Европейский Северо - Запад.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
"Северо-запад России". «Окно в Европу» на Балтике
Цели урока: Образовательные:1. Сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона.
Развивающие: 2. Формирование информационной культуры учащихся. Продолжить формировать умение работать с разными источниками географической информации.
Воспитательные: 3. Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона, патриотических чувств к своей Родине.
Оборудование: экономическая карта России, атласы, у каждого ученика план изучения ЭГП, учебник, рабочая тетрадь,
Ход урока 1. Организация учащихся на урок. СЛАЙД 1
2. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
1.Перечислите ведущие отрасли специализации промышленности Европейского Севера.
2. В чем особенности географии металлургической промышленности?
3. В чем особенности географии топливной промышленности?
4. Отрасли лесной промышленности и центры переработки?
5. На основе какого сырья развита химическая промышленность Европейского Севера?
6. Какие ещё отрасли промышленности играют видную роль в развитии района?
7. Какими отраслями представлено сельское хозяйство?
8. Виды транспорта Европейского Севера и его направления.
9. Проблемы Европейского Севера и пути их решения.
3. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с экономическими районами России и следующий район, который будем изучать, уникален своим природным явлением. Это явление «Белые ночи». СЛАЙД 2
-Что такое белые ночи? С чем связано это явление? СЛАЙД 3
Ответ: Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него. СЛАЙД 4
Итак: Давайте знакомиться Европейский Северо - Запад.
- Откройте § 23 учебника стр. 145 , давайте прочитаем небольшую характеристику района. ------------------------------ СЛАЙД 5
- Из курса истории вы знаете о роли Петра 1 в истории России. Пётр I, мечтал превратить Русское государство в морскую державу, 27 мая 1703 года заложил новый город Санкт-Петербург, который стал русским портом на Балтийском море.
А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник»: СЛАЙД 5А
«Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.»
Автор нам предлагает следующий проблемный вопрос:
«Зачем Петр 1 стремился укрепиться на Балтийском побережье? В чём преимущество приморского положения? СЛАЙД 6
- Что вас заинтересовало? Какой вопрос у вас возникает исходя из этих фактов?
Ответ:
- Какие у вас будут гипотезы?
(гипотезы записать на доске)
2. Поиск решения: СЛАЙД 7
- Вспомните, по какому плану мы даем характеристику района.
Состав района.
Характеристика экономического района по плану:
1.ЭГП
2. Природа района и природные предпосылки
3. История освоения территории
4. Население и трудовые ресурсы
5. Хозяйство
6. Территориальная структура
7. Основные проблемы и перспективы развития.
- Сегодня мы с вами остановимся на рассмотрении только 1 и 2 пункта данного плана. СЛАЙД 8
Итак 1 пункт плана: состав района или визитная карточка района.
Таблица № 8 стр. 145 учебника СЛАЙД 9
- По таблице определите и покажите на карте субъекты РФ включенные в состав Северо-Западного экономического района. Сравните территории по площади и численности населения?
Ответ: Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, город Санкт-петербург. СЛАЙД 10 Выполните задания 1 в рабочих тетрадях урок 23 стр. 49 СЛАЙД
Обратите внимание на положение Калининградской области. Анклав РФ.
Что такое анклав?
Ответ: Анклав – это удаленная территория от основной части страны.
Калининградская область, уникальная территория, здесь располагается самая крайняя западная точка России. Где она располагается? СЛАЙД 12
Ответ: Коса в Гданьском заливе, Балтийского моря.
- О косе и других достопримечательностях Калининградской области, давайте прочитаем в учебнике под значком сова на стр. 146.
Ответ: -------------------------------------------------------------------
- Европейский Северо – Запад занимает выдающееся место в истории и культуре нашей страны. Небольшое сообщение.
Ответ:---------------------------------------------------------------------
Продолжаем: Зачем Петр 1 стремился укрепиться на Балтийском побережье? В чем преимущество приморского положения? СЛАЙД 13
- Ребята какой пункт плана мы с вами рассмотрели?
Ответ: 1. Состав территории или визитная карточка района.
- Следующий пункт плана ЭГП, которое, мы с вами также определяем по плану. Вспомните План характеристики ЭГП:
1.Положение района на территории государства.
2. Экономическое окружение.
3.Положение относительно крупных топливно-энергетических баз страны.
4. Положение по отношению к транспортным магистралям.
5. Изменение ЭГП района.
6. Вывод о возможности влияния ЭГП района на развитие хозяйства.
Итак:1. Положение района на территории государства. Определить по картам атласа стр. 30.и рис.127 на стр.120 учебника.
Оно может быть СЛАЙД 14
Ответ: Окраинным, пограничным, центральным.
2. Экономическое окружение: С какими экономическими районами России граничит Европейский Северо – Запад. СЛАЙД 15
Ответ: На северо-востоке с Европейским Севером и на востоке с Центральным экономическим районам. Государственные границы с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией и Калининградская область граничит с Литвой и Польшей.
- В рабочей тетради на стр. 50 задание 2 выберите. С какими государствами граничит район.
Ответ: Финляндия, Латвия, Литва Белоруссия.
3. Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.
- По картам атласа на стр.10-11 определите, запасы топливных и энергетических ресурсов района?
Ответ: Собственных топливно - энергетических запасов район не имеет.
4. Положение района к транспортным магистралям (Морским, речным и т.д)
Атлас стр.21,22,23.
Ответ: На территории района проходят важнейшие магистрали связывающие Европейский Северо –Запад с другими районами России и стран мира.
5. Изменение ЭГП.
- Какие изменения произошли в нашей стране в начале 90-х годов?
Ответ: Распад СССР и выход республик из состава СССР и образование новых независимых государств. Образование СНГ во главе с Россией.
- После распада СССР значение района выросло. До этого территория СССР располагало несколькими портами на Балтике, а в начале 90-х осталось два порта Санкт-Петербург и Калининград, который находится в незамерзающей части Балтийского моря, это делает его важным звеном в системе международных связей России.
6. Вывод о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.
Ответ: Большую роль в развитии региона сыграл фактор столичности------
III. Самостоятельное применение знаний.
А теперь давайте мы с вами выполним зад. 2 на стр.149
Оцените достоинства и недостатки ЭГП Европейского Северо-Запада. СЛАЙД 16
Ответ: Достоинство: 1. Удобное транспортно-географическое положение.
2. приморское положение
3. приграничное положение.
Т. Е. выгодное ЭГП района.
Недостатки: 1. Нет собственных запасов топливно – энергетических ресурсов.
ΙV. Итог урока. Как же мы с вами ответим на вопрос урока:
Зачем Петр 1 стремился укрепиться на Балтийском побережье? В чем преимущество приморского положения? СЛАЙД 17
Вывод: Строительство города-порта Санкт-Петербурга в устье реки Невы при её впадения в Финский залив Балтийского моря. Обеспечило устойчивые международные связи. Приморское положение С_З района способствует развитию широких торгово-экономических и культурных связей с зарубежными странами и внутренними районами страны. СЛАЙД 18
- Какие гипотезы подтвердились?
Домашнее задание § 23. Задание-проект на стр.149. СЛАЙД 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"
Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....
Презентация: Машиностроение Европейского Северо-Запада. 9 класс Дронов, Баринова, Ром...
Презентация к уроку "Хозяйство Европейского Северо-Запада"...
Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".
Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения"....
«Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада» 9 класс
Цели:1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пу...
Логический опорный конспект по теме "Европейский Северо-Запад" (география, 9 класс).
Логический опорный конспект по теме "Европейский Северо-Запад" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство&q...
Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".
Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения"....
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство»
Конспект урока по географии в 9 классе.Тема: "Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство".Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, научно-поисковый.Форма проведения: ком...