Рабочая программ по географии для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
География 5 класс ФГОС | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Замишевская СОШ» _______________ Г.М.Банадыкова «1» сентября 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
географии
для учащихся 5 класса
Составил: учитель первой категории
МБОУ «Замишевская СОШ»
К.Н. Коренева
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол №1 от «28» августа 2016 года Руководитель МО_______ А.А Россенков | «Согласовано» Зам. директора по УР ______________Е.В. Косова «29» августа 2016 года |
2016 год
Пояснительная записка
1.Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
2.Общая характеристика учебного предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ 4, что соответствует программе.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
3.Место учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов (1 час в неделю) для изучения географии в 5 классе.). Количество практических работ 4, что соответствует программе, лабораторные работы и экскурсии не предусмотрены.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
5.Результаты освоения учебного предмета:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные :
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные :
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные :
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные :
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ :
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
6. Содержание курса
Что изучает география. (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».
Освоение Сибири.
Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся)
Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся)
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Итоговое тестирование за 1 полугодие
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности.
Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговая контрольная работа (1 ч)
8. Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя и обучающихся.
- Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
- Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
- Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2013.
- Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
- Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
- Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
- Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
- Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
- Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
- Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
- Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
- Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
- Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
- Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
- Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Учебники и УМК
- География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт.
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009. – 202 с.
- Летягин А.А. Под. ред. Дронова В.П. География. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006
- Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Примерная программа по географии для основной школы
Определитель минералов и горных пород для школьников
Таблицы
Ориентирование на местности
Способы добычи полезных ископаемых
Воды суши
Животный мир материков
Календарь наблюдений за погодой
План и карта
Полезные ископаемые и их использование
Растительный мир материков
Рельеф и геологическое строение Земли
Таблицы по охране природы
Портреты
Набор «Путешественники»
Набор «Ученые-географы»
Карты мира
Великие географические открытия
Зоогеографическая
Карта океанов
Климатические пояса и области
Почвенная
Природные зоны
Растительности
Физическая полушарий
Карты России
Физическая
Видеофильмы и видеофрагменты
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность
Памятники природы
Видеофильм об известных путешественниках
Вулканы и гейзеры
Географическая оболочка
Опасные природные явления
Горы и горообразование
Загадки Мирового океана
Общие физико-географические закономерности
Ступени в подземное царство
Великие Географические открытия
Современные географические исследования
Земля и Солнечная система
Слайды (диапозитивы)
Ландшафты Земли
Природные явления
Минералы и горные породы
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)
Теллурий
Компас ученический
Теодолит (В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль)
Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)
Линейка визирная
Мензула с планшетом
Нивелир школьный
Угломер школьный
Штатив для мензул, комплектов топографических приборов
Рулетка
Молоток геологический
Набор условных знаков для учебных топографических карт
Магнитная доска для статичных пособий
Модели
Модель Солнечной системы
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000
Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)
Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)
Коллекции
Коллекция горных пород и минералов
7. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид и форма контроля | Планируемые результаты | Характеристика деятельности | Д/з | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Тема 1: Что изучает география? (5 часов) | |||||||||
1 | Мир, в котором мы живем. | Вводный | устный опрос | 1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы. 2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» | Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.
| Формирование ответственного отношения к учёбе. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 1, р.т стр3, вопросы стр.10 | |
2 | Науки о природе. | комбинированный | решение ситуационных задач устный опрос, устный опрос, | 1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы. 2.Объяснять значение понятий: география, разделы географии. 3.Приводить примеры географических наук. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 2, р. Т стр 6 №3, составить схему «семья биологических наук» | |
3 | География— наука о Земле | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий, тематический, устный опрос, | называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); | приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; | Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 3, р.т стр 8 №4, учебник стр 21 №3( под рубрикой подумай) | |
4 | Методы географических исследований. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа, | 1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 4, р.т стр 10 №4; повторить § 1- 4 | |
5 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Что изучает география» | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический, тестовый, | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | р.т стр 11-12 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер | |
Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часа) | |||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | Изучения нового материала. | устный опрос, эвристическая беседа, входной, | 1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 5, р.т стр 13 №2, стр 14 №4 контурная карта | |
7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся) | комбинированный | решение ситуационных задач, устный опрос, текущий | 1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Отрабатывать умения работы с картами. | § 6, р. т стр. 17 №4, подготовить сообщение и презентацию | |
8 | Открытия русских путешественников. | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Показывают на карте маршруты: А.Никитина, Ермака С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова | § 7 подготовить сообщение и презентацию, р.т. стр 20 № 5 | |
9 | Освоение Сибири. Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся) | комбинированный | решение ситуационных задач, текущий | называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Выполняют практическую работу. | § 7, повторить параграфы 5-6, стр 40 №5 учебника, составить кластер | |
10 | Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю». | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический, тестовый, | Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» | Р.т стр 21-22 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА | |
Тема 3: Земля во Вселенной (9часов) | |||||||||
11 | Как древние люди представляли себе вселенную | Изучения нового материала. | входной, эвристическая беседа, устный опрос, | 1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной. | § 8, р. т стр 23 заполнить таблицу, стр 45 учебника ( рубрика подумайте) | |
12 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | 1.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 9, р.т стр 25 № 4-5 | |
13 | Соседи Солнца. | комбинированный | входной, тестовый, решение ситуационных задач | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности. | Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности | § 10, р.т стр 27 №5, учебник стр 56 № 2 ( под рубрикой подумайте) | |
14 | Планеты-гиганты | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 11, р.т стр 28 №6, подготовить сообщение с презентацией | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | комбинированный | Итоговый тест за 1 полугодие | 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты 2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты. | § 12, р. т. стр 32 №4-6 | |
16 | Мир звезд | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | входной, устный опрос, эвристическая беседа, | 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад. | § 13, р.т стр 34 № 4, 35 №5-6, восстановить логическую цепочку | |
17 | Уникальная планета Земля. | комбинированный | тестовый, решение ситуационных задач устный опрос, | 1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет 1.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. | Формирование способностей к самостоятельном у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 14 подготовка сообщения и презентации, р. т. стр 36 №1 | |
18 | Современные исследования космоса. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач. | создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. | Выяснить значение изучения космоса в настоящее время. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 15, р.т стр 39 №5, повторить параграфы 8-14 | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Урок обобщения и систематизации знаний | тестовый, устный опрос, | Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам. | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Знать основные термины и понятия по пройденным разделам, уметь объяснять явления и выявлять причинно-следственные связи. | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» | р.т стр 40 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА | |
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часов) | |||||||||
20 | Стороны горизонта | Изучение нового материала. | входной, тестовый, | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 16, р. т стр 41 №1-2 , стр 42 №3-4 | |
21 | Ориентирование Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности. | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. 2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности Из различных источников. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве) | § 17, стр 82 учебник( под рубрикой подумайте) | |
22 | План местности и географическая карта. Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности. | комбинированный | решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа, | Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, карта, масштаб, условные знаки | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности | Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Выполняют практические задания по плану местности. | § 18р. т стр 43 №1-2, стр 45 №5-6 | |
23 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | тестовый, устный опрос, Тематический | объяснять значение понятий по теме, находить и объяснять причинно-следственные связи. | Способность к самостоятельному применению. новых знаний и практических умений с помощью плана местности . | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | стр 46-47 рабочая тетрадь задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер | |
Тема 4: Природа Земли (10 ч) | |||||||||
24 | Как возникла Земля | Изучения нового материала. | входной, эвристическая беседа, | Объяснять значение понятий: гипотеза . Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов | § 19, стр. 93 учебник (под рубрикой подумайте №1-2) | |
25 | Внутренне строение Земли | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | тестовый, решение ситуационных задач эвристическая беседа, | 1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. | Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.. | Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов. | § 20, р. т стр 52-53 №3-6, составить кластер | |
26 | Землетрясения и вулканы | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 21 рассказ и презентация о природе разных материков Земли, стр 56 р.т № 6, учить номенклатуру | |
27 | Путешествие по материкам | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | эвристическая беседа, устный опрос, решение ситуационных задач | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. | Формирование осознания единства географического пространства. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты. | § 22, р. т стр 58 №1-2, стр 59 №4, стр 60 -61 №5 учить номенклатуру | |
28 | Вода на Земле | комбинированный | тестовый, устный опрос, эвристическая беседа, | Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. 2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование основ экологической культуры; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. . | § 23, р. т стр 63№ 2-3, стр 64 №5, 7,9, стр 65 №12 учить номенклатуру | |
29 | Воздушная одежда Земли | Изучения нового материала. | эвристическая беседа, устный опрос, | Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 24, учебник стр 124 под рубрикой подумайте №1-3, р .т стр 67№8 | |
30 | Живая оболочка Земли | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | текущий эвристическая беседа, решение ситуационных задач | Объяснять значение понятия биосфера | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности | § 25, стр 127 учебника №1-3 под рубрикой подумайте | |
31 | Почва – особое природное тело | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие | Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. | § 26, р .т стр 70 №1-4, сообщения | |
32 | Человек и природа | комбинированный | устный опрос, эвристическая беседа, текущий | Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности | ||
33 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач | Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» | р.т стр 71-72задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА | |
34 | Контрольная работа по курсу: «География начальный курс» | Контрольный | тестовый, решение ситуационных задач, итоговый | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | С доставточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации. Применять методы информационного поиска. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности. | Организация самостоятельной работы. | Предложить маршрут путешествия по станам разных континентов, обосновав свой выбор стран. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по географии составлена в требованиями нового стандарта (ФГОС) и ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012)...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс по ФГОС второго поколения к учебнику И. И. Бариновой
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и авторской программы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на базе УМК Полярная звезда под редакцией А. И. Алексеева...
Рабочая программа по географии 6 класс по ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на базе УМК Полярная звезда под редакцией А. И. Алексеева...