22.ответить на вопросы 3-7.выполнить задание 1,2,9,10. | Выявлять закономерности распространения землетрясений Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли Наносить на контурную карту районы землетрясений |
25.Движения земной коры. Вулканизм.(2)
| Сформировать понятие «вулкан» Выявить закономерности распространения вулканизма Нанести на контурную карту районы вулканизма Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения
Ресурсы урока: параграф23.ответить на вопросы 2-4,выполнить задания 1,5-7,задания 9и 10 по выбору.
| Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма Устанавливать с помощью контурных карт районы вулканизма Наносить на контурную карту вулканы |
26.Рельеф Земли. Равнины | Сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа Объяснить понятие «равнина», дать представление о об изменении равнин во времени Классифицировать равнины по высоте Развить умение давать описание равнины по плану Создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности
Ресурсы урока: параграф24 ,ответить на вопросы2-5.выполнить задания 1.6.7 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Описывать равнину по плану. Представлять информацию в письменной форме в виде плана - конспекта
|
27 Рельеф Земли. Горы | Сформировать понятие «горы» Выяснить различие гор по высоте, возрасту размеру Сформировать представления об условиях _жизни человека в горах. Объяснить причины изменение гор во времени. ,а так же изменение гор под воздействием воды, ветра. живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Различать менее крупные формы рельефа в горах Познакомить с опасными природными явлениями их предупреждение. Описание гор по карте.
Ресурсы урока :параграф25.ответить на вопросы2-8,выполнить задания 1,9,задания 10,11 – по выбору
| Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Сравнивать по плану горные системы мира Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности по плану |
28-30 Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте
| Включить учащихся в проектную деятельность Разработать на основе проектного задания туристический маршрут «Скульптурный портрет Земли»
| Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров(рек. гор и т. д) Находить положение географических объектов на контурной карте и наносит их на нее. Выполнять проектное задание в сотрудничестве Представлять презентацию своего проекта |
31. Человек и литосфера
| Показать значение литосферы для человека. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на литосферу Раскрыть значение охраны литосферы
Ресурсы урока: параграф 28,отвечать на вопросы1-5 .выполнить задания 6,7 | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.
|
32. Обобщение по теме «Литосфера- твердая оболочка Земли»
| Обобщить знания учащихся по теме « литосфера – твердая оболочка Земли» Земная кора и литосфера. Состав и строение. Земная поверхность суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые. Воздействие человека на литосферу
| Объяснят понятия « Литосфера» «Полезные ископаемые, «Вулкан». «Равнины» , «Горы» Классифицируют горные породы и формы рельефа Опишут по плану равнины и горы Определят местонахождения крупных форм рельефа на географической карте Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
33.Итоговая контрольная работа
|
Выявить уровень усвоения программного материала по теме « литосфера – твердая оболочка Земли» Земная кора и литосфера. Состав и строение. Земная поверхность суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые
|
выполнение вариантов контрольной работы в тетради -тренажере |
34.Анализ итоговой контрольной работы
|
|
|
35. Оставшийся 1 час отводится на проведения экскурсии (осенний)
|
ГЕОГРАФИЯ. 6 класс (35 ч) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 час в неделю Темы уроков
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика |
|
Введение (1 ч) |
1.Введение
|
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Ресурсы урока: учебник; атлас; контурные карты; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум, с. 20-21 («Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды»); тетрадь-экзаменатор; электронное приложение к учебнику | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой
|
Гидросфера — водная оболочка Земли (13 ч) |
2.Cостав и строение гидросферы |
Сформировать представление о гидросфере ,выяснить ее состав Сформировать представление о Мировом Океане Раскрыть значение воды в природе, для всего живого на Земле
Ресурсы урока Параграф 28 ответить на вопросы 3-7 .выполнить задания 1-2,8-10 | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». |
3. Мировой океан.(1)
| -Раскрыть понятие» Мировой океан», его составные части Показать значение океана
| Определять по карте географическое положение, океанов, морей, заливов, проливов, Определять черты сходства и различия океанов Земли островов, полуостровов. Наносить на контурную карту океаны моря заливы, проливы, острова полуострова. Выявлять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по плану |
4.Мировой океан (2) |
Сформировать представление об островах и полуостровах Познакомить с особенностями дна Мирового океана
Ресурсы урока: параграф 30, ответить на вопросы 1.2.4
| Показать по карте части Мирового океана Наносить их на контурную карту Выделять части дна Океана Определять по карте географическое положение островов. полуостровов .архипелагов Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана |
5.Практикум№1 | Проектное задание Освоить решение проектных задач по плану Научиться работать в группе Оценивать и обсуждать результаты проекта
| Работать на контурной карте Прокладывать по карте маршрут Измерение расстояний по карте Определять географические координаты Обсуждение и оценивание работы в группе и классе Оценка своих результатов |
6.Воды океана | Сформировать знания о свойствах вод: Солености .температуры вод с широтой и глубиной Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана
Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане Раскрыть опасные явления в Океане
Ресурсы урока: ответить на вопросы 2-10 параграф 32,выполнить задания 12-15 по выбору | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения солености .температуры вод Океана Показывать и описывать океанические течения Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами Раскрыть идею о постоянном движение воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними; о правилах= обеспечения личной безопасности |
7.Реки – артерии Земли (1) | Сформировать понятие о реках, ее частях , Речной системе, питании реки
Показать роль рек в жизни человека Осуществлять смысловое чтение при описании реки | Характеризовать особенности речной системы Правильно показывать реки по карте Знать наиболее крупные речные системы мира Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления ,жанрами и основной идеей текста Выявлять по рисунку части реки Характеризовать реки своей местности
|
8.Реки - артерии Земли (2) | Сформировать понятие о режиме реки, типах рек Составлять описание реки по плану на основе анализа карт Составлять характеристику равнинной и горной рек
Ресурсы урока: параграф 34.Ответить на вопросы 2-8 Выполнить задание 1,9 | Анализировать графики изменения уровня воды в реках Выявлять части долины реки Описывать реку по плану
|
9.Озера и болота. | Сформировать понятие «озеро» Классифицировать озера по различным признакам Выяснить, как образуются болота Показать роль озер и болот для жизни на Земле Давать описание озера по плану
Ресурсы урока: параграф35,отвечать на вопросы 1-6.Выполнить задания 7-9 | Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану Анализировать карты и объяснять причины образования болот Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты |
10.Подземные воды и ледники |
Сформировать понятие «подземные воды» Выявить причины образования подземных вод Выявить причины образования ледников Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле
Ресурсы урока: параграф 36,ответить на вопросы 1-5 .выполнить задание 6 | Понять образование подземных вод Составить план по тексту « Что мы знаем о ледниках» Оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды |
11.Экскурсия | Ознакомление с водным объектом своей местности
| Описывать водный объект по плану |
12.Гидросфера и человек | Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны
Ресурсы урока: параграф37,ответить на вопрос1.выпонить задание 2,3
| Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека
Составить схему «Связь гидросферы с другими оболочками на Земле на примере местной реки» Определять меры по охране гидросферы |
13.Обобщение по теме «Гидросфера»
| Выявить уровень усвоение базового материала Гидросфера, ее состав и строение Мировой океан и его части ,взаимодействие с атмосферой и сушей. поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота .Водные ресурсы Земли | Выполнение вариантов контрольной работы в тетради -тренажере |
АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ ( 10 ч)
|
14.Состав и строение атмосферы | Показать значение атмосферы в жизни на планете Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы , наиболее важной для людей Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью Научить замечать и понимать окружающие природные явления
Ресурсы урока: параграф 38,ответить на вопрос 1-5,выполнить задание 6,7 | Составлять и анализировать схему «Состав воздуха» Выяснить строение атмосферы Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле Понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды» |
15.Тепло в атмосфере (1) | Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой Вычислять средние температуры и амплитуду температур Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.
Ресурсы урока: параграф39.ответить на вопрос 1-5,выполнить задание 7 | Определять температуру с помощью термометра Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду ,средне месячную температуру по календарю погоды Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток |
16.Тепло в атмосфере (2) | Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам Включиться в диалог по объяснению жизненных ситуаций
Ресурсы урока: параграф 40.ответить на вопрос 2-6 ,выполнить задание 1.7.8 | Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам
|
17.Атмосферное давление | Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления Выяснить, от чего зависит атмосферное давление Измерять атмосферное давление Использовать знания об атмосферном давлении
Ресурсы урока: параграф 41.ответить на вопрос1- 2 ,выполнить задание 3-4
| Определять атмосферное давление с помощью барометра Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере
|
18.Ветер | Сформировать понятие « ветер» Раскрыть причины его образования Сформировать понятие о розе ветров и розу ветров на основе данных дневника погоды
Ресурсы урока: параграф 42.ответить на вопрос 2 - 6 ,выполнить задание1.7,8
| Выявлять причинно- следственные связи при образовании ветра Определять направление и силу ветра Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе |
19.Влага в атмосфере (1) | Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью Сформировать умение рассчитывать относительную влажность
Ресурсы урока: параграф 43.ответить на вопросы 1-4
| Определять влажность воздуха с помощью гигрометра Делать выводы о значении влажности воздуха на Земле Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей |
20. Влага в атмосфере (2) | Сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс их образования Сформировать понятие « осадки» Научиться проводить наблюдение за облаками
Ресурсы урока: параграф 44 .ответить на вопрос 2 - 4 ,выполнить задание1.5.6
| Определять виды облаков Наблюдать за облаками Давать описание облакам Оценивать значение облачности осадков для жизни и деятельности людей. Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей |
21.Погода и климат | Сформировать понятия «погода», и «климат» Сформировать понятие о воздушных массах Выявить закономерность климата и географической широты .воздушных масс, высоты над уровнем моря. положения по отношению к горным сооружениям Выявить влияние погодных условий на здоровье людей Формировать умение давать описания погоды и климата
Ресурсы урока: параграф 45.ответить на вопрос 2 - 8 ,выполнить задание1.9.10
| Анализировать карту «Изменение климатических показателей с запада на восток» Использовать собственные наблюдения о погоде и климате Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами Устанавливать причинно - следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности ,над которыми они формируются Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека |
22.Атмосфера и человек | Показать огромное значение атмосферы для человека Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье люде Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений
Ресурсы урока: параграф 47.ответить на вопрос3-6 ,выполнить задание 1.2.7
| Выявлять значение атмосферы лдя человека Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений Сопоставлять и отбирать информацию ,полученную из нескольких источников Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы Оценить значение атмосферы Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных явлений |
23.Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Обобщить знания по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле Погода и климат. элементов погоды. Биосфера - живая оболочка Земли (4ч) | Выполнение вариантов контрольной работы в тетради -тренажере |
24.Биосфера – живая оболочка Земли | Выяснить значение биосферы Сформировать понятие «биосфера» Раскрыть роль живых организмов в биосфере Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере Показать необходимость охраны биосферы Ресурсы урока: параграф 48.ответить на вопрос 1-5, выполнить задание 6
| Сопоставить границы биосферы с границей других оболочек Земли Выявить роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота Доказать, что биосфера - уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы
|
25Почвы | Сформировать понятие «почва» , «типы почв» Раскрыть значение плодородия почв
Ресурсы урока: параграф 49.ответить на вопрос 1-4 ,выполнить задание 5
| Анализировать образцы почв Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком Понять значение почв Определить вклад В.В. Докучаева в науку Сделать выводы о необходимости охраны почв |
26.Биосфера – сфера жизни | Сформировать представление об организмах как компонентах природы Определять значение биосферы Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете Показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком
Ресурсы урока: параграф 50.ответить на вопрос 1-6 ,выполнить задание 7
| Раскрыть взаимосвязи в биосфере Выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды Понимать , что биосфера - самая уязвимая оболочка Земли Осознавать , что человек - часть природы |
27.Обобщение по теме « Биосфера – живая оболочка Земли» | Обобщить знания учащихся по теме « Биосфера – живая оболочка Земли» Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных ,особенности их распространения Почвенный покров Почва , как особое природное образование Условия образования почв разных типов
Географическая оболочка (7 ч) | Выполнение вариантов контрольной работы в тетради -тренажере |
28.Географическая оболочка | Сформировать представление о географической оболочке Выяснить строение и свойства географической оболочки Показать значение географической оболочки для жизни человека
Ресурсы урока: параграф 51ответить на вопрос 1-6 ,выполнить задание 7
| Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки Иметь представление природном комплексе Давать описание природного комплекса своей местности Выявить доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт
|
29.Природные зоны | Сформировать представление о природной зональности Выяснить . как размещаются природные комплексы на Земле Объяснить смену природных зон на Земле Показать разнообразие природных комплексов суши и океанов
Ресурсы урока: параграф 52ответить на вопрос 2-5,выполнить задание1,6.7
| Анализировать карту « географические зоны мира» Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом Характеризовать природные комплексы суши и океана
|
30.Практикум « Нанесение на контурную карту природных зон мира» | Показать, как размещаются природные комплексы на поверхности Земли Объяснить смену природных зон Выяснить изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека
| Формирование умений работать с картой природных зон Наносить на контурную карту природные зоны Земли Сравнивать между собой различные природные зоны
|
31-32 Культурные ландшафты
| Сформировать понятие «культурный ландшафт» Показать влияние человека на культурные ландшафты
Ресурсы урока: параграф 53на вопрос 1-3,выполнить задание 4.5
Доклад « Ландшафт .который хочется сохранить» иллюстрируя его фотоснимками .рисунками |
Понять и уметь высказывать свое мнение о способах улучшения культурных ландшафтов Уметь создавать образ культурного ландшафта Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на культурные ландшафты Подготавливать сообщения или презентацию по проблемам антропогенного воздействия на природу Оценить творение рук человека- культурный ландшафт |
33.Урок-игра по теме «Биосфера живая оболочка Земли « и «Географическая оболочка» | Обобщить знания учащихся Решение проблемных вопросов с использованием информации о состоянии природы Умение работать в группе | Объяснять географические термины Умение работать с различными географическими картами Объяснять причинно - следственные связи. Сравнивать между собой различные природные зоны. Анализировать информацию, приводить примеры воздействия человека на природу. Давать оценку воздействия человнека на биосферу Аргументировать необходимость защиты природы
|
34. Обобщение по теме « Географическая оболочка» | Обобщить знания учащихся Географическая оболочка Земли Широтная и высотная поясность Цикличность .ритмичность процессов Территориальные комплексы: природные и природно-хозяйственные | Контрольная работа по вариантам тетради - тренажера |
Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ, перечень которых приведён в Тетради-экзаменаторе с.84-95 |
Перечень обязательных практических работ
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ
В 5 классе -4 практических работ
1.Составление плана местности
2.Чтение карты. Определение направлений, расстояний. Местоположения и взаимного расположения
объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам
3.Сравнение стран мира на политической карте
4.Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты»
В 6 класс 3 практические работы
1.Прокладывание по карте маршрута, измерение расстояний по карте, определение географических координат.
2.Составление характеристики погоды
3. Природные зоны мира
Требования к уровню подготовки учащихся 5-6 класса
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
- основные источники географической информации,
- методы изучения Земли,
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
- различия между планом местности, картой, глобусом,
- современные способы создания карт,
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
- обозначать и надписывать их на контурной карте,
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
- описание образа природных объектов,
- описание природных объектов по типовому плану,
- описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
- представлять результаты измерений в разной форме,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное
значение природы
Источники материалов
1. В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы.
2. А.И. Алексеев.
Учебник географии 5-6 класс.
3. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова. Методическое пособие по физической географии 6 класс.
.