Рабочая программа по географии для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Технологическая карта конструирования урока геогарфии по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5_klass_dlya_pechati.docx | 244.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной образовательной программы основного (среднего) общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий
Общая характеристика
Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл.: учебник/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2016.-140, [4 ]с.: ил., карт.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— География Земли, с 8 по 9 класс—
География России. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №1 п. Навля» на изучение географии в 5х классах отводится 35 учебных часов. Рабочая программа предусматривает обучение географии в объеме 1 часа в неделю в течение одного учебного года.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ- 3;
- практических работ - 4;
Требования к уровню освоения обучающимися
личностных, метапредметных, предметных результатов
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,
написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использо-вания географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономер-ностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными приме-рами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипред-метные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последо-вательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных поня-тий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в ре-шении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чер-тежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических за-
дач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблю-дений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отве-чает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредмет-ные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, со-блюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, ис-пользовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения после-довательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учи-теля восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изуча-емых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последова-
тельно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; вы-воды и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, опре-деления понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения за-дач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроиз-ведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навы-ков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические зна-
ния;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические
связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного мате-риала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других уча-щихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выпол-нения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов,
- «4» - 7-9,
- «3» - 5-6,
- «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выпол-нения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
- «4» - 14-17,
- «3» - 10-13,
- «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюде-нием необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические зна-ния, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана сами-
ми учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не вли-яющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа пока-зала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географи-ческими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к вы-полнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выво-дов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теорети-ческого материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их ис-пользование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или ха-рактеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточ-ности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допуска-ются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; до-пускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
- Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифра-ми с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
- При нанесении на контурную карту географических объектов используйте ли-нии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нуж-но для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
- Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или ме-ридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обяза-тельно).
- Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформлен-
ную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
- Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
- Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка
за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
- Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, ста-тистические материалы, текст учебника), выделите главное.
- Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
- При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
- Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
- Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполнен-ной работы .
- Не забудьте подписать работу внизу карты!
- Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено.
Содержание учебного курса
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3,4. Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план | ||||||
№ | В том числе на: | |||||
лабораторно- | ||||||
п/ | Наименование разделов и тем | Всего часов | контрольные | |||
практические | ||||||
п | работы | |||||
работы | ||||||
1. | Тема 1. Что изучает география | 5 | - | 1 | ||
2. | Тема 2. Как люди открывали Землю | 5 | 1 | - | ||
3. | Тема 3. Земля во Вселенной | 9 | - | 1 | ||
4. | Тема 4. Виды изображений поверхности | 4 | 1 | - | ||
Земли | ||||||
5 | Тема 5. Природа Земли | 10 | 2 | |||
6. | Итоговый тест за 2 полугодие | 1 | 1 | |||
7 | Резерв | 1 | ||||
итого | 35 | 4 | 3 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя и обучающихся
- Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
- Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
- Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
- Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
- Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
- Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
- Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
- Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
- Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
- Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
- Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
- Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
- Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
- Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.aport.ru - Полный русскоязычный каталог для географов, где есть раздел «География в школе»
http://www.gde-eto.narod.ru – Географический словарь, в котором находится информация о странах, городах, материках, островах, пустынях, ледниках и т.п.
http://www.geo.1september.ru – Сайт газеты «География», где можно найти методические материалы для проведения уроков географии
http://www.mapguest.com - Интерактивные версии карт автомобильных дорог. Этот сайт интересен тем, что его база содержит атласы автомобильных дорог всех стран мира и карту мира в целом. Пользователь имеет возможность выбрать в интерактивном режиме наиболее оптимальный маршрут между любыми двумя (или несколькими) объектами на географической карте
http://www.infa.ru/map/russia/index.html - Разнообразные карты городов и регионов России на специализированном сайте «Информационные системы России». Этот сайт имеет встроенную систему поиска и отбора ресурсов по шести российским и семи международным поисковым и энциклопедическим системам.
http://www.km.ru/tourism/ -Сайт фирмы “Кирилл и Мефодий», который называется «Путешествия и туризм». Здесь расположен хороший атлас мира.
http://www.lib.utexas.edu/Libs/PCL/Map_collection/europe/Europe.jpg -Политическая карта Европы
http://www.infobel.be/maparea.asp - Коллекция карт стран мира и крупных городов
http://www.vepserver.com – Трехмерная виртуальная Москва. Пространственная копия города Москвы в реальной пропорции. Полная имитация жизни города.
Учебники и УМК
- География. Начальный курс. 5кл.: учебник/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2016.-140, [4 ]с.: ил., карт.
- География. Начальный курс. 5кл.: рабочая тетрадь к учебнику И.И Бариновой, А.А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5класс»/ Н.И. Сонин, С.В. Курчина.– М.: Дрофа, 2016.
- География. 5кл.: атлас.– М.: Дрофа, 2016.
- География. 5кл.: контурные карты.– М.: Дрофа, 2016.
Карта контроля 5 класс
№п/п | Раздел, тема | Вид контроля | Форма | Методический инструментарий | |
контроля | |||||
Тема 1: « Что изучает география» 5 часов | |||||
1 | Мир, в котором мы | текущий | фронтальная | вопросы учебника стр.10, работа с иллюстрациями параграфа, | |
живем. | электронным приложением к учебнику | ||||
2 | Науки о природе | входной | фронтальная, | тестовая работа, вопросы | |
текущий | индивидуальная | ||||
3 | География— наука о | текущий | фронтальная | проблемные вопросы | |
Земле | |||||
4 | Методы географических | текущий | групповая | электронное приложение | к учебнику, иллюстрации учебника |
исследований | |||||
5 | Обобщение знаний по | тематический | индивидуальная | электронное приложение | к учебнику |
разделу | |||||
«Что изучает география» | |||||
Тема 2: «Как люди открывали Землю » 5 часов | |||||
6 | Географические | текущий | фронтальная | электронное приложение к учебнику | |
открытия древности и | |||||
Средневековья | |||||
7 | Важнейшие | текущий | индивидуальная | работа с картой атласа, контурной картой | |
географические | |||||
открытия | |||||
8 | Открытия русских | текущий | фронтальная | географический диктант, сообщения учащихся | |
путешественников | |||||
9 | Открытия русских | текущий | фронтальная | географический диктант, сообщения учащихся | |
путешественников | |||||
10 | Обобщение знаний по | тематический | групповая | работа в группам по заданиям |
разделу: «Как люди | тест | ||||
открывали Землю». | индивидуальная | ||||
Тема 3: «Земля во Вселенной » 9 часов | |||||
11 | Как древние люди | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, задания в рабочей тетради | |
представляли себе | |||||
Вселенную. | |||||
12 | Изучение Вселенной: от | текущий | фронтальная | электронное приложение к учебнику | |
Коперника до наших | |||||
дней | |||||
13 | Соседи Солнца | текущий | групповая | работа с научно-популярным текстом | |
14 | Планеты- гиганты | текущий | групповая | электронное приложение к учебнику, | работа с научно-популярным |
и маленький | текстом | ||||
Плутон | |||||
15 | Астероиды. Кометы. | итоговый | индивидуальная | тест | |
Метеоры. | |||||
Метеориты | |||||
Итоговый тест за 1 | |||||
полугодие | |||||
16 | Мир звезд | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, с картой звездного неба | |
17 | Уникальная | текущий | фронтальная | электронное приложение к учебнику, | работа с научно-популярным |
планета— Земля | текстом | ||||
18 | Современные | текущий | фронтальная | сообщения учащихся, электронное приложение к учебнику | |
исследования | |||||
космоса | |||||
19 | Обобщение | тематический | индивидуальная | контрольная работа | |
знаний по разделу | |||||
«Земля во | |||||
Вселенной» | |||||
Тема 4: « Виды изображений поверхности Земли» 4 часа
20 | Стороны горизонта | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника |
21 | Ориентирование | текущий | групповая | работа с электронным приложением учебника, работа с компасом |
22 | План местности | текущий | групповая | практикум: работа с планом местности и географической картой |
и географическая карта | ||||
23 | Обобщение | тематический | индивидуальная | практикум, тест, построение простейшего плана местности |
знаний по разделу | ||||
«Виды | ||||
изображений | ||||
поверхности | ||||
Земли» | ||||
Тема 5: «Природа Земли» 10 часов | ||||
24 | Как возникла | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к |
Земля | учебнику | |||
25 | Внутреннее строение | текущий | фронтальная | знакомство с коллекцией горных пород и минералов |
Земли | ||||
26 | Землетрясения и | текущий | фронтальная | работа с картой атласа и контурной картой |
вулканы | ||||
27 | Путешествие по | текущий | фронтальная | сообщения учащихся и презентации |
материкам | ||||
28 | Вода на Земле | текущий | групповая | задания для работы групп |
29 | Воздушная одежда | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к |
Земли | учебнику | |||
30 | Живая оболочка | текущий | фронтальная | вопросы для эвристической беседы |
Земли | ||||
31 | Почва— особое | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к |
природное тело | учебнику |
32 | Человек и природа | текущий | групповая | сообщения учащихся и презентации |
33 | Обобщение | тематический | индивидуальная | тест |
знаний по разделу | ||||
«Природа Земли» | ||||
34 | Итоговый тест за 2 | итоговый | индивидуальная | тест |
полугодие | ||||
35 | Резерв |
Календарно-тематический план по географии в 5 классе
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности | ||||||||||||||||
п/п | (на уровне учебных действий) | ||||||||||||||||||
1 | Тема 1: « Что изучает география» | Всего часов 5 | Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным | ||||||||||||||||
приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических | |||||||||||||||||||
описаний объектов и явлений живой и неживой природы | |||||||||||||||||||
Дат | Тема | урока, | Кол- | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная | Информационное | Д.З.* | |||||||||||
а | тип урока | во | (предметным и | деятельность | сопровождение, | ||||||||||||||
часов | метапредметным*) | цифровые и | |||||||||||||||||
Учащийся | Учащийся | Вид | Форма | электронные | |||||||||||||||
научится | сможет | образовательные | |||||||||||||||||
научиться | ресурсы** | ||||||||||||||||||
Мир, в котором | 1 | Мир живой и неживой природы. | приводить | текущий | эвристическ | электронное | § 1, р.т | ||||||||||||
1.1 | мы живем. | Явления природы. Человек на Земле | примеры | ая беседа | приложение к | стр3 | |||||||||||||
Урок изучения и | географических | учебнику | №3, | ||||||||||||||||
первичного | объектов и | стр5 | |||||||||||||||||
закрепления | явлений; вести | №8 | |||||||||||||||||
новых знаний | наблюдения за | ||||||||||||||||||
объектами, | |||||||||||||||||||
процессами и | |||||||||||||||||||
явлениями | |||||||||||||||||||
географической | |||||||||||||||||||
среды, | |||||||||||||||||||
Науки о природе | 1 | Астрономия. | Физика. | Химия. | называть отличия | находить и | входной | устный | электронное | § 2, р. Т | |||||||||
1.2 | Комбинированн | География. Биология. Экология | в изучении Земли | формулирова | опрос | приложение к | стр 6 | ||||||||||||
ый урок | географией по | ть по | учебнику | №3, | |||||||||||||||
сравнению с | результатам | состави | |||||||||||||||||
другими науками | наблюдений | ть | |||||||||||||||||
(астрономией, | (в том числе | схему | |||||||||||||||||
биологией, | инструментал | «семья | |||||||||||||||||
физикой, химией, | ьных) | биолог | |||||||||||||||||
экологией); | зависимости | ически | |||||||||||||||||
и | х наук» | ||||||||||||||||||
закономернос | |||||||||||||||||||
ти | |||||||||||||||||||
География— | 1 | Физическая | и | социально- | называть отличия | приводить | текущий | решение | электронное | § 3, р.т | |||||||||
1.3 | наука о Земле | экономическая | география— | два | в изучении Земли | примеры, | ситуационн | приложение к | стр 8 | ||||||||||
Урок изучения и | основных раздела | географией по | иллюстрирую | ых задач | учебнику | №4, | |||||||||||||
первичного | географии | сравнению с | щие | роль | учебни | ||||||||||||||
закрепления | другими науками | географическ | к | ||||||||||||||||
новых знаний | (астрономией, | ой | науки в | стр 21 | |||||||||||||||
биологией, | решении | №3( | |||||||||||||||||
физикой, химией, | социально- | под | |||||||||||||||||
экологией); | экономически | рубрик | |||||||||||||||||
х | и | ой |
геоэкологичес | подума | |||||||||||||
ких | проблем | й) | ||||||||||||
человечества; | ||||||||||||||
примеры | ||||||||||||||
практическог | ||||||||||||||
о | ||||||||||||||
использовани | ||||||||||||||
я | ||||||||||||||
географическ | ||||||||||||||
их | знаний в | |||||||||||||
различных | ||||||||||||||
областях | ||||||||||||||
деятельности; | ||||||||||||||
Методы | 1 | Географическое описание. | получат | текущий | устный | электронное | § 4, р.т | |||||||
1.4 | географических | Картографический метод. | представление | о | опрос, тест с | приложение к | стр 10 | |||||||
исследований | Сравнительно-географический метод. | различные | использован | учебнику | №4; | |||||||||
Урок изучения и | Аэрокосмический | источниках | ием | повтор | ||||||||||
первичного | метод. Статистический метод | географической | электронног | ить § 1- | ||||||||||
закрепления | информации | для | о пособия | 4 | ||||||||||
новых знаний | поиска | и | ||||||||||||
извлечения | ||||||||||||||
информации, | ||||||||||||||
необходимой | для | |||||||||||||
решения | учебных | |||||||||||||
и | практико- | |||||||||||||
ориентированных | ||||||||||||||
задач; | ||||||||||||||
Обобщение | 1 | Обобщение и практическая отработка | Регулятивные: | Коммуникат | тематический | тест | электронное | р.т стр | ||||||
1.5 | знаний по | знаний и умений по разделу «Что | уметь | ивные: | приложение к | 11-12 | ||||||||
разделу | изучает география» | самостоятельно | учитывать | учебнику | задания | |||||||||
«Что изучает | контролировать | разные | для | |||||||||||
география» | своё время и | мнения и | подгото | |||||||||||
Урок обобщения | управлять им | интересы и | вки к | |||||||||||
и | Коммуникативн | обосновывать | ЕГЭ и | |||||||||||
систематизации | ые: | собственную | ГИА, | |||||||||||
знаний | осуществлять | позицию | состави | |||||||||||
взаимный | Познаватель | ть | ||||||||||||
контроль | и | ные: | кластер | |||||||||||
оказывать | в | выдвигать | ||||||||||||
сотрудничестве | гипотезы о | |||||||||||||
необходимую | связях и | |||||||||||||
взаимопомощь | закономернос | |||||||||||||
Познавательные | тях событий, | |||||||||||||
:проводить | процессов, |
наблюдение | и | объектов | |||||||||||||||||
эксперимент | под | ||||||||||||||||||
руководством | |||||||||||||||||||
учителя | |||||||||||||||||||
Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в | |||||||||||||||||||
2 | Тема 2: «Как люди открывали Землю » Всего часов 5 | Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам | |||||||||||||||||
И описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. | |||||||||||||||||||
Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Исследовать и описывать по картам | |||||||||||||||||||
маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать | |||||||||||||||||||
сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах | |||||||||||||||||||
изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях | географических | ||||||||||||||||||
исследований | |||||||||||||||||||
Географически | 1 | Плавания финикийцев. Великие | называть | текущий | устный | электронное | § 5, р.т | ||||||||||||
2.1 | е | географы древности. Географические | основные | опрос | приложение к | стр 13 | |||||||||||||
открытия | открытия Средневековья | способы изучения | учебнику | №2, стр | |||||||||||||||
древности и | Земли в прошлом | http://www.geoma | 14 №4 | ||||||||||||||||
Средневековья | и в настоящее | n.ru | контур | ||||||||||||||||
Урок изучения | время | ная | |||||||||||||||||
и первичного | карта | ||||||||||||||||||
закрепления | |||||||||||||||||||
новых знаний | |||||||||||||||||||
Важнейшие | 1 | Открытие Америки. Первое | называть | текущий | практическа | электронное | § 6, р. т | ||||||||||||
2.2 | географически | кругосветное путешествие. Открытие | наиболее | я работа | приложение к | стр. 17 | |||||||||||||
е | Австралии. Открытие Антарктиды. | выдающиеся | учебнику | №4, | |||||||||||||||
открытия | Практическая работа № 1 Работа с | результаты | подгото | ||||||||||||||||
Комбинирован | контурной картой, учебником, диском | географических | вить | ||||||||||||||||
ный урок | открытий и | сообще | |||||||||||||||||
путешествий; | ние и | ||||||||||||||||||
показывать по | презент | ||||||||||||||||||
карте маршруты | ацию | ||||||||||||||||||
путешествий | |||||||||||||||||||
разного времени и | |||||||||||||||||||
периодов; | |||||||||||||||||||
Открытия | Открытие и освоение Севера | называть | создавать | текущий | эвристическ | электронное | § 7 | ||||||||||||
2.3 | русских | новгородцами и поморами. «Хождение | наиболее | устные | ая беседа | приложение к | подгото | ||||||||||||
путешественни | 1 | за три | выдающиеся | сообщения о | учебнику, | вить | |||||||||||||
ков | моря». | результаты | географическ | http: | сообще | ||||||||||||||
Урок изучения | географических | их открытиях | //www.national | ние и | |||||||||||||||
и первичного | открытий и | на основе | -geographic.ru | презент | |||||||||||||||
закрепления | путешествий; | нескольких | ацию, | ||||||||||||||||
новых знаний | показывать по | источников | р.т. стр | ||||||||||||||||
карте маршруты | информации, | 20 № 5 | |||||||||||||||||
путешествий | сопровождать |
разного времени и | выступление | ||||||||||||||
периодов; | презентацией | ||||||||||||||
Открытия | 1 | Освоение Сибири. | называть | создавать | текущий | географичес | электронное | § 7, | |||||||
2.4 | русских | наиболее | устные | кий диктант | приложение к | повтор | |||||||||
путешественни | выдающиеся | сообщения о | учебнику | ить | |||||||||||
ков | результаты | географическ | парагра | ||||||||||||
Комбинирован | географических | их открытиях | фы 5-6, | ||||||||||||
ный урок | открытий и | на основе | стр 40 | ||||||||||||
путешествий; | нескольких | №5 | |||||||||||||
показывать по | источников | учебни | |||||||||||||
карте маршруты | информации, | ка, | |||||||||||||
путешествий | сопровождать | состави | |||||||||||||
разного времени и | выступление | ть | |||||||||||||
периодов; | презентацией | кластер | |||||||||||||
приводить | |||||||||||||||
примеры | |||||||||||||||
собственных | |||||||||||||||
путешествий, | |||||||||||||||
иллюстрировать | |||||||||||||||
их. | |||||||||||||||
Обобщение | 1 | Обобщение и практическая отработка | Познавательные | Регулятивны | тематический | тест | электронное | Р.т стр | |||||||
2.5 | знаний по | знаний и умений по разделу «Как | : осуществлять | е: при | приложение к | 21-22 | |||||||||
разделу: «Как | люди открывали Землю» | расширенный | планировании | учебнику | задания | ||||||||||
люди | поиск | достижения | для | ||||||||||||
открывали | информации с | целей | подгото | ||||||||||||
Землю». | использованием | самостоятель | вки к | ||||||||||||
Урок | ресурсов | но, полно и | ЕГЭ и | ||||||||||||
обобщения и | библиотек и | адекватно | ГИА | ||||||||||||
систематизаци | Интернета. | учитывать | |||||||||||||
и знаний | Метапредметные | условия и | |||||||||||||
: работа с | средства их | ||||||||||||||
текстом | достижения; | ||||||||||||||
ориентироваться в | |||||||||||||||
содержании | |||||||||||||||
текста и понимать | |||||||||||||||
его целостный | |||||||||||||||
смысл | |||||||||||||||
Составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Сравнивать планеты Солнечной | |||||||||||||||
3 | Тема 3: «Земля во Вселенной » | Всего часов 9 | системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, | ||||||||||||
вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составление характеристики планет- | |||||||||||||||
гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. Характеристика особенностей | |||||||||||||||
различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за звездным небом: какие | |||||||||||||||
созвездия я знаю и видел. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, | |||||||||||||||
о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов) |
Как древние | 1 | Что такое Вселенная? Представления | описывать | текущий | эвристическ | электронное | § 8, р. т | |||||||
3.1 | люди | древних народов о Вселенной. | представления | ая беседа | приложение к | стр 23 | ||||||||
представляли | Представления древнегреческих | древних людей | о | учебнику | заполн | |||||||||
себе | ученых о Вселенной. Система мира по | Вселенной; | ить | |||||||||||
Вселенную. | Птолемею | таблиц | ||||||||||||
Урок изучения | у, стр | |||||||||||||
и первичного | 45 | |||||||||||||
закрепления | учебни | |||||||||||||
новых знаний | ка ( | |||||||||||||
рубрик | ||||||||||||||
а | ||||||||||||||
подума | ||||||||||||||
йте) | ||||||||||||||
Изучение | 1 | Система мира по Николаю Копернику. | описывать | текущий | эвристическ | электронное | § 9, р.т | |||||||
3.2 | Вселенной: от | Представления о Вселенной Джордано | представления | ая беседа | приложение к | стр 25 | ||||||||
Коперника до | Бруно. Изучение Вселенной Галилео | древних людей | о | учебнику | № 4-5 | |||||||||
наших дней | Галилеем. Современные | Вселенной; | ||||||||||||
Урок изучения | представления о Вселенной | |||||||||||||
и первичного | ||||||||||||||
закрепления | ||||||||||||||
новых знаний | ||||||||||||||
Соседи Солнца | 1 | Планеты земной группы. Меркурий. | называть | и | текущий | устный | электронное | § 10, | ||||||
3.3 | Комбинирован | Венера. Земля. Марс | показывать | опрос | приложение к | р.т стр | ||||||||
ный урок | планеты | учебнику | 27 №5, | |||||||||||
Солнечной | учебни | |||||||||||||
системы; | к стр 56 | |||||||||||||
определять | и | № 2 ( | ||||||||||||
сравнивать | под | |||||||||||||
качественные | и | рубрик | ||||||||||||
количественные | ой | |||||||||||||
показатели, | подума | |||||||||||||
характеризующие | йте) | |||||||||||||
географические | ||||||||||||||
объекты | ||||||||||||||
Планеты- | 1 | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. | называть | и | создавать | текущий | географичес | электронное | § 11, | |||||
3.4 | гиганты | Плутон | показывать | письменные | кий диктант | приложение к | р.т стр | |||||||
и маленький | планеты | тексты | и | учебнику | 28 №6, | |||||||||
Плутон | Солнечной | устные | подгото | |||||||||||
Комбинирован | системы; | сообщения | о | вить | ||||||||||
ный урок | называть планеты | географическ | сообще | |||||||||||
планеты-гиганты | их | явлениях | ние с | |||||||||||
на | основе | презент |
нескольких | ацией | ||||||||||||
источников | |||||||||||||
информации, | |||||||||||||
сопровождать | |||||||||||||
выступление | |||||||||||||
презентацией. | |||||||||||||
Астероиды. | 1 | Астероиды. Кометы. Метеоры. | анализировать, | итоговый | тест | электронное | § 12, р. | ||||||
3.5 | Кометы. | Метеориты | обобщать | и | приложение к | т. стр | |||||||
Метеоры. | интерпретировать | учебнику | 32 №4- | ||||||||||
Метеориты | географическую | 6 | |||||||||||
Комбинирован | информацию; | ||||||||||||
ный урок. | |||||||||||||
Итоговый | |||||||||||||
тест за 1 | |||||||||||||
полугодие | |||||||||||||
Мир звезд | 1 | Солнце. Многообразие звезд. | анализировать, | текущий | решение | электронное | § 13, | ||||||
3.6 | Урок изучения | Созвездия | обобщать | и | ситуационн | приложение к | р.т стр | ||||||
и первичного | интерпретировать | ых задач | учебнику | 34 № 4, | |||||||||
закрепления | географическую | 35 №5- | |||||||||||
новых знаний | информацию; | 6, | |||||||||||
восстан | |||||||||||||
овить | |||||||||||||
логичес | |||||||||||||
кую | |||||||||||||
цепочк | |||||||||||||
у | |||||||||||||
Уникальная | 1 | Земля— планета жизни: | описывать | текущий | эвристическ | электронное | § 14 | ||||||
3.7 | планета— | благоприятная температура, наличие | уникальные | ая беседа | приложение к | подгото | |||||||
Земля | воды и воздуха, почвы | особенности | учебнику | вка | |||||||||
Урок изучения | Земли | как | сообще | ||||||||||
и первичного | планеты, | ния и | |||||||||||
закрепления | анализировать, | презент | |||||||||||
новых знаний | обобщать | и | ации, р. | ||||||||||
интерпретировать | т. стр | ||||||||||||
географическую | 36 №1 | ||||||||||||
информацию | |||||||||||||
Современные | 1 | Вклад отечественных ученых | представлять | в | создавать | текущий | выступления | электронное | § 15, | ||||
3.8 | исследования | К. Э. Циолковского, С. П. Королева в | различных | письменные | с | приложение к | р.т стр | ||||||
космоса | развитие космонавтики. Первый | формах | тексты | и | сообщениям | учебнику | 39 №5, | ||||||
Урок изучения | космонавт Земли— Ю. А. Гагарин | географическую | устные | и и | повтор | ||||||||
и первичного | информацию, | сообщения | о | презентацие | ить | ||||||||
закрепления | необходимую | для | географическ | й | парагра |
новых знаний | решения | учебных | их | явлениях | фы 8-14 | ||||||||||||
задач. | на | основе | |||||||||||||||
нескольких | |||||||||||||||||
источников | |||||||||||||||||
информации, | |||||||||||||||||
сопровождать | |||||||||||||||||
выступление | |||||||||||||||||
презентацией. | |||||||||||||||||
Обобщение | 1 | Обобщение и практическая отработка | Метапредметны | Метапредме | тематический | контрольная | р.т стр | ||||||||||
3.9 | знаний по | знаний и умений по разделу «Земля во | е: | выделение | тные: | работа | 40 | ||||||||||
разделу | Вселенной» | существенных | выдвигать | задания | |||||||||||||
«Земля во | признаков | гипотезы | о | для | |||||||||||||
Вселенной» | объектов, | связях | и | подгото | |||||||||||||
Урок | сравнение, | закономернос | вки к | ||||||||||||||
обобщения и | классификация по | тях | событий, | ЕГЭ и | |||||||||||||
систематизаци | заданным | процессов, | ГИА | ||||||||||||||
и знаний | признакам, | объектов; | |||||||||||||||
установление | организовыва | ||||||||||||||||
причинно- | ть | ||||||||||||||||
следственных | исследование | ||||||||||||||||
связей, | создавать | с | целью | ||||||||||||||
и | проверки | ||||||||||||||||
преобразовывать | гипотез | ||||||||||||||||
модели | для | ||||||||||||||||
решения задач | |||||||||||||||||
Тема 4: « Виды изображений поверхности Земли» Всего часов 4 | Определять направления по компасу, | расстояние с помощью шагов, дальномера | |||||||||||||||
4 | Составлять описание маршрута по плану местности. Распознавать условные знаки планов местности | ||||||||||||||||
Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между | |||||||||||||||||
географическими объектами с помощью масштаба. Самостоятельное построение простейшего плана | |||||||||||||||||
Стороны | 1 | Горизонт. Стороны горизонта. | объяснять | текущий | эвристическ | электронное | § 16, р. | ||||||||||
4.1 | горизонта | Ориентирование | значение понятий: | ая беседа | приложение к | т стр 41 | |||||||||||
Урок изучения | «горизонт», | учебнику | №1-2 , | ||||||||||||||
и первичного | «линия | стр 42 | |||||||||||||||
закрепления | горизонта», | №3-4 | |||||||||||||||
новых знаний | «стороны | ||||||||||||||||
горизонта», | |||||||||||||||||
«ориентирование» | |||||||||||||||||
Ориентирован | 1 | Компас. Ориентирование по Солнцу. | работать | с | ориентироват | текущий | практикум | § 17, | |||||||||
4.2 | ие | Ориентирование по звездам. | компасом; | ься на | стр 82 | ||||||||||||
Урок | Ориентирование по местным | ориентироваться | местности | учебни | |||||||||||||
комплексного | признакам. | на местности при | при помощи | к( под | |||||||||||||
применения | помощи | компаса, | топографичес | рубрик | |||||||||||||
ЗУН | карты, | местных | ких карт | ой | |||||||||||||
признаков. | подума | ||||||||||||||||
йте) |
План | 1 | Изображение земной поверхности в | объяснять | читать планы | текущий | практикум | электронное | § 18р. т | ||||||
4.3 | местности | древности. План местности. | значение понятий: | местности и | приложение к | стр 43 | ||||||||
и | Географическая карта. | «план местности», | географическ | учебнику | №1-2, | |||||||||
географическа | «географическая | ие карты | стр 45 | |||||||||||
я карта | карта»; находить | №5-6 | ||||||||||||
Урок изучения | и называть | |||||||||||||
и первичного | сходства и | |||||||||||||
закрепления | различия в | |||||||||||||
новых знаний | изображении | |||||||||||||
элементов | ||||||||||||||
градусной сети на | ||||||||||||||
глобусе и карте; | ||||||||||||||
использовать | ||||||||||||||
различные | ||||||||||||||
источники | ||||||||||||||
географической | ||||||||||||||
информации | ||||||||||||||
(картографически | ||||||||||||||
е) для поиска и | ||||||||||||||
извлечения | ||||||||||||||
информации, | ||||||||||||||
необходимой для | ||||||||||||||
решения учебных | ||||||||||||||
и практико- | ||||||||||||||
ориентированных | ||||||||||||||
задач | ||||||||||||||
Обобщение | 1 | Практическая работа № 2 | Регулятивные: | строить | тематический | практикум | стр 46- | |||||||
4.4 | знаний по | Обобщение и практическая отработка | целеполаганию, | простые | 47 | |||||||||
разделу | знаний и умений по разделу «Виды | включая | планы | рабочая | ||||||||||
«Виды | изображений поверхности Земли» | постановку новых | местности | тетрадь | ||||||||||
изображений | Ориентирование по плану и карте. | целей, | задания | |||||||||||
поверхности | Чтение легенды карты. | преобразование | для | |||||||||||
Земли» | Самостоятельное построение | практической | подгото | |||||||||||
Урок | простейшего плана | задачи в | вки к | |||||||||||
обобщения и | познавательную; | ЕГЭ и | ||||||||||||
систематизаци | ИКТ – | ГИА, | ||||||||||||
и знаний | компетентность: | состави | ||||||||||||
работать с | ть | |||||||||||||
географическими | кластер | |||||||||||||
картами | ||||||||||||||
Тема 5: «Природа Земли» Всего часов 10 | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать | |||||||||||||
5 | их между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладеть | |||||||||||||
простейшими навыками определения горных пород по их свойствам. Анализировать схему | ||||||||||||||
преобразования горных пород. Выявлять закономерности географического распространения | ||||||||||||||
землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса |
землетрясений и вулканизма мира. Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для | ||||||||||||||
Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) о роли | ||||||||||||||
содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Овладевать навыками чтения крат | ||||||||||||||
погоды. Характеризовать текущую погоду. Сравнивать показатели, применяемые для | ||||||||||||||
характеристики погоды и климата. Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по | ||||||||||||||
диаграмме. Выявлять взаимосвязи между отдельными составными частями гидросферы по схеме | ||||||||||||||
«Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки | ||||||||||||||
Земли и человека. Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. | ||||||||||||||
Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. | ||||||||||||||
Выявлять причины изменения растительности и животного мира от экватора к полюсам и от | ||||||||||||||
подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Проводить | ||||||||||||||
сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени | ||||||||||||||
плодородия используемых человеком почв. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их | ||||||||||||||
свойства | ||||||||||||||
Как возникла | 1 | Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. | анализировать, | текущий | эвристическ | электронное | § 19, | |||||||
5.1 | Земля | Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. | обобщать и | ая беседа | приложение к | стр. 93 | ||||||||
Урок изучения | Современные представления о | интерпретировать | учебнику | учебник | ||||||||||
и первичного | возникновении Солнца и планет | географическую | (под | |||||||||||
закрепления | информацию | рубрико | ||||||||||||
новых знаний | й | |||||||||||||
подумай | ||||||||||||||
те №1-2) | ||||||||||||||
Внутреннее | 1 | Что у Земли внутри? Горные породы и | объяснять | текущий | решение | электронное | § 20, р. т | |||||||
5.2 | строение | минералы. Движение земной коры | значение понятий: | ситуационн | приложение к | стр 52- | ||||||||
Земли | «литосфера», | ых задач | учебнику, | 53 №3-6, | ||||||||||
Урок изучения | «горные породы», | http://fmm.ru/ | составит | |||||||||||
и первичного | «полезные | ь | ||||||||||||
закрепления | ископаемые», | кластер | ||||||||||||
новых знаний | «рельеф», | |||||||||||||
Землетрясения | 1 | Землетрясения. Вулканы. В царстве | показывать | по | использовать | текущий | практическа | электронное | § 21 | |||||
5.3 | и вулканы | беспокойной земли и огнедышащих | карте | основные | знания о | я работа | приложение к | рассказ | ||||||
Комбинирован | гор | географические | географическ | учебнику, | и | |||||||||
ный урок | Практическая работа № 3 | объекты; | их явлениях в | http://montaro.ne | презента | |||||||||
Обозначение на контурной карте | наносить | на | повседневной | wmail.ru/ | ция | |||||||||
районов землетрясений и крупнейших | контурную | карту | жизни для | о | ||||||||||
вулканов | и | правильно | сохранения | природе | ||||||||||
подписывать | здоровья и | разных | ||||||||||||
географические | соблюдения | материк | ||||||||||||
объекты; | норм | ов | ||||||||||||
объяснять | экологическо | Земли, | ||||||||||||
особенности | го поведения | стр 56 | ||||||||||||
строения рельефа | в быту и | р.т № 6, | ||||||||||||
суши; | окружающей | учить | ||||||||||||
среде | номенкл |
атуру | |||||||||||||
Путешествие | 1 | Евразия. Африка. Северная Америка. | составлять | моделировать | текущий | рассказы и | электронное | § 22, р. т | |||||
5.4 | по материкам | Южная Америка. Австралия. | описания | географическ | презентации | приложение к | стр 58 | ||||||
Урок | Антарктида. Острова | географических | ие объекты | учебнику | №1-2, | ||||||||
комплексного | объектов | при помощи | стр 59 | ||||||||||
применения | компьютерны | №4, стр | |||||||||||
ЗУН | х программ | 60 -61 | |||||||||||
№5 | |||||||||||||
учить | |||||||||||||
номенкл | |||||||||||||
атуру | |||||||||||||
Вода на Земле | 1 | Состав гидросферы. Мировой океан. | объяснять | приводить | текущий | практическа | электронное | § 23, р. т | |||||
5.5 | Комбинирован | Воды суши. Вода в атмосфере | значение понятий: | примеры, | я работа | приложение к | стр 63№ | ||||||
ный урок | «гидросфера», | иллюстрирую | учебнику | 2-3, стр | |||||||||
Практическая работа № 4 | |||||||||||||
Обозначение на контурной карте | «океан», «море», | щие | роль | 64 №5, | |||||||||
материков и океанов Земли | показывать по | географическ | 7,9, стр | ||||||||||
карте основные | ой | науки в | 65 №12 | ||||||||||
географические | решении | учить | |||||||||||
объекты; | геоэкологичес | номенкл | |||||||||||
наносить на | ких | проблем | атуру | ||||||||||
контурную карту | человечества; | ||||||||||||
и правильно | |||||||||||||
подписывать | |||||||||||||
географические | |||||||||||||
объекты; | |||||||||||||
Воздушная | 1 | Состав атмосферы. Движение воздуха. | объяснять | использовать | текущий | эвристическ | электронное | § 24, | |||||
5.6 | одежда Земли | Облака. Явления в атмосфере. Погода. | значение понятий: | знания о | ая беседа | приложение | к | учебник | |||||
Урок изучения | Климат. Беспокойная атмосфера | «атмосфера», | географическ | учебнику, | http: | стр 124 | |||||||
и первичного | «погода», | их явлениях в | //www.pogoda.ru | под | |||||||||
закрепления | описывать погоду | повседневной | рубрико | ||||||||||
новых знаний | своей местности | жизни для | й | ||||||||||
проводить с | сохранения | подумай | |||||||||||
помощью | здоровья и | те №1-3, | |||||||||||
приборов | соблюдения | р .т стр | |||||||||||
измерения | норм | 67№8 | |||||||||||
температуры, | экологическо | ||||||||||||
влажности | го поведения | ||||||||||||
воздуха, | в быту и | ||||||||||||
атмосферного | окружающей | ||||||||||||
давления, силы и | среде | ||||||||||||
направления | |||||||||||||
ветра, | |||||||||||||
абсолютной и | |||||||||||||
относительной | |||||||||||||
высоты, |
Живая | 1 | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | объяснять | текущий | устный | § 25, стр | ||||||
5.7 | оболочка | значение понятий | опрос | 127 | ||||||||
Земли | «биосфера»; | учебник | ||||||||||
Комбинирован | а №1-3 | |||||||||||
ный урок | под | |||||||||||
рубрико | ||||||||||||
й | ||||||||||||
подумай | ||||||||||||
те | ||||||||||||
Почва— | 1 | Почва, ее состав и свойства. | различать | текущий | устный | ttp://soils.narod.ru | § 26, р .т | |||||
5.8 | особое | Образование почвы. Значение почвы | изученные | опрос | / | стр 70 | ||||||
природное | географические | №1-4, | ||||||||||
тело | объекты, | сообщен | ||||||||||
Комбинирован | процессы и | ия | ||||||||||
ный урок | явления, | |||||||||||
сравнивать | ||||||||||||
географические | ||||||||||||
объекты, | ||||||||||||
процессы и | ||||||||||||
явления на основе | ||||||||||||
известных | ||||||||||||
характерных | ||||||||||||
свойств и | ||||||||||||
проводить их | ||||||||||||
простейшую | ||||||||||||
классификацию; | ||||||||||||
Человек и | 1 | Воздействие человека на природу. | оценивать | текущий | эвристическ | § 27, | ||||||
5.9 | природа | Как сберечь природу? | характер | ая беседа | повтори | |||||||
Урок изучения | взаимосвязи | ть | ||||||||||
и первичного | деятельности | парагра | ||||||||||
закрепления | человека | и | фы 19- | |||||||||
новых знаний | компонентов | 26, стр | ||||||||||
природы в разных | 135 №2 ( | |||||||||||
географических | под | |||||||||||
условиях с | точки | рубрико | ||||||||||
зрения концепции | й | |||||||||||
устойчивого | подумай | |||||||||||
развития. | те) | |||||||||||
Обобщение | 1 | Обобщение и практическая отработка | Метапредметные | Познаватель | тематический | тест | р.т стр | |||||
5.1 | знаний по | знаний и умений по разделу «Природа | работа с | ные: основам | 71- | |||||||
разделу | Земли» | текстом- | рефлексивног | 72задани | ||||||||
0 | ||||||||||||
«Природа | выбирать из | о чтения; | я для | |||||||||
Земли» | текста или | ставить | подготов | |||||||||
Урок | придумать | проблему, | ки к ЕГЭ | |||||||||
обобщения и | заголовок, | аргументиров | и ГИА |
систематизаци | соответствующий | ать её | ||||||||
и знаний | содержанию и | актуальность; | ||||||||
общему смыслу | выдвигать | |||||||||
текста, | гипотезы о | |||||||||
использовать | связях и | |||||||||
различные | закономернос | |||||||||
библиотечные, в | тях событий, | |||||||||
том числе | процессов, | |||||||||
электронные, | объектов; | |||||||||
каталоги для | Регулятивны | |||||||||
поиска | е: | |||||||||
необходимых | самостоятель | |||||||||
книг | но ставить | |||||||||
Познавательные | новые | |||||||||
: давать | учебные цели | |||||||||
определение | и задачи, при | |||||||||
понятиям; | планировании | |||||||||
устанавливать | достижения | |||||||||
причинно- | целей | |||||||||
следственные | самостоятель | |||||||||
связи, объяснять | но, полно и | |||||||||
явления, | адекватно | |||||||||
процессы, связи и | учитывать | |||||||||
отношения, | условия и | |||||||||
выявляемые в | средства их | |||||||||
ходе | достижения | |||||||||
исследования, | ||||||||||
проводить | ||||||||||
наблюдение и | ||||||||||
эксперимент под | ||||||||||
руководством | ||||||||||
учителя | ||||||||||
Коммуникативн | ||||||||||
ые: адекватно | ||||||||||
использовать | ||||||||||
речевые средства | ||||||||||
для решения | ||||||||||
различных | ||||||||||
коммуникативных | ||||||||||
задач; владеть | ||||||||||
устной и | ||||||||||
письменной | ||||||||||
речью; строить | ||||||||||
монологическое | ||||||||||
контекстное | ||||||||||
высказывание |
Регулятивные: | ||||||||||
самостоятельно | ||||||||||
анализировать | ||||||||||
условия | ||||||||||
достижения цели | ||||||||||
на основе учёта | ||||||||||
выделенных | ||||||||||
учителем | ||||||||||
ориентиров | ||||||||||
действия в новом | ||||||||||
учебном | ||||||||||
материале; | ||||||||||
планировать пути | ||||||||||
достижения | ||||||||||
целей; | ||||||||||
устанавливать | ||||||||||
целевые | ||||||||||
приоритеты; | ||||||||||
Итоговый тест | 1 | итоговый | тест | |||||||
за 2 полугодие | ||||||||||
Резерв 1 час
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по географии составлена в требованиями нового стандарта (ФГОС) и ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012)...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс по ФГОС второго поколения к учебнику И. И. Бариновой
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и авторской программы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на базе УМК Полярная звезда под редакцией А. И. Алексеева...
Рабочая программа по географии 6 класс по ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на базе УМК Полярная звезда под редакцией А. И. Алексеева...